Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М: АСТ, 2009. - 432 с. 21 страница




б) «Кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее
будет стрелять из пушки», — писал Р. Гамзатов; «Тот не писа-
тель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зорко-
сти», — сказал К. Паустовский;

в) «Чтобы что-нибудь создать, — писал Гёте, — надо чем-то
быть»; «Если на Николу (19 декабря), — говорилось в книге, —
день холодный и ясный — к хлебородному году» (Сол.);

г) Высказывание Паскаля: «Кто умеет внушить, что он не
очень хитер, тот уже далеко не прост» — звучит афористично;
Слова Пикассо: «Искусство — это эманация боли и печали» —
имеют глубокий смысл.

§ 141. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием (в начале цитаты, в середине или в конце):

а) «...Если добро имеет причину — это уже не добро; если доб­ро имеет следствие — то это уже не добро. Добро вне следствий и причин», — писал Л. Н. Толстой в своих дневниках; «...Поэма перерастает в мои воспоминания, которые по крайней мере один раз в год (часто в декабре) требуют, чтобы я с ними что-нибудь сделала», —- замечает А. Ахматова в «Прозе о поэме»;

б) «Биография героини... записана в одной из моих записных
книжек», — пишет в одном из своих писем из Комарова А. Ахма-
това;

в) «У Гёте где-то сказано, что на чужом языке нельзя соз-
дать ничего значительного, — я же всегда считала, что это не-
верно...» — писала М. Цветаева в 1926 г. Рильке.

§ 142. Если цитата предшествует авторскому тексту, то по­сле многоточия слово пишется с прописной буквы; если же ци­тата идет после авторских слов, то после многоточия употреб­ляется строчная буква: «...Книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или от­точенные маленькие рассказы», — писал В. Лидин; В. Лидин писал: «...книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рас­сказы».

§ 143. Цитата, включенная в авторское предложение на правах его компонента, выделяется кавычками (но начинается со строчной буквы), знаки препинания употребляются только те, которые диктуются самим авторским предложением: Мысль Л. Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневниках, имеет философское содержание.

Если цитата не является самостоятельным предложением и заканчивается многоточием, то после закрывающих кавычек ставится точка, относящаяся ко всему предложению в целом: Искандер заметил, что «мудрость — это ум, настоянный на со­вести...». Ср.: Академик И. П. Павлов писал, что «идея без раз­вития мертва; стереотипность в научной мысли — гибель; бар­ство — самый опасный яд». — Академик И. П. Павлов писал, что «идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли — гибель...». — Академик И. П. Павлов писал: «Идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли — гибель...» (В первом и втором случае точка, стоящая после закрывающих кавычек, относится ко всему предложению в целом; в третьем — цитата оформлена как самостоятельное предложение, имеющее свой собственный конечный знак (многоточие), поэтому после за­крывающей кавычки точки нет.)

§ 144. При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, много­точие, поставленное автором, цитирующим текст, указываю­щее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <...>. У нее, как у всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независи­мо от разума, в чувстве... Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <...>».

§ 145. Если в цитируемом тексте уже имеется цитата, то пользуются кавычками разной формы — «лапочками» (" ") и «елочками» («»). «Лапочки» (или «лапки») — внутренний знак; «елочки» — внешний. Например: «"Уважение к минувше­му — вот черта, отличающая образованность от дикости", — сказал когда-то Пушкин. Подле этой черты мы, похоже, теперь и остановились, сознавая, что нельзя отступать назад, и не смея, но всё приготовляясь и приготовляясь двинуться вперед, к подлинному уважению» (Расп.).

§ 146. При необходимости выделения цитирующим от­дельных слов цитаты, в скобках оговаривается данное выделе­ние: (подчеркнуто нами. — Н. В.); (курсив наш. — Н. В.); (раз­рядка наша. — Ред.). Например: «Тот, кто хочет изучать чело­века в истории, должен уметь анализировать исторические (выделено нами. — П. В.) эмоции» (Ю. Лотман).

Если цитирующий вставляет в цитату свой поясняющий текст или раскрывает сокращенное слово, то это пояснение заключается в квадратные или угловые скобки: «Спасибо за лю­бование Муром [сыном М. Цветаевой]...» — пишет М. Цветае­ва Б. Пастернаку в 1927г.; «Лестницу, наверное, читал! Щото-му] ч[то] читала Лея. Достань у нее, исправь опечатки», — пи­шет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927 г.

§ 147. Ссылки на автора и источник цитирования заключа­ются в скобки; точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки. Например: «Мыслить педагогически ши­роко — это значит уметь видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить// Новый мир. ¡987. № 4. С. 242).

Если цитата заканчивается вопросительным или воскли­цательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохра­няют свое место (стоят перед закрывающей кавычкой). При перечислении примеров точка после закрывающей скобки заменяется на точку с запятой: «Как ты таинственна, гроза!» (И. Бунин. Полями пахнет...); «Не покидайте своих возлюблен­ных. Былых возлюбленных на свете нет...» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).

Если указание на автора или цитируемый источник помеща­ется ниже цитаты, в частности при эпиграфах, то скобки сни­маются, как и кавычки при цитате, а в конце цитаты ставится знак, соответствующий данному предложению. Например:

Розу белую с черною жабой Я хотел на земле повенчать.

С. Есенин

Ты не меня полюби, ты полюби мое!

Ф.Достоевский

... Почему так часто

Мне жаль весь мир и человека жаль?

Н. Заболоцкий

Живопись учит смотреть и видеть...

А. Блок

 

Выделение кавычками цитат и «чужих» слов

§ 148. Кавычками выделяются цитаты (чужая речь), вклю­чаемые в авторский текст, в том числе в прямую речь (см. § 140-145).

Без кавычек оформляются стихотворные цитаты, если они приводятся с сохранением авторской строфы. Выделительную функцию берет на себя позиция в тексте:

Начинается двенадцатая — последняя и короткая — глава ^ниги. Бьет двенадцатый час недолгой жизни Александра Блока.

Только в грозном утреннем тумане бьют часы в последний раз...

...Наступил тысяча девятьсот двадцатый год, четвертый год новой, Октябрьской эры (Орл.).

Не выделяется кавычками и прямая речь при передаче диа­лога с помощью абзацного членения (см. § 138), так как выде­лительную функцию берет на себя позиция в тексте.

§ 149. Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность дру­гому лицу: Это произошло весной 1901 года, который Блок назвал «исключительно важным» (Орл.); Пастернак пишет: «...в моем отдельном случае жизнь переходила в художественное претворе­ние, как оно рождалось из судьбы и опыта». Но что такое «судь­ба и опыт» в «отдельном случае» Пастернака?Это опять-таки «художественное претворение», с которым были связаны встре­чи, переписки, беседы — с Маяковским, Цветаевой, Асеевым, Паоло Яшвили, Тицианом Табидзе (Лих.); Иордан любил Кипрен­ского и называл его «предоброй душой» (Пауст.); Борьба Пастер­нака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борь­бой не за его понятность, а за его первозданность, первород-ность — отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности... (Лих.).

 

Выделение кавычками необычно употребляемых слов

§ 150. Кавычками выделяются слова, чуждые лексикону пи­шущего: слова, употребляемые в необычном (специальном, профессиональном) значении, слова, принадлежащие особому, часто узкому кругу общающихся: Я ткнул веслом, шучонок «дал вар» (Пришв.); Долго не увядала трава. Только голубеющая дым­ка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке и отдален­ные леса. «Мга» то сгущалась, то бледнела (Пауст.); Живет Са­ша «на хлебах» в мещанском домике (Бун.); Раствор сернокислых солей кальция из гипса может перейти в микроскопические поры керамики и дать «высолы» на поверхности произведения — беле­сые пятна под глазурью. Идеально прижилась бы на керамике только керамика. Такой «имплантат» старел бы синхронно с оригиналом (журн.).

§ 151. Кавычками выделяются иностилевые слова, подчер­кивается ироническое значение слова, дается указание на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова:...Многие страницы английского классическо­го романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов) (иностилевое слово в научном тексте);...Загадка этого таинственного приобретения, щедрого подарка за «услуги», служит примером двусмысленных толков (М. Урнов) (ироническое значение слова); Пока это секрет, ничего не говорите «там» известной вам «особе» (Ч.) (там, осо­бе — смысл слов известен лишь адресату); Я стал держать эк­замены... когда «порядочные лица» их не держали (Орл.) (указа­ние на особый, тайный смысл слова);...И если бы не этот те­зис — еще неизвестно, во что вылилось бы ведомственное «недоумение» (Зал.) (иронически-порицательное употребление слова); И так каждый день от «зари» до «зари». А «заря» — это особый артикул, использовавшийся караулом на гауптвахте ут­ром и вечером (Гил.) (двойной смысл — общепринятый и ус­ловный).

§ 152. Кавычками выделяются слова, употребляемые в осо­бом, часто условном значении: Ведь нулевой цикл — «непыль­ный» цикл, он не требует многочисленных смежников и постав­щиков (Зал.).

§ 153. Кавычками подчеркивается чисто грамматическая необычность употребления слов, например в случае, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций: «Хочешь?», «давай ты» звучало в моих ушах и произво­дило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Со­нечки (Л. Т.); От его приветливого «я вас ждал» она повеселела (Б. П.).

Примечание. Об употреблении кавычек в функции выде­ления названий см. «Орфография», § 175,192,195,197—200.

 

 

СОЧЕТАНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗНАКОВ В СЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ

Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения

§ 154. При сочетании вопросительного и восклицательного знаков вначале ставится основной знак, указывающий на цель высказывания — вопросительный знак, а затем — восклица­тельный знак как показатель эмоциональной окрашенности высказывания: — Что же стоите-то?! — закричал он еще изда­ли (Шукш.); — Еще надо?!— Елизар стукнул кулаком по столу [Шукш.).

При сочетании вопросительного или восклицательного знака с многоточием знаки эти ставятся на месте первой точки: — Ну, что они там?.. (Шукш.); — Сейчас зайдем к старику, так?.. (Шукш.); «Эх, елки зеленые!..» — горько подумал он (Шукш.).

§ 155. При сочетании знаков препинания, оформляющих прямую речь (при объединении прямой и авторской речи), они располагаются так: запятая, тире; вопросительный или восклицательный знак, тире; точка, тире; многоточие, тире; двоеточие, тире. Например: — Прости, Джон, — сказал Кры­лов с несдержанной решительностью (Бонд.); — Вам кого? — спрашивает Настин сын (Щерб.); — Вперед! — крикнул Семен сердито и с тревогой, сильно дергая за вожжи и взмахивая лок­тями, как птица крыльями. — Вперед! (Ч.); — Мы ничего... — сконфузился маленький мужик (Ч.); «Язнаю, что вы завтра уез­жаете, поэтому и пришел, — сказал Князев и добавил: — Вы уж извините, что так нескладно вышло...» (Шукш.).

§ 156. При сочетании в тексте тире и запятой вначале ста­вится запятая (запятая закрывает впереди стоящую конструк­цию), затем тире: Сводки погоды — замирало всё в доме, когда начинали их передавать, — казались однообразными и тупыми, потому что в них не было явлений и бурно нарастающих призна­ков начинающейся весны (Сол.); Тропинка отвернула вправо, но он, по совету пастушонка, продолжал идти по скошенному лугу, пока не натолкнулся на прясло, огибавшее мужицкие огороды, — дальше пошел задами (Фад.).

§ 157. При сочетании в тексте запятой и многоточия, запя­той и двоеточия запятая опускается (поглощается многоточием или двоеточием): — А, например, как же цена, хотя, впрочем, это такой предмет... что о цене даже странно... (Г.) — погло­щена запятая перед придаточной частью; Прошел пять шагов, обернулся и махнул Илье рукой, будто поясняя: я от тебя ушел, но помню о тебе (Щерб.) — двоеточие поглотило запятую, за­крывающую деепричастный оборот.

§ 158. При сочетании разных знаков препинания со скобка­ми действует ряд правил (см. § 97—100).

1. Перед открывающей скобкой не ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Эти знаки переносятся за закрываю­щую скобку: Катя вернулась в Москву, в тот самый Староко­нюшенный переулок на Арбате, в особнячок с мезонином (куда в начале войны Николай Иванович Смоковников переехал вместе с Дашей из Петербурга и куда из Парижа вернулась Катя), в ту самую комнату, где в печальный день похорон Николая Иванови­ча так безнадежно сгустилось уныние над Катиной жизнью (А. Т.); Николай Андреевич истолковал эту речь как резкий вы­пад против обсуждавшейся реформы средней школы, а самого Курчевского (когда педсовет кончился) — как представителя ожившего дворянского слоя (Кав.); Никак нельзя гарантировать (это уж я теперь говорю), что тогда не будет, например, ужас­но скучно (потому что что ж и делать-то, когда все будет рас­числено по табличке): зато всё будет чрезвычайно благоразумно

(Дост.); В недолгом времени пошла молва, распространяться стали слухи (ихразносили те же Мухи): что Муха-де живет со­ветницей у Льва (Мих.).

Точка, вопросительный и восклицательный знаки, мно­готочие ставятся перед закрывающей скобкой, если они отно­сятся к конструкции, заключенной в скобках: Я не понимаю теперь: кто чужой в этом городе, — мы или они? (Он кивнул на балкон особняка.) Нас не хотят больше слушать (А. Т.); Неле­пым образом всплыла в памяти фраза какого-то индийского муд­реца (Ганди?), которую я не помнил про себя, но которая, как видно, запала когда-нибудь: «В этом мире редко удается родить­ся в виде человеческого существа» (Сол.); Вам хорошо знакомо чувство раскаяния, запоздалого сожаления, что все предыдущие утра (сколько тысяч их было!) вы беззаботно и безвозвратно проспали (Сол.); Совершенно понятно, что свадьба Екатерины Николаевны активизировала сплетни (отношения между сест­рами, отсутствие Пушкина на свадьбе...), и Вревская могла со­общить Пушкину целый ворох новостей (Ахм.).

Перед открывающей скобкой может стоять многоточие, если оно требуется контекстом: Там же иногда пролетает не то царскосельский лебедь, не то Анна Павлова, а уж добриковский Маяковский, наверно, курит у камина... (но в глубине «мертвых» зеркал <...> одинокий старик-шарманщик <...> показывает всем собравшимся их будущее — их конец) (Ахм.); Это... (вот фами­лию Монахов забыл) мой мастер (Бит.).

Точка, вопросительный и восклицательный знаки в пред­ложении со вставной конструкцией в конечной позиции ста­вятся после закрывающей скобки, если относятся ко всему предложению в целом: Он указал на ключ от комнаты старухи, висящий на гвозде в закопченном коридорчике, и медленно ушел к себе (в бывший кабинет Николая Ивановича) (А. Т.); А где ста­ра (так Бульба обыкновенно называл жену свою)? (Г.);...И как празднично стреляли половицы в веселой дачке, как вспыхивали в зеленом плодовом саду висячие зеркальца для острастки птиц (съезжались гости)! (Наб.).

Знаки конца предложения — точка, многоточие, воскли­цательный знак, вопросительный знак — могут стоять перед открывающей скобкой в случае, если скобки выделяют вставку как самостоятельное предложение или ряд предложений: Ка­ждое лето на дане гостила бабушка Анфиса Ивановна. (Умерла она в 1910году.) (Чуд.); — Что скажете, господа генералы! (Ле­форт незаметно пожал Гордону локоть. Головин безнадежно махнул кистями рук.) (А. Т.); Не зная человека, довериться нель­зя, да еще в таком важном деле. Согласен? (Рощин кивнул.) (А. Т.); — Устал я чего-то... (Возницын, отстраня Меншикова, сам поднялся, обиженный.) (А. Т.).

§ 159. При сочетании разных знаков препинания с кавычка­ми действуют правила:

перед закрывающей кавычкой ставятся знаки вопроси­тельный, восклицательный и многоточие, если они относятся к словам, заключенным в кавычки: «Как ни грустно в этом не­понятном мире, но он всё же прекрасен!» — эти слова И. Бунина К. Паустовский предпослал одному из своих сочинений; Когда Багрицкий читал пушкинское «Для берегов отчизны дольной...», его нельзя было слушать без волнения', если же эти знаки отно­сятся ко всему предложению с включенными в него закавы­ченными словами, то ставятся в конце предложения, в том числе после закрывающей кавычки: Пришвин однажды написал о себе (в частном письме), что он «поэт, распятый на кресте прозы»!

перед закрывающей кавычкой не ставятся точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире; по условиям контекста эти знаки ставятся после кавычки: В газете был напечатан рассказ Бунина «Легкое дыхание»; Рядом с зарницей стоит в одном по­этическом ряду слово «заря» — одно из прекраснейших слов рус­ского языка (Пауст.);

если перед закрывающей кавычкой стоит знак вопроси­тельный, восклицательный или многоточие (и на этом пред­ложение заканчивается), то те же знаки, необходимые по ус­ловиям всего предложения, не повторяются после закрываю­щей кавычки; неодинаковые знаки (перед кавычкой и после кавычки) ставятся; ср.: «Вы читали романы «Что делать?» и «Кто виноват?»; Кто не знает великолепных слов А. Блока: «Со­три случайные черты. И ты увидишь — мир прекрасен...»?; Неу­жели вы не прочитали роман «Что делать?»!

§ 160. При оформлении сносок соблюдается следующая последовательность знаков.

Если сноска относится к слову или группе слов внутри предложения, то запятая, точка с запятой, двоеточие ставятся после знака сноски: текст1, текст1; текст1:

Если есть знаки вопросительный, восклицательный и многоточие, относящиеся ко всему предложению, то они ста­вятся перед знаком сноски: текст?1 текст!1 текст...1.

Если сноска относится ко всему предложению и в конце его'отсутствуют знаки, указанные в п. 2, то после знака сноски ставится точка: текст1.

4. Кавычки ставятся перед знаком сноски: текст»1.

5. Сноска, относящаяся к слову или группе слов, заключен-
ных в скобки, ставится перед закрывающей скобкой: (текст1)',
сноска, относящаяся ко всему предложению, имеющему ко-
нечную вставку, ставится после скобки: (текст)1.

 

Взаимодействие знаков препинания в сложных конструкциях

§ 161. В разных частях сложных синтаксических конструк­ций по условиям контекста могут оказаться два двоеточия, двоеточие и тире. При расстановке этих знаков учитываются их смысловая значимость и их возможная замена, которая созда­ет условия для передачи смысловых оттенков и, следователь­но, для вариантного употребления знаков.

1. Если несколько частей сложного предложения последо­вательно связаны значениями причины, пояснения (возможна подстановка союзов потому что, а именно), то, вопреки обще­му правилу (и в том и в другом случае правила предусматрива­ют постановку двоеточия), возможна замена одного из двоето­чий знаком тире для передачи разных оттенков значения. Ср. примеры: Было жалко Алпатову Гуська: с этим стариком свя­зывалось всё лучшее в детстве и всегда казалось: из всех людей на свете нет лучше и нет роднее Гуська (Пришв.). — Было жалко Алпатову Гуська: с этим стариком связывалось всё лучшее в детстве и всегда казалось — из всех людей на свете нет лучше и нет роднее Гуська; Фрол хорошо знал Степана. Случилось так, как он, наверно, ждал: нервы Степана напряглись до предела, он не выдержал: заслышав шаги казака, стремительно вышагнул навстречу ему (Шукш.) —...Случилось так, как он, наверно, ждал: нервы Степана напряглись до предела, он не выдержал — заслышав шаги казака, стремительно вышагнул навстречу ему (двоеточие указывает на основное членение предложения, а тире является внутренним знаком).

2. Если в разных частях сложного предложения употребля­ются знаки двоеточие и тире, то при желании изменить смы­словые акценты между частями возможно поменять местами эти знаки. Ср.: Вечером я зажигаю его [фонарь] и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго — на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно вы-стрелит в костре ивовый прут (Пауст.). — Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго: на Прорве слишком много помех — то за соседним кустом начнет кричать коростель, то...

Однако по условиям контекста взаимозаменяемость знаков не всегда возможна.

Взаимозаменяемость двоеточия и тире невозможна, когда связь между основными частями сложной конструкции под­чинительная (вторая часть поясняет первую часть): В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная темпе­ратура: интеллектуальные машины капризны — отзываются на малейшее охлаждение и потепление (Тендр.) — тире стоит меж­ду частями предложения, тесно связанными по смыслу (речь идет об одном предмете: машины капризны и машины отзыва­ются). Двоеточие же членит всю сложную конструкцию на две части, ср.: В бывших соляных складах теперь ревниво поддержи­вается нужная температура: интеллектуальные машины ка­призны, так как (и потому) отзываются на малейшее охлажде­ние и потепление.

Если же связь между основными частями сложной конст­рукции сочинительная, а взаимоотношения внутри одной из частей допускают варианты в их осмыслении, то взаимозаме­няемость двоеточия и тире возможна. Ср.: Сколько времени у нас проходит между последним клочком снега в лесу и тем днем замечательным, когда из шоколадного цвета напряженных бере­зовых почек выглянут зеленые подкрыльники, и кажется то­гда — почки эти, как жучки: поднимутся и вдруг все улетят (Пришв.). —...и кажется тогда: почки эти, как жучки, — под­нимутся и вдруг все улетят.

§ 162. Если в предложении употребляется несколько тире, то необходимо учитывать функцию каждого из знаков.

1. Тире может повторяться только в равнозначной пози-
ции:

а) при усилении значения каждого из перечисляющихся
членов: Памятник свободе — неволе — стихии — судьбе и конеч-
ной победе гения: Пушкину, восставшему из цепей (Цвет.);

б) при параллелизме строения частей сложного предложе-
ния: Но в радости моей — всегда тоска, в тоске всегда — таин-
ственная сладость! (Бун.)

2. Нежелательно (даже при авторском употреблении) по-
вторение знака тире, когда знаки ставятся на разном основа-
нии: — А это — грот, — поясняет Володя, глядя себе под ноги, —
тоже наш грот, здесь все наше, — хочешь, полезем! (Цвет.) —
здесь первое тире стоит между подлежащим и сказуемым, вто-
рое и третье — выделяют авторские слова, четвертое — в бес-
союзном сложном предложении в составе прямой речи.

§ 163. Возможны варианты в расстановке знаков при ис­пользовании точки с запятой и тире, точки с запятой и двоето­чия. В каждом конкретном случае варианты отличаются смы­словыми оттенками. Ср.: Деревья тут валятся, и вода, как ис­пуганная, бросается в сторону; там она опять подмывает деревья (Пришв.). — Деревья тут валятся, и вода, как испуган­ная, бросается в сторону — там она опять подмывает деревья (точка с запятой указывает на равнозначность частей предло­жения, тире подчеркивает смысловую зависимость последней части от предыдущей); Вскоре дорога наша определилась, мы едем по правому высокому берегу реки; сквозь неодетые листвен­ные и разные хвойные деревья виднеется внизу широкая долина Тоймы (Пришв.). — Мы едем по правому высокому берегу реки: сквозь <...> деревья виднеется внизу <...> долина Тоймы (двоето­чие подчеркивает пояснительный характер последней части предложения).

 

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И ПРАВИЛА РУБРИЦИРОВАНИЯ

§ 164. Деловые, а также научные, специальные тексты час­то включают в себя различные перечни, составные части, ко­торые требуют условных обозначений. Такие перечни нужда­ются в соблюдении последовательности в использовании обо­значений рубрик (разделов, подразделов, глав, подглавок и т. д.), а сам текст — в логической четкости членения. Послед­нее достигается применением ряда технико-пунктуационных правил.

Для обозначения частей перечней используются: прописные буквы и римские цифры — в качестве показате­ля высшего уровня членения;

арабские цифры — для обозначения среднего уровня чле­нения;

арабские цифры со скобкой и строчные буквы со скоб­кой — для обозначения низшего уровня членения.

При использовании данных обозначений соблюдаются правила:

а) строчные буквы не употребляются без скобок;

б) после строчных букв и арабских цифр со скобками не
ставится точка;

в) римские цифры и прописные буквы употребляются без
скобок:

г) после прописных букв и римских цифр, использованных
в самом тексте, при абзацном отступе, ставится точка:

д) после прописных букв и римских цифр, использованных
в середине строки, вне текста (в качестве заголовков при обо-
значении крупных разделов), точка не ставится;

е) при рубрицировании посредством цифр и букв со скоб-
ками части текста отделяются друг от друга либо запятыми,
либо (при значительной усложненности) точками с запятыми;
точки при скобочных обозначениях не рекомендуются, они
ставятся в конце рубрик, оформленных при помощи букв и
цифр без скобок;

ж) с прописных букв начинается текст рубрик, оформлен-
ных цифрами и буквами с точками; со строчных — рубрики,
оформленные цифрами и буквами со скобками.

Некоторые примеры:

1. Строительные материалы и изделия:

1) природные каменные;

2) керамические, получаемые в результате обжига глины
(кирпич, керамические блоки, черепица, облицовочные плиты и
т. п.);

з) вяжущие вещества (известь, цементы, бетоны);

4) искусственные каменные материалы и изделия (силикат-
ный кирпич, асбоцементные и бетонные изделия);

лесные материалы;

металлические материалы;

стекло и изделия из стекла;

теплоизоляционные материалы;

лаки, краски и др.

 

Ср. возможный вариант:

 

/. Строительные материалы и изделия:

Природные каменные.

Керамические, получаемые в результате обжига глины:

 

кирпич,

керамические блоки,

черепица,

облицовочные плиты и т. п.

3. Вяжущие вещества:

известь,

цементы,

бетоны.

4. Искусственные каменные материалы и изделия:

силикатный кирпич,

асбоцементные и бетонные изделия.

 

Лесные материалы.

Металлические материалы.

Стекло и изделия из стекла.

Теплоизоляционные материалы.

Лаки, краски и др.

§ 165. Если перечень оформлен как составная часть пред­варяющего его предложения, то возможно использование лишь низшего уровня членения и невозможны знаки конца предложения (точки) внутри перечня.

Некоторые примеры:

Перемена призывного участка допускается лишь до 1 мая года призыва. После этого срока перемена призывного участка может быть допущена только в случае, если призывник:

а) переведен администрацией на работу в другую местность;

б) переехал на новое место жительства в составе семьи либо
в связи с получением жилплощади;

в) принят в учебное заведение и выбывает для продолжения
образования или окончил учебное заведение и по путевке направ-
ляется на работу. (Закон о всеобщей воинской обязанности.)

Нетрудоспособными членами семьи считаются:

а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет, или
старше этого возраста, если они стали инвалидами до достиже-
ния 18лет, при этом братья, сестры и внуки — при условии, если
они не имеют трудоспособных родителей;

б) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или
55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо являются
инвалидами;

в) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или
сестра, независимо от возраста и трудоспособности; если он
(она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками
умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;

г) дед и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону
обязаны их содержать. (Закон о государственных пенсиях в
Российской Федерации.)

§ 166. Если в рубрики с системой обозначений низшего уровня включается самостоятельное предложение, начинаю­щееся прописной буквой, то в конце этой рубрики независимо от внутренней точки ставится точка с запятой. Например:

Состав подписи меняется в зависимости от вида и особенно­стей иллюстраций:

а) под иллюстрациями издания ставят только порядковый
номер: 1,2, 3 и т. д. Делается это тогда, когда нет нужды определять содержание изображаемого: всё ясно из самой иллюстрации (например, воспроизведены обложки книг), а условное сокращённое обозначение представляется излишним по соображениям экономичности или художественно-оформительским;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных