ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
БЛАЖЕННЫ ПЛАЧУЩИЕ -- ИБО ОНИ УТЕШАТСЯ.
Очень трудно нам, мирским и плотским людям, понять эту заповедь! Она, по слову Иоанна Златоуста, кажется, противоречит мнению целой вселенной, ибо все почитают блаженными радующихся, а сетующих, бедных и плачущих — несчастными. Господь же вместо первых блаженными называет последних, говоря: «Блажени плачущии» (Мф. 5:4), хотя все почитают их несчастными.
Но плакать можно о разных предметах! И блаженными здесь называются не те, которые плачут -- о житейских предметах, ибо плачет и безсильная злоба, плачет униженная -- гордость, плачет и оскорбленное самолюбие... Блаженство и утешение дается плачущим о том, что мы НЕДОСТОЙНО -- служим Господу, или даже заслуживаем гнев Его нашими грехами. Давайте проверим свою совесть, свое сердце!
1. Плачем ли мы о том, что непрестанно ОСКВЕРНЯЕМ -- в себе образ Божий грехами своими? Что мы ежедневно бросаем в грязь этот образ страстями житейскими, пристрастием к миру, неверием, гордостью, ненавистью, завистью, невоздержанием, пьянством и прочими страстями и через это крайне прогневляем своего Творца и раздражаем -- Его долготерпение!
3. Плачем ли мы о том, что сердце наше порывается делать -- все противное Господу? Сколько молимся, каемся, читаем, сколько причащаемся Святых Таин, которые могут и каменное сердце претворить и сделать мягким, как воск, а не изменяемся -- по нерадению. И мы плачем, что не приносим Богу плода веры и любви, плода кротости и незлобия, плода воздержания, чистоты и целомудрия, плода милостыни и т. п.
— ощущаем прилив к сердцу нечистых помыслов; — увлекаемся гордостью, злобой, завистью, жадностью, скупостью; — ко врагу своему чувствуем не любовь, а вражду; — увлекаемся страстью пьянства, сребролюбия и любостяжания; — смущаемся и увлекаемся противлением и непослушанием к родителям, начальникам или к старшим.
Какой же там постоянный плач о грехах?! Мы ленимся прочесть -- положенное молитвенное правило перед причащением, чтобы, хоть ударяя в окаменевшее сердце словами покаянных молитв, составленных теми, кто умел плакать перед Господом о своих грехах, как-то разбудить уснувшую совесть и настроить сердце на покаяние. Все это нам кажется -- чрезмерно трудным и неудобоисполняемым.
А вот, как сокрушался о своих грехах святой пророк Давид: «Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6:7).
5. Есть еще спасительные слезы, о которых мы и понятия не имеем. «И тогда, -- говорит преподобный Макарий Великий, -- подвижники ПЛАЧУТ и сетуют -- о роде человеческом, проливают слезы, воспламененные любовью к человечеству». А мы о своих грехах плакать – НЕ УМЕЕМ, да не хотим, потому что наше безчувствие и холодность к делу спасения -- толкает нас искать не истинных, совершенных радостей, а пустых развлечений, смехотворства, паясничества: развлекаемся игрой в карты, увлечением телевизором или кино и театром, чтением пустых, а то и развращающих книг, рассказыванием анекдотов, предаемся пляскам, песням и прочим бурным проявлениям напускного, суетного, опустошающего душу и убивающего зачастую тело «веселья».
Вот, как далеки мы от этой второй ступеньки -- нравственного совершенства! Время ли нам, христианам, сейчас смеяться и веселиться? «Время смеха и веселья настанет после слез и рыданий о грехах в этой жизни и после победы -- над грехом» (праведный Иоанн Кронштадтский).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|