Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Багдасаров Р.В. - Мистика огненного креста 18 страница




Соответствующее давление было оказано на подконтрольные властям церковные организации. Их оценка свастики дополняла официальную пропаганду. Если коммунисты видели в свастике «человеконенавистничество», то просоветский епископат «язычество».

вв1м1и1вдй11нй11нп§11ви^1вп11аи1аш

Архиереи опознали в гитлеризме «антихристианскую закваску». Отсюда вывод: свастика выражает чуждый христианскому духу смысл. В пасхальном послании от 2.4.1942 г. Экзарх Прибалтики митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский, fl944) провозглашал: «...Не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо Креста Христова признать своим знаменем языческую свастику». Подчеркнув нецерковный характер применения символа, владыка Сергий ссылается на знамение, явленное императору Константину, утвердившее примат Креста: «Не забудем слов «Сим победи- ши». Не свастика, а крест призван возглавить христианскую нашу культуру, наше христианское жительство»1236.

К сожалению, в послании никак не упоминаются пятиконечная звезда и прочая атрибутика коммунизма, под знаменем которой уничтожалась в СССР религия. Под звездой, серпом, молотом, профилями Маркса, Ленина и Сталина, а не под знаменем Креста воевали с Германией наши солдаты. Кроме того, в пылу патриотической риторики владыка умалчивает, что равноконечный Крест (который и был явлен Константину Великому) осенял именно германские, а не советские войска, состоявшие по большей части из отступников и атеистов. Разные формы креста служили в германской армии как отличительными, так и наградными знаками. То, что свастика является древнейшей разновидностью христианского креста, вряд ли было секретом для высшего духовенства, ведь до революции этому учили даже в семинариях. Так, в «Руководстве по лтургике, или Науке о православном Богослужении, для духовных семинарий» (Тверь, 1886, с. 344) архим. Гавриила свастика названа «крестом гамматическим».

Если синодальные богословы еще совсем недавно полемизировали со старообрядцами, защищая все формы креста, как равночестные[43], то «красные архиереи» (выражение преп. Нектария Оптинского) без зазрения совести взирали на памятники «боевой славы», где гамма- тический крест кощунственно попирает пятиконечная звезда[44].

В 1940-е гг. свастика превратилась в символ чужой, враждебной, а затем побежденной государственности. Тем, кто не желал признавать этого, сотрудники гос. безопасности быстро разъясняли ошибку. Не следует забывать, однако, что причины отвержения свастики лежат не столько в политической, сколько в духовной сфере жизни нашего многострадального Отечества. Ведь победив Германию, Советский Союз не стал православной державой, не отказался от атеизма, а лишь слегка умерил его оголтелость. Свастика изначально является символом Духа Божия, и ее невозможно понять, забыв о том, через кого этот Дух подается, — о полновластном Государе, Самодержце.

•"t

24 января 1918 года царица Александра Феодоровна посылает генералу А. В. Сыробоярскому из Тобольска знаменитые стихи, начинающиеся со слов:

Пошли нам, Господи, терпенье В годину■ буйных мрачных дней Сносить народное гоненье И пытки наших палачей...

Под датой — собирающая свастика (гаммированный крест), на обороте открытки — Спаситель в терновом венце, репродукция с картины Барбиери |237.

«Когда царь и царица, — рассказывает владелец дома в Екатеринбурге Н.Н. Ипатьев, — были перевезены в мой дом на Вознесенской площади, царица на раме окна одной из комнат написала в память своего приезда дату: [знак свертывающейся свастики] 17/30 апр. 1918»'ш. В этом доме Николай II и его семья будут убиты спустя 3 месяца.

Через полгода, 27 января 1919-го, в Петрограде совершился последний акт уничтожения царской фамилии ,239. Прямо во дворе Петропавловской крепости были расстреляны из револьверов великие князья Николай Михайлович, Дмитрий Константинович, Павел Александрович и Георгий Михайлович и похоронены там же. Это было проделано <ев порядке красного террора» в ответ на «злодейское убийство в Германии товарищей Розы Люксембург и Карла Либкнехта», за несколько дней до отмены смертной казни.

Последние жертвы были умерщвлены неподалеку от фамильной усыпальницы императоров России. Посередине же крепости возвышается Петропавловский собор, опоясанный по верху карниза чугунной решеткой из левосторонних, собирающих, и правосторонних, сеющих, свастик. Все решетки, ограждающие императорские надгробия в Царской усыпальнице Петропавловского собора также орнаментованы свастическими крюками. Свастическая плетенка присутствует и в оформлении часовни Св. Николая в Ницце (1866 —1867) на месте дома, где скончался сын Александра II, цесаревич Николай.

Свастика сопровождала Семью Императора при жизни и после смерти. Но чтобы приблизиться к мистическому пониманию связи между ней и последним Самодержцем, необходимо добавить еще несколько штрихов.

Знак полюса. В 1914 г. произошло событие из-за военной поры, революционных потрясений и гражданской усобицы, не получившее должного резонанса, но чрезвычайно значимое для понимания свастики в «коллективном бессознательном» России. Полярная экспедиция, прошедшая Северный Ледовитый океан с востока на запад, совершила крупнейшее географическое открытие. Капитаны Борис Вилькицкий и Петр Новопашенный, моряки ледокольных судов «Таймыр» и «Вайгач», нанесли на карту и описали обширнейший архипелаг в Карском море. Он получил название Земли Императора Николая J1, но после октябрьского переворота был сразу переименован в Северную Землю1240. Она стала ближайшей к Полюсу территорией Империи. Имя последнего Императора оказалось синонимом Севера.

— Где же тут связь со свастикой? — вправе поинтересоваться читатель.

Рассматривая арийское понятие чакравартина (букв, «вращающего колесо»), Р. Генон связывает его с определенным социальным положением, которое позволяет реально отождествить носителя абсолютной сакральной власти — «Царя Мира» — с принципом свастики, человеческим отражением которого он является и в сравнении с которым превращается в ничто его индивидуальность1241. Таким лицом в религиозном сознании народов России мог быть только один человек — правящий Государь. Единственный в мире прошедший дважды через таинство миропомазания, венчанный на Царство, православный император мистически являлся вращающим «колесо истории», тем, кто, пребывая в центре мироздания, управляет движением вещей, не принимая в нем непосредственного участия, или, со-

гласно выражению Аристотеля, — «неподвижным двигателем». «Центр, о котором идет речь, — пишет Р. Генон, — это недвижная точка, во всех традициях единодушно именуемая символическим «полюсом» бытия, ибо именно вокруг нее осуществляется круговращение мира, который, в свою очередь, чаще всего символизируется колесом: именно так обстоит дело и у кельтов, и у шумеров, и у индусов. Таков истинный смысл свастики, знака, распространенного от Дальнего Востока до Крайнего Запада: это прежде всего «знак полюса», о чем следовало бы знать современным ученым, которые напрасно пытались объяснить этот симвот с помощью самых фантастических теорий»1242.

Рассуждения Р. Генона о природе абсолютной власти можно считать, если угодно, вариацией православной формулы самодержавия («Царь по естеству подобен остальным человекам, властью же подобен Богу») и апостольского учения о Катехоне-Удерживающем (2 Фес. 2:1—4, 6—8)1243. Центр свастики, в приложении к Российской Импе-

шшшшшншншидшшммин

Т. __ рии, символизировал трон правовер-

' - t!'> ного Царя. Земной трон, в свой черед,

III И ИАЛТИв 2 1Дйу являлся аналогом Небесного Престо-

*JLAx0 д го»г< С Л»Ьл И К Я лаописанного древними пророками ^ (см. III гл. и сл.). Ему соответствует

православное понятие «миродвижи- тель» (косцйхтггц;), мелькающее в богослужебных текстах1244.

Насколько осознавалась Царской Семьей аналогия между знаком свастики и сакральным статусом Государя, могло бы прояснить обращение к оригиналу одного опубликованного письма. Александра Феодоровна пишет Ю.А. Ден из Тобольска 2.03.1918 г.: «Дети все выросли, Мари очень похудела, а четвертая толстая и маленькая. Татьяна, как всегда, помогает всем и повсюду; Ольга ленится, но душой они все заодно. Они целуют вас нежно — [далее, как указывают комментаторы, на месте слова «Государь» стоит знак] шлет сердечный привет». Какой знак именно — нигде не указано1245. Однако, учитывая ограниченность Николая II в переписке, можно уверенно предположить, что знак свастики на ряде писем Александры Феодоровны из заточения обозначал лицо Императора.

С наступлением Нового времени, чередой революций, падением и редукцией европейских монархий, российский престол остается практически единственным, сохранившим священный статус. Хотя при внимательном анализе фактов создается впечатление, что почитание персоны Государя утратило инспиративный (вдохновляющий) характер для русских, все более отдалявшихся от православия, но продолжало оставаться таковым для «инородцев», гораздо сильнее приверженных своим традиционным ценностям.

После Екатерины II все российские монархи рассматривались ламами высоких посвящений как воплощения почитаемой в Тибете богини Цагаан Дара-эхэ (Белой Тары)1246. Буддисты России и Тибе-

шшпшвпшшвшпишишмашЕдавян

та de jure считали императора Николая Александровича Чакраварти- ном, добродетельно и мудро правящим страной, всемерно поддерживающим учение Буд ды. Как полагал видный деятель калмыцкого буддизма Д. Ульянов, Россия представляла собой Северную Шамбалу1247.

22 июня 1901 г. Государь принял в большом зале Петергофского дворца особую миссию Далай-ламы XIII во главе с лхарамбой Агва- ном Доржиевым, прибывшим из Тибета. Царю были переданы письмо и подарки от Далай-ламы1248. По свидетельству еп. Митрофана (Знос- ко), делегация поднесла Императору подлинные одежды Буд ды. «Тебе одному принадлежат они по праву, и ныне прими их от всего Тибета», — произнес престарелый лама1249. В 1908 г. Государю была поднесена мандала «Тринадцатеричный Ваджрабхайрава» от Бакши буд- дистов-калмыков Дона. Как указывает О.В. Горовая, в акте дарения прослеживается четкая сакральная мотивация, поскольку это мандала очень высокого эзотерического уровня. Учение (тантра) Ваджраб- хайравы является основной тантрой школы Гелугпа в Тибете, Монголии, Калмыкии и Бурятии. Центр Ваджрабхайравы — личный монастырь Далай-ламы намгьел. Дар ламы можно воспринимать как знак глубочайшего почитания: властелину Империи передают священный мандал владыки тантры Ваджрабхайравы. Возникает особая сакральная связь между монархом и иерархом-наставником. Подобный дар обладает «скрытым смыслом бесконечного почитания царя, который покровительствует буддизму и в этом сопрягается с властелинами древности, которых воспринимали как Дхарма-раджей»1250.

В геополитические планы Николая II входило расширение Империи на юго-восток, постепенное присоединение Тибета и Монголии, народы которых видели в нем «Белого Царя», Миродержца. Под этим углом зрения следует рассматривать и возведение в Петербурге крупнейшего в Европе буддийского молитвенного здания1251. Вопрос о строительстве храма детально обсуждался Государем с А. Доржиевым 4.8.1907 г.; тогда же Николай Александрович передал свое приглашение приехать в столицу Далай-ламе1252. Первая служба в храме Калачакры состоялась 21.2.1913 г. и была приурочена к 300-летаю Дома Романовых. Свастика (тибетск. bkra shis ldan) была выложена плитками на полу зала молебствий; в советские годы ее уничтожили1253. На открытии, как сообщало «Новое время», храм был украшен русскими флагами и флагами Тибета с буддийскими эмблемами1254 (в число которых тоже, надо полагать, входила свастика). В 1914 г. Государь лично утвердил штат храма из 9 человек1255.

Свастика, выложенная плитками на полу зала молебствий храма Калачакры в С. -Петербурге (в годы атеизации уничтожена).

Фото из Архива РАН

Беспрецедентная в тогдашней Европе свобода предоставлялась исламу. 3 февраля 1910 г. в столице началось строительство величественной соборной мечети. За архитектурную основу был

I взят мавзолей Гур-Эмира в Самарканде, где на- ’ «ЭВ ходится гробница Тимура. Работы завершились уже после кончины Государя в 1920 г.

29 мая 1914 г. удивительно ч}ткий мыслитель В.В. Розанов делает дневниковую запись: «Государь... один и исключительно смотрит на вещи не с точки зрения “нашего поколения”, но всех поколений Отечества, и бывших и будуших... у него есть что-то или скрыто в нем. Что-то есть “подземное”, — а “современного” нет ничего и не должно быть... Есть особая тайна, “тайна царева ’, которая совершенно никому не рассказана и никогда не будет рассказана, ибо уже с рождения, как бы “a priori’’... царю дано то, что «под глазом его все умаляется» до пыли, до мелочи, до “преходящего” и “ненужного”, и взгляд этот имеет соотношение только “с границами вещи”, с тем, что лежит “за нашим поколением”, далеко впереди него и далеко позади него. Вечность. Царь. Отечество. Государь не может смутно не чувствовать, что заключенное в сердце его (“тайна царства”) вообще не рассказуемо, не объяснимо, не выразимо... Бытие. Вот его область. Великое “быть по сему”. Мне хочется сказать то, чего я не умею объяснить, что в “быть по сему” никогда не может заключиться ошибки, хотя бы “быть по сему” иногда не удалось, повяло от горечи и несчастья (несчастная война)... Царь есть часто носитель великих неудач. Т.е. корифей великих хоров трагедий: и мы должны кидаться вслед за ним во всякую трагедию с мыслью, что “погибнем”, но “за лучшее”. Царь — всегда за лучшее. Вот его суть и подвиг. Царь (и это есть чудо истории) никогда не может быть за низкое, мелочное, неблагородное»1256.

«...должны кидаться вслед за ним...», но такое настроение было далеко не свойственно собственно русской элите, которая склонна была не преданно служить Государю, а требовать от него соотве ствия своим идеалам (безразлично, — модернистским или консервативным). Даже православное духовенство, на словах преданное престолу, не желало делить с Николаем II ответственность за новую религиозную политику. Оно отказывалась признать очевидную вещь: логика расширения Империи диктует предельную лояльность в вопросах веры. Архиеп. Никон (Рождественский) и другие требовали остановить строительство «капищ» в Петербурге, максимально ограничить деятельность не-христианских конфессий и т.п.1257. Удовлетворить этим требованиям значило жестоко унизить не-христиан, которые, исходя именно из своих традиций, желали послужить российскому престолу. И Николай Александрович, как отец всех народов, входящих в Отечество, не мог пойти на такой шаг.

Политика последнего Царя до сих пор ставит в тупик как светских, так и церковных историков. В ней сочетаются как традиционализм, так и мощные либеральные тенденции, личная верность православию и небывалое для России отсутствие религиозного гнета. Внешние противоречия и внутренняя цельность плотно скрывают тайну священной особы.

При взгляде на последнее царствование в глаза бросаются два парадокса.

Первый — личность Государя. В свете архивных публикаций совершенно очевидно, что Николай Александрович был сильной, всесторонне развитой индивидуальностью, обладал высокими нравственными качествами. Но его личность практически никогда не проявлялась в государственных делах так, как это характерно для «сильной» исторической личности. В ключевые моменты Государь проявлял какую-то ледяную холодность, которую подданные толковали на свой лад, за глаза упрекая его в «нерешительности», «медлительности», «слабости», «серости», даже «слабоумии»...

С этим трудно согласиться. Существует множество фактов, свидетельствующих о ясном понимании Николаем Александровичем своей исторической роли. Французский посол при Русском Дворе М. Палеолог вспоминал слова Николая И, однажды сказанные им после молитвы перед принятием важного решения: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да совершится воля Божия!» «Крестный путь» Государю предсказал в своей келье и знаменитый старец Варнава Гефсиманский (tl906). Не раз делались предсказания государыне. Одно из последних было дано в Новгороде в декабре 1916 г. старицей Десятинного монастыря Марией Михайловной. Два раза повторила она Александре Феодоров- не: «А ты, красавица, — тяжелый крест — не страшись»1258.

Эра христианского самодержавия приближалась к концу. Если Константин Великий был ее «альфой», то Николай II — «омегой». Как личность, он ничего не мог и не хотел тут менять, ибо считал, что таково высшее предопределение. При желании можно предъявить Царю упрек в фатализме, но тогда придется признать, что столь же фаталистически были настроены большинство русских подвижников кон. XIX — нач. XX в., предрекавших реки крови и скорый приход антихриста1259. Лично от Царя зависело, в какой позиции он принимает эту данность, в какие цвета будет окрашен Конец Эпохи. Хорошо известно, что наперекор всем неблагоприятным обстоятельствам правление Николая и Александры ознаменовало высочайший взлет России. И это — второй парадокс.

Определенный свет на «тайну цареву» проливает факт, что Николай II (будучи цесаревичем) первый из русских Государей совершил кругосветное путешествие[45]. Когда он прибыл в 1891 г. в Японию, буддийские священнослужители оказывали ему особые почести. «Это не были просто почести, оказываемые наследнику престола великой державы, — полагал уже упоминавшийся еп. Митрофан, — в лице их как бы весь буддизм склонялся перед Цесаревичем... Каждая такая встреча носила характер какого-то непонятного таинственного культа, совершаемого пред высшим воплощением, по воле небес сошедшего на землю с особой миссией. При входе Цесаревича в храм буддийские священнослужители повергались пред ним ниц, а когда он их подымал, смотрели на него с благоговением и трепетом, торжественно, едва касаясь его, вводили его в святилище своего храма. Если же кто из свиты хотел войти вслед за Цесаревичем, его не пускали. Раз такую попытку сделал принц Георгий Греческий, но ламы преградили ему путь».

Далее вл. Митрофан рассказывает о посещении Николаем Александровичем известного отшельника Теракуто, жившего в одной из рощ вблизи Киото[46]. «Уже издали подходящие увидели распростертую фигуру затворника-буд диста. Наследник наклонился и бережно поднял его с земли. Никто не произнес ни слова, ожидая, что скажет затворник. Смотря невидящими глазами, как бы оторванный от всего земного, заговорил Теракуто:

щщцддвщцвдщщщщщщЕИ

«Полярный» Христос. Серебряный образок, которым благословила мать капитана 2-го ранга П. Новопашенного, уходившего в полярную экспедицию 1913— 1914 гг. Риза Спаса усыпана свастическими знаками.

Прорисъ

— О ты, Небесный Избранник, о великий искупитель, мне ли проречь тайну земного бытия твоего? Ты выше всех. Нет лукавства, ни лести в устах моих пред Всевышним. И вот тому знамение: опасность витает над Твоей главой, но смерть отступит и трость будет сильнее меча... и трость засияет блеском[47]. Два венца суждены тебе, Царевич: земной и небесный. Играют самоцветные камни на короне твоей, владыко могущественной Державы, но слава мира преходит и померкнут камни на земном венце, сияние же венца небесного пребудет во веки. Наследие предков твоих зовет тебя к священному долгу. Их голос в твоей крови. Они живы в тебе, много из них великих и любимых, но из них всех ты будешь величайшим и любимейшим. Великие скорби и потрясения ждут тебя и страну твою. Ты будешь бороться за всех, а все будут против тебя. На краю бездны цветут красивые цветы, но яд их тлетворен; дети рвутся к цветам и падают в бездну, если не слушаются отца. Блажен, кто кладет душу свою за други своя. Трижды блаженный, кто положит ее за врагов своих. Но нет блаженней жертвы твоей за весь народ твой Настанет, что ты жив, а народ мертв, но сбудется: народ спасен, а (ты) свят и бессмертен. Оружие твое против злобы — кротость, против обиды — прощение. И друзья и враги преклонятся пред тобою, враги же народа твоего истребятся. Вижу огненные языки над главой твоей и семьей твоей. Это посвящение. Вижу бесчисленные священные огни в алтарях пред вами. Это исполнение. Да принесется чистая жертва и совершится искупление. Станешь ты осиянной преградой злу в мире. Теракуто сказал тебе, что было открыто ему из Книги судеб. Здесь мудрость и часть тайны Создателя. Начало и конец. Смергь и бессмертие, миг и вечность»1260. Важно помнить, что все это также происходило под знаком свастики, до сих пор осеняющим в Японии все буддийские храмы.

Тот факт, что капитана П. Новопашенного, открывшего «Землю Императора Николая», мать благословила в плавание изображением Спасителя в покрытой свастиками ризе, со звездной сферой, увенчанной крестом, говорит слишком о многом, чтобы раскладывать это единое на составные части... Завершилась важная эпоха в жизни человечества. Достигнув Полюса (в физическом и метафизическом смысле), христианская Империя перестала существовать, чтобы слиться с самими основами Экзистенции. Так до нее растворились во времени Египет, Троя, Персия, Эллада, Рим... Альфа соединилась с Омегой, обозначив свастику — высший принцип, которому подчинено бытие Вселенной.

Свастика в небесах. Невзирая на прерванность традиции, всевозможные законодательные препоны, для жителей нашей страны по- прежнему остается доступен подлинно космический спектр понимания свастики, со всеми ее возможными разновидностями. Тех, кого раньше объединяла могущественная Империя, на фоне ее распада продолжает духовно соединять знак свастики: мусульман, христиан, буддистов, язычников.

Пятиконечная звезда, воцарившаяся после Октября, символизирует статичное единение в чувственно-материальном аспекте (у человека пять чувств). Свастика же дает динамичный принцип единения — духовно-циклический, где каждый из концов переходит в следующий, а вместе они имеют общий центр. Мы живем в постоянно меняющем свой облик, пульсирующем мире, в котором тем не менее существует неизменная «ось», соединяющая нас с процессами вселенского масштаба. Выход на эту «ось» возможен лишь после экзистенциального осознания цикличности того, что происходит на Земле. Звезда не дает такой идеи, она внушает мысль о статичности, как уже об осуществленном идеале.

Вс II главе затрагивался вопрос о симметрии свастики и звезды. Равный элемент последней имеет собственную ось симметрии, чем отличается от равного элемента свастики. Если социальное устройство современной цивилизации символизирует звезда с п-миллиард-

ШИШВИПШШИёПВИтИШииЕИН^Ш

ным числом лучей-людей, то необходимо предположить, что каждый из них обладает автономным бытием... К несчастью, подобный взгляд — иллюзия. В нее приятно верить, но такая вера только удаляет нас от правды. — В современной цивилизации нет субъекта, который обладал бы собственной «осью» и был независим от мирового процесса. Ныне не существует абсолютного лидера, чакраварти- на или самодержца*. В лучшем случае мы обладаем лишь волей к созданию условий для его появления, а в настоящий момент должны принять положение взаимной обусловленности и зависимости друг от друга. Может быть, тогда нам откроется смысл счастья и духовной любви, заключенный в свастике...

Люди, бессознательно руководствующиеся идеей звезды (базовым символом современной цивилизации), постоянно сталкиваются с мировой динамикой, разрушающей их планы. Психический вред от повсеместного использования звезды трудно сейчас оценить. Даже сама постановка такой проблемы может вызвать возражения. Волей-неволей, однако, в международной геральдике наметилась тенденция к замене зеркально-симметричных розеток (прежде всего звезд) композициями, где бы они располагались в круговом порядке, что является шагом в правильном направлении (ср. эмблему Евросоюза).

Изгнанная из социальной сферы свастика все чаще возникает уже как нерукотворное чудо, небесное знамение, чистый феномен религиозного сознания.

Традиционно в народе считается, что на Благовещение и Пасху «солнышко играет», чему соответствуют солярные знаки — вихревые свастики1262. Участвующие в православных обрядах верующие отмечают схожие знамения не только на большие праздники. Так, 25.10.1994 г. паломники приехали почтить икону Богоматри «Избавительница от бед» в село Ташлы Ставропольского р-на Самарской обл. По окончании литургии все отправились купаться на святой источник. «Вода была необычно теплая и как-то по-особому благодатная, — пишет очевидица. — Солнце весь день по-весеннему ослепительно сверкало, изредка прячась, и тогда шел снег. И вот

. * Показательна творческая интуиция Лени Рифеншталь, которая в фильме «Триумф воли» использовала свастику как символ единения нации и фюрера1261. Власть Гитлера, однако, не имела традиционной сакральной легитимации даже в рамках Германии. Примеривание на него венца миродержца неизменно оставляет ощущение пародии.

уже на источнике мы увидели чудо. Солнце играло как на Пасху. Крутилось, переливалось всеми цветами радуги, испускало разноцветные лучи. Вокруг него образовалось несколько радужных кругов. Внутри солнца по временам круг был зеленый — неподвижный, а около круга был золотистый, яркого цвета ободок. Его движение было изумительным вокруг неподвижного круга. Иногда только все это исчезало на несколько минут, чтобы вскоре появиться вновь. Продолжалось это чудо около часа. В 16.00 все исчезло, и мы отправились домой. По дороге выяснилось, что у одной женщины прошла ангина, а у другой перестало болеть горло. Наверняка были еще исцеления, но до меня известия о них не дошли. А перед въездом в Самару с правой стороны от солнца многие увидели необычную радугу — не полукругом, как обычно, а столбом. Она была на небе недолго, но солнце продолжало играть»1263. Многим, оказавшимся в Дивеево на летнее празднование преподобному Серафиму в 1991 г., было памятно появление свастики и андреевского креста на закатном небе.

«Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои». Причастность к живой вере порождает сегодня те же явления, что и в прошлом. Эта причастность есть признак не «примитивного» или «архаичного», а растущего вместе с вековым опытом современного сознания, проявление в ограниченном человеческом существовании бессмертного Духа.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АИЗ — «Археологические известия и заметки»

БКМ — Березниковский краеведческий музей БСЭ — Большая советская энциклопедия ВГ — «Волшебная Гора»

ВДИ — «Вестник древней истории»

ГАИШ — Гос. астрономический ин-тим. П.К. Штернберга, МГУ

ГМК — Гос. музей Казахстана

ГМЭ — Гос. музей Эрмитажа

ГРМ — Гос. Русский музей

ГТГ — Гос. Третьяковская галерея

ГХМАК — Гос. худ. музей Алтайского края

ДИ — «Декоративное искусство СССР»

ЖМНП — «Журнал Министерства народного просвещения» ЖМП — «Журнал Московской Патриархии»

ЖС — «Живая старина»

ЗГХМЗ — Загорский гос. худ. музей-заповедник (ныне в Сергиевом Посаде)

ИРКМ — Ильинский районный краеведческий музей

МАЭ — Музей антропологии и этнографии (С.-Петербург)

МГАМИД — Московский гос. архив Министерства иностранных дел

МГУ — Московский гос. ун-т

МДА — Московская духовная академия

МНИ — Музей народного искусства

МРКМ — Мордовский республиканский краеведческий музей МРМИИ — Мордовский республиканский музей изобразительных искусств

ОЛДП — Общество любителей древней письменности ОНС — «Общественные науки и современность»

ПГХГ — Пермская гос. худ. галерея ПИКЭ — «Православие и культура этноса»

ПИХАМЗ — Псковский историко-худ. архитектурный музей-заповедник

ПЛДР — «Памяники литературы Древней Руси»

ПСРЛ — «Полное собрание русских летописей»

РА — «Российская археология»

РАИИМКРАН — Рукописный архив Ин-та истории материальной культуры РАН

РГАДА — Российский гос. архив древних актов РГИА — Российский гос. исторический архив РЭМ — Российский этнографический музей СА — «Советская археология» (с 1992 г. — РА)

САИ — «Археология СССР: Свод археологических источников» СКМ — Соликамский краеведческий музей СлРЯ — «Словарь русского языка XI—XVII вв.» Вып. 1 —... (Продолжающееся издание)

СЭ — «Советская этнография» (с 1992 г.— ЭО)

ЦАК МДА — Церковно-археологический кабинет МДА ЧМ=ЧКМ — Чердынский краеведческий музей

ЭО — «Этнографическое обозрение»

гос. — государственный губ. — губерния дер. — деревня ин-т — институт конф. — конференция обл. — область преп. — преподобный препп. — преподобные р. — река

ркп — рукопись, рукописный

р-н район

с. — село

св. — святой

свв. — святые

собр. — собрание

у. - уезд

ун-т — университет

худ, — художественный ц. — церковь

Иж. — Ижевск






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных