ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теория постановки целейПервым основополагающим трудом по теории постановки целей считается опубликованная в 1968 г. Э. Локом статья «О теории мотивирования и стимулирования целями». Центральным принципом целепостановочного подхода к мотивации является положение о целенаправленности человеческого поведения: люди ставят перед собой задачи и имеют мотивацию работать над их выполнением, поскольку достижение целей вознаграждается. Теория утверждает, что люди, ставящие перед собой более высокие цели (или принимающие высокие цели, поставленные другими), прикладывают больше усилий и выполняют работу лучше. Основные принципы целеполагания: 1) Цель должна быть конкретной. Люди лучше понимают, что от них требуется, если перед ними ставятся конкретные задачи, а не задачи «сделай как можно лучше». При прочих равных условиях хорошее понимание задачи способствует повышению вероятности того, что будет достигнут желаемый уровень выполнения. 2) Трудные, проблемные цели лучше относительно легких и обыденных. Однако эти цели должны быть достижимы и не настолько трудны, чтобы вызвать фрустрацию. 3) Сотрудник должен принять цель, то есть согласиться сделать попытку достичь ее. Принятие цели зависит от множества факторов, в том числе от авторитета человека, поставившего цель, влияния окружающих, вознаграждений, соперничества, веры в достижимость цели, а также от степени вовлеченности индивида в постановку цели. Ситуация, когда сотрудник сам участвует в постановке целей, является предпочтительной. 4) Сотрудник должен посредством обратной связи получать информацию о своем продвижении к цели. Обратная связь помогает продвигаться к цели, так как указывает на необходимость больших усилий, изменения стратегии или подтверждает правильность выбранного пути.
Теория Макгрегора включает две противоположные теории - "X" и "Y". Теория "Х" отражает взгляды представителей технократического менеджмента. Основные положения этой теории: - в мотивах человека преобладают биологические потребности; - для обычного человека характерна нелюбовь к работе, поэтому труд необходимо нормировать; - большинство людей можно заставить затрачивать усилия и осуществлять необходимые действия в целях производства только путем принуждения; - средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации; - необходим постоянный контроль за работниками со стороны руководства. Теория "X" рассматривает человека как плохого, недобросовестного и безынициативного работника. Этим объясняется необходимость принуждения как основного мотивирующего стимула и материального поощрения как вспомогательного. Основные положения Теории "Y": - в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать; - физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе; - нежелание работать не является наследственной чертой; в зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание; - внешний контроль и угроза наказания не являются основными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей; - ответственность и выполнение обязательств относительно целей организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда; наиболее важно вознаграждение, связанное с удовлетворением потребностей в самовыражении; - человек охотно берет на себя ответственность и стремится к этому; - люди готовы применять свои знания и опыт, однако общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека. Модель теории "Y" описывает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в этой теории распознаются в таком порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение. Одну из современных развернутых интерпретаций теории «Y» предложили немецкие специалисты в области управления персоналом В. Зигерт и Л. Ланг. Их интерпретация включает следующие положения: - Любые организационные действия должны быть осмысленными. В первую очередь к руководителю, требующему соответствующего поведения от других. - Большинство людей получают от работы удовлетворение, радость, чувствуют ответственность за свой труд, реализуя свою потребность в личной причастности к результатам деятельности, к работе с людьми. Люди хотят, чтобы их деятельность была полезной. - Каждый сотрудник желает доказать свою значимость, а также важность своего рабочего места. Кроме того, он желает принимать участие в решении тех вопросов, в которых он разбирается, компетентен. - Каждый стремится выразить себя в труде, глубже познать себя в деле, показать другим свои возможности. - Каждый работник имеет собственную точку зрения на то, как улучшить результаты своей деятельности. Он желает реализовать свои цели, и не боится санкций, рассчитывая при этом на то, что его инициатива всегда будет понята. - Каждый работник склонен ощущать свою значимость, имеет соответствующее мнение. - Каждый человек стремится к успеху. Успех – это достижение цели. Для достижения сознательно поставленной цели работник прилагает большие усилия. - Успех без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо работающий человек рассчитывает на признание и поощрение, причем не только материальное, но и моральное. - Работники оценивают свою значимость в глазах руководства по своевременности и полноте получаемой информации. - Работники испытывают недовольство, если решение об изменении в их работе (даже если они позитивные) принимаются без их ведома. - Каждый работник хочет знать, как оценивается его работа, его усердие. Он также желает знать критерии оценки труда. Без таких знаний ему очень трудно своевременно вносить соответствующие коррективы в свою работу. - Внешний контроль, или контроль со стороны, неприятен для любого человека, поэтому так важен самоконтроль. Многое зависит от организации контроля. - Большинство людей стремятся получать новые знания. Повышенные требования, дающие шанс на дальнейшее развитие, воспринимаются гораздо охотнее, чем заниженные. - Сотрудники очень остро переживают, если их наказывают за проявленную инициативу. Причиной инициативы часто бывает не погоня за вознаграждением, а стремление к самовыражению. - Если работник имеет свободу выбора действий, то он работает с полой отдачей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|