Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СВОЕНРАВНАЯ ПРИНЦЕССА




Некогда жил-был один султан. Все, чему его научили с детства и во чтоон верил, было для него несомненной истиной. Но сам он был ограниченным инедалеким человеком, хотя во многом был справедлив. У него было три дочери. Однажды он призвал их к себе и сказал: -- Все, чем я владею, принадлежит или будет принадлежать вам. От менявы получили жизнь. Только от меня зависит ваше будущее, а, значит, и вашасудьба. Две старшие дочери, полные признательности и доверия к его словам,согласились с ним. Но третья дочь, самая младшая, сказала: -- Хотя долг обязывает меня повиноваться тебе, все же не могу поверитьв то, что моя судьба всегда должна зависеть от твоей воли. -- Мы проверим это, -- сказал султан и тут же приказал заточить девушкув маленькую келью. В своей тюрьме принцесса провела несколько лет, в товремя как ее послушные сестры привольно жили и наслаждались богатствами,которые могли бы принадлежать и ей. Заточив свою дочь, султан сказал себе: "Моя дочь томится в келье помоей воле, а не по своей. Это в полной мере доказыва-ет для всякогоздравомыслящего ума, что не от нее, а именно от меня зависит ее судьба". Жители той страны, прослышав о том, что случилось с принцессой,говорили друг другу: "Все мы знаем нашего правителя, и ничего дурного за нимне замечали. Раз он обошелся так со своей собственной дочерью, которая естьего плоть и кровь, значит, она сказала или сделала что-то очень плохое". Они искренне думали так, потому что не достигли того уровня, чтобыобсуждать притязания султана на абсолютную правоту всегда и во всем. Время от времени султан навещал свою дочь. Он заставал ее каждый развсе более ослабевшей и изможденной. Но ничто не могло сломить ее. Наконец, султан потерял терпение: "Твое упорное непослушание, -- сказалон ей однажды, -- только раздражает меня и, возможно, ослабит мой авторитет;я могу убить тебя, но у меня доброе сердце, поэтому я решил изгнать тебя измоего царства в дикую пустыню, где живут только звери и такие же безумцы,как ты, которые не смогли ужиться в нашем разумном обществе. Там ты скоропоймешь, можешь ли ты существовать без своей семьи, и если сможешь, топредпочтешь ли этот образ жизни нашему". Его указ был тут же выполнен и принцессу прогнали из владений султана.Она оказалась на свободе, в дикой местности, в обстановке, ничуть не похожейна ту, к которой привыкла с детства. Но скоро принцесса поняла, что пещераможет стать домом, орехи и фрукты, сорванные с дерева, так же вкусны, какподанные на золотых тарелках, что тепло исходит от солнца. Эта местностьимела свой собственный климат и жила своей жизнью. Постепенно девушкаприспособилась к новым условиям. Воду она брала из ручья, на землеотыскивала овощи, а огонь добывала из тлеющего дерева. "Здесь, -- сказала она себе однажды, -- все элементы жизни находятся вгармонии друг с другом, составляют завершенность, которая ни целиком, ни вчастностях неподвластна воле моего отца-султана". И вот однажды заблудившийся путешественник, оказавшийся богатым ипредприимчивым человеком, повстречался с принцессой. Он полюбил ее, увез всвою страну, и там они поженились. Спустя некоторое время они снова вернулись в ту дикую местность ипостроили там огромный процветающий город, воплотивший в полной мере ихмудрость, находчивость и веру. "Безумцы" и другие изгнанники, населявшие дикую пустыню, многие из тех,кого считали сумасшедшими, смогли существовать в полной гармонии со всем,что их окружало. Слава об этом городе разнеслась по всему свету. Его могущество икрасота затмили красоту и могущество государства, которым правил отецпринцессы. По желанию всех жителей принцесса и ее муж стали прави-телями этогонового и идеального государства. В конце концов, старый султан решил посетить загадочный и чудесныйгород, возникший в пустыне и населенный, как он слышал, теми, кого он и емуподобные презирали. Итак, он прибыл в город. Низко склонившись в поклоне, султанприблизился к подножию трона, на котором восседала молодая чета, и поднявглаза, чтобы увидеть тех, чья справед-ливость, богатство и пониманиепревзошли его собственные, услышал тихий голос своей дочери: -- Видишь, отец, каждый человек имеет свою судьбу и возможностьвыбирать. Султан Саладин, как повествует суфийский манускрипт, встретил великогоучителя Ахмеда аль-Рифаи, основателя ордена Рифаийя, "завывающих дервишей",и задал ему несколько вопросов: "Почему вы убеждены, что правила и закон недостаточны для сохранениясчастья и справедливости?" Их встреча произошла в 1174 году. Но эта история, известная изнесуфийских источников, используется для того, чтобы проиллюстрироватьвозможность "другого состояния сознания" у человека.

НАСЛЕДСТВО

Один человек, умирая вдали от своего дома, составил завещание, вкотором распорядился своим имуществом в следующих словах: "Пусть община,живущая там, где расположены мои земли, возьмет из них то, что пожелает, ипусть то, что она пожелает, отдаст Арифу Смиренному". В то время Ариф -- молодой человек, не создавший себе еще никакогоположения -- был самым незначительным членом этой общины. Поэтому старшиечлены забрали себе из завещанных наделов то, что пожелали, согласнозавещанию, Арифу же достался самый ничтожный клочок, на который не нашлосьникаких охотников. Прошло много лет, и вот Ариф, возмужав и поумнев, потре-бовал у общинысвою законную долю. Но старшие сказали ему: "Мы выделили тебе то, чтопричиталось тебе по завещанию". Они в самом деле считали, что это так, потому что завещатель велелвзять то, что они пожелают. И вдруг в самый разгар спора перед ними возник незна-комый человек;суровость его лица и внушительный вид тут же приковали к нему взоры всехприсутствующих. Он сказал: "Значение завещания состояло в том, что вы должныотдать Арифу то, что вы желаете для себя, ибо он может лучше васраспорядиться наследством". Эти слова так подействовали на старших, что в момент прозрения онивдруг поняли истинный смысл фразы: "Пусть то, что они пожелают, отдадутАрифу". -- Знайте, -- продолжал неизвестный, -- что если бы завеща-тель открытообъявил Арифа своим наследником, он был бы бессилен помешать общинеузурпировать его владения. По крайней мере, наследство уменьшилось бы.Поэтому он доверил все вам, предвидя, что если вы будете считать этонаследство своей собственностью, то будете заботиться о нем и сохраните егодля Арифа. Вот почему, заботясь о сохранении и передаче своих богатств вверные руки,он составил столь мудрое завещание. Теперь как раз пришло времявозвратить их законному владельцу. Итак, наследство возвратилось к истинному наследнику благодаря тому,что старшие не сумели увидеть правду. Суфийское учение о том, что люди желают для себя то, что они должныжелать для других, подчеркнуто в этой истории. Ее рассказал сейид Кхаусаль-Шах, святой из ордена Кадирийа. Эта идея сама по себе не оригинальна, хотя в фольклоре сказание служитиллюстрацией того, что наследство в конце концов возвращается к достойнымнаследникам, несмотря на то, что в течение многих лет они были бессильныотстоять его. В некоторых дервишских кругах сказанию дают следующее толкование: "Тывладеешь многими дарами, которые тебе даны только на время; когда ты поймешьэто, ты сможешь вернуть их законному владельцу".

КЛЯТВА

Один человек, измученный бесконечными неудачами, поклялся, что, еслинесчастья оставят его, он продаст свой дом и раздаст все деньги, которыеполучит за него, нищим. Через некоторое время судьба стала милостивой к нему, и он вспомнил освоей клятве. Но ему не хотелось терять так много денег и тогда он придумалвыход из положения. Он объявил, что продает свой дом, но с кошкой в придачу. За дом онпросил одну серебряную монету, а за кошку -- десять тысяч. Вскоре пришел покупатель и купил дом и кошку. Одну моне-ту, полученнуюза дом, человек отдал беднякам, а десять тысяч, вырученные за кошку, оставилсебе. Многие люди мыслят так же, как этот человек. Они решают следоватькакому-нибудь учению, но свою связь с ним истолковывают так, как им выгодно.До тех пор, пока они не преодолеют этой тенденции путем особой тренировки,они вообще не смогут учиться. Согласно дервишскому рассказчику, шейху Насир ад-дин Шаху, в этойпритче иллюстрируется умышленный обман или, возможно, извращенный ум,бессознательно создающий подобного рода обман. Настоящий вариант рассказа, приписываемый ему, взят из устных преданийордена Чиштийа. Притча используется для того, чтобы ознакомить с психологическойтехникой, имеющей целью сделать ум стабильным, исключить для неговозможность самообмана.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных