Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1: Как Бог призывает грешника на покаяние




 

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:28-29).

§ 140. Пока человек стоит перед кем-то, лицом своим к нему стоит; а если от него отой­ти хочет, отворачивается от него лицом и обра­щается к нему спиной, и так, отвернувшись, идет в намеченный путь; и чем более идет, тем более отходит и удаляется от него. Так, пока человек старается святую волю Божию испол­нять, и слушается того, что Бог в святом Своем Слове повелевает, и готовым на повеление Божие себе показывает, — как бы лицом своим перед Богом стоит, и почтение свое Ему возда­ет, с Ним пребывает и не отлучается от Него. Но если доброе свое произволение переменяет и зло вместо добра избирает, грех вместо добродетели творит, — как бы отворачивается лицом своим от Бога и спиной к Нему поворачивается, как о беззаконных израильтянах говорит через пророка: «Они оборотились ко Мне спиною, а не лицом» (Иер.32:33). Так человек, отвернувшись от Бога, беско­нечного Добра, чем более грехов и беззаконий творит и в нераскаянии пребывает, тем более отходит и удаляется от Него. Отворачивается же самым делом не лицом, а сердцем, и поворачи­вает не спину, а непослушание и нераскаянное сердце; и удаляется не ногами, а волей, не из­менением места, а изменением нравов злых в злейшие. Куда отвратить лицо можем от Того, Который везде есть? И куда пойдем от Того, Который на всяком месте обретается? Как Псаломник говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу? Если взойду на небо, Ты там, если сойду во ад, Ты там» (Пс.138:7-8). Это-то и есть отвратиться, отступить и удалиться от Бога. Это отвращение и удаление грешника от Бога изображает нам притча о блудном сыне, который, взяв положенную часть имения у ми­лосердного своего отца, на беду свою, отстал от него, и, уйдя в далекую страну, растратил имение свое, живя блудно, а после начал тер­петь лишения, и рад был насытиться рожками, которые ели свиньи. Так человек, отступив от Бога непослушанием, губит данное ему Богом имение духовное, то есть святость, правду, не­порочность и прочее; и так в тяжкое рабство страстей и греха попадает, и в этом бедствен­ном рабстве ни в чем не может найти себе удо­вольствия и отрады. Ибо душа человеческая, как дух, Богом созданный, ни в чем ином удо­вольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, Которым по образу Его и по подобию создана. А когда от Него отлучится, вынуждена искать себе удо­вольствия в созданиях и страстями различны­ми, как рожками, себе питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает. Итак, от го­лода остается умереть. Ибо духу требуется ду­ховная пища.

§ 141. Так от отвратившегося и удаляющего­ся грешника Премилосердный Бог не отвраща­ется, но как бы вслед отеческим гласом вопиет: «Чадо, куда ты от Меня удаляешься? Где ты най­дешь без Меня и помимо Меня блаженство? Везде тебе встретит беда». И так вопия, призы­вает его к Себе. Призывает же по-разному: 1) Внутри, через благодать Свою, которой ударяет в двери сердца нашего. Это бывает, сколько раз совесть, грехами раздраженная, обличает и ударяет грешника, представляет ему суд Божий и вечную муку за грехи. 2) Призывает через спасительное смотре­ние, страдание, смерть и Воскресение Сына Своего, Иисуса Христа, представляя ему, что совершилось это великое дело ради него. Ибо не ради кого иного пришел Христос в мир, как ради грешника. «Сын Человеческий пришел взыс­кать и спасти погибшее» (Лк.19:10). «Я пришел, — сказал Он, — призвать не праведников, но греш­ников к покаянию» (Мф.9:13). Он также как бы вопиет вослед грешнику и увещевает возвра­титься покаянием к Себе: «Зачем ты, грешник, Меня оставил? Зачем от Возлюбившего тебя удаляешься? Помни, что ради тебя Я родился от Девы, и «принял образ раба» (Флп.2:7); ради тебя был Младенцем, обнищал, смирился, на земле пожил, плакал, трудился, гонение, злословие, укорение, бесчестие, поругание, раны, заплевание, осмеяние и всякое злострадание претер­пел; наконец, позорною смертью, «смертью же крестной» умер (Флп.2:8). Все это ради твоего спасения совершил. Сошел с небес — чтобы тебя на небо возне­сти. Смирился — чтобы тебя, уничтоженного, возвысить. Обнищал — чтобы тебя, обнищавшего, обо­гатить. Обесчестился — чтобы тебя, обесчещенно­го, прославить. Уязвился — чтобы тебя, уязвленного, исце­лить. Умер — чтобы тебя, умершего, оживить. Ты согрешил, а Я грех твой на Себя взял. Ты виноват, а Я казнь претерпел. Ты должник, а Я за тебя долг заплатил. Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер. И к этому Моему за тебя страданию не что иное, как любовь Моя к тебе привлекла Меня. Итак, зачем самовольно пренебрегаешь этой Моей любовью, трудами, подвигами, страданиями, ради тебя поднятыми, и сам себя хочешь погубить. «Не тленным серебром или золотом искуплен ты» от греха, дьявола, смерти и ада, «но дра­гоценною Кровью» Моей (1Петр.1:19). Вспомни это — какая дорогая за тебя цена дана: Кровью Моею и смертью Моею искуплен ты! Вспомни все эти заслуги Мои, которыми Я тебе заслу­жил отпущение грехов и жизнь вечную, и по­кайся — и так спасешься. «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20)». О, божественный, о, любезный, о, сладчай­ший глас — глас, спасения нашего ищущий! О, Преблагой и Милосердный Иисус, Милости­вый наш Искупитель! Не отступи от нас, греш­ных, которых святой Своей Кровью искупил. Но ударяй, ударяй в двери каменных сердец наших, крепко ударяй пресладким и спаситель­ным гласом Твоим. Да пробудимся от глубоко­го греховного сна и услышим пресладкий и прелюбезный глас Твой, «ибо глас Твой сладок и об­раз Твой прекрасен» (Песн.2:14), — и так начнем сами просить, искать и стучать, стучать в двери милосердия Твоего (Мф.7:7-8). Так Сын Божий зовет вслед заблуждающе­гося грешника и обращает к покаянию! И Отец с небес о том свидетельствует: «Его слушайте» (Мф.17:5). И Святой Дух в псалме говорит нам: «ныне, если глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших» (Пс.94:8). Так Святой и Милости­вый наш Бог, Отец, Сын и Святой Дух, зовет нас Своею благодатью на покаяние! 3) Зовет нас на покаяние через пророков и апостолов, как посланников Своих и рабов, которых как бы вослед нам посылает и обра­щает нас к Себе через них. Они увещевают нас и молят: «Итак, от имени Христова просим, и как бы Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). И еще: «Обратитесь ко Мне, — говорит Господь Сил, — и обращуся к вам» (Зах.1:5; Мал 3:7). И еще: «Об­ратись, Израиль, ко Господу Богу твоему, ибо из­немог ты в неправдах твоих» (Ос.14:2). И еще: «Обратись ко Мне, дом Израилев, — сказал Гос­подь, — и не утвержу Лица Моего на вас, ибо Я Милостив, и не прогневаюсь на вас вовеки» (Иер.3:12). И еще: «И ныне говорит Господь Бог ваш: «Обратитесь ко Мне всем сердцем вашим в по­сте, и в плаче, и в рыдании, и раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он милостив и щедр, долготер­пелив, и многомилостив, и сожалеет о бедах» (Иоил.2:12-13). И еще: «Обратитесь, и отверг­ните все нечестия ваши, и не будут вам неправ­ды в мучение; отвергните от себя все нечестия ваши, которыми согрешали против Меня, и сотво­рите себе сердце новое, и дух новый, и сотворите все заповеди Мои» (Иез.18:30-31). Так, как ви­дишь здесь, и в прочих местах Писания, через голос пророческий и апостольский обращает Бог грешника и призывает к покаянию. 4) Зовет через обещание временных и веч­ных благ, которыми, как отец человеколюби­вый свое чадо яблоком, к Себе привлекает, что­бы так благами возбудились и обратились к Нему; о чем в пророческих книгах и апостоль­ских посланиях довольно писаний находим. Так призывает нас к Себе Христос и обещает пресладкий покой душам нашим: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я ус­покою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и най­дете покой душам вашим» (Мф.11:28-30). Как бы сказал: «О, бедные и утружденные суетой мира грешники, полно вам утруждать себя и обременять замыслами, начинаниями, стараниями, попечениями и печалями житей­скими. Нигде вы не найдете истинного покоя и блаженства, кроме Меня. К чему вы ни обра­титесь, никакой истинной себе пользы от того не найдете. Везде вас — помимо Меня — встре­чает истинная беда и зло. Богатство, честь, сла­ва и сласть мира этого, которых ищете, более вас обременят, нежели облегчат, более утрудят, нежели успокоят. Добра ли себе хотите? Всякое добро у Меня и от Меня происходит. Блаженства желаете? Его нет нигде, кроме Меня. Красоты ищете? Кто прекраснее Меня и помимо Меня? Благородства желаете? Кто благороднее Сына Божия? Высоты хотите? Кто выше Царя небес? Славы ли ищете? Кто славнее Меня? Богатства желаете? У Меня и в Моей руке все сокровище нетленное. Премудрости ищете? Я — Премудрость Бо­жия. Дружбы ищете? Кто любезнее и кто любит более Меня, Который душу Свою за всех поло­жил? Помощи, защиты хотите? Кто поможет и защитит, кроме Меня? Врача ищете? Кто исцелит, кроме Меня — душ и тел Врача? Утешения, веселья и радости ищете? Кто утешит и увеселит, кроме Меня? Покоя и мира себе хотите? Я — мир и покой душевный, и нигде не найдете его, кроме Меня. Света желаете? «Я — Свет миру; кто после­дует за Мною, тот не будет ходить во тьме» (Ин.8:12). Не хотите прельститься и заблудиться? «Я— Истина». Хотите прийти к Богу? «Я— Путь». Не хотите умереть, но жить вовеки? «Я — Жизнь. Я— Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин.14:6). Приступить ко Мне не смеете? К кому до­ступ более удобен? Всех зову и принимаю: «при­дите ко Мне». Просить опасаетесь? Кому просящему с ве­рою Я отказал? Грехи отвращают вас от Меня? Я за греш­ников душу Свою положил. Множество грехов смущает вас? Милосер­дия у Меня более всех грехов всего мира. «При­дите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Этого благоприятного и сладкого гласа не должны мы, грешник, ослушаться, а должны обратиться и прийти к милостивому Искупителю нашему — «да найдем покой душам нашим».5) Зовет через угрозу временных и вечных наказаний, как о том также во многих местах Святого Писания видим. «Если не обратитесь, оружие свое очистит, лук Свой Он натянул и при­готовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы свои сделал для сожигаемых» (Пс.7:13-14). «О, человек! Или пренебрегаешь богатством бла­гости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к пока­янию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога» (Рим.2:4-5). 6) Далее, Отеческий Божий Промысел по­сылает на грешников наказания, которыми как бы пресекает для них путь погибельный, дабы остановились и обратились к Богу. Это-то и значат болезни, голод, пожары и прочие на­пасти. 7) Призываемся мы, наконец, через повсед­невные случаи смерти, когда видим братию нашу, отсюда отходящую, и сами себе того со дня на день ожидаем. Каждому из нас говорит Бог: «Ты земля, и в землю возвратишься», — что сказано праотцу Адаму (Быт.3:19). Итак, покай­ся, чтобы иметь тебе часть в воскресении пра­ведных, которые восстанут во славе.

§ 142. Причины, которые могут и должны возбудить грешника на покаяние: 1) Великое Божие желание и как бы некая жажда спасения нашего. Бог наш «хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4), как видишь из предыдущего параграфа и как можно видеть из прочих пророческих и апо­стольских увещаний, которые Отеческое Божие сердце и великое желание нашего спасения от­крывают и различными словами изображают, а всего более можно видеть из того, и Сына Своего Единородного ради нас не пощадил, но за нас предал Его, чтобы мы спаслись. Поэто­му различным образом привлекает нас к Себе, увещевает, молит через посланников Своих, обещает блага, угрожает злом, обещает подать помощь и благодать обращающимся, обещает отпустить грехи содеянные и не вспоминать их, устрашает вечным огнем, и вечное блаженство открывает и обещает, чтобы так мы подвиглись к покаянию и спасение получили. Итак, не подобает нам презирать желание такого Вели­кого, Милосердного Бога, но подобает обра­титься и каяться. 2) Требует того от нас чудное Сына Божия о нас смотрение, воплощение, смиренная жизнь на земле, страдание и смерть. Все это Он ради нашего спасения совершил. Но все это беспо­лезно для тех, которые без покаяния пребыва­ют, и не хотят себя исправить и плодов покая­ния показать. Но тем более их осудит, как та­кую благодать презревших. Слышишь и читаешь в святом Евангелии, грешник, каким смиренным образом Избави­тель наш пришел к нам спасти нас. Ясли и пе­щера, где родился, показывают это. Ты же хо­чешь в гордости жить. В какой нищете на земле Он пожил ради тебя, так что Сын Человеческий не имел, где головы приклонить (Мф 8:20). Ты же ненасытно имений и богатства желаешь. Сколь­ко лет на земле трудился ради души твоей. Ты же не заботишься и не трудишься ради спасе­ния своего, но все то презираешь. Сколько пла­кал о погибшей душе твоей Тот, Который в дни плоти Своей моления и молитвы к Могущему спасти Его от смерти с воплем крепким и со сле­зами принес. Ты же не хочешь воздохнуть и про­лить слез ради души своей, жалеть о грехах сво­их. Какие хулы и поношения претерпел Он ради тебя. Ты же не хочешь претерпеть обиды от ближнего своего, а злишься на него и духом отмщения дышишь. Вспомни, как Он скорбел, тужил, ужасался, кровавым обливался потом, — ты же не хочешь потужить, поскорбеть и поболеть о грехах сво­их, которыми величество Божие оскорбил, но безумно проводишь в мирских увеселениях дни свои. Как страшно поруган, осмеян, оплеван, заушен и уязвлен Он был ради тебя. Ты же чес­ти и славы в мире этом ищешь и хочешь прославиться, «земля и пепел» (Сир.9:10; 17:31), бед­ный и отверженный. Как ужасно Он был мучим, распят, посреди разбойников повешен, ко Кре­сту пригвожден, и бесчестно ради тебя умер — ты же в сластях плотских и роскоши не пере­стаешь утешаться. Эта неизреченная Его любовь и благодать вопиет к нам, чтобы обратились и оставили без­законную жизнь, и покаялись, и со страхом ста­ли проводить время жития нашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены мы от суетной жизни, преданной нам от отцов, но дра­гоценною Кровью Христа, как непорочного и чис­того Агнца (1 Петр 1:17—19). Нам ли грехи со­вершать, за которые Христос, Сын Божий, так уязвлен и мучим был? Сама Кровь Его вопиет к нам, чтобы перестали грешить и покаялись. Если же не покаемся, то та же Кровь вопить будет на нас, да суду Божию подпадем и по делам нашим воспримем. Страшно это слышать, но непремен­но будет то! «Бог поругаем не бывает» (Галл.6:7). 3) Могут и должны возбудить нас к покая­нию угрозы Божий. Бог грозит казнью некаю­щимся. «Если не обратитесь, оружие свое очис­тит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти» и прочее (Пс.7:13-14). Божия же угроза, человек, не пустая и суетная, но непременно исполнится на самом деле, если человек не пренебрежет ею и не ис­правит себя. И скрыться от Него нигде невоз­можно; везде встречает отмщение Его некаю­щийся, как через пророка говорит: «Если скро­ются во аде, то и оттуда рука Моя исторгнет их; если взойдут на небо, то и оттуда свергу их; и если скроются на вершине кармила, то и там отыщу и возьму их; и если погрузятся от очей Моих во глубинах морских, то и там повелю змию, и уязвит их» прочее (Ам.9:2-3). Есть только одно убежище от гнева Божия — покаяние; оно скрывает грешника от мщения и казни. «Скажу о каком-либо народе или царстве, что искореню их, и разорю, и погублю его. И если обратится народ тот от всех лукавств своих, то пожалею о бедах, которые помыслил сотворить им» (Иер.18:7-8). К этому безопасному убежищу прибегли ниневитяне, услышав о грядущем гне­ве Божием, и укрылись, и так спаслись. К этому и ныне многие прибегают и спасаются. Итак, подобает и нам, человек, к тому же граду убежища бежать, чтобы в нем скрыться от казни и мщения Божия. Ибо покаяние есть та гора, на которой Лот от губительного гнева Божия, Содом и Гоморру попалившего, скрыл­ся. На эту тихую и безопасную гору непремен­но должен убежать и скрыться на ней тот, кто не хочет с беззаконным миром, как с Содомом и Гоморрой, погибнуть. Итак, беги, беги, греш­ник, на эту гору, пока еще гнев Божий, как огонь от Господа с неба, не спал, и не озирайся назад. «Вспоминайте жену Лотову», как увещева­ет нас Христос (Лк 17:32). 4) Поощряет нас к покаянию неизвестная кончина жизни нашей, которая непременно будет, но когда будет, неизвестно. Бог опреде­лил, что час этот был нам неизвестен, дабы все­гда его ожидали. Бог обещает принять нас ка­ющихся, подать отпущение грехов, но завтраш­него дня не обещает. Внимай этому, бедный грешник, и завтрашнего дня не полагай себе для покаяния. Бог всегда велит готовым быть к исходу; и каковыми застанет нас смертный час, таковы­ми и перед Судом Его явимся. И потому како­вым хочешь умереть, таким должен и всю свою жизнь быть. Хочешь ли умереть так, как благо­честивые христиане умирают? Должен ты и жить так, как благочестивые живут. Ибо вся­кий человек — раб Божий. Раб же всегда дол­жен готовым быть, когда ни позовет его к себе господин его. Так и христианин, как раб Божий, всегда готовым должен быть, когда позовет его Бог. А призывает всякого к Себе Бог через кон­чину жизни его. «Блаженны рабы те, которых Господь, придя, найдет бодрствующими» (Лк.12:37).Непременно же тот бдит, кто во всегдаш­нем находится покаянии. Окаянные и бедные те, которых найдет Гос­подь любовью мира этого упоенных и сном гре­ховным спящих! Вспомни, где богач тот, кото­рый «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк.16:19)? Вопиет из ада, будучи в муках, и без конца вопить будет. Где прочие грешники, непокаявшиеся и смертью восхищенные? Пребывают в своих определенных местах, ожидают всемирного Суда Божия и последнего определения, и со­вершенного по делам воздаяния. Желали бы возвратиться в мир этот и всякое совершить покаяние, но не дается им. Мы еще, слава Богу, на земле живем, еще смерть нас не похитила, еще не ушло наше вре­мя покаяться, еще можем спастись Божией бла­годатью, еще Бог призывает нас к покаянию и обещает милость. Ну же, покаемся, человек, и покажем плоды покаяния, и утвердим себя в той новой жизни, чтобы, когда ни придет к нам час смертный, застал бы нас, как христиан, ко­торые блаженно умирают, ибо умирают в Гос­поде, и так этой смертью, как дверями, войдем в жизнь лучшую и вечное блаженство. 5) Да подвинет нас к покаянию Страшный Суд Христов, на который всем нам, всем, пра­ведным, говорю, и грешным подобает явиться и дать ответ о содеянном Праведному Судии. Ныне Бог на покаяние зовет. Тогда к отве­ту призовет. Ныне говорит: «Покайтесь» (Мф.4:17). Тогда скажет: «Отвечайте Мне». Ныне призывает: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Тогда скажет: «Идите от Меня, про­клятые, в огонь вечный» (Мф.25:41). Итак, убоимся Суда Божия, а тем более Са­мого Бога, Который судит не, как человек, внешние только дела, но и сами помышления испытывает, и не стыдится лица человеческо­го, а всякому по своим делам воздает, и не тре­бует свидетелей, но Сам всему — слову, делу и помышлению всякому — Свидетель верный, ибо Он испытывает «сердца и утробы» (Иер.17:10; Пс.7:10). 6) Вечная смерть или адское мучение сильно подвигнуть человека к обращению. Тогда перестанет все милосердие, но правда Божия вступит в свое дело; тогда раскаяние бесполез­но; плач и слезы суетны тогда. Там услышится ответ: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доб­рое твое в жизни твоей» (Лк.16:25). Ныне несносен тебе жар, в движении крови происходящий, как стерпишь то пламя, от которого и демоны трепещут, который мучает, а не снедает! 7) Вечное блаженство, избранникам Божиим уготованное, пусть привлечет нас к покаянию и прилежному старанию в деле благочестия. Какое же оно будет, ум понять и слово изъяснить не может. Будет оно в созерцании Божия Лица: тогда увидят Бога лицом к лицу. «Возлюбленные, — говорит святой апостол, — мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, бу­дем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2). Но входят в то чистые и святые, покаянием и верою очищенные. Желающему туда войти надо «убелить одежды свои Кровью Агнца» (Откр.7:14). Ибо «вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15). Итак, не безумное ли дело ради временной и мнимой сладости погубить вечную радость?! 8) Наконец, увещевает и убеждает нас к по­каянию угрызения совести, которые от грехов бывают и от которых ничем иным, как истин­ным покаянием избавляемся и получаем тишину, покой и утешение.

§ 143. Как человек, идя по пути, когда за­мечает, что не тот путь, по которому должен он идти, или неполезен ему путь тот, и, так раз­мышляя, останавливается и обращается назад, и идет, куда ему надо, так и грешник, идя по пути погибельному, который ведет в вечную погибель, когда благодатью Божией приходит в познание своего заблуждения и окаянства, размышляя о своем заблуждении, говорит: «За­чем я это делаю? К какому концу путь мой ведет меня?» Так сомневаясь, как бы останавливает­ся и не идет далее. О, сколь доброе размышление, которое приводит к этому спасительному сомнению! Сколь блаженное сомнение, которое препят­ствует воле, зло зачинающей, и удерживает ноги, на зло идущие, и пресекает путь, к погибели ведущий! Ибо в таком недоумении состоит пер­вая ступень к спасению. Познать себя и свое окаянство есть начало спасения: поскольку по­знание своей бедности приводит к исканию спо­соба, как бы избавиться от беды. Так сделал блуд­ный сын, удалившийся от отца своего и впав­ший в беду и голод, который, «придя в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточеству­ют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему» (Лк.15:17-18). Так грешный че­ловек, размышляя о своей бедности и благости Небесного Отца, которою все служащие Ему наслаждаются, приходит в себя и говорит: «Сколь многие у Бога получают милость истин­ным покаянием. Я же ее лишаюсь своим небре­жением. Встав, пойду и я к Богу, возвращусь с покаянием к Нему, от Которого удалился без­законным нравом; повергну себя со смирени­ем и со слезами перед Ним, от Которого отсту­пил гордостью и сластолюбием; признаю пред Ним себя недостойным ни неба, ни земли я, который себя за нечто немалое почитал; объяв­лю Ему с сожалением грех мой, которым Его оскорблял. Встав, иду к Отцу моему, красотой Которого Ангелы и святые наслаждаются; иду к Отцу моему, от Которого самовольно и безум­но отлучился; «пойду к Отцу моему и скажу Ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою» (Лк.15:18). Так, или подобно тому размышляя, бедный грешник, если сердце свое и произволение на доброе изменит, как бы назад обращается; и, когда в произволении, добре начатом, стоит, и плоды обращения показывает, усматривая по­роки и недостатки в совести своей, старается их молитвой и сокрушением сердца истребить, как бы идет к Богу, от Которого злой жизнью удалился. И чем усерднее исправляет себя, тем скорее идет, и как бы бежит к дому Отца Не­бесного. Так сделал упомянутый блудный сын «и, встав, пошел к отцу своему». Так обративше­гося и приходящего грешника, когда видит Бог, Отец Небесный, — о, сколь благоприятно «смотрит» на него! Как мил бывает он святым и милосердным очам Его! С какою охотой его приближающегося встречает! Как любезно принимает его! Сколь горячим целованием любви Своей божественной «целует» его (Лк.15:20)! Повелевает «принести лучшую одежду и одеть его, и дать перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк.15:22). «Созывает» Ангелов и праведных души, как «друзей и соседей» Своих, и велит им радоваться, веселиться и ликовать, говоря: «Ра­дуйтесь со Мною, ибо этот сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:9-10, 24). Участником этой радости, веселья, ликова­ния хочет сделать грешника Христос, Едино­родный Сын Божий. «Вот, стою у двери и сту­чу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Что значит благодатное Его, уве­селительное пребывание в сердце кающегося.

§ 144. Итак, послушай, грешник, Божиего гласа; исполни желание Отца Небесного, жаж­дущее спасения твоего. Воззри на смерть и Кровь Христову, излиянную ради тебя. Вели­кая цена за тебя дана — Кровь Христова, кото­рая дороже всего мира! Покайся, пока время есть; обратись, пока принимает Господь. Вот Кровь Христова вопиет к тебе об этом. Вот Отец Небесный ожидает тебя. Ангелы готовы радо­ваться о покаянии твоем. Праведники ждут тебя, пока покаешься, и о кающемся возраду­ются. Вот смерть предстоит, отворяющая бес­конечную вечность! Вот Суд Христов устраша­ет, геенна ужасает, блаженство вечное ободря­ет, Евангелие уверяет в этом! Великая вещь — спасение, ради которого Сын Божий Кровь Свою пролил: то «одно толь­ко нужно» (Лк.10:42). Если однажды найдешь, никогда не потеряешь; а если потеряешь, ни­когда не найдешь. Здесь его должно искать, и искать более, нежели пищи, питья, и одежды, и жизни временной. А по смерти не найдешь, хотя с воздыханием и слезами будешь искать. Тело алчет, жаждет — и питаешь и поишь его. Душа алчет, жаждет — и пренебрегаешь! Тело нагое одеваешь, грязное омываешь, немощное врачуешь. Душа нага, пороками за­марана, немощна и уже мертва — и не забо­тишься! Дом горит, и стараешься потушить. Дом ду­шевный горит и уже сгорает — и не заботишь­ся! Богатство похищенное искать стараешься. Сатана все богатство душевное похитил — и не заботишься! О, бедные и окаянные грешники, что мы спим? Вот сатана крадет неоцененное сокро­вище наше — вечное спасение, которое Хрис­тос Кровью Своей приобрел нам! Вот глас Бо­жий в совести нашей ударяет и возбуждает нас: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф.5:14). Апостолы и проповедники Божиего Сло­ва молят нас: «От имени Христова просим: при­миритесь с Богом» (2Кор.5:20). Что же мы не пробудимся, пока время не ушло, пока Бог зо­вет и принимает кающихся?! Будет время, когда не звать, а судить будет грешников.

§ 145. Худо и несмысленно делаем, когда откладываем покаяние или до болезни, или до старости, или до кончины, или день ото дня, потому как, сколько жить и когда умереть нам, не в нашей состоит власти, а в Божией. Да и тог­да ли хотим для Бога жить, когда оканчиваем жизнь? Тогда ли отстать от грехов, когда уже не можем грешить? Тогда ли обращаться к Богу, когда Бог Сам, даже если мы и не хотим, нас к Себе зовет? Тогда ли исправлять жизнь, когда оканчиваем жизнь? Это дьявольская кознь! Он эту мысль нам вкладывает, чтобы так удобнее мог погубить нас. Это его дело — одно мило­сердие Божие человеку представлять, минуя правосудие Его, чтобы так удобнее человека к грехам приводить и в грехах держать. Бог Ми­лостив, как в следующем параграфе увидишь, но и Праведен. Потому должно всегда одним оком на милосердие Божие, а другим на правду Его смотреть. Так согрешившему рассуждение о Божием милосердии — отчаяться, а размыш­ление о правде Его более грешить не допустит. «Чтобы, — говорит свт. Василий Великий, — не согрешить, нужен страх суда Божия. Чтобы со­грешившему не отчаяться, полезна надежда на милосердие Божие».

Из вышесказанного такое последует рас­суждение: 1) Сколь великая человеческая слепота отвращаться от Бога ко греху, от света к тьме, от жизни к смерти, от блаженства к бедствию! 2) Сколь тяжко грешит и бесстыдствует че­ловек, когда, вместо послушания, ослушание Богу оказывает, и так, вместо лица своего, спи­ну поворачивает, как говорит пророк (см.Иер.32:33). Это человеческое бесстыдство и страшная дерзость и в других местах Святого Писания изображается, как пишется о беззаконниках: «Не представили Бога пред собою» (Пс.53:5); и еще: «Не представили они Тебя пред собою», — говорит Богу Псаломник (Пс.85:14). Не представили перед собою Бога, Которого должны перед собой иметь, и смотреть, что повелевает, и так почте­ние, послушание и покорность Ему оказывать; но они не сделали того: «Не представили Бога пред собою». И опять грешнику Бог говорит: «Поверг слова Мои назад» (Пс.49:17), — слова, которые должен ты иметь перед собой и, на них смотря, исполнять их; но ты, грешник, поверг их назад, чтобы тебе их не видеть и не соблюдать, как не­нужные. И это есть крайнее бесстыдство и не­истовство грешника, хотя он того и не замечает. 3) Видно отсюда, что есть безбожная и не­честивая жизнь, — то есть жизнь, грехами против совести исполненная и нераскаянная. 4) Отрекается от Бога и Христа, Сына Бо­жия, не только тот, который устами Его не ис­поведует, но и тот, который не слушает Его, уче­нию Его не следует. Или, короче, отвергается человек Бога и Христа, Сына Божия, не только устами, но и беззаконной жизнью. Рассуди вся­кий это. Бог повелевает: «Не убей», — гнев говорит: «Убей». Бог запрещает: «Не прелюбодействуй», — плоть говорит: «Дерзай». Бог говорит: «Не укради», а мамона говорит: «Укради», и прочее. Грешник, оставив Бога, гневу, плоти и мамон е повинуется, и так са­мим делом показывает, что не Бога, а гнев, по­хоть и мамон у господом своим считает. Их слу­шается, хотя устами и исповедует, что Бог — Гос­подь его. 5) Что обращение не в том только состоит, чтобы внешние грехи, как-то: блуд, хищение, пьянство и прочее — оставить, но чтобы и сер­дце переменить и новую жизнь, противополож­ную первой, начать. Ибо Бог нового сердца и нового духа от нас требует и говорит: «Сотвори­те себе сердце новое и дух новый» (Иез.18:31). От внешних грехов и лицемеры воздерживаются то из-за стыда, то из-за страха человеческого, то из-за своего прибытка временного. Не убивают, но внутри злобы и убийства исполнены; не блудодействуют, но имеют сердце, наполненное похотью нечистой; не крадут, но желают чужого добра. Бог по сердцу судит. И потому сердца нового и духа нового не имеет тот, кото­рый не только грешит, но и хочет грешить. Име­ющий дух новый не только не крадет, но и не хочет красть, хотя бы и случай был к тому. А кто от внешнего удерживается, например, от хище­ния, а внутри неизмененное сердце имеет, тот при случае открывает себя, например, похити­тель при случае похищает. 6) Видно еще, сколь жестокое и нераскаянное сердце имеет грешник, который гласа Божия, столько раз в сердце ударяющего, не слушает, столькими увещаниями пренебрегает, о такой благости, кротости и долготерпении Бо­жии не заботится. 7) Сколь великая и чудная Божия к нам бла­гость, которая различными способами ищет
обращения нашего, и от нас отвращающихся не отвращается, и необращающихся призывает и не перестает призывать. 8) Всякий необращающийся и нераскаяв­шийся грешник сам в своей погибели виновен, ибо он о такой благости Божией, на покаяние его ведущей, не заботится.

 

 

Глава 2: О надежде или утешении желающим каяться

«Беззаконник, если обра­тится от всех беззаконий сво­их, которые сотворил, и сохра­нит все заповеди Мои, и сотво­рит суд и правду и милость, жив будет и не умрет: все со­грешения, которые сотворил, не помянутся ему, но в правде своей, которую он сделал, жив будет. Разве Я хочу смерти грешника, говорит Адонаи Гос­подь, а не того, чтобы он обра­тился от пути зла и жив был?» (Иез.18:21-23)

§ 146. Как то дьявольская кознь, что он, преж­де греха, Бога представляет нам Милостивым, чтобы так удобнее мог нас в грех привести, так и то его хитрость, что после согрешения право­судие Божие представляет, чтобы в отчаяние со­грешившего низринуть. И тот, и этот совет — пагубный совет злого и враждебного духа. По­этому, чтобы согрешившим в пагубную эту сеть не впасть, предлагаются некие причины, которые желающим каяться подают надежду и утешение на получение Божия милосердия. 1) Сам Бог различным образом на покаяние призывает нас, как в предшествующей гла­ве сказано. Тем самым Он хочет кающихся принять и помиловать. 2) Бог, ожидая на покаяние, «долготерпит нас,
не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию», —
как апостол Петр учит (2Петр.3:9). Итак, как не примет кающегося Тот, Который ожидает на покаяние? Как отвратится от обращающегося Тот, Который отвратившегося дол­готерпит, чтобы в чувство пришел и обратился? 3) Бог весьма Милосерден; и милосердие Его таково, каково величество Его. Величество же Его бесконечно, следовательно, и милосер­дие бесконечно. Не могут быть такими многи­ми и такими великими грехи наши, которых бы не превышало Божие милосердие. Милосерден же тот, который соболезнует о бедствии друго­го, болезнь и сострадание в сердце своем ощущает. Так отец и мать о бедствии детей своих соболезнуют. Такую болезнь почувствовал в сердце своем святой Давид, когда услышал об убийстве сына своего Авессалома, и плакал так: «Сын мой Авессалом, сын мой, сын мой Авес­салом! Кто даст смерть мне вместо тебя» (1Цар.18:33)? Такое отеческое и сострадательное сер­дце, или еще более горячее, Бог над бедстви­ем и окаянством нашим имеет. Это Божие благоутробие показал Сын Божий, когда за нас, благоволением Отца Своего Небесного, волею пострадал. И как Давид желал вместо сына своего умереть, так Христос самым делом вме­сто нас, сынов беззаконных, умер, и так нас, мертвых, Своею смертью оживил и от бедствия избавил. Итак, как Милосердный Бог не уми­лосердится над нами, когда со слезами к нему обратимся, и бедность и окаянство наше Ему объявим и признаем? 4) «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», — говорит Христос (Ин.3:16). Итак, как не отпустит тебе грехов твоих ради того же Сына Своего, каки­ми они ни были и сколько бы их ни было, Тот, Который ради тебя Сына Своего не пощадил? Как не простит грехов твоих тебе, кающемуся, Тот, Который за грехи твои Сына Своего пре­дал на смерть? «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32) Великое подал Он нам, то есть Сына Своего. Велико ли Ему отпустить грехи наши нам, кающимся? 5) Благоприятно и радостно Богу Милос­тивому отпускать грехи кающемуся грешнику, поскольку тогда смерти Христовой плод показывается — грешник кающийся спасается.
Ибо «Христос пришел в мир спасти грешников» (1Тим.1:15). Тогда радость бывает перед Отцом Небесным и Ангелами Его: ибо Кровь Христо­ва не даром пролита ради того грешника. Тогда исполняется воля Небесного Отца, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Ибо «на небесах ра­дость бывает об одном грешнике кающемся», —говорит Христос (Лк 15:7). 6) Бог не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился и был жив, как говорит че­рез пророка: «Разве Я хочу смерти грешника, го­ворит Адонаи Господь, а не того, чтобы он обра­тился от пути зла и жив был?» (Иез.18:21—23). Итак, хочет обратившегося помиловать и веч­ную жизнь подать ему. 7) Бог обещает и грехов кающегося не по­мянуть, как через того же пророка говорит: «Беззаконник, если обратится от всех беззаконий своих, которые сотворил, и сохранит все заповеди Мои, и сотворит суд и правду и милость, жив будет и не умрет: все согрешения, которые сотворил, не помянутся ему, но в правде своей, ко­торую он сделал, жив будет». (Иез.18:21—23)? 8) Бог нехотение Свое, которым не хочет смерти грешника, и клятвой утвердил, чтобы мы не сомневались к Нему с покаянием приходить. «Живу Я, говорит Адонаи Господь, не хочу смер­ти грешника, но чтобы нечестивый обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11). О, неиз­реченная милость Бога нашего, Который ради бедного грешника клянется! О блаженство тех, ради которых Бог Великий и Создатель наш клянется! О окаянство тех, которые и клятве этой не верят! 9) Бог в Писании Своем объявил, что Сын Его Иисус Христос будет судить весь мир и воз­даст каждому по делам его. Итак, тем самым милостиво предостерегает и поощряет к пока­янию, чтобы, покаявшись, страшного осужде­ния по делам избежали. 10) Бог грозит казнью не желающим каяться. «Если не обратитесь, оружие Свое очистит», и прочее (Пс.7:13). Итак, тем самым хочет каю­щегося помиловать. 11) Бог и казнь определенную отвращает, если видит кающихся грешников. Так отвратил казнь от ниневитян кающихся. «И увидел Бог дела их, что обратились от путей своих лукавых; и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, чтонаведет на них, и не навел» (Ион.3:10). 12) Христос, Сын Божий, ради того на землю пришел, чтобы грешников призвать на покаяние, как Сам объявляет: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10). Звал прежде через пророков, как посланников Своих; а потом Сам в то великое и чудное дело вступил. Сам на земле явился и с человеками пожил, и призвал блудников, разбойников, мытарей и прочих, и им кающимся царствие Свое небесное отворил. Не могли мы к Нему прийти — для того Сам он к нам пришел «взыс­кать и спасти нас». Отсюда великое утешение грешникам проистекает — Сын Божий пришел их призвать на покаяние! Великая их слепота, если не чувствуют такой великой Божией бла­годати! 13) Когда Бог казнит некающегося грешни­ка, то не с благоволением казнит его. Смотри, с каким плачем смотрит Христос на будущую погибель Иерусалима, которого никак не мог привести к покаянию, как пишет святой еван­гелист: «Смотря на него, заплакал о нем» (Лк.19:41). Ибо чуждое для Него дело — казнить, для Него, само естество Которого таково, чтобы благотворить. Чуждое дело для Него — губить, для Него, Которому свойственно спасать. Ибо «Бог наш — Бог во спасение», — говорит Псаломник (Пс.67:21). 14) Хотя и казнит Бог, но не так, как грехи наши заслужили, а с милостью великой. На эту милость уповая, Царь Давид, когда предложе­ны были ему от Бога три казни, то есть: или три года голоду быть на земле его, или три месяца бегать ему перед врагами своими, или три дня мору быть в земле его, — и из этих трех одну он должен был избрать, сказал пророку, объявившему это: «Да впаду в руки Господни, ибо весь­ма многи щедроты Его» (2.Цар.24:14). Этими щедротами преклоняемый, Он, хотя и нака­зывает, но вместе с тем и милует, опечаливает, но и утешает. «За грех Я мало чем опечалил его, — говорит через пророка, — и поразил его, и от­вратил Лицо Мое от него; и опечалился он, и пошел опечаленный в путях своих. Пути его Я ви­дел, и исцелил его, и утешил его, и дал ему уте­шение истинное» (Ис.5:17-18). 15) Наказывает не ради погибели, но ради спасения, чтобы, исправившись, грешник спа­сение получил. «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:32). Так посылаются Богом го­лод, пожары, болезни и прочее, дабы этим мы вынуждены были искать вечных и небесных благ, видя, что нет ничего в мире этом посто­янного. 16) Если прочитаешь со вниманием Евангелие, не сыщешь ни одного, кто бы ко Христу с верою пришел и не получил желаемого. Мы­тарь оправдывается более фарисея; блудница слышит: «прощаются тебе грехи» (Лк.7:48), разбой­нику рай отверзается (Лк.23:43); слепые получают прозрение, глухие — слух и немые говорят, прокаженные получают очищение, больные — исцеление, беснующиеся — освобождение и прочие бедствующие. Получает каждый себе приличное утешение. Одному тебе откажет ли в отпущении грехов, если с верою будешь про­сить? Ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8); и Он нелицеприятен, но всех кающихся равно милует. Не видишь Его на земле, но видишь и слышишь Евангелие Его, которое обещает кающимся отпущение гре­хов; видишь служителей Его, которые именем Его объявляют тебе то же отпущение. 17) Само имя — «Иисус» — радость и утеше­ние подает нам, оно значит «Спаситель, спасаю­щий людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). 18) Во всем Священном Писании не найдешь почти ни одной главы, ни одной страни­цы, которая не представляла бы нам милосердия Божия. Ведает Бог слабость естества наше­го, и потому столь часто поминает нам о милости Своей в Слове Своем святом, дабы мы не отчаивались, но более искали ее покаяни­ем. Примечай, о бедный и окаянный грешник, как милостив Бог к грешникам кающимся, и как Дух Святой через пророков и апостолов ми­лость Его объявляет. «Ибо у Господа милость и великое у Него избавление; и Он избавит Израиль от всех беззаконий его» (Пс.9:6). И еще: «Милостив Господь и Праведен, и Бог наш милует», — говорит Псаломник (Пс.114:4). И еще: «Хвалите Господа все народы, похвалите Его все люди; ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Гос­подня пребывает вовек» (Пс.116:1-2). И еще: «Ибо Ты, Господи, благ, кроток и многомилостив всем призывающим Тебя» (Пс.85:5). И еще: «И Ты, Гос­поди Боже мой, щедрый и милостивый, долготер­пеливый и многомилостивый, и истинный» (Пс.85:15). И еще: «Все пути Господни — милость и истина для ищущих завета Его и откровения Его» (Пс.24:10). И еще: «Щедроты Твои велики, Господи» (Пс.118:156). И еще: «Я, Я Сам изгла­живаю беззакония твои ради Меня, и грехов твоих не помяну. Скажи ты беззакония твои прежде, да будешь оправдан» (Ис.43:25-26). И еще: «Сион говорил: «Оставил меня Господь, и Бог забыл меня». Забудет ли женщина дитя свое, чтобы не помиловать сына чрева своего? Если же и забудет женщина, но Я не забуду тебя, — говорит Господь» (Ис.49:14-15). И еще: пророк Иона к Богу: «Я знал, что Ты Милостив и Щедр, долготерпелив, и многомило­стив, и сожалеешь о бедствии человеческом». И говорит Господь Ионе: «Ты оскорбился за тыкву, над которой не трудился, которую не вскармли­вал, которая в одну ночь выросла и в одну ночь пропала. Я же не пощажу ли Ниневии, города ве­ликого, в котором живут более ста двадцати тысяч человек» (Ион.4:2,10—11) И еще: «Не здоро­вые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жерт­вы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», — говорит Христос (Мф.9:12-13). И еще: «Сын Человеческий пришел взыс­кать и спасти погибшее» (Лк.19:10). И еще: «Или какая женщина, имея десять драхм, если поте­ряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и ска­жет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ан­гелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк.15:8—10). И еще: «А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Хри­ста, Праведника» (1Ин.2:1). И еще: «Тот, Ко­торый Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» (Рим.8:32)? И еще: «Так возлюбил Бог мир, что от­дал Сына Своего Единородного, дабы всякий ве­рующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него», — говорит Христос (Ин.3:16-17). Читай еще Псалом 102-й, который весь про­поведует великое Божие милосердие, притчу об овце пропавшей и найденной (Лк.15:4—7), притчу о блудном сыне (Лк.15:11—24), притчу о должнике, которому царь десять тысяч талан­тов простил (Мф.18:27), и прочие места Свято­го Писания. И, рассуждая, прилагай елей ми­лости Божией, как живительный пластырь, к уязвленному печалью сердцу своему.

§ 147. Когда все это в свидетельство вели­кого Божиего милосердия предлагается, то не подается случай или повод к бесстрашию и ле­ности, а пресекается путь к отчаянию, говорит­ся не для излишнего упования на милость Божию пребывающим без покаяния, а к утешению хотящим каяться. Милостив Бог, но кающимся; а бесстрашных и нераскаянных суд Божий по­стигает, и непременно постигнет, как увидишь.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных