Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 3: О муке вечной и о жизни вечной




 

«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46).

§ 174. Вечность, в которой по восстании из мертвых и окончании праведного Христова Суда будем пребывать, не что иное есть, как одно начало без конца. Она всегда начинаться будет, но никогда не кончится. Воображай в уме, что пройдет сто тысяч лет — нет конца веч­ности. Пройдет сто тысяч веков (век в себе зак­лючает сто лет) — нет конца вечности. Прой­дет тысяча тысяч и миллион миллионов веков — нет конца вечности. Но только начинается. И хотя далее умом вступать будешь в вечность, увидишь одно начало без конца. Сколько ни со­бери миллионов веков в ум свой, все они про­тив вечности как одна капля воды против це­лого океана, или как маковое зерно против все­го света, или, лучше сказать, как ничто. Ибо все может мало-помалу уменьшиться и кончиться, но вечность не может, ибо бесконечна. Чем да­лее простираешься умом в вечность, тем боль­шая долгота ее открывается, ибо бесконечна. Хорошо некоторые изображают вечность эти­ми словами: вечность есть всегда и никогда, то есть всегда будет, но никогда не кончится.

§ 175. Святое Божие Слово говорит нам о двоякой вечности: блаженную и неблагополуч­ную. Блаженная вечность, или вечное блажен­ство будет на небесах, по слову апостола: «Наше же жительство — на небесах» (Флп.3:20). Небла­гополучная вечность — в аду и геенне огненной. В блаженной вечности будет жизнь бессмертная, а в неблагополучной будет смерть бессмертная. В блаженной вечности будет пресладкое Божия Лица зрение, а в неблагополучной — удаление от Лица Божия. В блаженной вечности будет царствование с Христом и любезное друже­ство со святыми Ангелами Его, а в неблаго­получной — с дьяволом и злыми его демона­ми пребывание. В блаженной вечности будет свет неизреченный, а в неблагополучной — тьма кромешная. В блаженной вечности бу­дет радость и веселье непрестанное, будет слышаться «глас радости и веселья» (Иер.16:9), а в неблагополучной — скорбь и печаль не­престанная и будет слышен голос воздыхания и плача. В блаженной вечности соединятся все «блага, которые не видел глаз, не слышало ухо, и не приходили на сердце человеку» (1Кор.2:9); в неблагополучной сойдется все зло, которых также язык сказать и ум понять не может.

§ 176. Изъясняется блаженная вечность сравнением с временным благополучием, ко­торое хотя и ничто против нее, однако показы­вает ее нам так, как тень и подобие — самую вещь. Всякий знает, как люди уловляются бла­гополучием света этого, которое прежде всего состоит в чести, славе, богатстве, мире, покое, дружбе с добрыми и почтенными людьми и прочее, и как ублажаются те, которые в них процветают. Но, однако, всякое нынешнее бла­гополучие — ничто в сравнении с вечным бла­женством. 1) Всякое временное благополучие не может быть так велико, что не было бы растворено с какой-нибудь противностью. Многие имеют богатство, но не имеют здоровья, мира, покоя, имени доброго, и прочего. Иные в мире и по­кое живут, но нищенствуют и в презрении на­ходятся. Дружба без подозрения не бывает, ибо нет совершенной любви. Нет мира без опасно­сти, ибо многие окружают враги. Нет здоровья без немощи в тленном и смертном теле. Нет славы, которую бы зависть клеветой и злосло­вием не помрачала. Так и о прочем разуметь должно. Но блаженная вечность исключает всякую противность. Там царствие без страха, без трудов и попечения. Там слава всегда сияет. Там здоровье без всякой болезни. Там радость без скорби. Там мир и покой без опасности. Там ве­селье без печали. Там дружество нелицемерное. Там премудрость без «безумия» (1Кор.3:19). Там жизнь без смерти. Там всякое добро непри­частно никакому злу. Ибо «Бог», Источник всех благ, «будет все во всем» (1Кор.15:28). 2) Сердце человеческое никаким временным благополучием удовольствоваться не может. Чем большее богатство, слава, честь, тем более же­лания богатства, славы, чести растет. А где же­лание и попечение, там беспокойство и мятеж. Но в блаженной вечности всякое кончится же­лание, ибо совершенное в ней блаженство. Там слава, честь выше подняться не может; там бо­гатство не растет; там здоровье, мир, покой, муд­рость не умножается: ибо является высочайшее Добро, которое есть Бог. Там каждый своим жре­бием доволен. «Насыщусь, — говорит пророк, — когда явится мне слава Твоя» (Пс.16:15). Ту славу, честь, богатство, радость, мир, покой получив­шие более ничего не будут желать. Ибо кончит­ся желание, когда постигается совершенное блаженство, какового более быть не может. 3) Хотя бы кто, временное благополучие имея, и не желал более, но страхом смущается, как бы того не потерять. Ибо что благополучи­ем цветущий у других видит, того и себе ждет. Видит, что за богатством ходит нищета, когда его «моль и ржа истребляют и воры подкапыва­ют и крадут» (Мф.6:19); за славой — бесславие, за честью — бесчестие. Тот, который ныне ездит на колеснице, наутро затворяется в темнице. Того, которого ныне хвалят, наутро проклина­ют. Того, которому ныне поклоняются, наутро попирают ногами. И мало таких, которые бы в одном постоянном счастье пребывали. Но хотя кому и служит редкая эта фортуна, страх смер­тный, с часу на час ожидаемый, беспокоит, и так все благополучие, как мгла солнечное сия­ние, помрачает. Но блаженная вечность все ис­ключает противное. То добро, однажды полу­ченное, никогда не потеряется; то богатство не боится нищеты; та слава не опасается бессла­вия; та честь не остерегается бесчестия; то здо­ровье, мир, покой, веселье не страшится немо­щи, беспокойства, печали. Ибо все там безо­пасно, все мирно и покойно. 4) Наконец, как жизнь эта, так и всякое бла­гополучие смертью оканчивается, и так все бы­вает, как сон пробуждающегося, как пар, нена­долго являющийся и исчезающий. И потому все временное благополучие — как ничто. Умирает человек — умирает и благополучие его. Остав­ляет богатый мир — оставляет и богатство свое. Отходит славный от света этого — отходит от него и слава его. Кончится мудрый — кончится и мудрость его. Умирает сильный — умирает и сила его. Где ныне страх перед бывшими побе­дителями мира? Где прославленных слава? Где богатых богатство? Где сильных сила? Где премудрых премудрость? Где любящих роскошь уте­шение и сласть? Все отошло от них, как сами отсюда отошли. «Прошло все это, как тень и как молва быстротекущая» (Прем.5:9). Но хотя так непостоянно благополучие это, однако утеша­ются им сыны века. А как утешатся избранники Божий, когда истинное то блаженство, истин­ную ту славу, честь, мир, покой, радость и весе­лье из рук Господа воспримут, и все богатство благости Божией наследуют, и твердо уверены будут, что в том высочайшем блаженстве во веки вечные пребывать будут! Которого как себе, так и всякому усердно желаю. Аминь!

§ 177. Как вечное блаженство от временного благополучия, так и вечное злополучие от вре­менного несколько познается и ощущается. Нет столь великого в мире этом бедствия, которое бы не имело какого утешения и прохлаждения. Печальна нищета, но получает утешение от имени Христова и милости добрых людей. Му­чительна жестокая болезнь, но прохлаждается лечением или чем другим. Великим бедствием и злополучием считается не только чести, име­ния, жены, детей лишиться, но и быть вверженным в темницу. Однако так бедствующий не без утешения: светом и воздухом, для всех общими, наслаждается, хотя и не равно со свободными; и пищей и питьем прохлаждается; печаль, засы­пая, забывает; посещением добрых людей уте­шается; надеждой на освобождение питается: может быть, что ран и биения не терпит. Если неправедно страдает, надеждой на небесное воздаяние увеселяется. Если праведно смиря­ется перед Богом, признает грех, кается, и так надеждой на милость Божию прохлаждается, говоря: «Благо мне, что смирил меня, чтобы я на­учился уставам Твоим» (Пс.118:71). Кроме того, смерть все то бедствие окончит. Но сколь тяжко, сколь нестерпимо лишить­ся той славы, перед которой вся слава мира это­го, воедино собранная, как гной; лишиться созерцания того прекрасного Лица, красота, лю­безность и благосклонность Которого все сердце и дух весь в желание и любовь претво­ряет, Которым блаженные духи от начала на­сытиться не могут, и вовеки без сытости насы­щаться будут. Сколь тяжко отринуться от Царя славы Христа, красота Которого солнечное си­яние превосходит, сладости Которого немного вкусив на горе, святой Петр возопил: «Хорошо нам здесь быть» (Мф.17:4); удалиться от града того прекрасного, небесного Иерусалима, который «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для осве­щения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откр.21:23); быть из­гнанным от славной и сладкой той вечери, на которой от начала мира до конца званые и из­бранные Божии будут «пить, веселиться» и от ра­дости восклицать (Ис.65:133,14,18); отчуждать­ся любезного дружества блаженных духов и всех святых; кроме того, причислиться к темным и лукавым духам, быть заключенным в темницу, света непричастную, страдать без ослабления в гееннском огне, который жжет, но не сжигает, мучает, но не умерщвляет. Временное бедствие и страдание, как ска­зано, каково бы ни было, не бывает без утеше­ния, и сколь долго ни продолжается, смертью заканчивается. Но то бедствие и злополучие бесконечное. Не будет возвращения к славе Божией; не будет избавления от уз адовых и страдания огненного; словом — вечное отчая­ние в милости Божией, вечное чувствование праведного гнева Божия. Там услышится ответ: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жиз­ни твоей» (Лк.16:25). Здесь убегают люди от смер­ти, но там пожелают ее, и бежит от них; поже­лают в ничто обратиться, но не смогут; и так всегда будут умирать, но никогда не умрут. И это есть «вторая смерть» (Откр.9:6; 21:8). Великое страдание умножается тем, что страждущему не остается никакой надежды воз­вратить того добра, которое нерадением потерял, и освободиться от того страшного зла, в кото­рое самовольно попался. От этого последует тоска превеликая, страх и ужас превеликий. Восстанет совесть, которая всю вечность будет обличать и грызть грешника за то, что такую высокую Божию благодать отринул, и так са­мовольно высочайшей Божией милости на­веки лишился, и в такое мучительное состоя­ние пришел. Бог, Творец неба и земли, Сына Своего ради тебя не пощадил, а на смерть и такие лютые страдания предал Его, как тебе Евангелие объявляло, и учителя церковные проповедова­ли. И это Бог сотворил для того, чтобы тебя от беды этой избавить. Но ты эту неизреченную Божию любовь презрел; ради временного ма­лого услаждения Бога оставил; исполнял свои прихоти, а не волю Божию, которая хотела тебя спасти; служил и угождал сатане, а не Христу. Вот прочие, подобные тебе люди, ныне утеша­ются, радуются, насыщаются вечных благ, по­скольку веровали и верой следовали Христу, Спасителю своему; а ты совет Божий отринул, и так погиб. Сколько тебя Бог призывал на покаяние, сколько увещевали проповедники — ты все то презрел. Не хотел ты послушать Бога при жиз­ни своей — не услышит и тебя ныне Бог; не ожидай более ничего, кроме того бедствия, в котором находишься. Эту чашу горести всегда будешь пить, но никогда не выпьешь. Кайся ныне, но поздно и бесполезно, если не хотел в мире полезно каяться. Стенай, воздыхай, плачь, рыдай, но бесполезно, если не хотел плакать там, где полезны слезы были. Так осужденного мучить и, как червь, грызть будет без конца со­весть, и к болезни болезнь, к мучению мучение прибавлять будет!.. В такой тесноте и отчаянии не что иное последует, как то, что осужденный сам себя будет ненавидеть, сам на себя гне­ваться, самому себе быть мерзким, самого себя гнушаться, самого себя ругать, осуждать, час зачатия и час рождения проклинать, прокли­нать время, в которое грешил, проклинать слу­чаи, которые ко греху приводили, проклинать те лица, которые ко греху случай подавали, вспоминать тех, которые от греха увещевали. О, вечность, вечность, злополучная веч­ность! Как и само воспоминание о тебе ужа­сает дух наш! Насколько увеселяет и восхища­ет дух размышляющего блаженная вечность, настолько в печаль и страх приводит злополуч­ная. Невозможно о ней помыслить без возды­хания и ужаса. Лучше здесь всякое бедствие терпеть; лучше от всякой тяжелейшей болез­ни всю жизнь страдать; лучше окованным в смрадной темнице весь век сидеть, биение и раны принимать, во все дни умирать, в огне гореть, когда сие возможно будет; лучше, на­конец, все, сколько на свете могут быть, беды, в едино собравшиеся, с благодарением тер­петь, если воле Божией угодно будет, нежели блаженной вечности лишиться и попасться в неблагополучную. Ибо здесь, какое бы ни при­ключилось страдание, какое-нибудь утешение имеет и смертью оканчивается. Там страдание лютое, страдание без всякого утешения, стра­дание не только словом, но и умом непости­жимое, страдание, которое всегда будет, но никогда не кончится. «Червь их не скончается, и огнь их не угаснет», — говорит пророк (Ис.66:24). Кто верит этому, тот, размышляя и ча­сто вспоминая о страшном том злополучии, может к усерднейшему возбудиться покаянию, чтобы от бедствия того избавиться. А кто не верит, тот самим делом горести его вкусит и без конца, как сказано, вкушать будет.

§ 178. В блаженную вечность входят благо­честивые, верою во Христа, Сына Божия, оправ­данные, и в вере живой жизнь эту окончившие, которых Сам Христос, ублажая, призывает в блаженство то: «Придите, благословенные Отца Мое­го, наследуйте царство, уготованное вам от со­здания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:34—36). В неблагополуч­ную вечность ввергнутся грешники нераскаян­ные, которых Христос отошлет от Себя, как не­благодарных, так: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приня­ли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в тем­нице, и не посетили Меня. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25— 41, 43, 46). Идут и те, и другие, но не равно: одни с пла­чем и рыданием неутешным, другие с весельем и ликованием неизреченным. Ибо в неодина­ковые места идут: одни в обители Отца Небес­ного, в украшенные чертоги Царя славы, на великую вечерю, бесконечно увеселяющую, и на пресладкий брак Агнца; другие — в темницу вечную и место плача, рыдания и мучения вселютейшего. Одних воспримет небо со всеми благами, которые «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходили на сердце человеку» (1Кор.2:9); других заключит ад со всеми злыми, которых ни словом изобразить, ни умом понять невоз­можно.

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных