ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАССКАЗЫ ИЗ ЖИЗНИ ПОДВИЖНИКОВ.Один брат говорил авве Пимену: меня смущают помыслы и не дают мне подумать о грехах моих, а заставляют меня замечать только -- недостатки брата моего. Авва Пимен рассказал ему об авве Диоскоре, что он в келлии плакал о себе; а ученик его жил в другой келлии. Когда ученик приходил к старцу и заставал его плачущим, то спрашивал его: отец! о чем ты плачешь? -- Он отвечал ему: плачу о грехах своих, чадо. -- Ученик говорил ему: ты не имеешь грехов, отец! -- Но старец отвечал ему: уверяю тебя, сын мой! Если бы можно было мне видеть свои грехи, то мало было бы еще четырех человек, чтобы вместе со мной оплакать их. При этом сказал авва Пимен: тот поистине человек, кто познал -- самого себя!
Авва Сисой сказал однажды с дерзновением: поверь, вот уже тридцать лет, как я не молюсь Богу о прочих Грехах своих, но, молясь, говорю Ему: Господи, Иисусе Христе, покрый мя от языка моего! Ибо даже доселе я падаю, согрешая чрез него.
Один из отцов рассказывал: когда был я в городе Оксиринхе пришли туда в субботу вечером нищие для прошения милостыни. Когда они спали, у одного из них была только рогожа -- половина ее была под ним, а половина над ним. Был же сильный мороз. Когда я вышел ночью, то слышал, как он дрожал от холода и утешал себя, говоря: благодарю Тебя, Господи! Сколько теперь находится в темницах богатых, отягченных железами, а у других и ноги забиты в дерево. А я, как царь, могу протянуть ноги мои и идти, куда мне угодно. Я стоял и слушал. Вошедши внутрь, я рассказал это братиям, и слышавшие получили пользу.
Авва Исаак Фивейский увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел, стал пред келлии его и говорил: не пущу тебя войти. -- Авва умолял его, говоря: какая сему причина? -- Ангел сказал ему в ответ: Бог послал меня к тебе, говоря: спроси его, куда велит Мне бросить падшего брата? -- Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: согрешил пред Тобою, прости мне! -- Ангел сказал ему: встань, Бог простил тебе; но впредь -- БЕРЕГИСЬ осуждать кого-либо, прежде чем Бог осудит его.
Один из отцов, увидев некоего согрешающего, сказал с горькими слезами: сей ныне пал, а я – завтра.
Говорили об авве Агафоне: пришли к нему некоторые, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его: ты Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец. -- Да, это правда, -- отвечал он. -- Они опять спрашивают его: ты Агафон -- клеветник и пустослов? -- Я, -- отвечал он. -- И еще говорят ему: ты Агафон -- еретик? -- Нет, я не еретик, -- отвечал он. -- Затем спросили его: скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес? -- Он отвечал им: первые пороки я признаю за собою; ибо это признание полезно душе моей. А признание себя еретиком -- значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от Бога моего. - Выслушав это, они подивились рассудительности его, и отошли, получив назидание.
Авва Пимен сказал: лучше человек согрешающий и СОЗНАЮЩИЙ -- грех свой и раскаивающийся, нежели человек – НЕ СОГРЕШАЮЩИЙ и не смиряющийся. Тот считает себя грешником и смиряется -- а этот представляет себя -- праведником, как будто он праведен, и возносится.
Авва Авраам спрашивал авву Пимена: отчего это демоны так нападают на меня? -- На тебя нападают демоны? -- сказал ему авва Пимен. -- Не демоны нападают на нас, если мы исполняем свои хотения; наши хотения для нас сделались демонами: они-то мучат нас, чтобы мы исполняли их. Если же хочешь знать, с кем воевали демоны, -- это с Моисеем и подобными ему.
Спрошен был старец одним воином: принимает ли Бог раскаяние? -- И старец, поучив его многими словами, говорит ему: скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его? -- Воин говорит ему: нет! но я зашью его, и опять буду носить его. -- Старец говорит ему: если ты щадишь свою одежду, то тем паче Бог -- не пощадит ли Свое творение? -- И воин, убедившись в этом. отошел с радостию.
Некий из отцов сказал: берегись хвалящих тебя братьев и помыслов людей, уничижающих ближнего; ибо мы ничего не знаем. Разбойник был на кресте, и за одно слово -- оправдался. Иуда был сопричтен апостолам, и в одну ночь -- погубил весь труд свой, и сошел с неба во ад. Посему, никто делающий добро да -- НЕ ХВАЛИТСЯ; ибо все надеявшиеся -- на самих себя ПАЛИ -- в одно мгновение.
Сказал авва Антоний: я видел все сети диавола, распростертые по земле и, вздохнувши, сказал: кто же обходит их? И услышал голос, говорящий: смиренномудрие.
Старец сказал: во всяком искушении – НЕ ОБВИНЯЙ человека, но только -- самого себя, говоря: сие случилось со мною -- за грехи мои.
Некоему из братьев явился диавол, преобразившись в ангела светла, и говорит ему: я архангел Гавриил и послан к тебе. -- Брат же сказал: смотри, не к другому ли ты послан? Ибо я НЕ ДОСТОИН -- видеть Ангела. -- И диавол тотчас стал – невидим.
Некоторый брат, обиженный от другого брата, пришел к авве Сисою и говорит ему: такой-то брат обидел меня; хочу и я отметить за себя. -- Старец же увещевал его: нет, чадо, оставь лучше Богу дело отмщения. -- Брат сказал: не успокоюсь до тех пор, пока не отмщу за себя. -- Тогда старец сказал: помолимся, брат! -- И вставши, старец сказал: Боже! Боже! Мы не имеем нужды в Твоем попечении о нас; ибо мы сами делаем отмщение наше. -- Брат, услышав сие, пал к ногам старца, сказав: не стану судиться с братом; прости меня!
Некий старец сказал: если кто будет помнить -- об оскорбившем его, или обесчестившем, или причиняющем вред ему, то должен помнить о нем, как -- о враче, посланном от Христа, и должен считать его -- за БЛАГОДЕТЕЛЯ; а оскорбляться сим есть признак болящей грешной души. Ибо, если бы ты не был болен, то -- не страдал бы.
Ты должен радоваться о таком брате, потому что через него узнаешь -- болезнь свою, должен молиться за него и принимать от него все, как целительное лекарство, посланное -- от Господа. Если же ты оскорбляешься против него, то с силою говоришь Христу: НЕ ХОЧУ -- принимать врачеваний Твоих, а хочу -- гнить в ранах моих.
Авва Антоний сказал: от ближнего нам -- жизнь и смерть. Ибо, если ПОМОЖЕМ -- брату к Богу прийти – то приобретем брата, и приобретаем Бога; если же СОБЛАЗНИМ и введём во грехи -- брата, то согрешим -- против Христа.
Два старца жили вместе и никогда не было у них распри. Сказал же один другому: сделаем и мы распрю, как другие люди. -- Он же, отвечая, сказал брату: не знаю, какая бывает распря. -- Тот же сказал ему: вот я кладу кирпич посередине и говорю: он мой, а ты говоришь: нет, он мой; это и будет началом. - И сделали так. И говорит один из них: это мой. -- Другой же сказал: нет, это мой. -- И сказал первый: да, да, он твой, возьми и ступай. -- И разошлись, и не могли вступить в распрю между собою. ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ. Страшное дело -- смерть ВНЕЗАПНАЯ. Она есть МЕЧ гнева Божия -- за наши грехи! Это мы ясно видим из притчи о богатом и Лазаре. Богатый был корыстолюбив, раб плоти и прихотей. Он ЗАБЫЛ -- о смерти, о безсмертии души и о Боге. Он привязался умом и сердцем к благам земным, к богатству и умер не как человек, верующий в Бога, но как нечестивый, потерявший всякую веру и душою умерший. За все эти грехи богатый и умер, по определению Божию, смертию ПРИНУЖДЕННОЙ -- Внезапной. Что он умер не естественно, а его скосила, по повелению Божию, внезапная смерть, -- это мы видим из той же притчи.
В этой смерти Сам Бог обличает нечестивого грешника и объявляет ему страшную казнь ВНЕЗАПНОЙ -- смерти: Безумие, в сию нощь душу твою -- истяжут от тебе (Лк. 12, 20). При этом Господь открыл и причину такого страшного осуждения, -- порок лихоимства, жадности, эгоизма, безпечности, нерадения, о своей душе и о конце земной жизни.
Да, пагубна для души нашей смерть -- ВНЕЗАПНАЯ! Ибо в каком состоянии застанет нас момент смерти, в таком мы останемся и пребудем вечно. По смерти же ни Добродетельный -- не изменяется из добродетельного в порочного, ни грешник -- из порочного в добродетельного. Подтверждает это и божественный Екклесиаст, говоря: И если падёт древо на юг, и или на север, то на месте, где падёт древо, там и останется. Это значит: какого места достойным -- будет человек в час смерти своей, там и определяется и пребывает в безконечные веки веков. Жил честно и по доброму человек, по Заповедям Божиим – к Богу пойдёт. Жил нечестиво, по дурному, зло и обман творил – в Ад пойдёт! Мы, несчастные, постоянно согрешаем, и грех следует по пятам нашим. Одно время мы посвящаем многоядению и многопитию; другое -- проводим в покое, безпечности, прихотях, остальное -- жертвуем хищениям, неправдам, убийствам, враждам, притеснениям братии! Когда мы не согрешаем? Поношения, клеветы, осуждение, ложь, сквернословие и празднословие не престают исходить из уст наших. Когда бываем мы непричастными гордости, славолюбию, гнусной мстительности и лукавому воображению? Почти что никогда! Грех всегда окружает нас, всегда представляет уды наши в рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие (Рим. 6, 19). Когда прежде смерти Бог посылает на нас -- жестокую болезнь, тогда она, пришедши, возвещает нам, говоря: Сия глаголет Господь: устрой о доме твоем, умиравши бо ты (Ис. 38, 1).
Как велегласная труба -- возглашает тогда тяжкая БОЛЕЗНЬ: «Человек! ГОТОВЬСЯ -- к будущей жизни. Время твоё пришло». Чувствует, тогда человек разлучение с миром, видит тогда, что безполезны и не нужны ему теперь и богатство, и слава, и премудрость, и вообще любые любые земные блага. Родственники и друзья больного призывают -- тогда духовного отца его, чтобы он мог раскаяться, плакать, обратиться к Богу, исповедать -- грехи свои и причаститься Святых Тайн. Без сомнения, тогда есть надежда, что таковой может -- спастись и остаться не на месте мучения, но на месте блаженства.
Но когда ВНЕЗАПНО, как налетевший ураган, как вихрь, -- СМЕРТЬ похитит Жизнь, когда человек, будучи в силах, здоров и предан греху, в одну минуту -- УМРЁТ и явится к Богу на Суд -- безгласен и безчувствен, какая тогда может быть надежда ко спасению? Где тогда покаяние? Где исповедь? Ни сродник, ни друг, ни священник не смогут помочь тогда, хотя бы и хотел кто, старался и усердно желал. Тогда вдруг придут немилосердные, истязующие душу несчастного. В сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12, 20). . Когда же -- СЛУЧИТСЯ с нами смерть нечаянная, ВНЕЗАПНАЯ, когда она застанет нас среди – БЕЗЗАКОНИЙ наших, как она СТРАШНА будет для нас, как губительна! Увидим и почувствуем мы тогда, что повис над нами обнаженный меч её, и мы сейчас, в одну секунду, отойдем -- в Вечность. И как бы мы - не ЖЕЛАЛИ бы тогда всей душой своей -- ИЗБЕЖАТЬ этого, но побег уже невозможен.
Хотели бы мы сделать распоряжения предсмертные о доме своём, но мысли наши помутятся и исчезнут. Хотели бы -- покаяться, исповедать грехи свои пред священником, но язык наш не будет повиноваться нам, и наши уста сомкнутся, и мы горько почувствуем, что умираем во грехах и уготованы диаволу и бесам его. Это причинит нам страшные мучения, ужас и отчаяние. Бесы мрачные и немилостивые, обличая деяния наши, будут терзать нас. Наконец, душа наша в мучениях разлучится с телом, -- похитится насильственно.
Горе тому человеку, который во грехах -- ОКОНЧИТ жизнь свою, ибо это и есть та самая смерть, о которой святой пророк Давид сказал: Смерть грешников – ЛЮТА. (Пс. 33, 22). Страшная, МУЧИТЕЛЬНАЯ смерть – ЖДЁТ всех Грешников! Мы, люди, не только не знаем о времени нашей смерти, но не знаем и о том, какова будет наша кончина: кроткою ли она придет к нам, или лютою и зверскою. Предупредит ли она нас какими-либо знамениями или настигнет, как тать в нощи. Даст ли она нам некоторое время -- на раскаяние, или мгновенно похитит нас во всех беззакониях наших? Ничто не известно нам. Для чего же такая неизвестность, такое неведение о часе смертном? Но так устроил человеколюбивый Бог, ради нашего спасения, потому, что незнание часа смертного рождает страх, страх -- воздержание, а воздержание -- пресекает случай ко греху.
Незнание о часе смертном производит ВНИМАНИЕ; а внимание – ЖЕЛАНИЕ и стремление жить -- по Заповедям Божиим, которое бывает причиною Добродетели. Оставлено для нас в неизвестности, -- добрая или лютая будет кончина наша для того, чтобы СТРАШИТЬСЯ, чтобы -- ИЗБЕГАТЬ греха, и более и более преуспевать в Добродетели. Поэтому, приготовимся к Вечности и к переходу в вечность, именуемому смертью, во время земной жизни.
Если оценим должным образом то краткое мгновение, на которое мы поставлены здесь, на земле, сравнив его с величественною вечностью, то найдем, что только правильное употребление земной жизни, т.е. приготовление -- к вечности, будет для нас полезно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|