Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 7: О благодарении Богу




 

«За все благодарите: ибо та­кова о вас воля Божия во Хрис­те Иисусе» — говорит апостол (1Фес.5:18).

«Будьте благодарны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою Премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славосло­вием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3:15-16).

§ 216. Благодарение Бога есть внутреннее, сердечное и радостное чувствование благости Его и милости, которые Он нам, недостойным, оказывал и оказывает, — и сердцем и устами засвидетельствование. Образ этого сердечного благодарения показал нам Сам Христос, Сын Божий, когда «возрадовался духом и сказал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли!»» — и прочее (Лк.10:21); показала Пресвятая Матерь Его, Пречистая Дева Мария, когда радостным духом воспела эту песнь: «Величит душа Моя Гос­пода, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей», — и прочее (Лк.1:46—55). Святой Давид во мно­гих псалмах радостным духом и благодарным сердцем и устами воспевает благость Божию и других к этому пресладкому ликованию созы­вает: «Возвеличьте Господа со мною, и вместе пре­вознесем имя Его». И еще: «Вкусите и видите, как Благ Господь» (Пс.33:4, 9). Ибо свойство благо­дарного сердца — не только самому благодете­ля своего прославлять, но стараться, чтобы и другие славили его.

§ 217. Рождается это чувствование от раз­мышления о благодеяниях Божиих, которые Он нам оказал и оказывает. Благодеяния Божии к нам не только неисчислимы, но и умом не­постижимы. 1) Из небытия в бытие привел нас, за что одно никто не может как должно возблагодарить. 2) Душой разумной и образом Своим Бо­жественным нас почтил. 3) Плод земной в пищу нам подал. 4) Всякое животное на службу нам опреде­лил. 5) Солнце, луну и звезды, чтобы освещали нас, на небе устроил. 6) Воздух пролил ради сохранения жизни нашей. 7) Облакам повелел орошать воздух, чтобы была нам прохлада, землю — для прозябания и плодоносности, дабы мы и скот наш имели в пищу. 8) Деревья и травы различные насадил ради различных наших потребностей и нужды. 9) Птицы различные, как музыку пресладкую, нас увеселяющую, произвел. 10) Огонь ради согревания и освещения в ночное время даровал нам. 11) Воды, моря, озера, источники и реки с различными рыбами и прочими животными к пользе нашей и нужде пролил. 12) Показал путь плавания по морям, дабы одна страна с другой, восток с западом, север с югом имели удобнейшее сообщение, и блага­ми Его между собой обменивались. 13) День и ночь, зиму и лето, весну и осень устроил ради нас. 14) Ангелам Своим окрест нас ополчаться и, как стражам, хранить нас повелел (см. Пс.33:8). 15) Согрешающих нас не тотчас казнит, но ожидает, призывает и увещевает к обращению и покаянию. 16) Предостерегает и сохраняет нас от на­ветов и козней врага нашего дьявола. 17) Но верх всех благодеяний — что через Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, устроил нам путь к вечному блаженству. «Он, бу­дучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным челове­кам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной», как учит апостол (Флп.2:6—8). И рукою Содержащий вселенную, «был спеленут в яслях» (Лк.2:7). И Размеряющий пядью небо, «не имел, где при­клонить голову» (Мф.8:20). И, Богатый, «обнищал, дабы мы обогатились Его нищетою Его» (2Кор.8:9). И Хотящий прийти на облаках судить жи­вых и мертвых, «неправедно от беззаконных су­дим был» (Лк.23:1—24). И Тот, на Кого не смеют чины Ангельские взирать, «заушаем и оплеваем был» (Мф.26:27). И Одевающий небо облаками, «в одежду поругания одет был» (Лк.23:11; Мк.15:17). И Одевающийся светом, как ризою, «об­нажен был» (Мф.27:27,31). И Тот, Которому слу­жат Херувимы и Серафимы, «людям служить изволил» (Ин.13:5). И руки, которыми чудеса со­творил, пригвоздить ко кресту попустил (см.Лк.23:33). И Тот, Который никому никакого зла не сотворил, «бит был» (Мк.15:19). И Тот, Который мановением мертвых воскресил, «волею Своею смерть крестную претерпел» (Ин.19:30; 10:18). Все же эти страдания ради вечного нашего спасения Благой Владыка наш претерпел. Но когда столь многие и великие благодеяния по­казал нам, не требует от нас ничего иного, как только одного благодарного сердца. Ибо даром, от одной к нам, недостойным, любви сотворил эти благодеяния Благодетель наш Господь. Ибо Он естеством Благ и не может не благотворить. Свойство благости есть себя другим сообщать и уделять. Итак, все эти благодеяния Божии: бытие наше, которое мы приняли от Него; душа ра­зумная, которой мы почтены от Него; земля, которая держит и питает нас; вода, которая на­паивает и омывает нас; скоты, звери, рыбы, деревья и травы, которые служат нуждам на­шим; птицы, которые увеселяют нас; солнце, луна и звезды, которые освещают нас; воздух, который сохраняет жизнь нашу; огонь, кото­рый согревает нас; облака, которые проливают дождь на нас и на нивы наши; день, который для делания нашего светит нам; ночь, которая ради упокоения немощной плоти нашей устро­ена нам; несомненная надежда будущей жиз­ни, таким чудным образом устроенная, надеж­да — всех благ забрало и конец, которую о Хри­сте Иисусе, Господе нашем, имеем мы, — все это, говорю, и прочие неведомые Его благоде­яния побуждают и как бы понуждают нас с усердием Бога, Благодетеля, благодарить и Ему благодарными быть.

§ 218. Неизреченные Божии благодеяния делают нас обязанными Богу-Благодетелю и весьма благодарного сердца требуют от нас: «но что воздадим Господу за все, что Он воздал нам» (Пс.115:3)? За то одно, что Им созданы, из не­бытия в бытие приведены и разумной душой почтены мы, по образу и по подобию сотворе­ны, — всех себя, то есть душу и тело, отдать Ему должны мы. А что уже дать сможем за то, что согрешившие помилованы, погибшие взыска­ны, падшие восставлены таким чудным обра­зом? Что — за то, что ради нас образ раба при­нял, на земле пожил, алкал, жаждал, трудился, плакал, болел, печалился, бесчестие, поругание, оклеветание, осуждение, оплевание, заушение, биение, раны, распятие и смерть позорную при­нял? Что, говорю, за эту такую чудную любовь воздадим? Ничего найти не можем! Что — за то, что «верующим во имя Его дал власть быть чада­ми Божиими» (Ин.1:12), гражданами вышнего Иерусалима быть, лику святых Ангелов при­чтенными быть, вечного и небесного царства участниками быть? Ничего! Помни, христианин, сколько ты сверх того Господу Богу должен! Рассуди, сколько раз от юности твоей перед Господом Богом согрешил ты; сколько раз после Крещения закон Его святой нарушил ты; сколько раз обеты свои, которые при вступлении в христианство давал, нарушил ты; сколько раз от Господа твоего сер­дцем уклонился! Всякое преступление чинил ты перед лицом Божиим; всевидящее Его око смот­рело на преступления твои. Бог везде есть, и что ни делаем — перед Богом делаем. Грешил ты, и Бог смотрел на тебя; смотрел и видел, но терпел тебя «по богатству благости Своей» (Рим.2:4). Какой Царь может быть так благ, так кро­ток, так милостив; какой видел бы раба своего перед глазами своими преступающим закон свой и кротко терпел его? Скоро человеческая кротость в гнев обращается, и терпение в него­дование претворяется. Но Царь — такой же человек, как подданные его, часто и сам закон преступает, как человек, однако не терпит, ког­да видит закон свой подданным нарушаемый. Но не так Бог, один Безгрешный, Бог, Царь неба и земли, один Праведный и вечная Правда. Хотя и видит грех человека, но по богатству благости Своей терпит его, не казнит его, не воздает ему тогда по делам его; и не только тер­пит, но и хранит согрешившего, дабы не погиб, ожидая покаяния его. Помни апостольское слово, что «противник наш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Петр.5:8). Этот враг наш, сколько раз от юности твоей согрешил ты, столько раз готов был погубить тебя; столько раз, как ис­полин, устремлялся на тебя, «как лев, бросаю­щийся на добычу» (Пс.16:12), хотел похитить душу твою и свести в ад. Но благость Божия возбра­няла ему это. Ты заповедь Божию разорял, но Бог милос­ти Своей не разорил от тебя. Ты Бога прогневлял, но благость Божия защищала тебя от врага твоего, который стоял при тебе согрешающем и хотел погубить тебя. Ты от Бога отступал серд­цем своим, и приступал к врагу твоему; но бла­гость Божия возбраняла ему и запрещала, да не похитит душу твою. Сколько времени, согре­шив, в непокаянии пребывал ты, все это время подкладывал он сети под ноги твои, искал спо­соба умертвить тебя и вечной погибели предать душу твою; но благость Божия пресекала злые умышления его. Помни, сколько таких, которые в любодея­ние, в разбой, в хищение, воровство, в пьянство и сон погруженные, похищены без покаяния; но тебя благость Божия сохранила от этого. О, сколько в этой части благости Божией должен ты! Что живешь, что еще не погиб, что не низ­ринут в ад, что можешь покаяться и спасться, — все это благости Божией благодарно приписать должен ты. В чувство ли пришел ты и пребыва­ешь в истинном покаянии? Это дело благодати Божией. Пребываешь ли в нераскаянии и неисправлении? Это благость Божия, что ты еще не погиб. Сатана наблюдает за всеми путя­ми твоими, входами и исходами твоими, хочет поставить тебе преграду и душу твою неисправ­ную похитить у тебя и свести в ад, но благость Божия еще не дозволяет ему погубить тебя, еще терпит тебе, еще ожидает обращения тво­его, ведет на покаяние тебя. Но слушай, что апостол нерадивому и неисправному говорит: «Или пренебрегаешь богатством благости, кро­тости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откро­вения праведного Суда от Бога» (Рим 2:4-5). Видишь ли, возлюбленный христианин, сколь удивительна благость Божия к нам, ко­торая не только создала нас, и создала не так, как прочие вещи, несмысленными и бесчув­ственными, но чувствами и разумом почтила нас, созданных питает, одевает, согревает, со­храняет и освещает; не только нас, согрешив­ших, помиловала, но и согрешающих терпит нас; и не только терпит, но и сохраняет нас от козней врага нашего, погибели нашей ищуще­го, как выше видел ты. Но сколь велика Божия благость к нам, сколь велика любовь Его к нам, сколько мы обязаны Ему. Ум наш не в состоянии как по­стигнуть этой Божией к нам любви, о люди, так и изобрести, чем бы воздать за нее. Одно сие можем знать и признать от сердца, что ничего не можем воздать, что бы ради Него ни делали мы. «Что воздадим Господу за все, что воздал нам» (Пс.115:3)? Так всегда с пророком исповедать­ся со смирением должно. Все, что ни делал или ни делает нам Господь наш, даром, от одной любви, делает. Но хотя и недостает в нас сил к достойному благодарению, однако должны мы, сколько сил наших есть, о том стараться, что­бы всегда сердцем и устами благодарными Ему быть.

§ 219. Долг любви ничем иным, как любо­вью платится. Ибо любовь ничем иным, как взаимной любовью удовлетворяется. Ибо лю­бящему ничто не приятно, что бы ни делал, что бы ни приносил ему любимый, если взаимной любви от него не видит. Тем более Богу, Любя­щему нас и Благодетелю нашему, Господу на­шему, Который «не имеет нужды в наших благах» (Пс.15:2), ведь блага, какие мы ни имеем, — Его, ничто не приятно, что ни принесем, если лю­бовного и благодарного сердца не принесем. Итак, за долг любви Божией, которою мы несказанно Ему обязаны, ничего принести не можем, как только взаимную любовь и благо­дарное сердце. Этот долг всегда и всячески дол­жны мы платить, но никак и ничем не можем заплатить. Этот долг требует от нас, чтобы мы всякое послушание Ему оказывали и не свою, а Его волю исполняли. Этот долг требует от нас, чтобы мы, если Ему не можем дать ничего, ра­бам Его, требующим ради имени Его, давали, голодных питали, нагих одевали, бескровных в дома наши вводили, печальных утешали, стран­ствующих успокаивали, больных и в темницах сидящих посещали, и в прочих требованиях и нуждах им служили (Мф.25:35-36). Этот долг требует от нас, чтобы мы согрешившей братии нашей от сердца «прощали согрешения их» (Мф.6:14-15). Этот долг требует от нас, чтобы мы «любили врагов наших, благословляли проклинаю­щих нас, благотворили ненавидящим нас и моли­лись за обижающих нас и гонящих нас» (Мф.5:44). Этот долг требует от нас, чтобы мы «представ­ляли тела наши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения нашего» (Рим.12:1); «умерщвляли земные члены наши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжа­ние, которое есть идолослужение» (Кол.3:5). Этот долг требует, чтобы мы благость эту Божию на сердцах наших написали, устами свидетель­ствовали, с друзьями нашими беседовали, пе­ред врагами не молчали о ней. Этот долг требу­ет, чтобы и душ наших не щадили, где честь имени Его требует, — словом, все, что воле Его святой угодно, с усердием и радостью творить не отказывались (см. Еф.5:10).

§ 220. И в противоположном, что нам по­сылается, должны Бога еще больше благода­рить, к чему следующие причины побуждают: 1) От Благого Бога не может быть нам ниче­го, кроме блага, хотя нам кажется и наоборот. Ибо часто, по неразумию и слепоте нашей, счи­таем то добрым то, что для нас зло; и то, что для нас истинное добро, считаем злом. Но Пребла­гой и Премыдрый Отец Небесный иначе усмат­ривает, и «вместо хлеба камень, и вместо рыбы змею подать не хочет просящим у Него» (Лк.11:13; Мф7:11). 2) Отнятием благ учимся познавать блага и Подателя благ — Бога. Ибо пока имеем добро и насыщаемся добром, не познаем добра, а так и Бога, всякого добра Подателя, забываем, но тог­да истинно познаем добро, когда его лишаемся. Сколь великое добро — здоровье, в болезни по­знаем; сколь великое дарование Божие — хлеб, во время голода примечаем; пользу света во тьме или в слепоте, пользу мира и покоя во вре­мя нашествия врагов, пользу дождя во время засухи, пользу сияния солнечного во время не­погоды, пользу свободы в неволе, пользу воды во время жажды, пользу огня во время холода и зимы узнаем. А узнав добро, отчасти вкушаем и видим, «как Благ Господь» (Пс.33:9), Который блага нам дарует. 3) Когда отнимает Бог добро телесное от нас, хочет подать добро душевное. Когда отни­мает богатство телесное, хочет подать душев­ное; когда отнимает здоровье телесное, хочет подать здоровье душевное; когда лишает сла­вы временной, хочет подать славу вечную. А делает так потому, что, знать, усмотрел, что доб­ро телесное с душевным не может в нас помес­титься. И потому делает как искусный врач, который одну часть тела отсекает, чтобы все тело сохранить. Так и премудрый Врач душ на­ших, Господь, отсекает телесное добро, чтобы оба — и душа, и тело — в вечной жизни сохра­нились. На лекаря не гневаемся, когда такую о нас заботу проявляет, но даже благодарим его, любим его и плату ему даем. Намного больше Бога, так милостиво и человеколюбиво о нас промышляющему, должны благодарить. Ибо «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6). Ибо когда подает нам благополучие Преблагой Бог и тем нас к Себе привлекает, то растленное наше естество этим превозносится более, не­жели к любви Божией побуждается. Поэтому Отеческий Божий Промысел попущением бед смиряет нас и тем исправляет. Итак, что нам кажется неблагополучием, то для нас истинное, прямое и какого должно же­лать благополучие. Плоти нашей беда, но духу счастье; плоти изнеможение, но духу подкреп­ление; плоть увядает, но дух процветает. Беды и наказания, как посланники Божии, которые возвещают нам, благодарно терпящим их, пос­ледующую Божию благодать. Ибо беды к Богу приводят нас. «В скорби своей они с раннего утра будут взывать ко Мне, говоря: «Идем и возвра­тимся ко Господу Богу нашему, ибо Он поразил нас и исцелит нас, уязвит и уврачует нас», — го­ворит пророк (Ос.6:1-2). 4) Когда телесное добро отнимает Бог, не все отнимает, но оставляет некое, смотря на силу духа нашего. Ибо ведает Премудрый и Пре­благой Создатель наш немощь нашу, а потому когда одного лишает нас, другое оставляет, чтобы смогли искушение понести без изнемо­жения; а притом искушаемым руку помощи подает. Так, когда отнимает богатство, остав­ляет здоровье; отнимая здоровье, оставляет другое какое утешение. Итак, если терпишь нищету, а здоров, бла­годари, что здоровье имеешь и можешь труда­ми себе снискать хлеб. Если ты нищ и нездо­ров, благодари, что имя Христово питает тебя. Если терпишь болезнь, а имеешь богатство, благодари, что имеешь утешение от доволь­ствия. Если пожитки похищены, благодари, что дом цел и есть где покой иметь. Если имение и дом сгорел, благодари, что сам цел остался, ибо многие и сами с домами и имением сгорают. Если терпишь злословие и клевету, благодари, что еще не бьют, в ссылку не посылают, не зак­лючают в темницу. Если в темнице сидишь про­сто, благодари, что не окован. Если окован, благодари, что видишь свет, имеешь пищу, и прочее. Если чести лишился, благодари, что с ней от многих хлопот, сует, зависти, проклятия, злословия, негодования, злобы, наветов и про­чих зол, окружающих честь, освободился и что еще имения не лишился. Если чести и имения лишен, благодари, что в заточение не послан. Если в заточение послан, благодари, что смерти не предан. «Если на смерть осужден, — гово­рит свт. Василий Великий, — и неправедно, бла­годари, что тебе за это венец преславный на небе уготован. Если праведно, — говорит тот же св. отец, — благодари, что временной смертью от вечной смерти избавишься» (В Слове о Иулитте-мученице). Так по примеру этому и в прочем поступай. А притом знай, что мы никакого добра у Бога не заслужили, но, напротив, всякого наказания достойны; и какое бы наказание ни было, гре­хи наши еще большего достойны.

§ 221. Здесь представляется, каким образом Преблагого Бога, Благодетеля нашего и Промыслителя, за все Его к нам благодеяния дол­жны мы благодарить. Куда ни посмотрим, куда ни обратим очи и ум наш, везде имеем достаточно случаев, чтобы благость Божию прославлять. В ночи смотришь на небо чистое, звездами, как бисером, украшен­ное, и между звезд видишь луну сияющую, — тебе они служат. Благодари «Сотворившего луну и звезды для управления ночью» (Пс.135:9). Воссиял день; солнце лучи свои по всей вселенной рас­пустило, — тебе свет его сияет. Благодари «Сотво­рившего солнце для управления днем» (Пс.135:8). Облака дождь кропят — тебе кропят. Благодари «Одевающего небо облаками и Приготовляющего для земли дождь» (Пс.146:8). Поднялся ветер и начал облака прогонять и очищать небо — тебе он служит. Благодари «Изводящего ветры от со­кровищниц Своих» (Пс.134:7). Видишь поля, раз­личными плодами наполненные, луга и леса зе­ленеющие, садовые деревья, плодами изобилу­ющие это дело благости Божией, тебе это Богом посылается. Благодари Даровавшего, говоря: «благослови, душе моя, Господа» (Пс.102:1). Пришла зима, оделась земля снегом, мороз сковал озера, реки и болота, и так везде свобод­ный оказался путь, нет нужды в мостах и про­чих надобностях для переправы — это Божие благодеяние; твоим потребностям служит это. Благослови «Расстилающего снег Свой, как волну» (Пс.147:5). Проходит зима, и весна наступает — тем тебе как бы возвещается приближающееся воскресение всей твари, от мороза умершей, — благослови Благоволившего так. Наступила вес­на; тут открывается новое сокровище Божиих дарований: солнце благоприятно сияет и греет, чувствуется благорастворенный воздух, земля из недр своих издает сокровища свои, от семян и корней плоды являются, и всем себя подают в употребление; луга, нивы, поля, леса одеваются и зеленеют, украшаются цветами и издают вся­кое благоухание, из них протекают источники и речные потоки и не только зрение, но и слух ве­селят; всюду слышатся различные голоса раз­личных птиц, как некая сладкая музыка; рас­ходятся по полям и степям скоты, не требуют от нас корма, питаются и насыщаются, тем, что рука Божия отверзла им, довольствуются, едят и играют, и так как бы благость Божию благо­дарят. Словом, вся поднебесная вновь прекрасный и веселый принимает вид. Бесчувственная и чувством одаренная тварь как бы вновь рожда­ется. Тебе, разумной твари, все это богатство благости Божией открылось — говори благо­дарно: «Благослови, душе моя, Господа» (Пс.103:1). Принесла земля различные плоды для насыще­ния и утешения твоего — благодари Устроив­шего так, говоря духом радостным с пророком: «Возвеселил Ты меня, Господи, в творении Твоем» (Пс.91:5). Вкушаешь пищу — благодари «Даю­щего пищу всякой плоти» (Пс.135:25). Одеваешь­ся одеждой: благость Божия одевает тебя — бла­годари Благодетеля. Греется покой твой или варится пища на огне, — огонь — Божий дар, который для тебя работает и служит — благо­слови Сотворившего его. День прошел — пой благодарно, ибо сподобил тебя Господь без вре­да и погибели провести его; пой сердцем и ус­тами: «Песнословлю Тя, Господи!» Уснул ночью и, поспав, встал — говори: «Благословлю Тя, Господи!» Говори с пророком: «Я уснул, спал и встал, ибо Господь защитит меня» (Пс.3:6). Чувствуешь ударение совести за грехи — благодарение Богу принеси, потерпевшему со­грешения твои и не предавшему тебя в руки врага твоего; исповедайся благодарно с проро­ком: «Исповедуюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое вовек: ибо милость Твоя ко мне велика и Ты избавил душу мою от ада преисподнейшего» (Пс.85:12-13). Ощущаешь страх Суда Божия или желание вечной жизни Божи­ей — то благодать зовет тебя на покаяние, — го­вори: «Благословен Господь, Который хочет, что­бы все люди спаслись и достигли познания исти­ны» (1 Тим 2:4); повинись зову Божией благодати, пока «время благоприятно и день спа­сения», пока слушает и помогает Господь. Ибо говорит: «Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). Пришла скорбь, печаль, болезнь или иная какая превратность, — так спасения твоего ищет Господь твой; благодари Желаю­щего и Ищущего спасения твоего; говори с Псаломником: «Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился уставам Твоим» (Пс.118:71). Помышляешь о спасительном смотрении Сына Божия к роду человеческому (а ты всегда должен помышлять о таком великом и важном деле), — с радостью и глубоким смирением вос­пой: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внут­ренняя моя имя святое Его! Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс.102:1-2), и прочее. Или так с пророком Захарией благослови Господа: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в доме Давида, отрока Своего» (Лк.1:68-69). Слышишь гласы пророческие и апостольские, слышишь проповедующих Божие Слово, разумей, что тебе эти посланники Божии служат, «благовествующие мир, благовествующие благое» (Рим.10:15), проповедуют отпущение грехов, при­близившееся царствие небесное, учат правде, наставляют на путь правый, ведут к вечному блаженству — говори благодарным духом: Сла­ва Богу, Благодетелю нашему, вовеки, аминь! - Из вышесказанного следует, что как в бла­годенствии, так и в злоденствии должны мы Бога благодарить. В благоденствии — ибо бла­га Его даром мы, недостойные, получаем от Него и ими утешаемся. В злоденствии — ибо исправляемся Им, в чувство приходим, позна­ем себя, свою подлость, недостоинство и ока­янство, учимся блага Божии великим считать и Подателя благ почитать.

§ 222. Благодарность, поскольку благопри­ятна, больших и многочисленных благодеяний удостаивается от Бога. И это, кажется, являет Христос, когда говорит: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится» (Мф.13:12); и еще: «Вся­кому имеющему дастся и приумножится» (Мф.25:29). Ибо благодарность как дар Себе прини­мает Преблагой Владыка наш и за этот дар но­вые воздаст радости. «Благодарность, — говорит свт. Василий Великий, — в благодеяние вменя­ет Бог; и Тот, Который имения тебе дает, просит от тебя милостыни через руки нищих; и хотя Свое принимает от тебя, но, как за собственное твое добро, воздает тебе истинную Свою бла­годать» (Слово о Иулитте-мученице). То же и Христос к находящимся по правую руку от Него на Суде Своем праведном говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих мень­ших, то сделали Мне» (Мф.25:40). Ибо что имеем свое, кроме грехов? И что можем дать Тому, от Которого все имеем, как выше сказано? Но с благодарением к Богу Божие добро дающий ближнему как бы свое дает; и Бог то дарование Себе вменяет, и потому новым благодеянием, как богатый в милости и щедротах, дающего награждает и благодать за благодать воздает.

§ 223. Неблагодарность человеческую Бо­жие Слово обличает во многих местах, некото­рые из которых здесь предлагаю для того, что­бы показать, какой тяжкий грех — неблагодар­ность. Святой пророк Моисей, желая обличить не­благодарность людей израилевых, небо и землю призывает во свидетельство слов своих, говоря: «Внимай небо, и я буду говорить, и да слышит зем­ля слова уст моих. Польется, как дождь, веща­ние мое, и сойдут, как роса, слова мои, как туча на зелень и как ливень на траву. Ибо я имя Гос­подне призвал, воздайте величие Богу нашему. Бог, истинны дела Его, и все пути Его, правед­ны; Бог верен, и нет неправды в Нем; праведен и преподобен Господь. Но они согрешили пред Ним, они не Его дети по своим порокам. Род строптивый и развращенный! Сие ли воздаете вы Господу? Эти люди глупы и нера­зумны! Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, и сотворил тебя, и создал тебя? Вспомни­те дни древние, помыслите о летах прежних родов; спроси отца твоего — и возвестит тебе, старцев твоих — и скажут тебе. Когда Всевыш­ний разделял народы и расселял сынов Адамо­вых, поставил пределы народов по числу Анге­лов Божиих. И были часть Господня, народ Его Иаков, наследственный удел Его Израиль. Он довольствовал его в пустыне, во время жажды и зноя в безводной, ограждал его, и учил его и сохранил его, как зеницу ока. Как орел покрыл гнездо свое и носится над птенцами своими, простер крылья свои, и принял их, и поднял их на плечи Свои.Господь один водил их, и не было с ними чужого бога. Он возвел их на высоту, насытил их произведениями полей; они пили мед из камня и елей из твердой скалы; Он питал их маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов, телят и козлов, и тучной пше­ницей, и они пили вино, кровь виноградных грозд. И ел Иаков, и насытился, и отвергся воз­любленный; утучнел, потолстел, разжирел, и оставил Бога, сотворившего его, и отступил от Бога, Спасителя своего. Прогневали они Меня богами чуждыми и мер­зостями своими преогорчили Меня; принесли жер­твы бесам, а не Богу, богам, которых не знали, новым и недавним, которые пришли от соседей, тем, которых не знали отцы их. Бога, родившего тебя, ты оставил и забыл Бога, питающего тебя» (Втор.32:1-18), и прочее. Пророк Исайя тоже призывает небо и зем­лю во свидетельство жалобы Божией на небла­годарность людей израилевых: «Слушай, небо, и внимай, земля, ибо Господь говорит: Я родил сы­новей и возвысил их, они же отверглись Меня. Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, Израиль же Меня не познал, и люди Мои не разумеют Меня. А далее пророк, с великой ревностью по Богу укоряя их, говорит: Увы, народ грешный, люди, исполненные грехов, семя лукавое, сыновья беззаконнии, вы оставили Гос­пода, и разгневали Святого Израилева, возврати­лись вспять», и прочее (Ис.1:1—4). Через пророка Малахию говорит Господь о не почитающих и не боящихся Его, чего корень есть неблагодарность: «Сын чтит отца, и раб гос­подина своего боится; и если Я — Отец, то где почтение ко Мне? И если Я — Господь, то где страх предо Мной?— говорит Господь Вседержи­тель» (Мал 1:6). Псаломник на неблагодарность людей из­раилевых жалуется, говоря: «Забыли благодеяния Его, и чудеса Его, которые явил им; и еще: воз­любили Его устами своими, и языком своим со­лгали Ему; сердце же их не было право пред Ним, и не были они верны завету Его» (Пс.77:11, 36-37). Христос, когда десять прокаженных очис­тил, а один только из тех очистившихся, самарянин, возвратился к Нему с благодарностью, говорит: «Не десять ли очистились? Где же де­вять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк.17:17-18). И Иуде, предателю Своему, обличая его неблаго­дарность, говорит: «Иуда! Целованием ли преда­ешь Сына Человеческого?» (Лк.22:48). - Из этих приведенных и прочих мест Свято­го Писания можем видеть: 1) Сколь тяжка пред Богом неблагодар­ность. Тяжко людям терпеть неблагодарность тех, коим благодеяние какое-либо сделали; тем более Богу. Ибо люди, какое ни делают добро ближним своим, это есть Божие добро, а не их собственное; от Бога имеют, а не от себя, добро всякое. Ибо что ни имеем, кроме грехов, то Божие, а не наше, и потому, когда делаем кому добро, от Божия добра, нам данного, уделяем. Однако, хотя и не своим добром приносят кому пользу и от него не видят благодарности, не без болезни претерпевают то, как это для всякого несомненно. Сколь несравненно тяжелее наша неблагодарность перед Богом, Который не чу­жие, а Свои блага, блага бесчисленные, умом непостижимые, ведомые нам и неведомые, яв­ляет нам, как сказано выше. И являет не толь­ко каждый день, но и каждый час и минуту, так что и минуты без благ Его жить не можем! 2) Чем кто больших благ удостаивается Бо­гом, тем более и тяжелее грешит, если Ему не оказывает благодарности. Более тяжелой не­благодарностью перед Богом была неблагодар­ных иудеев, нежели язычников, не знающих Его. Ибо иудеи, кроме общих благодеяний Божиих, которые изливаются добрым и злым, праведным и неправедным, то есть временные и земные блага, особливой милости более языч­ников Богом удостоились. «И были часть Господ­ня, народ Его Иаков, наследственный удел Его Израиль. Он довольствовал его в пустыне», и про­чее (см. в вышеприведенных местах Писания). «Им принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь», — воздыхает о них Павел (Рим.9:4-5). «Не сделал он сие не одному еще народу и судов Своих не явил им», — говорит пророк, то есть то, что сделал иудеям (Пс.147:9). Потому и неблагодарность их перед Богом тяжелее, чем у язычников, как они во многих местах Святого Писания обличаются. «Они согрешили пред Ним, они не Его дети по сво­им порокам. Род строптивый и развращенный! Сие ли Господу воздаете?» — говорит им святой Моисей в Песни своей (см. выше). «Я родил сыно­вей и возвысил их, они же отверглиись Меня», — говорит Бог через пророка. «И забыли благодея­ния и чудеса Его, которые явил им» (см. выше). Велика и тяжка была неблагодарность не­благодарных иудеев; но еще большая и тягчайшая неблагодарность — неблагодарных хрис­тиан. Ибо иудеи те не видели Бога во плоти, а христиане видят. Не видели они ходящего по земле в образе раба; не видели проповедующе­го, не видели чудодействующего; не видели Плотью страдающего, Плотью умирающего за грешников, Плотью восстающего из мертвых, возносящегося на небо, и с прославленной Плотью сидящего по правую руку от Отца, а христиане видят. Иудеи не видели Святого Духа, сошедшего в огненных языках, — хрис­тиане видят. Иудеи не слышали о приблизив­шемся царствии небесном, а христиане слышат. Иудеи избавлены от рабства египетского, христиане — от рабства и мучения адского. Иудеев Моисей избавил, христиан — Сын Божий. Иудеи введены в землю обетованную, христи­анам открыта дверь царствия небесного. Иудеи не причащались Тела и Крови Христовой, хрис­тиане причащаются. Иудеи не слышали Бога, с неба говорящего: «Сей есть Сын Мой возлюблен­ный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17), — христиане слышат. «Многие пророки и праведни­ки желали видеть, что христиане видят, и не видели, и слышать, что слышат, и не слышали» (Мф.13:17) — христиане видят и слышат. Итак, большей милости, чести и преимуще­ства удостоились от Бога христиане, нежели иудеи. Поэтому более благость Божию огорчают, когда являются неблагодарными, нежели иудеи. Ибо чем больше благодеяние, тем более обязывает к благодарению, тем бесстыднее бы­вает благодетельствуемый, когда благодарного почтения не воздает благодетелю своему. Иуде­ев неблагодарных обличали пророки, христиан неблагодарных обличит Сам Христос, Правед­ный Судия, во время страшного Своего прише­ствия: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приня­ли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в тем­нице, и не посетили Меня» (Мф.25:42-43). Хотя и всем грешникам страшен будет гром этот, но более христианам неблагодарным, по­знавшим истину и в истине не ходившим. Весьма стыдно и страшно будет выговор этот слы­шать неблагодарным грешникам; слышать пе­ред всем светом, перед святыми Ангелами и избранниками Божиими; слышать от Христа, ради всех сошедшего с небес и воплотившего­ся, ради всех пожившего на земле, ради всех страдавшего, распятого, умершего, погребен­ного и из мертвых воскресшего, так всех воз­любившего, — страшно: ибо лишатся всей Божией милости на веки вечные.

§ 224. Признаки неблагодарности примеча­ются следующие: 1) Благодеяние Божие забывать. «И забыли благодеяния и чудеса Его, которые явил им» (Пс.77:11), об иудеях неблагодарных пишется. Ибо благодарный всегда помнит благодеяние, и, смотря умом на благодеяние, благодарит бла­годетеля. Так святой Давид всегда помнил и благословил Благодетеля своего Господа: «Бла­гословлю Господа на всякое время, всегда хвала Ему на устах моих» (Пс.33:2), — и к тому душу свою побуждал: «Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его» (Пс.102:2); — но и других к тому побуждал: «Возвеличите Гос­пода со мною, и вместе превознесем имя Его» (Пс.33:4). Так трое отроков, спасшиеся в печи хал­дейской, не только сами воспевали спасшего Господа, но и всю тварь к пению созывали: «Бла­гословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его вовеки» (Дан 3:57, 26—90). Неблагодарный не так: но тогда только по­мнит, когда получает благодеяние; тогда толь­ко хвалит благодетеля, когда утешается благо­деянием его; а как утешение отойдет, забывает благодеяние и благодетеля. Так иудеи, вышед­шие из Египта, как только через Чермное море перешли и воспели хвалу Божию, вскоре забы­ли такое великое Божие дело, как говорит о них Псаломник: «И воспели хвалу Ему, но вскоре за­были дела Его» (Пс.105:12-14). Так и ныне многие христиане, или от болез­ни, или от смерти, или от темницы, или от иной какой беды избавившись, забывают это Божие благодеяние. Также питаются, одеваются и про­чим добром Божиим снабжаются; но притом не поминают Благодетеля. Чают воскресения мер­твых и жизни будущего века, но Умершего за них и Воскресшего от сердца не благодарят, и дела этого великого не стараются в памяти содер­жать, и так являются Богу, Благодетелю свое­му, неблагодарными. 2) Знак великой неблагодарности — Божие благодеяние себе приписывать и тем хвалить­ся, или приписывать немощной твари. Такую неблагодарность показали израильтяне, кото­рые то великое Божие дело своего избавления из Египта тельцу золотому приписали: «Вот боги твои, Израиль, которые извели тебя из земли еги­петской» (Ис.32:4). Так и ныне многие, хотя не приписывают дела Божии бездушному идолу, но себя вместо идола поставляют; и что Богу одному приличе­ствует, себе приписывают: «Я-де то и то сделал; я того и того научил; я того и того исцелил, того и того от смерти избавил; я того и того обога­тил», — и прочие безумные речи. Что говоришь, о человек суетный? Что ты можешь доброго сделать без Бога? Откуда ты взял разум? Откуда богатство, откуда искусст­во? Что имеешь своего собственного, кроме грехов? «Что ты имеешь, чего бы не получил ? А если получил, что хвалишься, как будто не полу­чил?» (1Кор.4:7) Как можешь других научить добру, когда сам зол и невежда? Как можешь других просветить, будучи сам слеп? Как мо­жешь других обогатить, будучи сам нищ? Как можешь других избавить, сам каждую минуту помощи требующий? Бог один всех просвещает, один учит, один обогащает, один избавляет. От Него одного ра­зум, помощь, избавление, богатство, исцеление. Тому одному подобает честь и похвала за все. Разум твой, искусство, богатство, крепость — это Божие дарование. Зачем же то, что Божие, себе, человеку немощному, скудному, бедному и нич­тожному, присваиваешь? Как отнимет Бог Свое, то останутся тебе только твои грехи, ко­торые тебя должны смирять, а не дарование Божие возносить? 3) Признак неблагодарности — дарование Божие скрывать или употреблять не во славу Божию, но ради своей корысти и прихоти. Та­ковы те, которые имеют разум, но не употреб­ляют его на пользу ближним своим, или, что хуже, употребляют разум во вред братии своей: составляют язвительные писания, ложные кле­веты, которыми стараются истину низложить, ложь поставить. Сколь же это великое зло, вся­кий может видеть. Также те, которые богатство мира этого имеют и скрывают его, или на не­потребные расходы употребляют, а просящих ради Христова имени, презирают. Также те, которые, будучи в чести, не ищут чести и сла­вы Божией и пользы ближних, ради чего в честь всякий призывается, а ищут своего скверного прибытка. Злоупотребление же дарованием Божиим потому неблагодарностью признается, по­скольку дарование ради того нам дается, дабы мы и сами им пользовались, и благодарили Бога, и других им пользу приносили в честь Давшего нам добро Свое. Ибо люди, пользуясь добром Божиим, нами подаваемым, убеждают­ся прославлять Бога, всех благ Подателя. Зло­употребляющий же дарованием пресекает это прославление и открывает путь к негодованию и хулению. Это-то и значит выговор Христа на Страш­ном Суде тем, кто по левую сторону Его: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напо­или Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Я вам дал блага Мои ради ва­шей и ближних ваших пользы; а вы не хотели делиться ими ради имени Моего с нуждающи­мися, но ими прихотям и страстям своим слу­жили. Не требовал Я от вас Себе пищи, одеж­ды, покрова, посещения, утешения, но требо­вали братья Мои «меньшие, и так как им не сделали» ради Меня, то «не сделали Мне» (Мф.25:42-45). 4) Признак неблагодарности — нетерпение и роптание в бедах, потому что бедами нас хо­чет Бог исправить и к Себе привлечь, за что подобало бы от сердца благодарить Бога, так милостиво о нас промышляющему. Сколько есть таких, которые бедами подвиглись к истинному покаянию и так к Богу возвратились, о чем не только Святое Писание, но и церковная исто­рия свидетельствует. Ниневитяне предстоящей бедой обратились от злых своих дел и начали каяться (см. Ион.3). Манассия, царь Иудин, бедами подвигнулся и взыскал Господа смире­нием и покаянием (см. 2 Пар.33:12-13). Изра­ильтяне, бедами подвигнувшись, обращались к Богу, как о том больше всего книга Судей сви­детельствует. Бедой понуждаемая, женщина хананейская вопиет Христу: «Помилуй меня, Гос­поди, Сын Давидов» (Мф.15:22), и проч. Апостол Павел согрешившего в Коринфе «предает сата­не во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:5). О, сколь многие и ныне в бедах ищут Бога — те, которые в благополучии оставляли Его! Сколь многих нищета смиряет — тех, которых богатство возносило! Сколь многих скорбь и печаль подвигает к истинной молитве и сердеч­ному воздыханию — тех, которые в мирской радости не вспоминали Бога! Сколь многих болезнь убеждает презирать славу, честь, богат­ство, сладость мира сего — тех, которые, буду­чи здоровыми, ими утешались, — и искать цар­ствие Божие и правду Его (см. Мф.6:33), — тех, которые во здравии не думали о том! Искусив­шийся знает это. О, превратность — горькое по вкусу врачевство, но спасительное, жезл Отеческого Божиего наказания, от сна греховного пробуждающий, искоренение плотского пристрастия, возбуж­дение к духовной жизни, низложение гордос­ти, училище терпения, воспитание смирения, начало духовной мудрости, вождь к молитве, приведение к Богу, ходатай «упования, которое не посрамит! От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности упова­ние, а упование не посрамит» (Рим.5:3—5). Бла­гословен еси, Господи, Боже отец наших, ибо различным образом приводишь нас к Себе и вечному Твоему блаженству. Итак, возлюбленный христианин, явный признак неблагодарности к Богу — если кто в бедах не имеет терпения, ибо бедами как бы убеждает нас Бог входить в блаженство Его веч­ное. Вспомни, сколько погибло поживших в благополучии и увеселении мира сего. Итак, лучше нам молить Бога о том, чтобы Отечес­ким Своим жезлом наказывал и милости Сво­ей не отнимал у нас: «Накажи нас, Господи, но по правде, а не в ярости», — с пророком говорить (Иер.10:24), нежели с роптанием и негодовани­ем наказание Его принимать, что и Его благо­сти противно, и нам вредно. Все верные Его от начала мира с благодарением наказание Его принимали и ожидали милости от Него, и по­лучили. То же и мы должны делать, если хотим милость Его получить. 5) Признак неблагодарности — это неми­лосердие и суровость к ближнему, когда чело­век каждый день и час Богом великой милости удостаивается, а сам не хочет ради Бога подобного себе человека помиловать. Ибо ради ми­лосердия Божия, которое человеку каждый день оказывается, сколько бы обиды ни принял от ближнего, все простить от сердца должен, так что хотя бы несколько раз убит был и ожил (если бы то могло случиться), простить должен убив­шего. Поскольку какая бы обида ни была при­чинена человеку от человека и сколько бы ни было обид, это ничто по сравнению с обидой, которой величество Божие подлый человек, «зем­ля и пепел» (Сир 9:10), оскорбляет, преступая за­кон Его, и милости Его не лишается. Тогда эту, такую великую Божию милость, не помнит человек, когда ближнему согрешив­шему не хочет простить. И это есть великое че­ловеческое самолюбие и лукавство, что сам он от Бога получает милость, а ближнего не хочет миловать. Так поступил с товарищем своим тот жестокосердный должник, в притче евангель­ской упоминаемый, которому царь, по милос­ти своей, десять тысяч талантов простил, а он сам товарищу своему не хотел и ста пенязей, такого малого числа, простить. Поэтому и ми­лости, которой удостоился было от милостиво­го господина своего, лишился; и гнев от него с выговором почувствовал: ««Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать това­рища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф.18:24—33). Такой же гнев от Бога, Царя неба и земли, почувствуют и все те, которые от Него всегда такой милости удостаиваются, так Его оскор­бляя, не подпадают казни; а сами и малейшей милости ближнему явить не хотят, но за малое поносное слово влекут на суд и предают тем­нице. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его», — заключа­ет Христос эту притчу (Мф.18:35). Эту немилость являют господа рабам сво­им и командиры подчиненным, если или за свою обиду, или не соответственно мере пре­ступления с гневом жестоко мучают их; а так­же и прочие, которые за обиду и погрешение или судом, или иным образом мстят ближним своим, несмотря на то, как милосердно с ними Бог поступает, Который если беззакония усмот­рит, «кто постоит?» (Пс.129:3). 6) Признак неблагодарности — устами Бога благодарить, а сердце с устами несогласное иметь: устами почитать, но сердцем и жизнью своей бесчестить Его. О таких говорит Псаломник: «возлюбили Его устами своими, и языком сво­им солгали Ему, сердце же их не было право пред Ним, и, и не были они верны завету Его» (Пс.77:11, 36-37). И в ином месте Бог говорит: «Приближа­ются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8; Ис.29:13). Таковы те, которые в церковь на славосло­вие ходят, но делами хулят Бога; языком поют, но преступлением святого закона Его бесчестят. Таковы те, которые создают храмы Божий ка­менные или деревянные, но разоряют храмы Божии одушевленные; украшают образ Христов и святых Его, но людей, по образу Божиему и по подобию созданных, обнажают; облагают свя­тое Евангелие серебром, золотом и драгоценны­ми, по мнению человеческому, каменьями, но написанного в Евангелии и коснуться не хотят. Еще таковы те, которые строят богадельни, обильные раздают милостыни, но с других, по­добной себе братии, сдирают, а это есть не ми­лость, но бесчеловечность, не жертва, а мер­зость есть перед Богом. «Что заколающий сына пред отцом его, то приносящий жертвы от име­ния убогих», — говорит Писание (Сир.34:20). Сколь приятно смотреть отцу, когда сын перед ним заколается, столь приятна Богу жертва твоя, которую ты приносишь от слез убогих! Да разве ты хочешь утаить перед Богом, что чужое приносишь, и, столько слез пролив, прино­сишь! Но «Насадивший ухо, не слышит ли» плача рабов Своих? И «Создавший око, не увидит ли слез» их, которые ты пролил (Пс.93:9)? Ты приносишь имения их, а они плач и сле­зы проливают перед Богом: и обоих дела — твоя неправда и их стенание — до Бога доходят. И так Он и твою неправду видит, и их плач и сте­нание слышит, и воздаст тебе и им свое. И ты, что приносишь, то не твое, а бедных, тобой оби­женных. Что ты обидел их, то твое собствен­ное, и вошло уже в уши Господа Саваофа, и уже записано в книге Его, и объявит тебе в день Суда Своего. Итак, если осмотришься, то увидишь, что жертва твоя не что иное, как грех перед Бо­гом тяжкий, к Нему вопиющий и отмщения тебе просящий, и потому «мерзость» (Лк.16:15). А если кто, хотя и без обиды ближнего со­зидает и украшает храмы, дает милостыню и прочее подобное этому делает, но хочет просла­виться от людей, — к вышеописанному же чис­лу людей принадлежит. Ибо не с благодарнос­тью Богу, а с тщеславием делает; не Божией сла­вы ищет, а своей корысти; не Бога почитает, а себя; не Бога любит, а себя. Ибо без любви к Богу и почитания, от любви происходящего, благодарности быть не может. Ибо и человеку-благодетелю без любви и истинного почтения ничто неприятно. Любовь ничем иным доволь­ствоваться не может, как любовью взаимною. 7) Превеликий признак неблагодарности есть хула, когда человек или не признает бытия Божия, или какие другие на имя Его святое и страшное изрыгает хулы. Этого рода люди, или даже выродки рода человеческого, и, если по правде признать, чудовища всего света, после­днюю разума искру погасили, хотя бы они и звез­ды считали, или землю размеряли. Они посту­пают подобно тому, кто отца, от которого рож­ден, не признает: «Я-де не имею отца». Они хуже самих скотов, которые хозяев своих и питающих их знают и почитают. Они на здания, дома, ис­кусство смотрят, а архитектора и хозяина не признают; они пищу сваренную едят, а повара не признают; они письма читают, а писателя не признают, и думают, что это само собой дела­ется. Если бы кто заключил таких в темнице и не дал бы куска хлеба им, пусть бы тогда само­бытным своим довольствовались хлебом и све­том, Подателя которых не хотят признавать и почитать. 8) Наконец, всякая беззаконная и вере хри­стианской противная жизнь есть признак не­благодарности. Ибо к Богу благодарности не может быть без любви Божией, которая позна­ется в соблюдении заповедей Божиих, как го­ворит Христос: «Кто имеет заповеди Мои и со­блюдает их, тот любит Меня» (Ин 14:21).

 

 

Глава 8: О надежде

 

«Так говорит Господь: «Про­клят человек, который надеет­ся на человека, и плоть делает своею опорой, и сердце которо­го отступило от Господа. И благословен человек, который надеется на Господа, и будет Господь упование его; и будет, как дерево, посаженное около вод, и во влаге пустит корни свои; не убоится оно, когда придет зной, и будет на нем стебель зеленый, и во время бездождия не устрашится, и не перестанет приносить пло­да»» (Иер.17:5).

«Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс.145:3).

«Лучше надеяться на Госпо­да, нежели надеяться на чело­века. Лучше уповать на Госпо­да, нежели уповать на князей» (Пс.117:8-9).

«Надеющийся на Господа, как гора Сион» (Пс.124:1).

§ 225. Не все одну имеют надежду: иной на­деется на князей и сынов человеческих, иной на богатство, иной на честь, иной на разум свой, иной на силу свою, иной на что-либо другое. Одни истинные христиане, все прочее оставив, на одного Бога надежду свою полагают. И как одни они истинную надежду имеют, так прочие ложную, и потому заблуждаются. Ибо как кто с истинного пути совратится, блуждает по различным дорогам, так и кто от Бога отстанет, вынужден бывает искать себе помощи от раз­личных вещей; но не меньше блуждает, чем тот, который истинный путь потерял, или кто, све­та очей своих лишившись, не видит, куда идет.

§ 226. Как терпение, так и надежда в бед­ствии познается. Многие думают, что они на Бога надежду имеют, но пришедшая беда от­крывает надежду их и показывает, на кого они надеются. От кого кто ищет в напасти помощи и избавления, в том и надежду свою полагает. Кто к человеку и прочему созданию в бедствии прибегает, тот на человека и надеется. Кто ни к чему иному, как только к Богу одному возво­дит очи свои и помощи от Него одного неук­лонно ожидает, хотя и медлит помощь Его, тот показывает, что он и в счастье и в несчастье на одного Бога имеет упование.

§ 227. Причины, которые возбраняют на человека и прочее создание надежду полагать, таковы: 1) Надеющийся на создание грешит против заповеди первой: «Я— Господь Бог твой» (Исх.20:2), которая повелевает, чтобы мы одного Бога зна­ли, почитали, любили, боялись, на Него надея­лись, к Нему в нуждах наших прибегали и по­мощи просили. Ибо такой отступил сердцем своим от Бога, как пророк говорит: «И от Гос­пода отступит сердце его» (см. Иер.17:5), — и не верует Богу, хотя устами и исповедует Его. Ибо веровать Богу и на создание Его надеяться невозможно. Ибо надежда с верою совокупна, и одна без другой быть не может. Поэтому кто надеждой отступил от Бога и прилепился к со­зданию, тот и верой отступил от Бога. Вера же здесь разумеется живая, а не мертвая, которая не только на языке, но и на сердце имеется. Такая вера к одному Богу, как малое дитя к ма­тери своей прилепляется, на Него одного на­деется, от Него одного помощи и избавления ждет. 2) Таковые находятся под проклятьем, как святой пророк говорит: «Проклят человек, кото­рый надеется на человека, и плоть делает своею опорой. Напротив, благословен человек, который надеется на Господа, и будет Господь упование его», как тот же пророк говорит в приведенном Писании (см. выше). Сколь же страшно быть под проклятием! Какую пользу в таком случае приносит имя христианское? Совсем никакой! Сколь блаженно быть Богом благословенным! К тому состоянию надежда на человека и вся­кое создание приводит, к сему — упование на Бога. 3) Такому, который надеется на создание, и молиться правильно невозможно. Вера и на­дежда весьма необходимы для молитвы; и без веры и надежды молиться невозможно. Как и с какой надеждой возведешь очи свои к Богу, а сам надеждой от Него отторгнулся и приложил­ся к человеку или другому созданию? Ибо мо­литва истинная «духом и истиною» (Ин 4:23) со­вершается, а не только языком и словом. И Бог половины сердца, которое и к созданию, и к Богу хочет прилепляться, и потому надвое раз­деляется, не принимает; но всего сердца от нас требует. Итак, как прострет руки свои к Богу тот, который простирает их к человеку? Как без зазрения совести скажет: «Господи, помилуй»; а сам у человека немощного милости ищет? Как исповедует: «На Тя, Господи уповах, спаси мя»; а сам уповает на князей и на сынов человечес­ких? Лицемерная у такого молитва, а не истин­ная, поскольку одно на языке, другое на серд­це имеет. 4) Такой человек в покое быть не может. Ибо всегда будет бояться, скорбь и печаль иметь, непостоянным быть, туда и сюда колебаться и всего опасаться, подобно дому, который не на твердом основании, а на песке создан, всякого ветра боится. Ибо всякое создание изменению подлежит, и потому непостоянно, а потому и надеющийся на него не может не бояться про­тивного случая. Так надеющийся на князя бо­ится, как бы его милости не лишиться (ибо ско­ро милость человеческая обращается в жесто­кость), или как бы с ним самим смерть или другое несчастье не приключилось. Богатый опасается, как бы богатства не потерять. Одна надежда на Бога ничего не боится. Ибо Бог неизменен и вовеки пребывает. «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвижится вовек», — говорит Псаломник (см. выше). 5) Никакой надежды не имеет, кто надежду возлагает на создание. Поскольку всякое созда­ние сам помощи, подкрепления, хранения Божия требует: «мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28). Надежда на всякое созда­ние — суетная и обманчивая. 6) На кого хотим надеяться в день смерти нашей, на того и ныне, в течение жизни нашей должны всю надежду полагать, к нему прибе­гать и прилепляться. Тогда нас все оставит: честь, богатство в мире останется; тогда исчез­нет сила, разум, хитрость и Премудрость; тогда ни друзья, ни братья, ни приятели наши не помогут нам; все оставят нас тогда. Один Хрис­тос, Искупитель наш, если в Него ныне истин­но веруем и надеемся на Него, не оставит нас тогда. Он сохранит нас тогда; Он Ангелам Сво­им повелит сопровождать нас, нести души наши на лоно Авраамово, и там упокоит нас. Итак, к одному этому Помощнику верой ныне должны мы прилепляться и на Него одного все упование возлагать, и так это упование и во время смерти и по смерти не посрамит. Поэто­му и Святое Писание так сильно запрещает нам надеяться на князей и на сынов человеческих и прочее создание, поскольку надежда эта от Бога отвращает и прельщает человека, к поги­бели ведет, хотя того он и не замечает.

§ 228. Поскольку для всякого человека ес­тественна немощь та и слепота, что чего этими глазами не усматривает, на то и не надеется, и что чувства показывают, к тому и стремится, и враг не спит, но различные мечтания в мысли наши вкладывает, и так от Бога старается отве­сти нас, поэтому не неправильно надежду назвать такой добродетелью, которая сражается против дьявольских козней, мечтаний, против упования на самого себя, на свою силу, разум, благочестие, честь, богатство, предстателей, князей, сынов человеческих — словом, против упования на все то, что помимо Бога, — и в од­ном только человеколюбии, всемогуществе, истине Божией утверждаться старается; или это вера, отводящая сердце наше от надежды на нас самих и на прочие создания, и к одному Богу приводящая, и от Него терпеливо ожидать ми­лости нас наставляющая и убеждающая.

§ 229. Итак, желающий иметь истинную и непоколебимую надежду должен от всего созда­ния сердце свое отвратить и ни на что то не на­деяться, но на одного Бога все упование возло­жить в счастье и несчастье и от Него одного ис­кать и ожидать без сомнения милости, — к чему следующие причины, от Божиих свойств взятые, побуждают: 1) Бог — вечный и неизменный, живой и бессмертный, итак, и надежда на Него тверда и непоколебима. 2) Бог всемогущ, Он как из ничего все со­здал, так и все может сделать, хотя чего-то ра­зум наш и не понимает. 3) Бог Премудр, Он знает, как помочь, изба­вить и спасти. Где способа спасения нет, там Бог способ находит, и где пути нет, там путь обре­тает. 4) Бог преблаг и милосерд, Он не может не благотворить нам и хочет нас помиловать и из­бавить. 5) Бог истинен, Он солгать не может в Сво­ем обещании. Обещал же призывающих Его помощь спасать, как об этом во многих местах Святого Писания можно найти. Итак, несом­ненно, надежда на Него тверда и известна, и не может пасть, хотя бы ветры и реки на нее вос­стали, ибо «основана на камне» (Мф.7:25).

§ 230. Надежда эта питается, укрепляется с Божией помощью: 1) Прилежным чтением или слушанием Святого Писания. «А все, что писано было преж­де, написано нам в наставление, чтобы мы тер­пением и утешением из Писаний сохраняли на­дежду», — говорит апостол (Рим.15:4). 2) Размышлением о прежних Божиих бла­годеяниях, отцам нашим явленных. Приведи на ум всех, от начала мира бывших отцов, кото­рые на Бога уповали и получили милость. Упо­вал Ной, Авраам, Исаак, Иаков — и избавил их. Уповал Иосиф — и избавлен был. Уповал Из­раиль в Египте — и чудесно от рабства египетс­кого освободился, и прочее. «На Тебя уповали отцы наши: уповали, и Ты избавил их. К Тебе воз­звали, и спаслись; на Тебя уповали, и не постыди­лись» (Пс.21:5-6), — вспоминает Псаломник пред Богом благодеяния Его и тем свою надежду ук­репляет. И опять, прежнюю Божию милость вспоминая, молится: «Ты явил благоволение, Гос­поди, земле Твоей, возвратил из плена Иакова. Отпустил беззакония людей Твоих, покрыл все грехи их. Прекратил весь гнев Твой, удержался от гневной ярости Твоей. Восстанови нас, Боже спа­сений наших» (Пс.84:2—5). И этим воспоминани­ем укрепляет себя в надежде: «Услышу, что скажет во мне Господь Бог: как изречет Он мир на людей Своих, и на преподобных Своих, и на обра­щающих сердцем к Нему» (Пс.84:9). Так, вспоми­ная прежде бывшие Божии благодеяния, и мы должны надежду нашу укреплять и не отклады­вать дерзновения. Их, молящихся, помиловал Бог — и нас помилует. Они на Бога уповали, и избавил их — и нас, уповающих, избавит. Их упо­вание не посрамило — и нас не посрамит. «Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:11); всех равно милует Он, которые милости ищут у Него, всех равно принимает, приходящих к Нему.

§ 231. Надежда эта без терпения быть не может. И где истинная надежда, там и терпе­ние, и где терпение, там и надежда, поскольку надежда подвержена многому искушению, как и вера. Искушается отнятием временных благ, когда лишаемся здоровья, чести, богатства, благосклонности человеческой, мира, тишины, покоя, и попадаемся во всякое неблагополучие. В этом бедственном состоянии потребно тер­пение, чтобы непозволенным образом не ис­кать от бед избавления, но лучше сдаться на волю Божию и ожидать от Него милости или помогающей в терпении, или избавляющей от бед, как Он знает Сам. Нет большего искушения надежде, как когда помыслы восстают в совести и говорят: «Нет спасения ему в Боге его» (Пс.3:3), когда страх Суда Божия, ужас геенны и отчаяние смуща­ют и колеблют душу и утесняют совесть. Удоб­нее человеку претерпевать всякое внешнее ис­кушение, нежели это утеснение совести. От этого бывает, что человек никогда не может ве­селиться, всегда мраком печали покрыт; и что прочих веселит, то ему большую причину к пе­чали подает. В таком тяжком искушении боль­ше прочего потребно терпение, молчание, из глубины сердца воздыхание, пока сильная эта непогода пройдет или облегчится. Здесь нуж­но надеяться сверх надежды и уповать сверх упования, как об Аврааме пишется: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою» (Рим.4:18). Не слушать, что помысел говорит, а что Бог обе­щает: «Не хочу смерти грешника» (Иез.18:23, 32), и еще: «а когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20), — и прочим утешительным Божиим обещаниям внимать. К этому подвигу и терпеливой надежде увещевает пророк: «Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа» (Пс.26:14), и милостью Божией обнадеживает: «Тер­пение убогих не погибнет до конца» (Пс.9:19), а себя в пример представляет: «Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою» (Пс.39:2), и еще: «Верю, что увижу блага Господ­ни на земле живых (Пс.26:13).

§ 232. При этом должно примечать такое слово Псаломника: «Уповай на Господа и твори добро» (Пс.36:3); это слово показывает нам, что уповающий на Бога должен добро творить, сле­довать воле Божией, а не своей. Напрасно тот надеется на Бога, который противится Богу; напрасно чает от Бога милости тот, который не перестает раздражать Его нераскаянным нра­вом; напрасно руки простирает и очи возводит к Богу тот, который сердцем от Него отвраща­ется и обращается к мамоне, серебру и золо­ту, нечистоте и прочим бездушным божкам. Ибо Бог есть Избавитель «Своим», а не чужим, то есть противникам Своим. «Господь крепость лю­дям Своим даст», — говорит Псаломник, — а не чужим (Пс.28:11), «желание боящихся Его испол­нит», а не небоящихся, «и молитву их услышит и спасет их», а не небоящихся (Пс.144:19). Не боятся же Бога те, которые бесстрашно дерзают закон Его нарушать. Таких «желания не исполнит», поскольку сами они воли Его не ис­полняют; «и молитвы не услышит, поскольку сами Его не хотят слушать и каяться: но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить от земли память о них» (Пс.33:17). Услышал в Вавилоне трех отроков, и от огня избавил, но — почитаю­щих Его и не отдавших чести Его образу золото­му. Слушает и ныне, но тех, которые почитают Его устами и сердцем, и не поклоняются гор­дости мира сего, как высокому и позлащенно­му идолу, которого князь тьмы и мира сего по­ставляет к бесчестью имени Божия и погибели человеческой. Таковых, говорю, которые не страсти свои, ни золото и серебро, создание Божие, но Создателя почитают и поклоняются, слушает и в разожженной печи искушения про­хлаждает, утешает и увеселяет благодатью Своею; вкладывает в уста их пресладкую песнь благодарения: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и препетый, и превозносимый вове­Ки» (Дан 3:52).

§ 233. Слушает и грешников, но перестаю­щих грешить и кающихся. Услышал Манассию, царя Иудина, но со смирением исповедующе­го грехи свои и оставившего мерзости свои (2 Пар 33). Услышал ниневитян, но через пропо­ведь Ионину покаявшихся (Ион 3). Услышал Закхея, но смирившегося и кающегося (Лк.19:2—10). Услышал блудницу, но плакавшую и омывшую слезами ноги Его (Лк.7:37-38). При­нял блудного сына, но оставившего чужую без­законную страну и возвратившегося к Нему со смирением и покаянием: «Отче! Я согрешил про­тив неба и пред Тобою и уже недостоин называть­ся сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих» (Лк.15:17-24). Ибо грешник до тех пор грешник, пока гре­шить не перестает и живет в бесстрашии. А ког­да отстанет от грехов и в грехах кается, уже Бо­жией благодатью к числу праведных присоеди­няется. Поэтому и грешники таковые не должны упования своего откладывать, но без сомнения должны ожидать милости Божией во Христе Иисусе, Который «пришел в мир спасти грешни­ков» (1Тим 1:15; Лк.19:10).

 

 

Глава 9: О молитве

 

 

«И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и най­дете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий по­лучает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему ка­мень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вмес­то рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него», — говорит Христос (Лк.11:9-13).

«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех на­чальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятеж­ную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2:1-2).

§ 234. Молитва истинная от надежды про­исходит. Ибо как у человека ничего не просим, когда не надеемся от него желаемого получить: например, от нищего и скупого — милостыни, от скудоумного — совета, от немощного помо­щи не просим, ведая, что не могут нам дать то, чего желаем, так и кто не надеется от Бога же­лаемое получить, не прибегает к Нему с про­шением, но уклоняется к немощной твари. На­против, как к доброму и щедрому мужу многие прибегают, поскольку надеются от него помощь в нужде своей получить, так и кто твердую и не­поколебимую имеет надежду на Бога, богатого в милости и щедротах, просит у Него милости и помощи. Из этого видно: 1) Что если кто на создание надеется и от него помощи и избавления ищет, это показы­вает, что сердце его от Бога отступило, в мило­сти и помощи Его отчаялось, и прилепилось к созданию, что есть грех тяжкий, подобный идолопоклонству, хотя бы устами и исповедал Бога такой человек. 2) Хотя и не устами, но сердцем хулит тако­вой Бога, ибо считает Его немилосердным, или не всемогущим, или неистинным в обещаниях Своих, или иное что противное благости Божией в сердце имеет.

§ 235. Молитва есть прошение добра, кото­рое приносят благочестивые люди к Богу. Так описывает святой Василий Великий молитву в Слове об Иулитте-мученице.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных