Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Заключения этой книги




Заключение 1: О конце добрых дел

 

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного», — говорит Христос (Мф5:16).

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он име­ет веру, а дел не имеет? Мо­жет ли эта вера спасти его? и прочее. Ибо, как тело без души мертво, так и вера без дел мер­тва» (Иак.2:14-26).

«Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно зва­ния, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кро­тостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф.4:1-2), и прочее.

§ 270. Не все то доброе дело, что очам чело­веческим кажется добрым. Доброе дело судит­ся по доброму концу. Потому, хотя и добро де­лается, но не ради добра, добром быть не мо­жет. Творят часто и лицемеры добрые свои дела: часто молятся, воздыхают, еще и плачут, дают обильные милостыни, показывают знаки сми­рения, облекаются в рубища, преклоняют го­ловы свои, тихо говорят, грешниками себя на­зывают и, по видимому образу, благочестие показывают — но «силы его отрекаются» (2 Тим 3:5) Ибо творят дела свои, чтобы «видели их люди» (Мф.23:5), потому дела их отвергаются Богом, Ко­торый сердце и намерение всякого знает и по нему всякое дело судит. Поэтому то только дело доброе, подлинно доброе, которое правильно делается. Правильно же делается тогда, когда от веры и ради добра делается (как в следую­щем параграфе увидим). Ибо «не может дерево худое приносить плоды добрые», — говорит Хрис­тос (Мф.7:18). Поэтому не только добро делать должно, но и правильно. Посему свт. Василий Великий говорит: «Не только то, что заповеда­но, но и так, как заповедано, должно делать» (В кн. 2-й о Крещении).

§271. Конец добрых дел: 1) Должны мы творить добрые дела, чтобы показать повиновение и послушание Богу на­шему, Который говорит нам: «уклонись от зла, и сотвори добро» (Пс.33:15). Ибо если Его называ­ем Отцом: «Отче наш, Иже еси на небесех», как в Господней молитве каждый день молимся, то, как сынам, от любви сыновнее Ему послушание должны оказывать. Если Он Господь наш, то, как рабы, должны мы Ему со страхом служить, и не быть рабами греха, не попускать, чтобы он нами обладал. Какой сын отца своего, какой раб господи­на своего не слушает? Если сын отцу плотско­му, раб господину своему — подобным себе людям повинуются, тем более Богу это пови­новение должны оказывать, Богу, Который есть Верховнейший Господь отцов и детей, господ и рабов. И хотя мы, по немощи нашей, и не можем такого повиновения Ему оказывать, ка­кого святой и праведный Его закон от нас тре­бует, потому что «плоть желает противного духу» (Галл.5:17), однако должны мы о том от всего сердца заботиться, чтобы не попускать плоти над нами господствовать, но более плоть духу покорять, и «духом умерщвлять дела плотские», как учит апостол (Рим 8:13). Это повиновение или послушание обещали мы показывать Богу, Господу и Отцу нашему, при вступлении в христианство, когда отрекались от сатаны и всех дел его и обещали «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк.1:75). А чтобы это послушание наше от усердия и свободного духа происходило, обе­щал Он Сам в том нам помогать; поэтому и мо­литься повелел: «Просите, и дано будет вам» (Мф.7:7). Столько раз повторяем мы свое обещание послушания, сколько раз каемся перед Ним о согрешениях наших. Следовательно, кто не ста­рается послушания этого Богу оказывать, на­прасно Ему говорит: «Господи, Господи!» — как Христос таким отвечает: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46); ибо имеет другого господа, которому служит, то есть служит мамоне, или похоти злой и нечистой, или иному подобному тому. Также напрасно с сынами Божиими соеди­няет голос свой к Богу: «Отче наш, Иже еси на небесех», — поскольку имеет другого отца, кото­рого нравами своими изображает и волю тво­рит. Хвалились некогда иудеи, злобствующие на Христа: «Одного Отца имеем, Бога»; но услышали от Него страшный ответ: «Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца ваше­го» (Ин.8:41, 44). Надо опасаться и христианам, которые «говорят, что знают Бога, а делами от­рекаются от Него» (Тит.1:16), чтобы не быть истинными сынами этого «человекоубийцы и отца лжи» (Ин.8:44). Страшно любому это слово, но, если при­нять в рассуждение свойства сына и отца, дол­жно признать за истину. Ибо сын отцу непременно уподобляется, ибо каково семя, таков и плод его. И апостол говорит: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол со­грешил» (1Ин.3:8). Этот страшный титул прили­чествует тем, которые не от немощи, но от про­изволения согрешают, и чем-то малым, или, что хуже того, ничем считают нарушение закона Божия. И до тех пор они от него не избавятся, пока чистосердечно не обратятся к Богу и ис­тинным покаянием не очистят себя. 2) Должно нам уклоняться от зла и творить добро к прославлению святого имени Божия. Не так должны христиане творить добрые дела, как язычники некогда и ныне лицемеры дела­ют — ради похвалы и славы своей — но ради похвалы и славы Того, от Которого они проис­ходят, то есть Божией. Ибо без Бога ничего доб­рого сделать не можем (см. Ин 15:5). Итак, поскольку добро от Бога происходит, то нами к Божией славе и обращаться должно, по Христову слову: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Имя Божие как свято, так и славно само в себе и не требует прославления, но от нас или прослав­ляется, когда Его исповедуем так, как святое Его Слово открыло, и живем так, как рабам Его, имя Его называющим и Его Господом своим призна­ющим, должен; или бесчестится и хулится, ког­да не так Его исповедуем, как открыто, и не так обращаемся и обходимся, как рабам Божиим прилично, как апостол приводит из пророков об иудеях: «Имя Божие хулится у язычников» (Рим 2:24; Ис.52:5). Ибо слава отцу бывает, когда сыновья его в постоянстве живут, и господину похвала, когда рабы его в своем звании исправ­ны. Истина эта бесспорна. Так слава Отцу Не­бесному бывает, когда христиане, которые Его Отцом и Господом своим признают, живут по правилу святого Божия Слова и так, как сынам такого Великого и Благого Отца и рабам тако­го страшного Господа прилично. К прославлению имени Божия подает нам повод познание Божественных свойств и при­лежное размышление о них. Имя Божие зак­лючает в себе Божественные его свойства, в Святом Писании открытые: Святой, правед­ный, присносущный, вездесущий, великий, всемогущий, благой, щедрый, милостивый, истинный и прочее. Так, прославляем присносущное бытие Его, когда от сердца признаем и исповедуем, что Он есть, есть Единый, и конца и начала не имеет. Прославляем истину Его, когда веруем сер­дечно неложным обещаниям Его. Так Авраам, праотец наш, «воздал славу Богу, как учит апос­тол, когда не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере» (Рим 4:20). Прославляем правду Его, которая всем воз­дает по делам, когда признаем в научении с про­роком: «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои» (Пс.118:137), — и грехи наши исповедуем и ка­емся, и говорим так: «У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд» (Дан 9:7-8). Прославляем величество Его и всемогуще­ство, когда, познавая и признавая подлость и ничтожество наше, смиряемся перед Ним. Прославляем высочайшее господство и власть Его, когда воле и повелению Его с усер­дием повинуемся. Прославляем вездесущие Его и всеведение, когда везде и на всяком месте уклоняемся от зла и творим добро (см. Пс.33:15); отдаем Ему, как вездесущему, Который слово наше слы­шит, дело и помышление видит, замысел и на­мерение проницает, — отдаем Ему, говорю, словом, делом и помышлением почтение вы­сокое, как высочайшему Господину и Царю, не только не делая, но и не помышляя и не про­износя ничего, для святейших Его очей и ушей непристойного. Прославляем святость Его, когда сами ста­раемся хранить святыню, хранимся «от всякой скверны плоти и духа» (2Кор.7:1), по слову Его: «Будьте святы, потому что Я Свят» (1 Петр 1:16; Лев 11:44, 19:2). Прославляем премудрость Его, когда верим чудному Его Промыслу, которым Он все к над­лежащей цели в должном порядке управляет, хотя нашему слепому уму и непонятно, и «не ис­пытываем то, что выше нас», но со смирением и молчанием оставляем премудрости Его и все­могуществу то, что нам не дано знать и понять. Прославляем благость Его, когда Его одно­го, как высочайшее добро, любим и благода­рим Его. Прославляем милость и щедроты Его, ко­торые Он на нас всегда обильно изливает, ког­да усердно от сердца благодарим Его и, в знак благодарности, сами милостивыми и щедрыми к ближним нашим стараемся быть. Прославляем невещественное и духовное Его существо, когда поклоняемся «Ему в духе и истине» (Ин 4:24); не полагаем этого почитания во внешних только обрядах, но в сердечном усердии, страхе и любви; и что «сердцем веруем, тои устами» безбоязненно, где должно, «испове­дуем» (Рим 10:10). И это не только сами делаем, но и других к тому словом и делом побуждаем. Так святится и славится в нас святое и страшное имя Божие. А поскольку этого долга, по слабости нашей, исполнять сами не можем, то, если исполняем, благодати Его, действую­щей в нас, должны это приписывать, дабы по­хвала и слава была Тому, от Кого добро проис­ходит. И так прославляем Бога, когда не себя прославляем в делах, не нашему имени ищем чести и похвалы, но Божиему, по сказанному: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай сла­ву по милости Твоей и истине Твоей» (Пс.113:9). Прославляем правду Его, когда нашу не­правду перед Ним исповедуем с пророком: «У Тебя Господи, правда, у нас же на лицах стыд» (Дан.9:7-8), — и у Него просим, веруем и надеемся оправдаться «правдою единородного Сына Его», за грешников умершего (Рим 3:21—28). Прославляем святость Его, когда нашу пе­ред Ним исповедуем нечистоту и стремимся «иметь участие в святости Его» (Евр.12:10). Прославляем истину Его, когда перед Ним нашу признаем ложь, ибо «всякий человек лжив» (Пс.115:2). Прославляем благость, милость, долготерпе­ние, премудрость и крепость Его, когда перед Ним нашу злость, немилосердие, нетерпение, слепоту и немощь чистосердечно признаем, и себе у Него просим этих Его благ. Так имя Божие прославляется в нас, когда имя наше, слава и похвала увядает «для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:29), когда охотнее хвалимся с апостолом «своими немощами, чтобы обитала в нас сила Христова» (2Кор.12:9), добродетельная, и не­мощных укрепляющая, и оскудевающих вос­полняющая (см. 2Кор.9:12),— чтобы Тому, Чья сила и крепость в нас действует, похвала и сла­ва от нас была. Следовательно те, которые в своих добрых делах ищут не славы Божией, но своей, и те, которые соблазнительно и против­но слову Божиему жизнь свою проводят, славы Богу не воздают; поэтому и сами той славы, которой Он обещает «прославляющих Его мило­стиво прославить» (1Цар.2:30), не сподобятся; но услышат, что сказано пророком: «Да будет взят нечестивый, чтобы не видеть ему славы Гос­подней» (Ис.26:10). 3) Должны мы добрые дела творить, чтобы засвидетельствовать Богу, Благодетелю наше­му, сердечную нашу благодарность (об этом смотри главу о благодарении Богу). Благодар­ность истинная требует не только устного ис­поведания и прославления благодетеля, но и сердечной любви к нему. Любовь же познается по исполнению заповедей Его святых. «Кто лю­бит Меня, — говорит Христос, — тот соблю­дет слово Мое» (Ин 14:23). И благодарение уст­ное без сердечной любви не что иное, как ли­цемерие; о таковых Бог через пророка говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами свои­ми, и устами чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13). Поэтому не толь­ко устами, но и сердцем и делами добрыми, от сердца происходящими, благодарность Богу проявлять должно. Следовательно, не исполняющие этого дол­га христиане Богу, Благодетелю своему, небла­годарны, хотя устами своими и приближаются к Нему, ибо «делами отрекаются от Него» (Тит 1:16). А поскольку они Бога оставляют, то и сами судом праведным Им оставляются. От этого бывает, что такие люди во всякое заблуждение и от греха в грех падают. Такой человек, как без Божией благодати находящийся, подобен сви­репому коню без узды, которого ожидает само­вольная погибель. Отсюда для именующихся христианами нет греха ближнего обидеть, клят­ву преступить, суд Божий извращать, судебное место торжищем и корчемницею делать, сиро­те и вдове насилие причинять, оправдать нече­стивого и неповинного осуждать, лгать, обма­нывать, прельщать и прочие беззаконные дела, каковыми язычники гнушаются, делать. Это истинные приметы безбожного сердца, хотя и исповедуют устами имя Его. Должен всякий христианин этого опасаться и благодар­ность свою любовью и послушанием оказывать Богу, чтобы не впасть в вышесказанное заблуж­дение. 4) Требует того от нас вера, которую имеем в Бога и Сына Его Иисуса Христа, да покажем веру нашу от дел наших, как апостол говорит: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). И хотя одна вера во Христа, Сына Божия, умер­шего за нас и воскресшего, оправдает нас без взгляда на дела наши, однако вера эта пустой быть не может, но любовь сопряженной с со­бой имеет. Любовь же есть источник добрых дел. Посему святые апостолы, проповедуя Хри­ста всей твари, в основание полагают веру во Христа; но эту веру поучают нас и увещевают засвидетельствовать любовью и прочими доб­рыми делами, как видно из их посланий. «По­кажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержа­ние, в воздержании терпение, в терпении благо­честие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь», — говорит святой Петр (2 Петр 1:5—7). Ибо истинная вера, как искра, Святым Духом в сердце человеческом зажженная, которая теп­лоту любви издает. Эта Божественная искра взгревается и раз­дувается с Божией помощью чтением или слу­шанием Божиего Слова, размышлением о преж­де бывших делах Божиих, молитвой, причаще­нием святых Христовых Таин, и вне проявляет себя, как доброе древо, сладкими плодами люб­ви: терпением, кротостью, милосердием, вер­ностью, воздержанием, братолюбием, миролю­бием и прочими христианскими добродетеля­ми. Это плоды доброго дерева; это приметы доброго сердца, верою Христовою очищенного; это свидетели «живущего не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). Эти свидетели предстанут на всемир­ном Суде Христовом и засвидетельствуют в из­бранниках Божиих истинную и нелицемерную веру, которой оправданы и с помощью которой произросли эти прекрасные плоды. Это, как сокровище некое, произнесет Сам Судия Праведный, и объявит их перед всем све­том: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Как для неверных свидетелями неверия их будут злые их дела: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был стран­ником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25:35-36,42-43). И еще: «Обличу тебя и представ­лю пред лицом твоим грехи твои» (Пс.49:21). Поэтому испытывай себя, возлюбленный христианин, пребываешь ли ты в вере, хотя Бога Христа, Сына Божия, устами исповедуешь. К этому испытанию увещевает апостол: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте» (2Кор.13:5). Знай точно, что веры спасающей нет в том, в ком нет добрых дел, но есть некая устная, лицемерная, или, как апос­тол учит, мертвая: «ибо, как тело без духа мерт­во, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). Поэто­му и Христос говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» — войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). Воля же Небесного Отца в том со­стоит, дабы нам о грехах каяться, веровать во Христа и слушать святое учение Его, как Сам Он говорит: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (17:5). А чему учит нас этот Небесный и всему миру проповеданный Учитель, святое Его Евангелие представляет нам. 5) Должны мы уклоняться от зла и творить добро (см. Пс.33:15), чтобы не порочить и бес­честить высокого христианского звания и име­ни. Христианам должно рассуждать и помнить о том, что апостол пишет: «Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес 4:7); помнить и внимать тому, что святой Петр им приписы­вает: «Вы —род избранный, царственное священ­ство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий», и проч. (1 Петр 2:9-10 и да­лее); помнить, что они Бога Небесного призы­вают, чтят и молятся: «Отче наш, Иже ecu на не-бесех (Мф.6:9); прилежно внимать тому, что Богослов пишет: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин 3:1); и еще: «А наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин 1:3); помнить и размышлять, что они, по апостолу, «храм Божий, и Дух Божий живет в них; ибо храм Божий свят» (1Кор.3:16-17). Великое, высокое и совершенно небесное звание христианское, почему оно должно быть от земных и мирских скверн и нечистот удале­но. Царская семья мира сего в рубищах не тер­пит ходить и от пороков, помрачающих славу ее, бережется, но покрывается порфирой и виссо­ном и прочими украшениями, царству земному приличными. Христианство — это семья Небес­ного Царя, для которой рубища мирского смра­да и греховной скверны крайне неприличны; но как она одета в порфиру и чистый виссон прав­ды Христовой, так и ходить в этом царском ук­рашении должна, и благодатью Божией укра­шать себя украшениями добродетелей христи­анских. Поэтому святые апостолы, рассуждая об этом высоком христианском достоинстве, вез­де в посланиях своих это нам перед душевными очами полагают и поучают нас достойно этого жить и увещевают: «Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призва­ны», и проч. (Еф 4:1 и далее). И еще: «Явилась бла­годать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благо­честиво жили в нынешнем веке» (Тит 2:11-12). Сюда же относится и то, что поучают нас «распинать плоть нашу, которая желает против­ного духу» (Галл.5:17), распинать «со страстями и похотями, совлекаться ветхого человека и обле­каться в нового» (Галл.5:24; Кол.3:9-10; Еф.4:22-24). Итак, о, сколь сильно звание это небесное бесчестят те, которые не только достойных его дел не творят, но и пороками греховными, как смрадными рубищами, себя оскверняют! Так они явно показывают, что от него удалились и обратились в ту тьму, из которой благодатью Божией призваны были «в чудный свет» (1 Петр 2:9). Поэтому должны они, пока «время благопри­ятно», пока «день спасения» (2Кор.6:2), признав свое заблуждение, опять возвратиться с чистым сердцем к позвавшему их и ныне всех зовуще­му Богу, и молить Его, чтобы принял в первую Свою милость. 6) Должно христианам примечать и по­мнить и то, что Христос говорит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и броса­ют в огонь» (Мф.7:19), — и что говорит апостол: «Если живете по плоти, то умрете» (Рим 8:13). Как бы некое духовное дерево — человек, ко­торый, хотя имя Христово исповедует и тем исповеданием, как листвой дерево, украшается и величается, но достойных плодов исповедания своего, то есть добрых дел, не творит, почему не иному чему, как вечному гееннскому огню, как дерево бесплодное на сожжение, праведным су­дом Божиим будет предан. Потому и апостол говорит: «Если живете по плоти», то есть плотс­ким похотям следуете, — «умрете» — здесь име­ется в виду смерть не временная, а вечная, ибо и праведные, и грешные временной смертью умирают, но те воскреснут «в воскресение жизни» вечной, а эти — «в воскресение суда» (вечного осуждения) (Ин 5:29). Этот страшный конец да устрашит нас от злых и горьких плодов гре­ховных, которые вечному огню предают, и да подвигнет к покаянию и плодам его сладким. Но если и на временное бедствие посмот­рим, увидим, что оно не откуда-нибудь, как от беззаконной и нераскаянной жизни человечес­кой происходит. Отсюда пожары, голод, оску­дение хлеба и прочих житейских благ; отсюда моровые язвы, землетрясения; отсюда войны, ужасные сражения, кровопролития, многих тысяч людей падения, и от этого последующие жен, родителей, детей плачевные вопли, разо­рения и опустошения городов и государств, и прочее. Так правда Божия, беззакониями чело­веческими раздраженная, посылает страшный меч суда Своего и поражает беззаконников! Да убоимся страшного этого меча и «сотворим дос­тойные плоды покаяния» (Мф.3:8; Лк.3:8). 7) Апостол говорит: «Благочестие на все по­лезно, имея обетование жизни настоящей и буду­щей» (1 Тим 4:8). Благочестие Бог обещает мило­стиво и благодатно не только в будущем, но и в нынешнем веке наградить Своим благословени­ем. «Если в повелениях Моих ходите, и заповеди Моя сохраните, и сотворите их, дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды свои, и деревья полевые принесут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, со­бирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно, и войны не будет земле вашей; и дам мир в земле вашей, и уснете, и не будет устрашающего вас, и погублю зверей лю­тых от земли вашей», и проч. (Лев 26:3—6 и след.). Изрядно представляет очам нашим псалом 36-й благословение Божие, которое благочести­вым подается: как нечестивые хотя и возносят­ся и высятся, как кедры Ливанские, однако ис­чезают, так что и места их не найдешь, хотя и поищешь. Благочестие и в день смерти благоче­стивому помогает. «Боящемуся Господа благо бу­дет, и в день смерти своей обретет он благодать» (Сир 1:13). В будущем же веке «все блага, кото­рые не видел глаз, не слышало ухо, которые не при­ходили на сердце человеку, любящих Бога» ожида­ют, по неложному обещанию Его (1Кор.2:9). Однако это не так должно понимать, что будто бы дела наши заслужили что у Бога; по­скольку и дела наши добрые должно приписы­вать Богу, Который в нас благодатью Своею производит их; нашими же они называются потому, что мы благодати Божией зовущей и действующей повинуемся и, этой благодатью просвещаемые и укрепляемые, деяния плотс­кие умерщвляем, и плоды веры, которая есть дар Божий, приносим, боимся и любим Бога, и ближнему дела любви оказываем. Ибо Бог никому не должен, и, что нам благое дает, даром дает, по одной Своей благости. Поэтому, как обещает блага Свои, и этим обещанием возбуж­дает в нас веру и охоту к благочестию, так и обещанное послушавшим Его и верующим дает даром, по одной Своей благости. Надо помнить нам в этом случае Христово слово: «Когда исполните все повеленное вам, го­ворите: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10). Но кто бы «все повеленное» исполнил? Один Хри­стос, Исполнение закона и пророков, все ис­полнил и заслужил всем благодать и славу у Бога, Небесного Своего Отца. Ему слава и похвала подобает, нам же должно всегда призна­ваться со смирением: «У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд» (Дан 9:7), и молиться: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу по милости Твоей и истине Твоей» (Пс.113:9). Однако отсюда не должно заключать по плотскому мудрованию, что если даром, одной верой, а не добрыми делами, получаются блага от Бога, то не требуются и дела добрые. Мне­ние такое погрешительно. Кто такое мнение имеет, в том и веры нет, поскольку где добрых дел нет, там и веры нет, которая от добрых дел, как дерево от плодов, познается (как сказано под числом 4-м этого параграфа, и ниже будет предложено). Поэтому должно иметь веру и ее добрыми делами засвидетельствовать, да полу­чим верой Божие обещание. 8) Требует того братская христианская лю­бовь, дабы мы ближнему нашему в нуждах его помогали, как сказано о том в главах о любви, милости и прочих, и духовно его созидали примером христианской жизни и благочинного обращения. Это говорится опять не затем, что­бы мы добрые дела делали ради того, «чтобы увидели люди» (Мф.23:5), — эта цель и намерение, как фарисейское лицемерие, святым Божиим словом осуждается, — но затем, что добрая жизнь одного может другому подать повод или к более ревностному в христианском деле под­вигу, или изнемогающим — к восстанию от уныния и бессилия. Ибо истинное благочестие есть как свет, в ночи мира сего сияющий, кото­рый хотя и таится, однако скрыться не может, но издалека видим. Этим примером благочестивой жизни люди не менее созидаются, чем словом. И хотя этот пример благочестия необходим родителям ради детей, пастырям, то есть епископам и иереям, — ради словесных Христовых овец, которых словом Божиим пасут, властям — ради подвластных, учителям — ради учеников, ста­рым всем — ради юных, однако и всем христи­анам не должно этим пренебрегать, но должно друг другу в подвиге христианском против пло­ти и дьявола примером своим помогать и по­ощрять. Сколь силен пример доброго обращения, видим из истории о древних христианах. О том, как во время гонений на христиан христиане друг другу последовали в безбоязненном испо­ведании имени Христова перед мучителями, и друг друга взаимным примером поощряли к страданию за Христа, церковная история свидетельствует. Не только мужчины и жен­щины в совершенном возрасте, но и сами от­роки и отроковицы, и даже почти младенцы усердно за Христа склоняли свои головы под меч. И хотя эта благочестивая ревность была даром Божиим, однако спасительный тот огонь силу и действие свое большее воспри­нял от взаимного примера, так же, как есте­ственный зажженный огонь превращается в большее пламя, когда к нему другой огонь присоединяется и ветром раздувается. 9) К благочестивой жизни и благочинному обращению должен нас побуждать злой конец непостоянной жизни, то есть соблазн. Прави­ло добрых дел — Божие Слово. «Светильник но­гам моим — закон Твой, Господи, и свет стезям моим», — говорит Псаломник (Пс.118:105). Этот светильник светит нам, во тьме мира сего хо­дящим, и показывает, как ходить, жить и об­ращаться, что делать и от чего уклоняться. По­тому соблазн прежде всего двояким образом бы­вает: во-первых, через развращенное и слову Божию противное учение, как то делают ерети­ки и прочие суеверы; во-вторых, подает соблазн и тот, который противно слову Божиему живет и развращенно среди братии своей ведет. Ибо как добрый, так и злой пример одного ударяет в сердце другого через слух или зрение; тот к добру, а этот ко злу побуждает видящего или слышащего.Соблазн подобен моровой язве, которая, зачавшись в одном человеке, многих близ жи­вущих заражает и умерщвляет. Так и развра­щенное учение в одном ересеначальнике за­чинается, но бесчисленный народ поражает и губит. Так и развращенная жизнь одного час­то подает повод многим беззаконничать, и то, что видели или слышали, делать, и так же, как дом от соседнего дома горящего загорается, беззаконным пламенем нечестивого примера разжигаться и загораться. Отсюда видим, что иной город и село од­ним, иной другим беззаконием изобилует боль­ше другого. Одним мамона и сребролюбие особенно обладает, в другом роскошь и всякое плотоугодие преизобильно разливается, в тре­тьем гордость житейская более прочего себя по­казывает. То же примечается в домах и семьях. Ибо один у другого видит или слышит зло и перенимает, и так развращается; а от него другой тому же учится, и так расширяется смрадный запах беззаконной жизни и поедает души, по­добно усилившейся язве. Хотя и каждый друг другу может подать соблазн, однако прежде всего подают родители детям, пастыри людям, начальники подчиненным, господа рабам сво­им, учителя ученикам, старые молодым. Ибо жизнь и пример высших для низших — как пра­вило или как зеркало, в которое смотрят, и по тому себя исправляют. Распространению соблазнов много служат и помогают клеветники, которые рассеивают чужие грехи и беззакония, и этим слух слушателей своих наполняют. «Горе миру от соблазнов», — го­ворит Христос (Мф.18:7). «Горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мель­ничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк.17:1-2). Из этого видим, сколь великое зло — соблазн, который, как язва, раз­ливается и многих умерщвляет. Это зло да убе­дит нас уклоняться от беззакония и стараться о добродетельной жизни, дабы нас то горе, кото­рое ожидает соблазняющих, по слову Христо­ву, не постигло. 10) О добродетельной жизни и для того дол­жно нам заботиться, чтобы заградить уста про­тивникам нашим и врагам, которые изощряют ядовитый язык свой на поношение и злосло­вие наше, и наблюдают, как бы обратить речь против нас. Так они, увидев жизнь нашу не та­ковой, каковой считают и разносят, посрамят­ся и заградят уста свои и умолкнут. И хотя свой­ство клеветников — и там находить причину порицания и злословия, где нет причины; од­нако клевета их, как ложная и неправедная, тщетна будет, когда «выведет Господь, как свет, правду» неповинных, «и судьбу» их, «как полудень», и тогда «меч их», который против неповинных извлекают, «войдет в сердца их» (Пс.36:6, 14-15). 11) Жизнь нашу благочестиво должно про­водить нам для того, чтобы, видя жизнь нашу добрую, не знающие и не исповедующие имени Христова обратились ко Христу и с нами едино были, «и прославили Отца нашего Небесного» (Мф.5:16). Так древние христиане многих приобрета­ли Христу, как читаем в истории церковной.

§ 272. Рассуждение о добрых делах подает повод вспомнить о древних христианах (о кото­рых немного в предыдущем параграфе сказано) и о состоянии христиан нынешнего века, для того, чтобы представить всякому перед умными очами, сколь далеко нынешние христиане от христианского долга отступили. Это может чи­татель приметить и от рассуждения, которое предлагалось о плодах веры, о послушании усер­дном Богу, о прославлении имени Его, о благодарности к Нему, и о прочем. Ибо для того пред­ложено оно, чтобы «испытал себя всякий, в вере ли он» (2Кор. 13:5). В Апокалипсисе говорит Христос ангелу (епископу) Ефесской Церкви: «Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе», и прочее (2Кор.2:4-5). Это увещательное Хри­ста, Господа нашего, слово христианам нынешнего века приличествует и их касается, «ибо лю­бовь», которую первые христиане имели, «оста­вили». У древних христиан сердце и душа были едины, как апостол свидетельствует: «У множе­ства же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32), то есть был между ними мир, согласие и любовь, мать всех благ. Это есть знак истинного христианства, как об этом блажен­ном согласии пророк предвозвестил: «Перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы, и не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2:4). И Христос говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). У нынешних этого нет, но сердце против сердца и душа против души восстает; друг на друга умышляют зло в сердцах своих и душах. А что в сердцах кроется, то и вне является через ссоры, проклятия, злословия, клеветы, ябеды коварные, брани, биения и прочие злые плоды. Свидетель этой истины — не только каждый го­род, село, место и страна, но почти и каждый дом. Ибо едва найдем какой дом, в котором бы жалобы друг на друга не было. Но, что удиви­тельнее, или даже достойно большего сожале­ния, — брат с братом, сестра с сестрой, муж с женой, те, которых естественная любовь долж­на соединять, в несогласии и ссоре пребывают. Между древними христианами «не было ни­кого нуждающегося» (Деян.4:34), поскольку они были человеколюбивы, милостивы и щедры, подражая Отцу своему, Небесному. У нынеш­них иначе. Но нищими наполнены улицы, дома; наполнены темницы обнищавшими должника­ми, сидящих за долги, недоимки оброчные, за векселя и прочие нужды; многие скитаются после пожаров, не имея дома, с женами и ма­лыми детьми; многие лишаются дневной пищи, многие ходят в рубищах, многие полунаги. Причина тому — самолюбие и скупость бога­тых, которые сами хотят довольно и излишне насыщаться, успокаиваться, украшаться шел­ками и виссонами, жить в богатых палатах, представлять богатые столы, пить дорогие вина, иметь довольно много слуг, проезжаться цугом на отборных конях, держать собачью охоту, иг­рать в карты и прочие забавы; а о своей, подоб­ной себе, братии бедствующей не заботятся, и смотреть на нее не хотят. Древние христиане продавали села и дома, и цену проданного приносили на общую пользу верных (см. Деян.4:34—37, 32). Нынешние ина­че. Но друг у друга отнимают села, земли, поля, нивы, суды и прочие житейские потребности; изгоняют из домов, проливают слезы бедных, вдов, сирот и прочих беззащитных людей. Древние христиане были простосердечны, друг друга не обманывали, но истину друг дру­гу говорили, и потому друг другу верили. Нынешние иначе. Самая вещь показывает про­тивное, когда друг другу льстят, угодничают, но в сердцах помышляют зло. Языком говорят, как Иуда Христу: «Радуйся!» — а в сердце на то, что­бы предать и убить, склоняются. Устами лас­кают: «Братец», а в сердце как врага имеют. Словом обещают, а сердцем иное думают. У древних христиан целомудрие и воздер­жание процветало. Ныне не так. Пьянство, рос­кошь, похоть плотская и тому последующие неподобные игры, песни, крики почти везде можно видеть. Древние христиане были кротки, друг другу от сердца прощали погрешности. У нынешних не то. Но за противное слово или малую обиду хотят обидевшего искоренить. Свидетельству­ют об этом судебные места, которые перепол­нены язвительными клеветами друг на друга. У древних христиан какое усердие было к славословию Божиему, к молитве, к слушанию Божия Слова! Посему, пока не имели храмов Божиих молитвенных из-за гонения, собира­лись по домам ради этого богоугодного дела, и так дома их были как церкви; иным пустыни и пещеры были молитвенными домами. Ныне не так. Но хотя храмы и есть, и всегда откры­ваются, и всегда звоном колокольным, как гла­сом благоприятным, церковь зовет христиан на славословие Божие и молитву общую, од­нако мало кто спешит. Многие хотя и прихо­дят, но ради церемонии, а иные, что хуже того, на один соблазн, со смехом, разговорами, и про­чими непотребными забавами. Многие желают лучше по улицам скитаться, по домам питейным и шинкам шуметь и бесчинствовать, нежели на славословие Божие и молитву в храмы идти. О Слове Божием и говорить нечего: хотя оно и не­много проповедуется, и редко, однако, как на­сыщенные, или лучше, как лихорадкой страда­ющие пищу принимают, многие предпочитают забавными и соблазнительными книжками утешать и увеселять плоть свою, нежели от Слова Божиего пользы душевной искать, для чего оно и дано. У древних христиан какая любовь и усер­дие ко Христу были! Отсюда явно, что мужи, жены, отроки, отроковицы и недоросли с ра­достью предавали себя на смерть за имя Его. Ныне того нет. Тех мучители — цари и князья — жесточайшими орудиями не могли отвратить от Христа. Нынешних серебро, золото, похоть плотская, роскошь, пьянство и прочие страсти отвращают. Древние христиане часто приобщались Христовых Тайн, как Пищи, которая есть при­чина бессмертия; посему и ныне повседневно призывает Церковь святая: «Со страхом Божиим и верою приступите!» У нынешних нет того, как самое дело показывает. Но раз в год, и то почти с принуждением, приступают к бессмер­тной той Трапезе, а многие до болезни, иные почти до самой смерти откладывают. Жалости достойная вещь! На банкеты с радостью спе­шат люди, а к той духовной и святейшей Тра­пезе, к которой Христос призывает, почти с принуждением идут! У древних христиан страннолюбие так силь­но было, что друг друга предваряли в принятии странников, следуя вере и любви праотца свое­го Авраама. У нынешних не видно того, но или совсем не отворяют дверей странствующим, или отворяют, но, прежде договорившись о плате. У древних христиан лжи, лукавства не слышно было — у нынешних солгать, обмануть, прельстить грехом не считается. Пастыри древних христиан какое попечение и заботу о стаде Христовом имели, дивиться дол­жно! О нынешних не говорю, все об этом знают (разумею пастырей, епископов и священников). Древние христиане, заседающие в судебных местах, как усердно соблюдали правду и оти­рали слезы бедных! Ныне этого не слышно, но вместо того клятвопреступление, попрание правды, или даже, выгнана она вон, и судеб­ные места торжищами и корчемницами сдела­лись; вместо Божия суда купля делается; вмес­то Бога мамона почитается и вместо правды золото и серебро голос свой издает. Любой эту истину узнает, если без денег в суд придет. Древние христиане детей своих обучали в законе Господнем, страхе Божием и всяком бла­гочестии. У нынешних нет этого. Но вместо этого они обучают детей танцам, светской по­литике и прочей суете. Отсюда бывает, что в отцах нет, а в детях и внуках и искать благочес­тия нечего. Так нынешние христиане первых христиан любовь оставили, и с любовью веру и благочес­тие истинное. И хотя многие из христиан нынеш­них созидают храмы Божий, как видим, камен­ные или деревянные, но одушевленные разоря­ют. Украшают Евангелие золотом и серебром, но того, чему Евангелие учит, и перстом коснуться не хотят, или даже и не знают. Иные дают ми­лостыню, но у других отнимают. И какая отто­го польза? Ибо это не богоугодное, но богопро­тивное дело. И так в христианство нынешнее языческое состояние вошло. Ибо хотя не уста­ми, но делами нынешние христиане отвергают­ся Христа, от Которого древние христиане, и муками принуждаемые, и не хотели отречься. «Они говорят, что знают Бога, а делами отрека­ются», — говорит апостол (Тит.1:16). И еще Хри­стос говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8).

§ 273. Поэтому внимать мы должны, что далее Христос епископу Ефесской Церкви го­ворит: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся» (Откр.2:5). Этот сладкий голос Милосердного нашего Избавителя в уши всех ударяет. О, да ударит и в сердца Божественной своей крепос­тью и возбудит души, тяжким сном греха уснув­шие! Ударяет пастырей: «Пасите Божие (Мое) стадо, какое у вас, надзирая за ним не принуж­денно, но охотно и богоугодно, не для гнусной ко­рысти, но из усердия, и не господствуя над насле­дием Божиим, но подавая пример стаду, которое стяжал Кровью Моею» (1 Петр 5:2-3). Ударяет судей: «Вспомните, на каком сидите месте; «Я сказал «Вы боги». Доколе будете судить неправедно и лицеприятствовать грешникам» (Пс.81:6, 2). Ударяет родителей: «Вспомните о чадах ваших; «в оспитывайте их в учении и наставлении Гос­поднем» (Еф.6:4). Ударяет всех вообще и лю­дей всякого чина: «Вспомните, откуда вы нис­пали, и покайтесь» (см. Откр.2:5). Дух же Святой в псалме говорит: «Ныне, если голос его услышите, не ожесточите сердец ва­ших» (Пс94:7-8). «Смотрите, братия, —говорит апостол, — чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога Живого. Но наставляйте друг друга каж­дый день, доколе можно говорить: «Ныне», что­бы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Хрис­ту, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр.3:12—14). Если же ожесточим сердца наши, то послу­шаем еще, что еще говорит Христос упомянуто­му епископу: «Скоро приду к тебе», и прочее (Откр.2:5). Это уже и приходит к нам через различные наказания: нашествие иноплеменников, врагов наших, моровую язву, частые пожары, отнятие плодоносности от нив наших, болезни, скорби и различные напасти — и как бы убеждает нас послушать своего гласа и покаяться. Если же и так не послушаем: «Вот Он приготовил на суд Престол Свой» (Пс.9:8). «Вот, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечести­вых во всех делах, которые произвело их нечес­тие», и прочее (Иуд 1:14-15 и далее). «Вот, — го­ворит Сам Господь, — иду, как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр.16:15). Ибо «как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:38-39). Поэтому придите, пока день тот, страшный для грешников, не придет. Придите все. Воз­вратимся к Пастырю и Посетителю душ наших, Христу, Сыну Божиему. Зовет Он нас, как слы­шали мы, и ожидает; готов святейшими объя­тьями любви Своей принять всех, как отец блудного сына. Никого да не смущает множество и величе­ство грехов! Всех Он, малых и великих, греш­ников призывает, и обещает вечный покой ду­шам: «Придите ко Мне, все труждающиеся и об­ремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Никто да не сомневается во все превосходящей этой милости и человеколюбии Его! Евангелие Его святое и изображенное в нем человеколюбие Его, которое Он грешникам, странствуя в свя­тейшей Плоти на земле, показал, крепко уве­ряет нас. Как усердно привлекает жену самарянку, бывшую блудницу! Обещает ей «источ­ник воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:14). Как благосклонным лицом смотрит на грешницу, омывающую слезами ноги Его и любезным и утешительным голосом говорит ей: «Прощают­ся тебе грехи» (Лк.7:48). Как человеколюбиво разрешает прелюбодейку: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:11). Как благосклон­но и милостиво принимает всех приближаю­щихся к Нему мытарей и грешников (Лк.15:1). Как живо изображает Свое милосердие, тща­тельное и усердное ко взысканию грешников, во образе хозяина, который, «имея сто овец и поте­ряв одну из них, не оставит ли девяноста девяти в пустыне и не пойдет ли за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с ра­достью», и прочее (Лк.15:4-5 и далее). Какой ми­лостивый Свой взор во время самого страдания обращает на отвернувшегося ученика (см. Лк.22:61), и со взором милость и благодать Свою подает ему в утешение и укрепление его, «чтобы не оскудела вера его» (Лк.22:32). Как милостивую руку помощи, уже на Кресте вися, подает раз­бойнику, и почти из самых адовых врат восхи­щает его и открывает двери небесного цар­ствия: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Как, наконец, с высо­ты славы Своей милостивым и человеколюби­вым гласом ударяет в уши и сердце Савла, быв­шего хульника, гонителя и обидчика! «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня» (Деян.9:4), — и из гонителя проповедником имени Своего и всей вселенной учителем делает (см. 1 Тим 1:13). Так кротко, так милостиво, так человеколю­биво поступает с грешниками Господь наш! Ибо «не хочет смерти грешника, но чтобы тот обра­тился от пути зла и был жив» (Иез 18:23). Итак, если имеем такого милосердного Господа на­шего, придите, отложим темное облако против­ных помышлений, которое покрывает сердца наши, и, «отвергнув дела тьмы, облечемся в ору­жия света» (Рим 13:12), вспомним, «откуда мы ниспали», и, вспомнив, «восплачем пред Господом, сотворившим нас» и искупившим Кровью Своею, «ибо Он есть Бог наш, и мы народ паствы Его и овцы руки Его» (Пс.94:6-7). Возвысим все единодушно от сердца глас наш: «Скоро да явятся нам щедроты Твои, Госпо­ди, ибо мы весьма обнищали! Помоги нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего. Госпо­ди, избави нас, и очисти грехи наша, имени ради Твоего» (Пс.78:8—10). И еще: «Господи Боже Сил! Восстанови нас, яви светлым Лицо Твое, и спа­семся» (Пс.79:8). И еще: «Восстанови нас, Боже спасения нашего, и отврати ярость Твою от нас. Неужели вовеки будешь гневаться на нас? Или прострешь гнев Твой от рода в род?Боже! Ты сно­ва оживишь нас, и народ Твой возвеселится о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам» (Пс.84:5—8). И еще: «Услышь нас, Боже Спасителю наш, упование всех концов земли и находящихся далеко в море» (Пс.64:6). И еще: «Вспомни о нас, Господи, во благоволении к народу Твоему, посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться ве­селием народа Твоего, хвалиться с наследием Тво­им. Согрешили мы с отцами нашими, беззаконновали, совершили неправду» (Пс.105:4—6).

Это мое рассуждение не касается тех, ко­торые благодатью Божией стоят неподвижно в вере и плоды веры показывают. Знаю я твер­до, что имеет Господь Своих рабов, почитаю­щих Его, и знает их. «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «Познал Господь Своих», — говорит апостол (2 Тим 2:19). «Он зна­ет Своих, и Его знают Его» (Ин 10:14). Им же­лаю в той благодати Божией пребывать и день ото дня преуспевать, «от силы в силу» восходить (см. Пс.83:8), и до конца в том подвиге подви­заться, и своей братии, забывшей и забываю­щей христианский долг, усердной молитвой помогать. Таким говорит Христос: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). А только здесь слово мое к тем относится, которые благочестием хвалятся, «но силы его», которая состоит в вере, страхе и любви Божи­ей, «отрекаются» (2 Тим 3:5), «говорят, что зна­ют Бога, а делами отрекаются» (Тит 1:16), на языке веру, а в сердце неверие и безбожие име­ют (Иак.2:14).

 

Заключение 2: О постоянстве и конечном пребывании в вере

«Претерпевший же до конца спасется», — говорит Христос (Мф.10:22).

«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся на­зад, не благонадежен для цар­ствия Божия», — говорит Хри­стос (Лк.9:62).

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).

«Если праведник отступит от правды своей и сотворит неправду, будет делать все те беззакония, которые сотворил беззаконник, все правды его, все добрые дела, которые он делал, не припомнятся; в преступле­нии своем, которое совершил, и в грехах своих, которыми согре­шил, умрет» (Иез.18:24).

«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бе­гите, чтобы получить» (1Кор.9:24).

§ 274. Не достаточно для спасения начать благочестие, но должно и окончить жизнь в подвиге благочестия. Многие начинают, но не все кончают, как самое дело показывает. Такой подобен начавшему путь от одного места к дру­гому и опять назад с пути возвращающемуся; подобен начавшему строить дом, но оставля­ющему его, не завершив; подобен начавшему создавать столп и не окончившему. Такой от­дает себя на посмеяние и поругание врагам сво­им, дьяволу и слугам его, которые, увидев, «ста­нут смеяться над ним, говоря: «Этот человек начал строить и не мог окончить» (Лк.14:29—30). Посему святое Божие Слово тем только вер­ным приписывает спасение, которые до конца в вере пребывают, «претерпевают до конца» (Мф.10:22); которые «начатую жизнь твердо сохраня­ют до конца» (Евр.3:14), «не возвращаются назад от преданной им святой заповеди» (2 Петр 2:21), до конца «подвигом добрым подвизаться будут, течение совершат, веру сохранят» (2 Тим 4:7). Сим «соблюдается венец правды» (2 Тим 4:8). По­этому хорошо начавший, хорошо должен и окончить, чтобы обетование Божие — вечную жизнь — получить.

§ 275. Препятствия к совершенному спасе­нию и получению вечного блаженства. 1) Сатана, враг душ наших, с ангелами злы­ми различные подлагает нам козни. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной», — го­ворит апостол (Еф.6:12). И еще: «Противник ваш, диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого по­глотить», — говорит святой Петр (1 Петр 5:8). 2) Плоть наша со страстями и похотями вос­стает против нас, ибо «плоть желает противного духу», — говорит апостол (Галл.5:17). Чувствуем «в членах наших иной закон, противоборствующий закону ума нашего и делающий нас пленниками закона греховного, находящегося в членах наших» (Рим 7:23). 3) Многие прелести и соблазны мира сего, которыми немощная плоть наша разжигается, и которые часто бьют совесть нашу, так что ча­сто и нехотя принуждаемся видеть их или слы­шать. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прий­ти соблазнам», — говорит Христос (Мф.18:7). И чем более приближается кончина века, тем бо­лее умножается их. «Знай же, — говорит апостол Павел Тимофею, — что в последние дни насту­пят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюби­вы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, пре­датели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим 3:1—4). Они благочестия искусители! С этими вра­гами христианам всегда предстоит битва! Про­тив них верные всегда должны подвизаться, днем и ночью, бодрым духом и неусыпным ста­ранием! Эти супостаты часто отвлекают душу от пути благочестивых и при конце. С плачем уподобляет святой Василий Великий христиа­нина купцу, который по морю мира сего, вол­нами искушений смущаемому, плывет, и часто видит, как у самой пристани его корабль раз­бивается (В слове на начало Притчей). Это для того здесь предлагаются, чтобы желающие вечное спасение получить, оттряс­ли сон лености, смотрели не на начало, а на конец, ибо конец всякое завершает дело, что­бы надеялись не на свою силу, благочестие, труды поднятые, а на Бога, начинающего и со­вершающего. По этой причине святое Божие Слово везде нас к старанию, осторожности и бдению поощряет. «Вспоминайте жену Лотову», — говорит Христос (Лк.17:32), которая «ог­лянулась назад и стала соляным столпом» (Быт 19:26). «Будь верен даже до смерти» (Откр.2:10). «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12). «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12). «Трезви­тесь, бодрствуйте» (1 Петр 5:8) и прочее.

§ 276. Старание человеческое само собою ничего не может: ни начать, ни делать, ни со­вершить не может человек без Бога. «Без Меня не можете делать ничего», — говорит Христос (Ин.15:5). Бог начинает дело спасения нашего, делает и совершает, если Ему не противимся и делаем то, что благодать Его производит. Итак, везде нужна нам Божия помощь. Обе­щается же Божия помощь тем, которые верой просят у Него: «Просите, и дано будет вам; ищи­те, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк.11:9). И те, которые верой просят, ищут и стучат в двери неба, всегда для просящих с верой откры­тые, по обещанию принимают, обретают то, и открывается им. «Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят», — гово­рит Христос (Лк.11:10). Ибо «если люди, будучи злы, умеют даяния благие давать детям своим, тем более Отец Небесный», Который по естеству Благ и есть Источник благ, «даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк.11:13). И родители, хотя желают помочь чадам сво­им, но часто бывает, что не могут, ибо не все человек может, что хочет. Бог же не так, но Он все может. Все хочет подать нам, ибо Благ; и все может, ибо Всемогущ. Поэтому должны мы в таких тесных обстоятельствах, в таком трудном и опасном подвиге нашем против врагов наших не унывать, не отчаиваться, но к Нему, как мно­гомилостивому Отцу, Поборнику, Защитнику и Помощнику нашему, прибегать с верой, про­сить Его, искать у Него, всегда стучать возды­ханием и верой в двери милосердия Его. Тогда «Начавший в нас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп.1:6). Тогда «силою Своею Божественной соблюдет нас через веру ко спасению, готовому открыться в последнее вре­мя» (1 Петр 1:5). Тогда «Призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковре­менном страдании вашем, да совершит нас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколеби­мыми» (1 Петр 5:10). Тогда «утвердит нас и сохра­нит от лукавого» (2 Фес 3:3). Тогда «не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при иску­шении даст и облегчение, так чтобы мы могли перенести» (1Кор.10:13). «У плавающих по морю, — говорит свт. Ва­силий Великий, — есть обычай на небо смот­реть, и по нему течение плавания определять: днем по солнцу, ночью же — по Северной или иной какой являющейся звезде, и по ним все­гда правильное течение плавания примечать. Так, и ты, по морю мира сего плавая, очи на небо возведи, по примеру сказавшего: «к Тебе воз­вел я очи мои, Живущему на небе» (Пс.122:1). Смот­ри на Солнце Правды, то есть Христа, и, как бы звездам неким светлым, заповедям Господним в управление себя отдай, и бодрствующее око имей. «Не дай сна очам твоим и векам твоим дремания» (Пс.131:4), чтобы навсегда возыметь те­чение по заповедям. Ибо «светильник, — сказа­но, — ногам моим закон Твой и свет стезям моим» (Пс.118:105). Ибо если никогда не будешь дре­мать у руля, пока в этой жизни находишься, получишь помощь Духа содействующего, Ко­торый тебя всегда далее будет вести, и легким и тихим дыханием даже до спасительного, тихо­го и веселого пристанища того доведет» (В слове на начало Притчей).

Отцу и Сыну и Святому Духу, Единому Триипостасному Богу, Творцу, Спасителю и Промыслителю нашему, честь и слава во веки ве­ков. Аминь!

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных