Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОРОЛЬ, РЕШИВШИЙ СТАТЬ ЩЕДРЫМ




Жил-был в Иране султан. Однажды он попросил дервиша расска-затькакую-нибудь историю. Дервиш начал так: "Ваше величество, я расскажу вам историю о Хаким Тае,аравийском султане, который был самым щедрым человеком от сотворения мира. Иесли вы сумеете стать таким же щедрым, как он, вы воистину прославитесь каквеличайший правитель на свете. -- Рассказывай, -- произнес султан, -- но знай, если твоя историяпридется мне по душе, ты поплатишься головой за то, что навлек тень сомненияна мою щедрость. А сказал он так потому, что при персидском дворе полага-лось говоритьмонарху, что тот уже имеет все самые высшие качества, какие только можноприобрести в мире в прошлом, в настоящем и в будущем. -- Чтобы походить на Хаким Тая, -- продолжал дервиш как ни в чем небывало (ибо дервишей не так-то просто устрашить), нужно и в буквальномсмысле и по духу превзойти щедростью всех людей. И дервиш рассказал такую историю: "Один завистливый султан, правивший соседним с Аравией государством,пожелал завладеть богатствами, деревнями, оазисами, верблюдами и солдатамиХаким Тая и послал к Хакиму гонцов с таким посланием: "Ты должен добровольносдаться мне, иначе я пойду на тебя войной и разорю все твое царство, а тебясамого захвачу в плен". Когда гонцы передали это предупреждение, советники Хаким Тая предложилиему готовиться к войне. -- Все твои подданные, и мужчины и женщины, все, кто способен держать вруках оружие, готовы сразиться с врагом и, если надо, сложить головы на полебрани за своего любимого султана, -- сказали они. Но Хаким, ко всеобщему удивлению, ответил так: -- Я не желаю возлагать на вас бремя своей власти и проливать ради себявашу кровь. Лучше я уступлю ему престол, ибо не годится щедрому жертвоватьради себя хотя бы одной человеческой жизнью. Если вы по доброй волесдадитесь на его милость, он удовлетворится тем, что сделает вас своимиподда-ными и обложит умеренной данью, зато вы сохраните свои жизни иимущество. Но если вы окажете ему сопротивление, он, в случае победы, позаконам войны будет вправе всех вас истребить или обратить в своих рабов. Сказав это, Хаким Тай снял с себя свои царские одежды и, взяв с собойтолько крепкий посох, отправился в путь. Добравшись до близлежащих гор, он облюбовал себе пещеру и погрузился всозерцание. Многие аравийцы прославляли бывшего правителя за его великую жертву,ибо для их спасения он не пожалел ни своих богатств, ни трона. Но многие, ив особенности те, кто жаждал славы на поле сражения, были весьма недовольны."Откуда мы знаем, что он не самый обыкновенный трус?!" -- восклицали они всердцах. Другие, не столь отважные, вторили им: "Да, конечно, он спасал преждевсего свою собственную жизнь и покинул нас на произвол судьбы. Чего можнождать от чужого правителя, который к тому же столь вероломен и жесток, чтоне пощадил даже своих ближайших соседей?". Были и такие, которые, не знаячему верить, просто молчали, ожидая, что время вынесет свой приговор. Между тем вероломный султан вторгся во владения Хаким Тая и, невстречая на своем пути сопротивления, захватил все его царство. Радуясьтакой легкой победе, он не увеличил нало-гов, которые взымал в свое времяХаким Тай за то, что правил народом и защищал справедливость. Казалось бы, этот султан добился всего, чего хотел: приба-вил к своимвладениям новое государство, удовлетворил свою алчность, и все-таки он ненаходил покоя. Его шпионы то и дело докладывали ему, что в народе говорят,будто бы своей победой он обязан только щедрости Хаким Тая. И вот однажды, не в силах более сдерживать своего гнева, он воскликнул:"Я не стану истинным хозяином этой страны до тех пор, пока не захвачу самогоХаким Тая. Пока он жив, мне не удастся завоевать сердца этих людей. Ведь онитолько для вида признают меня своим господином". Тут же по всей стране был оглашен указ о том, что человек, которыйдоставит во дворец Хаким Тая, получит в награду пять тысяч золотых. Хаким Тай в это время по-прежнему находился в своем укрытии и, конечно,ни о чем не подозревал. Как-то, сидя перед своей пещерой, скрытый зарослями,он услышал, разговор старого дровосека со своей женой. "Дорогая, -- говорилдровосек, -- я намного старше тебя и если скоро умру, ты останешься одна снашими маленькими детьми. Вот если бы нам удалось поймать Хаким Тая, закоторого новый правитель обещает пять тысяч золотых, твое будущее и будущеенаших детей было бы обеспечено". -- Как тебе не стыдно -- с негодованием ответила женщина, -- да лучшемне с детьми умереть голодной смертью, чем запятнать себя кровью самогощедрого человека на свете, который ради нас пожертвовал всем, что имел. -- Я тебя прекрасно понимаю, но каждый человек думает прежде всего освоих интересах, а на мне лежит забота о семье. И потом, все больше людей скаждым днем склоняются к мысли, что Хаким просто струсил. Может быть, современем они и будут искать всевозможные доводы в его оправдание, носейчас... -- Только из алчности ты решил, что Хаким трус. Побольше таких умников,как ты, и окажется, что его жизнь и вовсе не имела никакого смысла. Тут Хаким вышел из своего укрытия и, представ перед изум-леннымисупругами, сказал, обращаясь к дровосеку: -- Я -- Хаким Тай. Отведи меня к правителю и потребуй от него обещаннуюнаграду. Его слова произвели на старого человека такое сильное впечатление, чтоон, устыдившись своего поведения, заплакал и сказал: -- Нет, о великий Хаким, я не могу этого сделать. -- Если ты меня не послушаешь, я сам явлюсь к султану и расскажу ему,что ты меня укрывал. Тогда тебя казнят за измену. Между тем люди, разыскивающие в горах беглого султана, услышали их спори подошли к ним. Поняв, что перед ними ни кто иной, как сам Хаким Тай, онисхватили его и повели во дворец. Позади всех плелся несчастный дровосек. Представ перед правителем, каждый из толпы, стараясь перекричатьостальных, заявлял, что именно он первым схватил Хакима. Султан же, ничегоне понимая, смотрел то на одного, то на другого, не зная, как поступить.Тогда Хаким попросил позволения говорить и сказал: "О, султан, если тыхочешь решить это дело по справедливости, то выслушай меня. Наградызаслуживает только тот старик, а не эти люди. -- И Хаким указал надровосека, стоявшего в стороне. -- Выдай ему обещанные пять тысяч и поступайсо мной, как хочешь". Тут дровосек вышел вперед и рассказал правителю о том, как Хаким радиспасения его семьи предложил себя в жертву. Султан был так изумлен услышанным рассказом, что тут же вернул Хакимуего трон, а сам возвратился назад в свое царство и увел с собой армию". Дервиш окончил рассказ и замолчал. -- Отличная история, дервиш! -- воскликнул иранский султан, позабыв освоей угрозе. -- Из такой истории можно извлечь пользу. Но для тебя она влюбом случае бесполезна, ведь ты ничего не ждешь от этой жизни и ничем невладеешь. Другое дело я. Я султан, и я богат. Аравийские правители,питающиеся вареными ящерицами, не могут сравниться с персидскими, когда речьидет об истинной щедрости. Меня посетила счастливая мысль, но не будемтратить время на болтовню, к делу! И султан тут же велел созвать к себе самых лучших в Иране архитекторови строителей, когда же они, коленопреклоненные, предстали перед ним,приказал им выстроить на широкой городской площади дворец с сорока окнами,чтобы в нем размещалась огромная казна для золотых монет. Спустя некоторое время такой дворец был выстроен. Султан приказалзаполнить размещавшуюся в нем казну золотыми монетами, и со всей страны встолицу согнали множество людей, верблюдов и слонов, которые в течениенескольких месяцев перевозили золото из старой казны в новую. Наконец, когдаработы были окончены, глашатаи огласили указ: "Слушайте все! По воле царяцарей, фонтана щедрости выстроен дворец с сорока окнами. С этого дня ЕгоВеличество через эти окна собственноручно будет раздавать золото всемнуждающимся. Спешите все ко дворцу!". Итак, ко дворцу потекли, что вполнеестественно, неисчислимые толпы народа. Изо дня в день султан появлялся водном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой. И вот однажды, раздавая милостыню, султан обратил внимание на одногодервиша, который каждый день подходил к окну, получал свою золотую монету иуходил. Поначалу монарх решил, что дервиш берет золото для какого-либо бедняка,который не в состоянии придти за милостыней сам. Затем, увидев его снова, онподумал: "Может быть, он следует дервишскому принципу тайной щедрости иодаривает золотом других". И так каждый день, завидев дервиша, он придумывалему какое-нибудь оправдание. Но когда дервиш пришел в сорок первый раз,терпению султана пришел конец. Схватив его за руку, монарх в страшном гневезакричал: "Наглое ничтожество! Сорок дней ты ходишь сюда, но еще ни разу непоклонился мне, даже не произнес ни одного благодарственного слова. Хоть быулыбка однажды озарила твое постное лицо. Ты что же, копишь эти деньги илидаешь их в рост? Ты только позоришь высокую репутацию залатанного одеяния!" Только султан умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет,которые он получил за сорок дней, и, швырнув их на землю, сказал: -- Знай, о султан, что щедрость тогда воистину щедрость, когдапроявляющий ее соблюдает три условия. Первое условие -- давать, не думая о своей щедрости. Второе -- быть терпеливым. И третье -- не питать в душе подозрений. Этот султан так никогда и не стал по-настоящему щедрым. Щедрость длянего была связана с его собственными представле-ниями о "щедрости", и онстремился к ней только потому, что хотел прославиться среди людей. Эта традиционная история, известная читателям из классическогопроизведения на урду "Истории четырех дервишей", кратко иллюстрирует весьмаважные суфийские учения. Соперничество без основных качеств, подкрепляющих это соперничество, ник чему не приводит. Щедрость не может быть развита в человеке до тех пор,пока другие добродетели так же не будут развиты. Некоторые люди не могут учиться даже после того, как перед нимиобнажили учение. Последнее продемонстрировано в сказании первым и вторымдервишами.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных