Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 11: О славолюбии и честолюбии




 

«Как вы можете веровать, когда друг от друга принимае­те славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?»— говорит Христос (Ин 5:44).

§ 128. Славолюбие и честолюбие происхо­дит от гордости, которой свойственно любить почтение, похвалу, поклонение и прославление. Корень же и начало его есть тот лестный и ядо­витый совет древнего змия, который прароди­телям нашим так говорил: будете как боги (Быт 3:5). Тот же коварный враг и ныне страстной нашей плоти, как Еве, в уши шепчет, дабы ис­кала владычества, господства, почитания и сла­вы суетной.

§ 129. Славолюбие есть знамение сердца, неверием недугующего, как Христос этому явно учит: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу?» Поскольку: 1) Кто славы своей в этом мире ищет, тот не отдает Богу славы, но себя, как идола, вместо Бога поставляет, и то, что одному Богу должно воздавать, себе привлекает. Ибо одному Богу «подобает всякая слава, честь и поклонение». 2) Кто славы суетной ищет, тот о будущей вечной славе не заботится, ибо невозможно одновременно искать временную и вечную славу. Не заботится по той только причине, что оком веры, которой ее можно видеть, величия и пре­восходного изящества ее не видит; ибо, если бы видел ее, непременно бы искал ее всеми сила­ми. Воин, усматривая славу, которая должна произойти от победы, храбро сражается против врага Отечества. Так и тот, кто верой предусмат­ривает будущую славу, которую верные Хрис­товы воины в будущем веке получат, сражается против врагов, мира и греха, и о суетной этой славе не заботится, и за мусор считает ее: ибо она препятствием бывает к получению той ис­тинной славы.

§ 130. Как страсть сребролюбия и лихоим­ства, как выше сказано, так и страсть славо­любия ненасытна. Ибо как сребролюбец чем более растет у него серебро, тем более жаждет его, так и славолюбец: чем выше восходит в честь, тем выше еще подняться желает. Исти­на эта известна и явна и не требует доказатель­ства: повседневные того примеры перед гла­зами являются. Посему в историях видим, что многие язычники, не удовлетворяясь высоким титулом царским, желали и повелевали себя называть богами. А иные, не довольствуясь пределами своего владения, других себе покоряли, и так свою славу расширять старались. О, если бы язва эта в христианских пределах не имела места!

§ 131. Славолюбие причиной многих зол бывает. 1) Оно учит льстить, сообразовываться выс­шим, и нравам их следовать, хотя бы они и раз­вращенными были, пороки добродетелями и
добродетели пороками бесстыдно называть, льстить, лгать, лукавить, чтобы так в любовь и милость к ним вкрасться и таким образом честь желаемую получить. 2) Оно учит клеветать на ближнего, добрых злыми, а злых добрыми называть, чтобы так угодить тому, у кого ищут мнимой милости. Словом, из человека псом ласкательным дела­ет, и что бы ни захотел мнимый его благодетель, на которого надеется, все делать готовым себе выказывает. 3) Оно учит лихоимству. Ибо, чтобы честь получить, надо щедро наполнить руки ходатаев, многих одаривать, угощать. Но, чтобы на все это достаток был, понуждается славолюбец устремляться на неправду и хищение. 4) Славолюбие учит проливать неповинную человеческую кровь. Так замыслил Авессалом на кроткого и неповинного Давида, Царя Из­раиля, обнажить меч и сын беззаконный — праведного отца своего умертвить, чтобы царством Израилевым завладеть. Ни высокая монаршая честь, ни неудобность начинаемого дела, ни страх опасности, ни тот долг, которым поддан­ные своим Государям обязаны, ни родная оте­ческая кровь, от которой родился, ни та любовь, которой от отца своего более прочих братьев почтен был, ни кротость и неповинность свя­того и благочестивого Царя от беззаконного и пагубного намерения отвратить его не могли. Но одно славолюбие все это превозмогло и убе­дило беззаконного сына гоняться за благочес­тивым отцом и Государем своим (см. 2Цар.15 и пр.). Так учинил славолюбивый и беззакон­ный Ирод: всех детей, от двух лет и ниже, в Виф­лееме и во всех пределах его избил, как святое Евангелие свидетельствует (см. Мф.:5). Убить младенцев замыслил, чтобы так с младенцами и родившегося Младенца Христа, Царя Иудей­ского, хитрый лис смог бы убить и так не поте­рял бы царской чести. То же славолюбие и ныне много неповин­ной крови проливает; и самих помазанников Божиих касаться не устрашается; и их то ядом растворенным умерщвляет или сокращает жизнь их, то мечом окровавливает порфиру и престол их, и так Отечество без главного пра­вителя остается, отчего всякое нестроение и замешательство происходит в обществе. 5) Славолюбие и по получении чести не ус­покаивается. И тогда многие беды производит. Ибо по чести (так оно любителей своих учит) надо иметь приличный убор. Надо расширять и украшать покои. Надо собирать богатые сто­лы. Надо немалое число иметь слуг в убран­стве. Надо для проезда иметь богатых коней и кареты, для увеселения — собачью охоту. Надо самому и семье своей золотом и серебром ук­рашенные иметь одежды. Надо для забавы по­играть в карты. Надо и прочие утехи или даже прихоти производить. Но на все это требуется немалая сумма, которую следует собрать не от­куда-нибудь, как от подчиненных; следует на­рушить присягу, которую принес перед Серд­цеведцем Богом и святым Его Евангелием; сле­дует попирать правду, которую с клятвою обещался хранить; следует причинять насилие убогим, налагать на крестьян, если имеются, излишние сборы или работами излишними отягощать. Итак, сколь люто славолюбие, хотя люди, особенно нынешнего века, злом его не счита­ют! Зло — лихоимство, как сказано; но боль­шее зло — славолюбие, ибо где славолюбие, там гнездится и лихоимство; ибо славолюбие и ли­хоимству учит, как видно из вышесказанного.

§ 132. Славолюбие и честолюбие и самих тех, которыми обладает, в бедственные случаи приводит. Прародители наши, возжелав божес­кой чести, лишились и того, что имели и «сравнялись с несмысленными скотами и уподобились им» (Пс.48:13). Захотел Авессалом царской чес­ти так, что и хотел убить отца и Государя свое­го, но вместо чести погибель себе нашел, и тот, который хотел сидеть на царском престоле, «запутался волосами в ветвях дерева, повис между небом и землею» (2Цар.18:9). Тот же суд и ныне постигает славолюбцев и похитителей чести, которые хотя и получа­ют желаемое — то ходатайством своих заступ­ников, то посредством мзды, то представлени­ем наследного благородства, — однако не на пользу себе достают это, но на погибель, не вре­менную, а непременно вечную. Поскольку эти верные слуги Отечества скоро в верности сво­ей показывают себя, когда в чести находясь, не Божией чести и славы, чему честь служить дол­жна, а своей ищут корысти; не ближним, но своим страстям служат; не созидают, а более разоряют братию свою. Истина эта всем явна и не требует слова к доказательству. Ибо самое дело доказывает то, когда на беззаконное мздо­имство и лихоимство везде жалобы слышатся, везде слезы бедных, не имеющих заступников и не могущих нигде найти удовлетворения, про­ливаются. Ибо что успеет нищий, вступая в суд с бо­гатым, что — простой с благородным, если в суде верные эти Отечества сыны и слуги засе­дают? Совсем ничего! Отойдут, как приходят, с теми же слезами, даже с более горькими. По­этому принуждены бывают всякую обиду и на­силие терпеть, нежели напрасно и на большую свою беду искать защиты, и уже не к человеку, но к Богу Судии прибегать и вопить. Эти же слезы и вопли ходатайствуют не что иное, как Божий гнев и вечную погибель тем, которые по должности своей не отирают их.

§ 133. Сан или честь для христианина дол­жна быть не что иное, как иго, Богом наложен­ное, которое должен носить во славу Божию и для пользы братии своей. Он, в чести находясь, должен, как присягою обязался, обществу слу­жить, неправду искоренять, обиженных защи­щать, нахальных и своевольных дерзость удер­живать, образом добрых дел для подчиненных быть, и прочее. Если кто позван и по этой при­чине в честь восходит, тот пороку славолюбия не подлежит; но такой и искать не будет чести, а его сама честь искать будет. Он избегает чес­ти, но за ним честь гоняется. Такой-то и досто­ин чести, как все мудрые люди считают и ут­верждают. Напротив, недостоин чести тот, кто ищет чести. Ибо для чего кто чести добивается, то и делать будет, получив честь. Но едва ли кто же­лает чести для поднятия трудов на общую пользу, а не для своей временной корысти? Ско­ро такие искатели, получив желаемое, показы­вают себя не иначе, как плевелы, между пше­ницей посеянные, как сказано.

§ 134. Но, чтобы от этого порока избавить­ся, должно помнить: 1) что одинаково славные и безродные, гос­пода и рабы, почтенные и простые умирают и предаются земле. Никто с собой славы этой не уносит, но все мирское миру остается. 2) Что «строг суд над начальствоующими. Ибо меньший заслуживает помилования, сильные же сильно истязаны будут», — говорит Соломон (Прем 6:5-6). 3) Что нет большей чести и славы, как быть истинным христианином, а этого достоинства славолюбие лишает, по слову Христову: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принима­ете славу, а славы, которая от единого Бога, неищете» (Ин.5:44)?

 

Заключение этой статьи

1.Об удалении от злых

«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое при­няли от нас» (2 Фес.3:6).

«Худые сообщества развра­щают добрые нравы» (1Кор.15:33).

§ 135. Ничто так не вредит человеку, особен­но юному, как злая компания. Ибо, как обхож­дение с добрыми — это такая школа, в кото­рой без книг обучается человек философии христианской, то есть честной жизни, так об­ращение со злыми бывает причиной крайнего развращения. Хотя бы и природы доброй был кто и хорошо воспитан, но если с развращен­ными находиться будет, трудно и почти невоз­можно тому не развратиться. Ибо злоба так, как смола, прилипчива и незаметно в добрые нра­вы входит и заражает их. Сказывают, что здоровые глаза, когда смот­рят на больные, сами вред принимают, а им никакой не приносят пользы. Так и добрый, живя со злыми, сам портится, а их не исправ­ляет. «Как больные глаза, — говорит святой Иоанн Златоуст, — наносят вред здоровым, и как проказу имеющий заражает чистого, так обращение со злыми портит и развращает доб­рых людей. И таковых не только избегать, но и отсекать повелевает Христос, говоря: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф.5:29)» (Беседа на псалом 4). Итак, рассуждай, христианин, с кем хочешь иметь общение; и, пока не познаешь совершен­но, ни к кому не прилепляйся, чтобы не впасть в пропасть погибели. Лучше со зверями жить, нежели со злыми людьми. «Злые люди, — го­ворит тот же свт. Иоанн Златоуст, — более вре­дят, нежели ядовитые змеи: ибо эти откровен­но яд свой наносят, а те каждый день тайно и нечувствительно заражают» (В той же беседе).

§ 136. Горе юным детям, которые имеют раз­вращенных родителей! Куда им от таких роди­телей удалиться, когда вынуждены с ними в одних покоях жить, за одной трапезой сидеть, слова, дела и все поступки их наблюдать? Ибо юность, так как сама по себе ко всякому злу склонна, требует прилежного наблюдения, доб­рого воспитания и наставления, а вместо того встречает ее великое зло — ядовитый соблазн родительских нравов. Ибо нравы родительские для юных детей, как правила, взирая на кото­рые, они следуют им; и что в них примечают, к тому и сами привыкают. Отсюда бывает, что дети злых родителей злее их бывают, а внучата и еще более злыми, и так растет зло, пока судом Божиим не пресе­чется. Ибо соблазн не иначе, как пожар усилив­шийся, далее и далее простирается и поедает одушевленные храмины. Горе юным детям от этого соблазна. Но су­губое горе родителям, которые, вместо полез­ного учения, злым примером, как ядом, юные сердца заражают! «Горе тому человеку, через ко­торого соблазн приходит — говорит Христос. — Тому лучше было бы, если бы повесили ему мель­ничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18:6-7). «Родители, — говорит святой Иоанн Злато­уст, — которые пренебрегают христианским воспитанием детей, беззаконнее детоубийц. Ибо детоубийцы тело с душой разлучают, а они и душу, и тело в геенну огненную ввергают. Той смерти, по естественному закону, никак избе­жать невозможно; а этой возможно бы было, если бы родителей нерадение не было ее при­чиной. К тому же смерть телесную воскресение тотчас упразднит; душевной же погибели ник­то не может возместить» (Беседа против хули­телей жития монашеского, гл. 3.) Если, как святой отец учит, те родители, которые детей по-христиански не наставляют, хуже детоубийц, то что же о тех родителях ска­зать, которые не только не наставляют, но и развращают нравами своими! А что о родите­лях здесь говорится, то должно разуметь и о тех, кто отеческое звание на себе имеют, как-то: учители, пастыри, начальники и прочие.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных