Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 2: О четырех последних




Глава 1: О смерти

 

«Человекам положено од­нажды умереть» (Евр.9:27).

«И услышал я голос с неба, говорящий мне: «Напиши: от­ныне блаженны мертвые, уми­рающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих»» (Откр.14:13).

§ 155. Жизнь наша подобно пути, которым от самого рождения до смерти непрестанно идем. Бдим ли, или спим, делаем, или почива­ем — беспрерывно путь этот укорачивается, и всякий к концу своему приближается. Когда рождаемся — на путь этот вступаем, а когда уми­раем — путь этот оканчиваем. И чем более жи­вем, тем далее от границы рождения отходим, и более к границе конца приближаемся. И так жизнь наша на земле не что иное, как непрес­танное и беспрерывное к смерти приближение.

§ 156. Путь этот для одного долгий, для другого короткий определил Бог. Иной в мла­денчестве, иной в отрочестве, иной в юношестве, иной в зрелом возрасте, а иной в старости окан­чивает его.

§ 157. Как известно, что путь этот начали мы, так известно, что его и окончим. Но то, когда окончим его, Промысел Божий скрыл от нас, дабы всегда конца того ожидали мы, и та­кими бы всегда старались быть, каковыми хо­тим быть при конце. «Для того, — говорит свя­той Иоанн Златоуст, — Бог постановил нам не­известный день смерти нашей, дабы мы, по причине неизвестности конца жизни нашей, всегда себе содержали в добродетели» (Беседа 4 на Послание к евреям).

§ 158. Как время, так и образ конца нашего неизвестен нам. Одним образом все рождаем­ся, а многоразличными умираем, и почти столько смертей, сколько людей. Иной в воде утопает и кончает жизнь свою. Иной землей пожирается, иной удавлением кончается. Иной, пораженный громом оставляет мир этот; иной, на дереве повешенный переходит на тот свет. Иного разбойнические руки убивают. Иной, почивать лег и не встает. Иной ходя, иной сидя, иной стоя, падает бездыханный. Многие, вином и сном отягощенные, не про­буждаются и спать будут до общего восстания. Иной в объятиях блудниц, иной в хищении, разбое, убийстве, иные в прочих беззакониях праведным Божиим судом поражаются. Но что с прочими случается или случилось, то и с то­бой, и любым случиться может. Те, которых та­кая смерть постигла, не надеялись, что это с ними произойдет, однако узнали на себе это. Так и с тобой, хотя и не надеешься, может по­добное приключиться. Поэтому от чужого бед­ствия учись осторожным быть, и всегда к часу тому покаянием приготавливай себя, дабы, ка­кая ни застанет тебе кончина, неготового не восхитила.

§ 159. При смерти всякий познает совер­шенно, какое мнение должен иметь о мирских вещах здоровый. Тогда всякий праведно о бо­гатстве, чести, славе и сладострастии рассуж­дает. Праведно, говорю, рассуждает, что ими, как во сне, любовался, и что, как сон проснув­шегося, образ их прошел. Ибо как наг в мир этот вошел, так наг и исходит; не выносит с собой ничего; все мирское миру оставляет. Тог­да подлинно с Соломоном признает, что «все су­ета сует и все суета» (Екк.1:2).

§ 160. Хотя мы и часто видим на других по­зднее это раскаяние, однако так мир прелестный ослепляет нас, что до тех пор этого не чувству­ем, пока сами на себе делом самым не узнаем. Иной мыслит старые житницы разорить и со­здать новые, чтобы собрать жита свои, и душу свою много лет весело угощать; но страшного Божия гласа не слушает: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил» (Лк.12:20)? Иной зем­ли, вотчины, палаты расширяет, но не видит, что один гроб в три аршина в земле готовится ему. Но и того, может быть, не удостоится. Ибо или утроба звериная, или пучина морс­кая, или иное что гробом может быть. Иной старается, как бы на высоту чести и славы под­няться; но не примечает, что равно славные, сановитые и простые земле предаются. Иной утучняет тело свое, но не усматривает, что большую пищу заготовляет червям. Но в та­ких замыслах всякого постигает конец, и так «погибают все помышления его» (Пс.145:4). По­знает себя в таких же обстоятельствах, в како­вых других прежде видел. Тогда и сам все то познает как суету или как препятствие к истин­ному блаженству; тогда кается, жалеет, что та­кой суетой ум его занят был; тогда и сам пра­ведно, но поздно, обо всем том рассуждает.

§ 161. Когда рождаемся, не чувствуем, как рождаемся, хотя и знаем, что один образ рож­дения всем; и, родившись, «первый голос обнару­живаем плачем» (Прем.7:3). Но не так умираем. Тогда чувствуем, сколь горька смерть; тогда познаем, сколь тяжко разлучение духа от плоти, соединение которых нечувствительно нам было. Горесть эту смертную примечаем на тех, кото­рые на глазах наших отходят от нас. Слышим, сколь тяжко воздыхают и стонут; примечаем, сколь горестно болезнуют, как трудно разрывается союз души и тела, какой великий подвиг восстает в совести против отчаяния, как не­стерпимый страх осуждения, ужас геенны объемлет, и прочее. Тогда разум, совет и муд­рость оскудевает; помощь человеческая ниче­го не может; один человек остается, хотя и многими друзьями и родственники окружен; один в жестокой той брани подвизается, борет­ся против врагов, если сильная помощь Мило­стивого Иисуса не приспеет. Поэтому предсто­ящие в таком случае должны усердную молит­ву пролить о том, чтобы помощь Его пришла и избавила от скорби, объявшей брата.

§ 162. Как двояк род по пути мира сего иду­щих, то есть род благочестивых и нечестивых, так двояка и различна кончина, то есть блажен­ная и неблагополучная. Блаженна кончина благочестивых, когда в благочестии в Господе уми­рают, как небесный глас объявляет: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе!» (Откр.14:13). Неблагополучна кончина нечестивых, которые в нечестии без истинного покаяния и живой веры оканчивают жизнь свою. Ибо как тем смерть — упокоение от трудов и переход от многоболезненной к вечной и радостной жиз­ни, так этим после временной смерти следует вечная смерть. Обоих воспримет вечность, ко­торая начало имеет, но конца не имеет. Но не равная вечность. Тех — блаженная, вся блага содержащая. Этих — злополучная, плачевная, мучительнейшая и все зло в себе заключающая.

§ 163. Поскольку страх смертный всякого, и благочестивого, смущает, и хотя дух в таком случае ободряет, однако плоть немощная тре­пещет, то здесь благочестивым и истинно каю­щимся предлагаются некие утешения против этого страха. 1) Утешает нас неповинная смерть Христа, Сына Божия, Который «смертью Своею лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14), и избавил верующих во имя Его от ада. Умер Бессмертный, дабы мы, смертные, не убоялись смерти, — о чем изрядно святой Иоанн Златоуст говорит так: «Как врач, не имея нужды вкусить пищи, приготовленной недуж­ному, заботясь о нем, прежде сам вкушает, дабы недужный безбоязненно вкушал, так и Хрис­тос, поскольку все люди боялись смерти, уве­щевая их не бояться ее, Сам вкусил смерть, не имея нужды умереть» (Беседа 4 на Послание к евреям). Так ободряясь, благочестивые, преж­де нас бывшие, безбоязненно встречали при­ходящую смерть свою и этим упованием, как щитом, защищали себя от страха ее, и горесть ее растворяли сладким воспоминанием и раз­мышлением о драгоценнейшей смерти Хрис­товой, и так, как блаженным упокоились сном. 2) Утешение подает нам восстание тел на­ших из мертвых. Хотя и разрешается союз души с телом, и тело мертвое предается земле и ис­тлевает, но опять Божией силой, которой все из ничего было, оживотворится, соединившись с душой, «когда мертвые услышат глас Сына Бо­жия и, услышав, оживут» (Ин.5:25). Утверждает нас в том вера наша, обещаниями Божиими, как якорем, укрепляемая. «Верующий в Меня, — говорит Христос, — если и умрет, оживет» (Ин.11:25). «Ныне Христос, — говорит апостол, — воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через Человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:20-21). «Воскрес­нут мертвые и восстанут, те, которые в гро­бах», — уверяет нас Сам Бог устами пророка (Ис.26:19). «Вот, — говорит Адонаи Господь костям человеческим: вот Я введу в вас дух жизни, и воз­веду на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете, и узнаете, что Я есмь Господь» (Иез.37:5-6). И далее там же: «вот Я от­верзу гробы ваша, и изведу вас от гробов ваших, люди Мои, и дам дух Мой в вас, и живы будете, и узнаете, что Я Господь: Я сказал и сотворю», — говорит Адонаи Господь» (Иез.37:12—14). И в кни­ге пророка Даниила говорит: «Многие (все) из спящих в земной персти восстанут, — сии в жизнь вечную, а те в осуждение и стыд вечный» (Дан.12:2). «Наступает время, — говорил Спа­ситель, — в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5:28-29). Утверждает нас всемогущество Божие. Ибо если из ничего все сотворил, тем более «тлен­ное облечет в нетление и смертное облечет в бессмертие» (1Кор.15:54). Утверждает восста­ние мертвых, восставших в жизни сей из мер­твых, как-то: дочери Иаира (Мф.9:25; Мк.5:42), сына вдовы в городе Наине (Лк.7:14-15), Лазаря (Ин.11:43-44), Тавифы (Деян.9:40-42). Услышали они глас Сына Божия — и ожили. Услышат мертвые и в последний день Того же Сына Божия глас — и, услышав, оживут. Показывает то и самое естество. Зерно, по­сеянное в землю и умершее, всходит и много плода приносит (Ин. 12:24; 1Кор.15:36). Пока­зывает произрастание весной всех трав, кото­рые из земли, как умершие из гробов, встают и в новый прекрасный вид одеваются, и различ­ный дают плод. 3) При умирающих в Господе присутствуют святые Ангелы и переносят души их в лоно Авраамово, как Сам Христос учит об этом (Лк.16:22). 4) Умершие в Господе, как сказано, начина­ют новую, лучшую жизнь и блаженную вечность. Здесь, каждый день живя ожиданием смерти, не что иное делаем, как каждый день умираем, и день от дня к смерти приближаемся. Но по смер­ти того не будет: одно непрестанное пребыва­ние в блаженной вечности будет. 5) Этими грешными и тленными очами не можем видеть славы Божией и Царя славы Иисуса Христа, Сына Божия, но «тогда узрим лицом к лицу» (1Кор.13:12) «и увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3:2). 6) По смерти умершие в Господе придут в любезное пребывание со святыми Ангелами, патриархами, пророками, апостолами, мучени­ками и всеми святыми, которые ждут ныне верных, пока выведет их Господь из темницы смер­тной плоти. 7) Настоящая жизнь многими бедами и бо­лезнями исполнена. Нет ни одного, кто бы в постоянном счастье прожил до конца. Непре­станную видим перемену: из богатого делается нищий, из славного — бесславный, из здоро­вого — немощный. Свободного темница при­нимает, страх от неприятелей, страх от злых лю­дей, страх от огня, страх от плоти, прелестного мира, страх от супостата дьявола, который «хо­дит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). С плачем рождаемся. В бедах, скорбях, немощах, страхе живем. В страхе и тесноте кончаем жизнь. Так бедна и плачевна в мире этом жизнь наша! Но если в Господе умираем, от всех этих бед освобождаемся. 8) Жизнь эта исполнена грехами. Ибо всегда то спотыкаемся, то падаем; то словом, то делом, то умом являемся неисправными и перед судом Божиим виноватыми. Всякий это знает по себе, кто примечает и рассматривает совесть свою. Праведник семь раз на дню падает и встает. Сами младенцы не без скверны перед очами Божиими. «Кто чист будет от скверны? Никто, даже если и один день жития его на земле», — говорит Иов (Иов.14:4-5). Избранный сосуд Божий, святой Павел, жалуется об этом окаянстве и воздыхает: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и дела­ющий меня пленником закона греховного, нахо­дящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти» (Рим.7:23-24)? Но кто блаженной упокаивается кон­чиной, тот освобождается от окаянства этого. 9) Сколько соблазнов имеется в прелестном мире этом, которые то видеть, то слышать вы­нуждены! Сколько ересей, суеверий, различных и пагубных учений возникает, которые все ста­раются нас отвести от Христа! И чем более век этот приближается к концу, тем более их умно­жается, «чтобы прельстить, если возможно, и из­бранных» (Мф.24:24). О, сколь блаженен тот, ко­торый от всех этих вражьих антихристовых стрел блаженной кончиной уклоняется! Поэтому Бла­гой Промыслитель Господь «восхищает» избран­ных Своих «от среды лукава, чтобы злоба не из­менила разума их, или коварство не прельстило души их» (Прем.4:11). 10) Жизнь на земле не что иное, как путь, как сказано, странствование, битва непрестан­ная. Итак, кто же пожелал бы всегда в пути быть, странствовать, всегда в брани быть, с вра­гами сражаться, уязвляться, в беспокойстве и страхе быть? Блаженная смерть оканчивает все это и приводит к желанному Отечеству. Поче­му же не хотим окончить пути странствования и брани этой? 11) Для всех людей общее — умирать. Что праотцу нашему от Бога сказано: «ты земля и в землю пойдешь» (Быт.3:19), — то и всякому гово­рится: ты земля и в землю пойдешь. Предел этот ни для кого не минуем: сегодня тот, наутро дру­гой, а далее третий, и так один за другим следу­ет и скрывается в недрах земли. Бойся, стра­шись — не миновать того, что для всех общее и необходимое. 12) Сколь бедные и окаяннейшие больше всех людей были бы христиане, в непрестанных бедах, скорбях, подвигах находящиеся, если бы им всегда в мире этом повелено было жить! «И если мы в этой только жизни надеемся на Хрис­та, — говорит святой Павел, — то мы несчаст­нее всех человеков» (1Кор.15:19). Христианину всегда в мире этом жить не что иное есть, как в бедах и скорбях находиться, ибо истинный хри­стианин без напастей быть не может. Но скажет кто: «Не боюсь смерти, да сму­щают меня грехи?». Ответ: 1) Если грехи ты сотворил, и от них благо­датью Божией отстал, и покаяния плоды пока­зываешь — нечего смущаться, но должно себя надеждой на Божие милосердие утвердить. Ибо истинно кающемуся Бог грехи оставляет и в милость Свою принимает его. 2) Если грехи творишь, должен отстать от них и покаяться, и также надеждой Божией милости себя утвердить, и так излишний страх отойдет. 3) Если не хочешь от грехов отстать, под­линно должно трепетать смерти. Ибо за времен­ной этой смертью следует вторая, горчайшая, вечная смерть, которой без конца грешники будут умирать. И хотя страх этот и благочести­вых смущает, однако чувствуют против того уте­шающую Божию благодать, которая немощную плоть подкрепляет. Но грешники некающиеся поистине должны трепетать. Некающимся свя­тое Божие Слово закрывает дверь небесного царствия: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяни­цы, ни злоречивые, ни хищники — царства Божия не наследуют», — говорит апостол (1Кор.6:9-10). Но вместо того определяется им озеро огнен­ное: «Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). 4) Если не хочешь и грехов оставить, и жить дольше хочешь в мире сем, не иного чего жела­ешь, как более грешить, и так более гнева Бо­жия собирать, ибо чем более кто грешит, тем более гнева Божиего собирает. «По упорству тво­ему, — говорит апостол, — и нераскаянному сер­дцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога» (Рим.2:5).

§ 164. Тем, которые по смерти умерших се­туют, предлагается также краткое утешение. 1) Святой апостол обо всех умерших хрис­тианах всем подает утешение: «Не хочу же оста­вить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надеж­ды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1Фес.4:13-14). Смотри еще вышесказанные причины утешения во втором параграфе. 2) Если детей, которые малыми или младен­цами умирают, лишаешься, благодари Бога, что восхищает их, «чтобы не изменила злоба разума их, или коварство не прельстило души их» (Прем.4:11). И так плоды свои предпосылаешь Хрис­ту в царствие Его небесное. Также благодари, что не будешь о них иметь попечения в воспи­тании и наставлении христианском: ибо роди­тели за детей, которых по-христиански не на­ставляют, сильно перед судом Божиим истязаны будут. Когда взрослых лишаешься детей и богатство имеешь, что имел детям в наследство оставить, то в руки нищих — братии Христо­вой — с пользой душевной можешь вложить; и так не одного или трех, а многих наследни­ков будешь иметь, и обретешь то наследство со многим прибытком в будущем веке. Если нищим остаешься после смерти взрослых де­тей, отдай себя Промыслу Христа, Сына Божия, Который всех питает и обо всех печется. 3) Если отца лишаешься — имеешь Отца Бога, от Которого духовно родился. Он как об отце твоем промышлял, так и о тебе промышляет. Если без матери остаешься сиротой — имеешь также вместо матери того же Бога, Который есть «Отец сирот» (Пс.67:6), Который через про­рока всех таких утешает: «забудет ли женщина чадо свое, чтобы не помиловать сына чрева сво­его ? Но если и женщина забудет, Я не забуду тебя», — говорит Господь (Ис.49:15). 4) Если с братом или другом смертью раз­лучился — имеешь столько друзей и братьев, сколько христиан, которые «все одно во Христе Иисусе» (Галл.3:28). Плотская дружба временна и смертью пресекается; но союз духовной друж­бы, который бывает между Христом и верны­ми Его, есть нерушимый, твердый и вечный, потому самой смертью не пресекаемый. Это благословенное дружество здесь, в мире сем начинается, а в будущем веке совершится, и во веки вечные нерушимо будет, где одна любовь друг к другу будет, друг о друге радоваться, уте­шаться, веселиться будут, Бог об избранных Своих радоваться будет: «И будет, как радуется жених о невесте, так возрадуется Господь о тебе» (Ис.62:5), избранное, спасенное и благословен­ное собрание. Избранные о Господе Боге своем веселиться и утешаться будут. Так каждый из них радостным духом возопиет: «Да возрадуется душа моя о Господе: ибо облек меня в ризу спасе­ния и одеждою веселия одел меня» (Ис.61:10). 5) Если муж жены лишился — освободился от закона брачного, которым жена мужу и муж жене обязывается, и удобнее может заботиться о том, «как угодить Господу». Также и жена, ли­шившаяся мужа, удобнее может заботиться о том, «как угодить Господу» (1Кор.7:32—34). 6) Хотя как ни будешь скорбеть, сетовать, плакать, рыдать и рваться, уже не можешь воз­вратить умершего. В твоей воле — плакать или не плакать, но возвратить не в твоей воле и вла­сти. Ты за умершим будешь следовать непре­менно, а он к тебе не возвратится, и потому тщетны слезы и плач. 7) От скорби излишней многие до того доходят, что говорят: «Обидел-де меня Бог, что того-то любезного от меня взял», — и так страш­но хулят Бога. Бог никого не обижает, а все де­лает по премудрому Своему Промыслу о нас. 8) Что Богу угодно, как Верховному Госпо­ду и Творцу, то и делает. Итак, когда скорбишь и сетуешь об умершем, который по воле Божией умер, показываешь свое неблаговоление, и тем самым воле Божией противишься, в чем грешишь перед Создателем своим. 9) Господь тебе дал сына, или дочь, или жену, или тебе, жена, мужа. Он у тебя и забирает сына, или дочь, и прочее; и потому Свое берет, что тебе дал, а не твое собственное. Все мы Божии: и отцы, и матери, сыны и дочери, мужья и жены, братья, друзья, господа и рабы. И пото­му нечего скорбеть и сетовать неутешно, но должен всякий со святым Иовом в таком слу­чае говорить: «Господь дал, Господь и отнял; как Господу изволилось, так и было. Буди имя Господне благословенно вовеки» (Иов.1:21).




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных