Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 5: О лжи, лести и лукавстве




 

«Не ревнуй лукавым и не за­видуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро за­сохнут, и как зеленый злак, ско­ро отпадут. Не ревнуй в лукав­стве, ибо лукавые истребятся» (Пс.36:1-2, 8).

§ 95. Лесть, ложь, лукавство — пороки срод­ные, и также дьяволу собственны, ибо дьявол есть «отец лжи» и лукавства (Ин.8:44). Этому обу­чает и служителей своих, людей, которые волю его злую и нравы в себе изображают. Эти поро­ки теми людьми обладают, которые одно язы­ком говорят и другое на сердце имеют. Таких людей называют обыкновенно двоедушными, потому что как бы две души имеют, то есть внут­реннюю и внешнюю: внешнею душою с людь­ми обходятся и людей обманывают, а внутрен­нею себя берегут. Этого рода люди обходятся с ближними ласково, гладко, тихо, но лестно и коварно, чтобы в сердца их, по подобию вора, вкрасться могли. Они знают, как смиренными себя показывать, но внутри все иное; они по временам плачут, воздыхают, но на сердце иное. А божиться и клясться — первые, хотя клятва их только на языке; и тем более людей обма­нывают. Они в том подражают отцу своему, отцу лжи, дьяволу, который иногда преобразуется в ангела светлого, чтобы так мог удобнее чело­века обмануть и погубить. Этих людей слова — как мед, а дело само — как яд. Желающие кого-нибудь отравить яд намазывают медом, чтобы злодейство не позна­но было. Так эти души, чтобы удобнее уловить простосердечного, яд злобы своей словами мяг­кими и ласковыми, как медом, прикрывают. Так сделал Каин, который вызвал брата своего Авеля в поле, как бы ради некоей доброй при­чины, но в сердце замышлял убийственной на него рукой вооружиться и пролить кровь непо­винную (Быт.4:8). Так поступил Иуда предатель, который Христа устами приветствовал и цело­вал: ««Радуйся, Равви!» И поцеловал Его» (Мф.26:49); но тем самым в руки беззаконных Гос­пода и Учителя своего предавал. Так и ныне многие приветствуют нас: «Здрав­ствуй, здравствуй!» — а сердцем желают поги­бели нашей и так «умягчают слова мягче елея, но мечут стрелы», по словам Псаломника (Пс.54:22). Изрядно описал их Сирах: «Устами сво­ими враг усладит тебя, но в сердце своем замыш­ляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не на­сытится кровью. Если встретится с тобою не­счастье, ты найдешь его там прежде себя, и он, как будто желая помочь, подставит тебе ногу: будет кивать головою и хлопать руками, мно­гое будет шептать, и изменит лицо свое» (Сир.12:15—18). И, как кажется, таких людей нравы крайне развращенны, и не что иное, как нра­вы дьявольские, ибо тот лжет и обманывает, льстит и лукавит, и все с той только целью де­лает, чтобы погубить человека. Так и они в том и поучаются, чтобы прельстить ближнего и посмеяться над ним.

§ 96. Обществу нет большей язвы, чем льсте­цы и лукавцы. Поскольку: 1) верности, без которой союз общества не стоит, быть там не может, но вместо того неве­рие вступит. Оттого последует, что друг другу ни в чем не будут верить, друг друга опасаться, бо­яться, скрываться, друг друга врагом считать: от чего все зло в обществе. 2) Не может там быть мира, но вместо того взаимная ненависть, вражда, ссоры и прочее. Ибо льстецам и лукавцам свойственно и то, что они речи одного к другому переносят и пе­ресказывают не так, как слышали, и не в та­кой силе толкуют, как говорены, а иначе. И так одному на другого подозрения влагают: от чего дружбы разрушение, и от того взаимная враж­да бывает. Так они стараются всем показаться приятелями, но внутри суть истинные всех враги. 3) Лесть и лукавство, как кажется, ввело и умножило богопротивные клятвы и напрасные призывания страшного Божия имени в самых подлых вещах, как-то: ей Богу! на то Бог! видит Бог! и свидетель Бог! и прочее. Поскольку мно­гие, будучи лживыми и лестными обмануты, не верят и тем, которые правду говорят, поэтому люди принуждены верность своих слов призы­ванием имени Божия утверждать, что уже и в самых подлых вещах делают. А дети от родите­лей, малые от старых, низшие от высших тому же учатся, что и в обычай беззаконный и па­губный вошло и грехом не считается. Так ложь и лукавство плевелы свои непотребные всевает и не попускает расти пшенице благих дел!

§ 97. Двоедушные лукавцы, сколько ни хит­рят, однако лукавство свое и нехотя показыва­ют, особенно тогда, когда или вином разгоря­чившись, или гневом сильным распалившись, извергают то, что в сердце скрыто было: тогда «от избытка сердца их уста их говорят» (Мф.12:34); тогда они показывают себя, что они та­кое. Пьянство и сильная холера или гнев пре­возмогают всякую хитрость и, как истинный и верный свидетель, возвещают тайну сердца. В таком случае временем и сам человек не знает, что делает и говорит. Ибо тогда не ум, а сердце, вином или гневом распалившись, действует.

§ 98. Да внимает простая душа, лести и лу­кавства не знающая, увещанию Псаломника: «Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим безза­коние. Ибо они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут». И да молится с Давидом: «Удали меня, Господи, от человека лу­кавого, от мужа неправедного избавь меня. По­мыслили они неправду в сердце, весь день готови­лись к брани, изострили язык свой, как у змеи: яд аспидов в устах их», и проч. (Пс.139:1—3). Да слы­шат и лукавцы то же слово: «как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут», и да внимают, что тот же пророк написал: «Погу­бишь всех говорящих ложь; кровожадного и льстивого гнушается Господь» (Пс.5:7). И если веруют, что есть Бог, «сердца и утробы испыты­вающий и воздающий каждому по делам его» (Пс.61:13), — да обходятся чистосердечно с ближ­ними; и да научатся, что языком говорят, и на сердце иметь и, что словом объявляют, самим делом показывать.

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных