Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 6: О праздности




 

«В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19).

«Выйдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера» (Пс.103:23).

«Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», — говорит апостол (2 Фес.3:10).

§ 99. Праздность, или удаление от трудов, или леность, есть сама по себе грех, ибо про­тивна заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего есть хлеб наш. Еще праотцу нашему Адаму сказано Богом: «В поте лица тво­его будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3:19), а это по­веление и нас, сынов его, касается. А святой апостол и есть тому запрещает, кто не хочет тру­диться. Следовательно, в праздности живущие и чужими трудами питающиеся непрестанно грешат; и до тех пор грешить не перестанут, пока в благословенные труды не отдадут себя. Из этого исключаются немощные и престаре­лые, которые хотя бы и хотели трудиться, но не могут.

§ 100. Не только в праздности быть и жизнь без добрых трудов проводить грешно, как ска­зано, но это и многих зол причиной бывает. Ибо сердце человеческое праздно быть не может, но какими-нибудь мыслями занято бывает. А по­скольку оно склонно ко всякому злу, то к праз­дному сердцу, которое никакими полезными трудами не занято, не иначе как к дому празд­ному, выметенному и украшенному, удобно приступает душевный враг дьявол, и мысля­ми злыми, как вредными плевелами, наполня­ет его, и в самое действие злые похоти произ­водить поучает: оттуда бывает, что праздность много беззаконий рождает и ко всякому добру бесплодна бывает. Отсюда пьянство, многих зол и соблазнов причина; отсюда всякие блудные дела; отсюда злые беседы, пересуды, осуждения, насмешки, злословия, хуления. Отсюда частые пиршества и этому последующее зло, как-то: хищения, ограбления, клятвопреступления, и прочее. Отсюда картежные игры и с ними совокуплен­ные обманы, бесчиния, ссоры, драки и прочие беззакония. Праздность вымышляет излиш­нюю роскошь, которая без обиды ближнего и разорения общества не может быть. Праздность замышляет ненужные строения и прочие тому подобные изобретения, которые без кровавых слез бедных быть не могут. Празд­ность учит разбивать, воровать, похищать, на­силия чинить, лгать, льстить, обманывать. Ибо праздный, не имея чем питаться, устремляется на похищение чужих трудов, или явно, или тай­но, или лестно. Так «праздность научила многому худом»у, по словам премудрого Сираха (Сир.33:28). Поэтому и Соломон говорит: «В похотях пребывает всякий праздный» (Притч.13:4).

§ 101. Праздность не только душу губит, но и телу вред наносит. 1) В праздности живущие всяким недугам и немощам подлежат. Как растлевается вода, которая течения не имеет, так тело человечес­кое без движения и трудов портится и ослабевает. Ибо кровь, от которой вся целость теле­сная зависит, в не имеющем движения от тру­дов, густеет и так мало-помалу сгнивает. 2) Не трудящийся не может в сладость и пищи принимать. Труды как бы понуждают к восприятию и варению пищи в желудке, без чего желудок отвращается от пищи. 3) Как после трудов сон сладок, так без тру­дов беспокоен бывает. 4) Гуляки и те, кто без дела шатается, под­лежат посмеянию и порицанию людей. 5) Понуждаются в бедности и нищете жить. Ибо «приходит, как прохожий, бедность к ним, и нужда, как разбойник», — говорит Соломон (Притч.6:11).

§ 102. Чтобы праздности и ей последующих зол избежать, должно твердо знать: 1) Что время дороже всякого сокровища. 2) Как слова сказанного возвратить, так и времени потерянного сыскать невозможно. 3) Потерявшие напрасно время будут жа­леть и малейшего времени для покаяния по­ищут, не иначе, как жаждущие студеной воды; но не найдут, когда время будет суда, а не покаяния; строгости, а не помилования. 4) Следует непременно дать ответ и за само время, даром потерянное. Ибо настоящее вре­мя есть торг, на котором таланты, Господом нашим нам данные, должно трудами с помо­щью Божией умножать, чтобы с ленивым ра­бом не услышать страшного того определения Господнего: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю» (Мф.25:30). Поэтому должен каждый послушать увещания премудрого Соломона: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудо­любива, какую почтенную работу она произво­дит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, не­много подремлешь, немного, сложив руки, поле­жишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притч.6:6—11).

§ 103. Как не всякий труд полезен, так не всякая праздность порочна. Злы те беззаконные труды, которые ради беззаконных дел поднима­ются. Зол и пагубен труд злобного, который для ближнего козни и хитрости сплетает, сети про­стирает, и ров погибели копает; пагубны ста­рания хищников, которые по путям и дорогам скитаются, желая обнажить путников; безза­конен подвиг лукавца, который старается прельстить и обмануть брата своего; тяжка и мерзка работа мамоне; бесполезна и душепагубна болезнь и труд завистливых, которые из-за добра ближнего снедаются и мучаются. Как эти и прочие тому подобные труды не похваль­ны, а порочны, так и упразднение от них достохвально. Сколь блажен покой, когда ум от злых и душевредных мыслей, сердце от похотей лука­вых успокаивается; очи не видят ничего, уши не слушают ничего, язык и уста не говорят ни­чего, руки не делают ничего, что святому Божию Закону противно! Блаженна эта празд­ность и благословенный покой. Этого Творец наш и Господь от нас требует. Эту субботу не только каждую неделю, но и каждый день, час и минуту праздновать мы должны. К этому спасительному и тишайшему упокоению, в котором не только внешние члены телесные, но и внутренние душевные силы от вредных дел успокаиваются и совесть сладко почивает, Сам Христос призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28).

 

Глава 7: О пьянстве

«Горе тем, которые с ранне­го утра ищут сикеры и до по­зднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взи­рают и о деяниях рук Его не по­мышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, потому что не познал Господа» (Ис.5:11-13)

«У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багро­вые глаза? Утех, которые дол­го сидят за вином, которые при­ходят отыскивать вина при­правленного» (Притч.23:29-30)

«Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф.5:18)

§ 104. Вино, как и всякая вещь созданная, есть добро, ибо на пользу нашу Создателем на­шим устроено нам. «Всякое творение Божие хо­рошо, — говорит апостол, — и ничто не предосу­дительно, если принимается с благодарением» (1Тим.4:4). И в книге Бытия пишется: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (1Тим.1:31). «Вино, в меру принимаемое, полезно чело­веку, радование сердца и веселие души, употреб­ляемое во время прилично», — говорит Сирах (Сир.31:31,33); ибо так употребляемое, печаль­ного увеселяет, немощного подкрепляет. По­этому и святому Тимофею написал апостол: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих неду­гов» (1 Тим.5:28). Отсюда и святой Павел не пить вина, а упиваться вином запрещает, говоря: «Не упивайтесь вином». Пить вино это одно, а упи­ваться вином — другое. Следовательно, грешат: 1) те, которые гнушаются вином и не употребляют его, не ради воздержания, но ради того, что как бы грешно его употреблять. Так, ругая создание, Богом человеку в пользу человеколюбно устроенное, и Создателя хулою касают­ся, не иначе, как кто, уничижая художество, например, образ написанный, и самого худож­ника, то есть живописца, уничижает. 2) Те, кто вином гнушается, и братию свою, которые употребляют его, презирают, а о себе высоко нечто мечтают: я, мол, с роду не пью вина!.. Будто в том только и благочестие состо­ит, чтобы не пить вина? Сатана не пьет вина и хлеба не ест, ибо бесплотен; но души человеческие, как лев, пожирает, и своей вечной погибе­ли участниками делает, и есть всех злейший и всякой злобы начало. Так и не пьющие вина могут быть подражателями его. Не пьешь вина —хорошо. Но не хули вина и братию пьющую не презирай. Ибо если не пьешь вина, а высоко о себе мечтаешь, всегда ты духом высокоумия напоен, что перед Богом мерзко. Не вино, а пьянство, не употребление вина, а злое упот­ребление порочно и вредно. Во зло его упот­ребляет человек, когда не вовремя и выше меры употребляет. Так не только вино, но и хлеб, воду, огонь и прочее создание Божие во зло употребляет человек. Так во зло употребляет и свои члены телесные, как-то: язык — к злосло­вию, осуждению и оклеветанию; руки — к хи­щению, ограблению и неправедному биению; чрево — к объеданию и пьянству. И так ими, как бы какими орудиями, душу свою убивает.

§ 105. Не вино причиной пьянства бывает, ибо если бы вино того причиной было, то все бы его употребляющие пьяницами были. Но противное сама жизнь показывает: многие употребляют вино, но трезвы. Причиной пьян­ства бывает: 1) Злое и невоздержанное сердце, как и прочих грехов. «Не вино производит пьянство, — говорит святой Златоуст, — а невоздержание»
(Беседа 1-я к народу антиохийскому). 2) Праздность, как выше сказано. 3) Частые пиршества, компании, усиленные потчевания. 4) Со злыми и невоздержанными обраще­ние. От частых же повторений делается страсть и злой обычай.

§ 106. Пьянство, как само по себе есть грех, ибо «пьяницы царствия Божия не наследуют», по учению апостола (1Кор.6:10); и Христос го­ворит: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством» (Лк.21:34), — так многих и тяжких грехов причи­ной бывает. Оно ссоры, драки, и от того после­дующие кровопролития и убийства производит. Оно буесловия, кощунства, хуления, оно ближ­нему досады и обиды делает. Оно учит лгать, льстить, чужое грабить и похищать, чтобы было чем страсть удовлетворить. Оно разжигает гнев и ярость. Оно заставляет людей в нечистоте, как свиньи в болоте, валяться. Словом сказать, че­ловека скотом, словесного бессловесным дела­ет, так что не только внутреннее состояние, но и внешний вид человеческий часто переменя­ет. Поэтому святой Златоуст говорит: «Дьявол ничего так не любит, как роскоши и пьянства, поскольку никто так злой его воли не испол­няет, как пьяница» (Беседа 58 на евангелиста Матфея).

§ 107. Пьянство не только душевных, но и телесных временных зол причиной бывает. 1) 1) Тело расслабляет и в немощь приводит. Поэтому пишется: «Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино» (Сир.31:29). 2) В убожество и нищету приводит. «Работ­ник, склонный к пьянству, не обогатится», — го­ворит Сирах (Сир.19:1). 3) Славу и имя доброе отнимает; напротив, в бесславие, презрение и омерзение приводит: никем так люди не гнушаются, как пьяницей. 4) Домашним, родственникам, друзьям скорбь и печаль, врагам посмеяние делает. 5) Ни к какому званию неспособным рачи­теля своего делает. И хотя в каком-нибудь зва­нии будет пьяница, более бед и напастей строит, нежели пользы обществу. Святой Златоуст, изображая бедствия и пагубы пьянства, гово­рит: «Пьянство — это самоизвольное беснование, откровение помышлений, посмеятельная беда, болезнь, смеха достойная, демон добро­вольный, и прочее» (Слово о воскресении).

§ 108. Чтобы от пьянства остеречься, полез­но примечать следующее: 1) Юным не дозволять опьяняющего питья пить, поскольку юные легко привыкают, и чему в юности учатся, того и всю жизнь держаться будут. 2) Не дозволять им с пьяницами и развращенными водиться. 3) Взрослым без нужды не пить вина. 4) От злых компаний и пиршеств удаляться. 5) Помнить, что от этой страсти весьма труд­но отстать. И многие от той и в той самой стра­сти погибают душой и телом. 6) Привыкшим к этой страсти крепко про­тив мучительства ее вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. 7) Вспоминать случающиеся в пьянстве беды и сравнивать трезвого жития состояние с состоянием пьяного. 8) Помышлять, что многие пьяными во сне умирают, и с этого света на тот переходят без вся­ кого чувства и потому без покаяния, и прочее.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных