Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Багдасаров Р.В. - Мистика огненного креста 8 страница




ввваатввввваии

Средняя Азия. Четырехконечные свастики регулярно чеканились на реверсах медных монет царя Хорезма Вазамара в IV — V веках451. Свастики растительного вида встречаются в налепном орнаменте керамики Кафыркалы (Пенджикент, кон. VII в.)452. На монетах Чача (входившего в состав Тюркского каганата) VII—VIII вв. свастика изображена под «навесом», который служил символом алтаря огня, присутствующего на других монетах этой области453. В таком случае свастика обозначала сам священный огонь. На оборотной стороне монет Согда китайского образца ставилась трехконечная тамгообразная свастика (2-я четверть VII — середина VIII в.)454.

Африка. На северо-востоке Африки свастика появляется в Царстве Мероэ. На погребальной стеле II -III вв. левосторонний прямоугольный знак освящает одежду женщины, уходящей в загробный мир1’’.

Свастика выбита на бронзовых гирьках для взвешивания золота Ашанти (Гана, Зап. Африка). Исследователи считают это относительно поздним влиянием Старого Света, хотя признают, что западноафриканская свастика могла появиться независимо как результат «экспериментирования» с геометрическими формами456. А вот культовое опахало из дерева, изготовленное для дочери царя Еуо (Зап. Африка), где в центре изображена свастическая эмблема ветра, уже произвольным экспериментированием не объяснишь (см. Музеи Ольденбурга)457.

Свастика у индейцев. В Южной и Северной Америке свастика нанесена на глиняную утварь индейцев, вплетена в ковровые узоры. Знаки свастики на глиняной посуде 1000 1650 гг. был» обнаружены в речной долине Миссисипи. Ее использовали племена kickapoo, pottawatomie458. Доказательством того, что символ появился там до открытия материка Колумбом, служат находки в горах Хоупвел (округ Росс, Огайо) и Токо (округ Монро, Теннессн): это тонкие медные свастики с отверстием посередине, вылитые не менее 2000 лет назад359.

По T.-W. Danzel, свастика в доколумбовой Америке — эмблема солнечного божества460. В Кодексе Мендозы свастика вписана в крест на круглом медальоне, что вместе означает иероглиф золота461.

Свастика активно использовалась в индейской культуре «чако» на юго-западе США462. Совершенно осмысленно этот знак употребляется племенем гопи (петроглифы в районе Glen Canyon, Юта) и зуньи (петроглифы в Южных горах, Аризона). По данным 1896 г., зуньи из Ныо-Мехико соотносили его со сторонами света463.

Индейцы навахо применяли свастику в домашнем ткачестве и медицине164. Знак рисовался кровью жертвенных боровов по сглаженному песку. В магической церемонии больной укладывался на место рисунка. Все посторонние при этом удалялись. Если рассмотреть свастику навахо внимательнее, то видно, что на нее как на центральную схему нанизаны различные боги и стихийные проявления465.

IV ГАММ АД ИОН

вастика в раннем христианстве. «Для точного понимания настоящего значения символических изображений необходимо проследить историю их происхождения и их развития», — писал граф А.С. Уваров466.

Подчиняясь правилу о неразглашении тайн вероучения (disci plina arcani), установленному святыми отцами, христианское искусство с самого начала приняло символический характер, отсылающий к зашифрованным событиям истории. О главных догматах (таинствах) в среде некрещеных или оглашенных также позволялось выражаться лишь прикровенно467.

Этот особый способ выражения назывался символическим языком и складывался из слов, предложений, знаков и образов, «вполне ясных для христианина, посвященного во все таинства христианского учения, но остающихся совершенно непонятными для посторонних лиц». А.С. Уваров считал, что «хотя оба способа выражения — символическими словами и символическими изображениями - встречаются имеете, как бы взаимно пополняя друг друга..., но все- таки надо предположить, что они не произошли в одно и то же время. Вероятно, символические слова предшествовали символическим изображениям, которые, в свою очередь, являются.., пополнением или даже улучшением первого способа выражения... Всякое, даже отрывочное, выражение или отдельное слово, заимствованное из Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, или из молитвы, напоминало христианину не только всю мысль, изложенную в этом месте Священного Писания или в известной молитве, но вместе с тем напоминало ему и учение Церкви, связанное с ними»468.

Одно из центральных мест в символическом языке ранних христиан занимает свастика: «Гамматический крест встречается на христианских памятниках, прежде всего, радом с эпитафиями, раньше Константина. Мы видим его возле надписи III столетия из катакомб города Кьюзи в Тоскане; на надгробной плите римского происхождения, сохраняющейся теперь в собрании древностей города Бергамо, вместе с монограммой Константиновской, возле эпитафии 363-го г. и в сопровождении монограммы, венка и пальмы. Во многих других примерах равносторонний крест с загнутыми концами является пополнением катакомбных надгробий, или отдельно подле имени умершего, или между А и Q. Несколько раз повторен этот же знак на христианском саркофаге IV столетия (теперь в городе Милане)»469.

По мнению А. фон Фрикена, свастика («крест с загнутыми концами») замещала обычный крест для того, «чтобы напомнить орудие искупления, не изображая его открыто», так как прямой образ Распятия не 6buf тогда еще принят. Той же версии придерживался ранее И. Бердников, писавший: «Что касается до памятников, относящихся к И, 1|1 и к началу IV вв., то за немногими исключениями, на них употребляются только прикровенные изображения крестного знамения, как то:...особенная фигура, представляющая четвероконеч- ный крест с загнутыми концами»470.

Употреблявшийся римлянами задолго до Рождества Христова, свастичный крест не вызывал подозрений у сограждан-язычников и в то же время прикровенно содержал в себе изображение четверо- конечного креста. Трудно согласиться, однако, что христиане использовали свастику лишь как прикрытие креста, не вкладывая в нее особенного, свойственного только ей оттенка. Тот же равносторонний крест в катакомбах часто соседствует со свастикой. Следовательно, последняя обладала самостоятельным значением.

Буква g «гамма» в греческом языке имеет числовое значение «3», поэтому она выражает идею Св. Троицы. Англиканские археологи, которым часто'приходилось находить свастику-fylfot или -triskele на раннехристианских каменных крестах и плитах, писали, что она символизировала «краеугольный камень в основании Церкви»471. С подобными взглядами полемизировал Р. Генон, доказывая, что приписывание свастики значения «краеугольного камня» позднейшая новация472. Однако он впадает в иную крайность, отрицая возможность называния свастики «гаммадионом», что абсурдно, поскольку она состоит из четырех заглавных греческих Г («гамм»). Общая числовая сумма гаммадия равняется 12-ти, что является числом Нового Иерусалима как небесного архетипа Церкви. Здесь же раскрыта мистерия схождения Небесного Града, которое происходит не посредством статичной штамповки, а через динамически развивающийся гештальт.

Как полагал Т. Ролле, свастика, заключающая одну из христианских эпитафий III—IV вв., указывает на спасение, избавление, полученное душой скончавшегося473. В другой надписи IV в. за свастикой следует монограмма Христа; текст: «Луцилия (почивает) в мире»474.

Еще примеры. Погребальная надпись III —IV в. обрамлена изображением: птица (символ отпущенной к Богу души) пьет из сосуда приснотекущей благодати Св. Духа, которой соответствует раскручивающаяся свастика. Надпись на могиле отрока 1-й пол. IV в.: SOZON BENEDICTVS REDIDIT Deo spiritum ANnorum NOBE(m) (novem) BERVS (verus) ^ (Christus) ISPIRVM (spiritum tuum) IN PACe ET PETe PRO NOBIS. «Созон Бенедикт (Благословенный)

вошндшшпшнпшшишидвншш

предал Богу дух свой в 9 лет. Истинный Христос примет твой дух в мире. И пой (т.е. моли Бога) за нас». Текст предваряет собирающая свастика. Дух человека, отделившийся от тела, представлен здесь как частица Божественного Духа, возвращающаяся к Лону Отчему475. Христограмму j}<, встроенную во вращающуюся свастику, можно позднее встретить на Евангелии VIII в. из Тулузы476. Крючковатый (uncinate) крест, свастика или крест из 4-х греческих «гамм» символизирует вращение, а следовательно — жизнь, пишет В. Гросси477.

a-е) Свастика на надгробиях первых христиан: III —IV вв. (а); IV в. (6); III—IV вв. (в); III—IV вв. (г); 1-я пол. IV в. (д); е) монограмма

Спасителя, встроенная в свастику. Евангелие из Тулузы. VIII в.

Если рассматривать развитие искусства у народов, принявших христианство, можно убедиться, что большинство символов пришло туда из так называемого «язычества», приобретя новое качество. Целый комплекс христианских представлений связан и с этническими обычаями, которые освящались авторитетом Церкви. Как указывалось во II —III гл., освящение мест захоронения свастикой было широко распространено задолго до Рождества Христова.

На фреске IV в. из катакомбы Дженероза (Рим), вырытой под священной рощей братства Арвалов[14], Христос изображен в виде Доброго Пастыря. Он стоит, скрестив ноги, между двумя овцами, со свирелью в правой руке, поднося ее к устам и упираясь левой на посох. На нижней оконечности его короткой туники, в том месте, где по древнему обычаю нашивались круги из металла или из дорогих

материй (calliculae; от calix, «чаша»), два раза повторена раскручивающаяся свастика (ср. изображения калликул-свастик на одеждах римских воинов с мозаик Виллы Казале III —IV вв. н.э. в сицилийском городе Пьяцца Армерина478). Свастика-«чаша» видна на тунике Пастыря в стенописи катакомб Неаполя, где Он стоит, в том же положении, что и на фреске кладбища Дженерозы.

На одежде могильщика Дногена (катакомба Каллиста возле Ап- пиевой дороги в Риме) свастика-«чаша» повторяется трижды: на правом плече и обоих краях туники. Могильщики пользовались большим уважением в катакомбной Церкви. Это были люди, посвятившие себя прокапыванию галерей и погребению скончавшихся христиан. «Неутомимые работники подземного Рима и, вместе, самые верные... последователи христианского учения, они, вероятно, не раз рисковали жиз- нию, исполняя свою темную обязанность; собирая во времена гонений части мучеников перед глазами су-

На краях туники и правом плече могигьщика Диогена. Катакомбы Каллиста (ок. Аппиевой дороги, Рим). Надпись: «Диоген, могильщик, в мире, положен в восьмой день октябрьских календ»

шшвшшвшшпвшяншшвшшяшшя

Символическое изображение св. причастия (сосуд со свастикой), которого удостоена душа праведника (голубь) в райских обителях. Катакомбы Присциллы, cubicolo dei Bottai (Рим)

дей и палачей, на площадях, в амфитеатрах, перенося трупы из домов в катакомбы и прошпсая в них, когда вход в эти ипогеи был запрещен, под страхом смертной казни...»480.

На схематичной фреске из катакомбы Присциллы (усыпальница Боттаи) душа (голубь) сидит на краю сосуда с закручивающейся свастикой посередине481, что обозначает таинство причастия. Различные виды свастик покрывают священные сосуды и другие чаши как Западной, так и Восточной Церкви. См., например, ирландские чаши из Ардага (Национальный музей в Дублине) и Саттон-Ху (Британский музей в Лондоне)482.

Свастика использовалась в раннехристианских манускриптах.

Свастики с точками между ветвями стоят на полях коптского гностического кодекса IV в., написанного на папирусе (Berlin, Papyrussamlung Inv. Р.8502)483. Как знак примечания свастика употреблена в одном из древнейших греческих переводов Ветхого Завета — сиро-египетской рукописи С313 inf. VIII в., хранящейся в Амб- розианской библиотеке (Флоренция). Сама собирающая свастика нарисована черным цветом, а точки на ее концах проставлены красным484.

Разумеется, на гигантской территории Империи (тем более за ее рубежами) свастика была известна не одним римлянам. У других народов употребление символа обосновывалось их собственными автохтонными традициями. Христианизация Малой Азии и Кавказа началась задотго до реформы Константина Великого. Вполне вероятно, что свастика, хорошо понятная разным этносам, использовалась проповедниками христианства при распространении своей веры.

 

Прямоугольная свастика Свастика — значок примечания в одном на коптской декоративной из древнейших греческих переводов

ткани. I — II вв. Ветхого Завета. C313inf. VIII в. Амбро-

зианская биб пиотека, Флоренция

 

Благая Весть редко отказыватась от услуг прежнего символизма, но всегда придавала тому новый смысл. Так, распространение свастики среди коптов связано с появлением в Египте принявших христианство греков485. В первые века нашей эры свастика появляется на коптских льняных тканях и коврах (см., например, четкую прямоугольную свастику на декоративной ткани I- II вв.)486.

Символы свастики особенно часто встречаются в высокогорной области, охватывающей западную часть Дагестана, восточную часть бывшей Чечено-Ингушетии и примыкающие к ним местности северо-восточной Грузии487. Так, в аварской части Дагестана (на западе) свастикой до сих пор отмечены многие камни стенной кладки. Распространенным орнаментальным мотивом на кавказских коврах вплоть до XX в. оставались октагоны с 8-конечными звездами и свастиками в центре488.

Длительному сохранению свастики среди северокавказских народов способствовали также родовые тамги. Каждый знатный ингушский род, к примеру, имел свою тамгу, которая изображалась на стенах башен. У Евлоевых тамга представляет собой свастику, вписанную в квадрат (свастический крест совпадает с перекрестьем диагоналей квадрата, но не касается его сторон). По преданию, предок Евлоевых был священником храма Тхаба-Ерды «Святого Двух тысяч» (IX—XII вв.) в Ассинском ущелье вблизи селения Ха ipax489, который якобы посещала царица Тамара (причем именно в период священства этого человека). У Мальсаговых центральным элементом тамги является другая свастическая фигура. Существет мнение, что личное имя Мальсаг, от которого образовано фамильное имя Мальсаговы, может быть сближено со словом малх (по-ингушски «солнце»); отсюда — легенда о происхождении Мальсаговых от жрецов дохристианского культа Солнца. В ингушских орнаментах нередко встречаются фигуры, подобные «свастике Мальсаговых» (основные отличия: круг снабжен не четырьмя, а тремя полукружиями, причем точки пересечения полукружий с кругом образуют равносторонний треугольник; круг внутри пустой).

Исследователи советского периода обычно объясняли присутствие свастики «живучестью в художественном творчестве народных традиций»490. Однако «народной традицией» для многих кавказских народов в раннем Средневековье было христианство. Свастико-спиратевидные мотивы в сочетании с плетенкой характерный мотив для вотивньгх каменных стел Дагестана христианского периода (XI XIII вв.): «цепь» на розетке с. Корода Гунибского р-на491, с. Дус- рах Чародинского р-на и др.492. Ныне же народной традицией там является ислам. Почему бы не обратиться к интерпретации свастики в последнем?

Свастика в исламе[15]. Свастика нередко встречается в исламских каллиграфических надписях, причем указания на сакральный характер каллиграфии содержатся в самом Коране.

Сура 96, первая из ниспосланных Мухаммаду архангелом Джибрп- лом (Гавриилом Библии), открывается следующими пятью айятами:

Читай! Во имя Господа твоего. Который сотворил — Сотворил человека из сгустка.

Читай! И Господь твой щедрейший.

Который научил каламом,

Научил человека тому, чего он не зналт.

Куфическая каллиграфия:

а) схема спирали, по которой строится куфическая надпись; 6) куфическая надпись, составленная по спиральному центростремительному принципу

Таким образом, связь между Кораном как текстом, ниспосланным устно[16] (вначале Джибрилом Мухаммаду, а затем Мухаммадом — его соплеменникам), и каламом (письменной тростью, т.е. пером), основным инструментом каллиграфа, фиксируется в самом начале откровения. Однако перо, о котором идет здесь речь, есть Свет, то первое, что сотворил Бог[17]; посредством этого Вышнего Пера записано в Хранимой скрижали (небесном прототипе всех священных писаний, al-Lawh al-mahfuz) все, что будет494 .

Действительно, во втором по счету фрагменте Корана, ниспосланном Мухаммаду (первые айаты суры 68), говорится: Нун[18]. Клянусь Я каламом и тем, что написано49 . Графема нун слагается из нижней половины окружности и точки, являющейся центром этой окружности, поэтому Нун символизирует здесь чашу для чернил, которыми начертаны архетипы Хранимой скрижали498 . С другой стороны, Нун выступает в качестве своего рода Альфы и Омеги Творческого Акта, будучи первой буквой в слове, обозначающем первосотворенную реальность (а1-№г, Свет), и последней — в имени Милостивый (al- Rahman), ибо лишь благодаря бесконечной милости Бога свершается Творение (ср. высказывание Камаль ад-Дина Кашифи, XV в.)499.

Сакральный характер каллиграфии в исламе находит дальнейшее подтверждение в мусульманском предании. Основоположником арабской каллиграфии традиционно считается четвертый халиф мусульман (первый имам шиитов) Али, носитель и толкователь эзотерических знаний, разработавший почерк куфи501. Согласно известному' хадису, Али сказал: весь Коран содержится в открывающей главе, открываюищя глава — в басмале, басмала — в [букве] ба, ба — в диакритической точке [под ба], а я — та точка502 [19]. Здесь каллиграф уподобляется Творцу, а каллиграфия приобретает черты мисте- риальнош дейстгва, воспроизводящего Творение. Басмала — название формулы Bismi Allahi al-Rahmanl al-Rahl mi, которая представляет собой первый айат первой суры («Открывающей Главы»), предначн- нательное обращение к Всевышнему: Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного503. Ба — вторая буква в алфавите, в мистическом понимании связанная с сотворенным миром. Она символизирует отправной пункт, с которого начинается движение творимого универсума. В исламской мысли буква — наивысшее проявление божественного504. Неудивительно поэтому, что каллиграфически оформленные цитаты из Корана рассматривались благочестивыми людьми как талисманы; считалось, что созерцание каллиграфически написанного текста несет благодать, даже если созерцающий не в состоянии прочитать или не читает написанное505. Труд каллиграфа, многократно переписывающего Коран, считался богоугодным делом, подвигом. Сирийский воевода XIII в. Усама ибн Мункыз рассказывает, что его отец, владетельный князь Шейзара, сделал в течение жизни несколько списков Корана, в качестве упражнения в благочестии506.

Схема начертания /чтения айатов орнаментальными вариантами почерка куфи, например, угловым куфи, предполагает центростремительное движение, визу'альное «закручивание», поэтому некоторые из

 

них сходятся к центру в четкие прямоугольные свастики[20]. С помощью куфических свастик могли отображаться Божественные имена, а также имена людей, наиболее чтимых мусульманами — пророка Мухаммада и имама Али508. Исходя из четырехконечности символа имена повторялись соответствующее количество раз. Однако в арабской каллиграфии применялась не только классическая свастика, но и свастики, встроенные в пятиугольник, шестиконечную звезду509 и т.п.

Особый вид свастики содержал начертание одного из двух (наряду с Allah) имен Бога, обозначающих Его сущность (al-ism al-dhat)512. Это имя, Huwa, представляет собой личное местоимение «он», замещающее слово «Бог», и может переводиться на русский как «Он»313. По- видимому, статус имени оно получает в среде шиитов, полагавших, что слово Huwa может быть Величайшим именем (al-ism al-a'zam), произнесенным в двух местах Корана в составе формулы Аллах, s нет Бога, кроме Него, s [вечно] Живой, [вечно] Сущий (Allahu, la 'ilaha ’ilia Huwa, al-Hayyu, al-Qayyumu; 2:255 (так называемый Тронный айат) и 3: 2)514. Имя Huwa встречается также в знамен moil формуле единобожия суры 112. Считалось, что Бог не может не откликнуться на призыв, начинающийся произнесением Величайшего или Тайного имени (см., например, тафсир Сурабади, тоткование на 2:102515. «Крайний» шиит Абу- ль-Хаттаб (казнен в 760 г.) утверждал, что Тайное имя было открыто ему шестым имамом Джафаром ас-Садыком516. В видении, которое Ибн Араби описывает в «Мекканских откровениях», божественная самость, huwlya, является ему как слово Huwa; последователи Ибн Араби интерпретировали это имя как обозначение абсолютно не манифестируемой сущности Бога517. По А.Д. Кныпгу, имя Huwa употребляется Ибн Араби, когда он говорит о ранних этапах Творения, применительно к Богу, не ограниченному определениями (такими, как «создатель», «творец» и т.п.)518.

В виде собирающей свастики изображался меч имама Али «Зуль- фикар» с двумя лезвиями. Слева от него —! закрученная спиралью «улитка», басмала.

Орнаментальные украшения арабских рукописей XII —XVIII вв. (al-zakharifu al — arabyya, т.е. арабески)519 часто представлены свас- тическими розетками типа shamsa («солнце», «солнышко»), Кора-

 

ническое слово неоднократно именуется «светом» или его источником (4:174; 42:52). «Солнышки» могли ставиться как на полях, так и между строками. Обычно свастические розетки рисовали золотом, поэтому они и правда сияли. Свет здесь, конечно, служил лишь аллегорией над природного, таинственно-неуловимого Присутствия, которое служит путеводной звездой для верных, устремленных к нему520. Свастическими «солнышками» могли украшать и медные пеналы для письменных принадлежностей521.

Солярные медальоны могли усложняться, обрастая завитками, лепестками и т.п.522. Ритмичная пульсация «солнышек» на листе рукописи наводит на мысль о том, что возглашение Корана пронизывает все этажи мироздания. В заставке магрибского Корана 1729/30 — 1142 г. Хиджры523 свастическое движение выражено не столько геометрическим, сколько цветовым способом. Отходящие от центра «колеса» «спицы» переливаются и последовательно накладываются друг на друга. В центре «ступицы» четко обозначен завиток — сим-

вол истока Творения524. Свастика треножник из вставленных друг в друга параллелепипедов украшает персидскую рукопись Шах-Намэ523. Вероятно, она символизировала три пространственных измерения.

Помимо явных свастик исламские каллиграфы применяли свастические «узлы» и «плетенки», где использован принцип разнонаправленного развертывания и свертывания надга сей. Типичное сочетание каллиграфических надписей с растительным орнаментом и геометрическим узором интерпретируется традиционалистами таким образом, что каллиграфия, будучи непосредственно связанной с Божьим Словом, символизирует Принцип Творения, а геометрические и растительные арабески выражают соответственно неизменный (мужской) и изменяющийся (живой, материнский) его аспекты. Таким образом, каллиграфия, с одной стороны, дает начало орнаментальным украшениям, а с другой, интегрирует их в единое целое с текстом526.

Свастика встречается и на предметах быта средневековых мусульман. На жадентовом блюде из Персии свастика образована четырехкратно повторенным именем пророка Мухаммада527.

Мозаичный иол Дворца Хишама в Иерихоне (724) включает свас- тические меандр и плетенку528. Базовые элементы некоторых арабесок, в число которых входят свастики, широко использовались как организующее начало в декоративном орнаменте архитектуры ислама. Различные формы свастик повторяются в плиточной мозаике Кордовской мечети (X в.); все они ярко-красного цвета на белом фоне. Свастичес- кие арабески и просто свастики можно видеть на стенах архитектурных шедевров Багдада (аббасндское медресе аль-Мустансирия, XIII в.; джаляйридское медресе аль-Мирджания, XIV в.), Исфахана (медресе сефевидского периода Чахар-баг), Коньи (медресе Буяк-Каратай, XIII в.),

 

Самарканда (медресе Улут-бек 1434 г. и Тилля-Кари, 1618 г.), Ардеби- ля (мавзолей шейха Сефи XIV—XVI вв.)э29... В нише портала главного входа медресе Шир-Дор в Самарканде (XVII в.) свастика, повторяющая четыре раза имя 'Allah, помещена в центр530. Свастики других форм украшают стоящие по бокам минареты. Свастика-Ниша входит в орнаментальный декор некоторых мечетей Дамаска531.

Сложные варианты орнаментальной кирпичной кладки haslrl[21] содержат свастические мотивы, как чисто геометрические (задний фасад медресе аль-Мустансирия^32), так и каллиграфические. Наиболее известным архитектурным памятником, где представлены последние,

является минарет Сук аль-Газлъ в Багдаде, построенный уже при Ильханидах (XIII в.). Здесь свастика образуется четырехкратным начертанием имени имама Али, выполненным угловым куфи333 . Такое же начертание имени Али встречается на зданиях, возведенных в это же время в Иране и Турции; в частности, оно украшает мавзолей прославленного суфия Баязида Вистами534. Персидское название такой свастики — Chahar Ali («четыре Ата»), арабское — ‘Aliyat (мн. ч. имени «Али»). В Урфе, напротив так называемой «мечети Авраама», на стене здания также изображена свастика- Aliyat535. Другой замечательный пример выполнения надписей угловым куфи представляет минарет Зу-ль-Кифль, возведенный при Ильханидах (XIV в.) на месте предполагаемого захоронения пророка Зу-ль-Кифля (Иезекииль Библии); треугольный узор содержит явные свастические элементы. Ва-

риант прочтения надписи: «Ради любви Мухаммада и Али»536. Интересно, что свастики использованы архитекторами и во внутреннем убранстве мечети, частью которой является минарет537.

Богато украшен свастиками ханака (мавзолей) Ходжи Ахмеда Яссави (1103—1166/67) — великого проповедника Ислама среди тюрков, основателя суфийского ордена Ясавийа. Религиозно-проповедническая деятельность святого шейха протекала в основном в городе Яссы (ныне г. Туркестан на юге Казахстана), там же он скончался и был похоронен в специально сооруженном для него мавзолее. Это место превратилось в место массового паломничества и поклонения мусульман. В конце XIV в. по велению Эмира Тимура, почитавшего Ходжу Ахмеда, на месте небольшой усыпальницы был воздвигнут грандиозный мавзолей. Строительством руководил Мавляна Убайдулла Садр. Эта обитель была и остается духовным сердцем тюркского мира и символом дружбы. Ее внешние стены покрыты облицовочной плиткой, которая слагается в орнаментальную свастическую сетку. В ней помещены многочисленные благочестивые восклицания, начертанием букв напоминающие разные виды свастик. Все здание густо усеяно священными монограммами: «Бог», «Мухаммад», «О, Милостивый!», «Царство [принадлежит] Богу», «Бог мой Владыка» и т.н.539.

Па11Ш!|Ш11ШППв11ШППШ11ШППШ11ЁППШ11ШПИШ11ШППШ11Ш

10 свастических квадратов на деревянной двери. Мастер Нури ибн Юнис. Джами аль-Имам Ибрагим. Мосул. 1104/ 498 г. Хиджры

Одна из важных идей космогонии ислама — создание мира из единой точки540. Свастика выражает тут сам процесс творения, имеющий характер движения по кругу; Ибн ал-Араби выражает это известной максимой: «Каждая причина есть следствие своего собственного следствия»541 (ср. подробное описание Творения в трактатах «Изображение окружностей»342 и «Путы для готовящегося вскочить»543).




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных