Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 5: Об узком пути




 

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в по­гибель, и многие идут ими; по­тому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не­многие находят их», — говорит Христос (Мф.7:13-14).

«В мире будете иметь скорбь», — говорит Христос (Ин 16:33).

«Многими скорбями надле­жит нам войти в царствие Божие», — говорит апостол (Деян.14:22).

«Все, желающие жить благо­честиво во Христе Иисусе, бу­дут гонимы. Злые же люди и об­манщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заб­луждаясь» (2Тим.3:12-13).

§ 203 Жизнь человеческая есть путь от са­мого часа рождения до часа окончания. Этот путь двоякий — «тесный и пространный». Тесный путь пределом закона Божия огражден и не до­пускает нас ни направо, ни налево уклоняться, и по своей воле скитаться. Пространный путь есть тот, который ограду закона Божиего разрушил и дает свободу по своему изволению бро­дить идущим по нему. Тесный путь окружают скорби, беды, изгна­ния, бесчестия и поругания. Пространный все это отвергает и распространяет себя веселостями мира сего. На тесном пути у самого входа стоит крест, и с ним — смирение, самого себя отвержение, терпение, кротость и всякая доб­родетель, внешне презренная и умаленная, но внутри великолепная, как царица, одетая в ризу позлащенную (Пс.44:10). На пространном — самолюбие, а при нем славолюбие, честолюбие, сребролюбие, злоба и всякий грех, внешне сладкий и надменный, но внутри горький и смрадный. «На тесном пути, — говорит свт. Василий Великий, — умерщвление плоти, а на простран­ном — угождение плоти. На тесном — пост, а на пространном — пьянство. На тесном — сле­зы, а на пространном — смех неумеренный. На тесном — молитва, а на пространном — танцы. На тесном — воздыхание, а на пространном — веселье и ликование. На тесном — чистота, а на пространном — блуд» (На Псалом 1).

§ 204. На тесном пути Предводитель — Сам Христос, Сын Божий, Крест претерпевший и на Кресте распятый, Который говорит всем, кто хочет быть христианином: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23). По этому пути идут и следуют за Ним верные Его, от мира сего и его похотей отрекшиеся, и крест свой взявшие, и за Ним, как Вождем своим и Начальником, смирением, любовью, терпением, кротостью и послушанием следующие. На пространном — миродержец, князь мира сего и тьмы, по этому пути гуляют те, кто миру сему служит, и за ним следуют гордостью и величанием.

§ 205. Причины, по которым благочести­вые, идя по пути Христову, скорби терпят, примечаются сии: 1) Сатана, от ига которого благодатью Божией освободились, брань на них воздвигает, разнообразно искушает их, и так хочет от Хри­ста отторгнуть и опять под свою власть темную покорить. И когда не может того сделать, дела­ет им зло через своих служителей — злых лю­дей. Против них подвизается «змий тот великий, змий древний». Он подвизается против «сохраня­ющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17). 2) Сатана снова, не в силах сделать ничего Христу, Который царство его темное разрушил, устремляется на рабов Его, и в рабах Господа хочет произвести зло. «Дьявол, — говорит свт. Василий Великий, — не может Самому Богу обиды причинить и на образ Его, то есть на человека, ненависть свою обратил» (Слово в Лакизах). 3) Тот же злой дух завидует вечному бла­женству и великой славе благочестивых и ста­рается их от этого отторгнуть всякими напас­тями, как позавидовал благополучию праро­дителей наших и низринул их в бедственное состояние (см. Быт.3). 4) Опять тот же лукавый дух, который не может душ благочестивых искушением повре­дить, старается хотя бы телу их причинить зло, ибо ему, как злобному духу, радость бывает, если какого-нибудь человека, а особенно верного, обидит. 5) Благочестивые — не от мира сего, но Оте­чество их — небо, поэтому мир их ненавидит и гонит, как не своих. «Если бы вы были от мира, — говорит Христос, — то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Как море умер­ших животных вон извергает, так мир сей, кото­рый, как море, бедами и напастями волнуется, всякого умершего для всего, что в мире: похоти плотской, похоти очей и гордости житейской (см.1Ин. 2:16), изгоняет. 6) Добрые со злыми не сообщаются, но зло­бу их обличают святым своим житием, поэто­му злые добрых гонят. Отсюда бывает, что в од­ном доме злой муж добрую жену, злой отец доб­рого сына, злой брат доброго брата, злая сестра добрую сестру ненавидит и гонит. Об этом-то и говорит Христос: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разде­ляться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свек­ровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк.12:51—53). 7) Бог попускает на них напасти, чтобы они помнили, что они здесь странники и пришель­цы (Отечество же их не в мире сем, а на небе), и так бы от суеты удалялись. «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6). 8) Этими бедами они смиряются, познают немощь свою. Ибо как счастье возносит, так беда смиряет человека и в познание себя приводит. 9) Так научаются изрядной добродетели тер­пения, которая есть венец благочестия и кото­рой без искушения и скорби научиться нам не­возможно. «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает», — говорит апостол (Рим.5:3—5). «Смотри, — говорит свт. Василий Великий, — к чему скорбь приводит? К упова­нию, которое не посрамит. Немоществуешь? Радуйся, поскольку «кого любит Господь, нака­зывает». Нищ? Веселись, ибо с Лазарем блага наследуешь. Ради Христова имени поношение терпишь? Блажен ты, ибо это поношение для тебя в ангельскую славу обратится» (На Пса­лом 59). 10) Чем более люди благочестивые здесь бед и искушений терпят, тем более в вечной жизни прославятся. «Немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, ибо Бог испытал их и нашел их достойными Себя. Он испытал их, как золото в горниле и принял их как жертвен­ное всесовершенную. И во время воздаяния им они воссияют, как искры, бегущие по стеблю» (Прем.3:5—7). Тогда они поймут, «что нынешние времен­ные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18). 11) Так они делаются сообразными Хрис­ту, Сыну Божию, как духовные члены Главе, т.е. Тому, Который всякие беды, скорби и стра­дания претерпел ради нашего спасения. 12) Так познают силу греха, жало смерти (1Кор.15:56), познают, сколь великое зло — грех, который столько бед и напастей на мир навел, да стараются от него беречься. 13) Так познают гнев Божий против греха и исповедают правду Божию, как Давид говорит: «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои» (Пс.118:137). 14) Так научаются познавать самым делом страдание Христово и его дорого и высоко по­читать. Как сладость меда тогда хорошо позна­ем, когда его вкушаем, и горесть бедствий тогда больше чувствуем, когда сами ими будем иску­шены, так и горесть страданий Христовых тог­да лучше познаем, когда сами горести бед и на­пастей вкусим. А от этого научаемся вкусить и видеть, «как благ Господь» (Пс.33:9), Который та­кую чашу горести испил за непотребных рабов Своих! 15) Беды и скорби подвигают и побужда­ют нас к истинному покаянию, к отвращению от прелести мира и исканию истинного бла­гополучия от Бога, которое никакими бедами не может быть отнято; подвигают к истинной молитве, и проч.

§ 206. Поскольку тесный путь тесен и скор­бен, то мало таких, по словам Христовым, ко­торые находят его. Ибо сладости и увеселения мира сего чувствам нашим доступны и плоти нашей угодны. Вечное же блаженство, к кото­рому тесный путь ведет, поскольку не плотски­ми, но душевными очами, верой просвещенны­ми, можно видеть, то не всякий видит его, а только верой просвещенный. А кто не видит его, тот и не ищет его. И скорби терпеть плоти нашей горестно. Поэтому многие, следуя пло­ти страстной и похотливой, оставляют путь тес­ный, и на пространный выходят, и идут по нему, как плоти угодно.

§ 207. Тесный путь, хотя и тесен и немногие по нему идут, но в пространство вечного весе­лья и утешения приводит. Пространный, хотя и широк и многие по нему идут, но в тесноту вечных скорбей, печалей и воздыханий вводит. Лазарь, в Евангелии упоминаемый, шел тесным путем болезни и нищеты; но по смерти отне­сен был Ангелами на лоно Авраамово. Напро­тив, богач, о котором там же говорится, «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно», и нищему и многоболезненно­му Лазарю не хотел милости оказать, но погре­бенный в аду возводит очи свои, будучи в му­ках, и после великого веселья великую скорбь терпит, и после дорогих вина капли воды про­сит, но не получает (см. Лк.16:19—26). Поэтому говорит Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (см. выше).

§ 208. Страшен путь этот плоти нашей. Ибо она хочет в пространстве и во всяких увеселе­ниях, доступных чувствам, жить. Она любит, чтобы все ее почитали, хвалили и все ей покло­нялись. Она стремится во всем по воле своей жить. Желающий же на путь узкий войти, дол­жен отречься от всего этого: должен отсечь волю свою; должен оставить прихоти свои; дол­жен не ужасаться бесчестия, поругания, нище­ты, изгнания и прочих неприятностей; не дол­жен помышлять об отмщении, и проч. На все это плоть смотрит, а того не видит, чего чувства понять и разум постигнуть не мо­жет. Как немощный неискушенный боится ле­карства принимать, не зная в нем кроющейся пользы; или как младенцы убегают от бани и плачут, когда матери их моют, поскольку видят только настоящее, а дальнейшего не усматривают, так и немощная плоть наша только на то смотрит, что чувствам доступно, но не ви­дит того, что от чувств удалено. Видит крест и горесть его, но пользы и утешения, горесть ту услаждающих, не видит, поэтому смущается и ужасается. Но чтобы смущение и страх этот уничтожился или уменьшился, желающему узкими вратами войти и тесным путем идти должно не только на видимые, но и на невидимые его об­стоятельства смотреть; обращать рассуждение и внимание не только на одни скорби и беды, которые показывают чувства и тем смущают нас, но и на то, что представляет вера христи­анская. Она представляет нам Бога, как Отца, Кото­рый на чад Своих налагает крест от одной люб­ви, а не от гнева. «Господь, кого любит, того нака­зывает; бьет же всякого сына, которого прини­мает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» (Евр.12:6-7). Она утешает, что тот же Милосердный Отец присут­ствует и помогает чадам Своим, под крестом находящимся и воздыхающим. «С ним Я в скорби и избавлю его» (Пс.90:15). «Если проходишь через воду, Я с тобою, и реки не покроют тебя, и если сквозь огонь пройдешь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис.63:2). Она указывает на На­чальника и Предводителя Иисуса Христа, Сына Божия, Который путем крестным прежде про­шел, и Своими прекрасными ногами жестокость его умягчил, и следующим за Собой удобным сотворил. Она показывает желаемый конец, к которому крестный путь приводит; она утверж­дает, что после этой горести последует вечная сладость, после временной скорби настанет веч­ная радость и веселье, после временного бесче­стия и поношения воспримет нас вечная слава, после временной смерти будет вечная блажен­ная жизнь — и так горесть креста услаждает или растворяет. Ибо надежда и самые неудобные тру­ды облегчает и горечь услаждает. Это примечаем и в надежде временных благ. Воина надежда победы и славы вызывает на подвиг против неприятеля. Купца надежда бо­гатства поощряет скитаться по чужим странам и принимать всякие беды. Земледельца надеж­да плодов делает трудолюбивым, и он подни­мает труды. Больного надежда здоровья ободря­ет к тому, чтобы принимать горькое и жестокое лечение. Тем более твердая надежда вечных благ подвигнет сердце к тому, чтобы поднять всякое бедствие и злополучие, а притом и всесильную обещает Божию помощь. (Об этом смотри под­робнее в следующем параграфе).

Глава 6: О терпении

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19).

«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, перено­сит скорби, страдая несправед­ливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая доб­ро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому при­званы» (1Петр 2:19-21).

«Итак, братия, будьте долго­терпеливы до пришествия Гос­подня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и по­здний. Долготерпите и вы, ук­репите сердца ваши, потому что пришествие Господне при­ближается. Не сетуйте, бра­тия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, проро­ков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слы­шали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Гос­подь весьма милосерд и состра­дателен» (Иак.5:7—11).

«С терпением будем прохо­дить предлежащее нам попри­ще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Ко­торый, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением, и воссел одесную Престола Божия (Евр.2:1-2).

§ 209. Житие человеческое от самого рож­дения до окончания всякими бедами исполне­но: рождаемся со слезами; живем в бедах и сле­зах; оканчиваем жизнь с воздыханием и стра­хом. И хотя многие, по нашему мнению, в благополучии живут, однако нет такого благо­получия, которое бы горестью неблагополучия не было растворено. Против всякого бедствия есть изрядное врачевство — терпение.

§ 210. Как храбрость воина не познается иначе, как только во время сражения, так ис­тинного терпения не познаем иначе, как во вре­мя приключившихся бед и неприятностей. Многие думают о себе, будто бы имеют терпе­ние, но приключившееся бедствие показыва­ет, терпеливы ли они. Искусен не тот хозяин корабля, который во время тишины и благопо­лучного ветра хорошо управляет кораблем, но тот, который во время непогоды и бури дело свое хорошо исправляет. Так и терпелив не тот, который во время благополучия тихо и кротко себе ведет, но тот, который во время бедствия сердце свое, как корабль, бедствием возмуща­емый, укрощает и усмиряет. Ибо терпение — это терпение бедствия, а не благополучия.

§211. Терпение состоит не в том, чтобы мно­го бед познавать и терпеть, но в том, чтобы их великодушно встречать, и безропотно и терпе­ливо переносить, и гнев восстающий укрощать, усмирять и побеждать, от роптания, негодова­ния и гнева сердце свое удерживать, и сдаваться во всем на волю Божию. Ибо беды и с благочес­тивыми, и с нечестивыми приключаются. Но только одни благочестивые терпеливо и вели­кодушно переносят их. Добрые и злые лишают­ся имений. Добрые с Иовом говорят: «Господь дал, Господь и отнял; да будет воля Господня» (Иов.1:21); злые ропщут и негодуют, а часто и хулят. Доб­рые и злые принимают обиды от других. Доб­рые обидевшим прощают, и, хотя могут ото­мстить, не мстят и не хотят мстить; злые не тер­пят этого, но обиду обидою стараются отвратить, и, если не могут делом, словом язвительным и клеветою мстят. Ибо истинное терпение — не только не мстить, но и не хотеть мстить обидев­шему, хотя бы сердце и поощряло к тому. Большее и высочайшее терпение — не чув­ствовать обиды и болезни в сердце своем. Та­кой подлинно для мира, плоти и греха умер, а живет для Христа. Такой ни похвалой не пре­возносится, ни поношением не оскорбляется; как в благополучии, так и в злополучии одина­ков, постоянен, тих и кроток. Преблагополучно такое состояние сердца! Оно — лучшее из всех увеселений мира сего! Сладка эта тиши­на! Преблагоприятный покой, в котором так сердце успокаивается! К этому покою призы­вает нас Христос: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен серд­цем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

§ 212. Истинное терпение христианское от веры происходит и без веры быть не может. Поскольку плоть наша всегда хочет воле своей следовать, в приятностях и увеселениях мира сего пребывать, то всякой неприятности ужа­сается и, если она приключается, смущается и негодует. Но вера, в сердце живущая, это ее сму­щение укрощает и усмиряет, представляя, что все по Божиему Промыслу бывает; что Бог по­сылает наказание не от гнева, а от любви: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6); что скоро этому бедствию конец будет; что за временной скорбью последует вечная радость; что нетерпением и негодованием благость Божия оскорбляется, — и так смущаемое и вол­нующееся сердце укрощает и утешает. Так свя­той Давид в печали и скорби душу свою верою утешал. «Почему прискорбна ты, душа моя? И по­чему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я ис­поведуюсь Ему, говоря: «Ты спасение лица моего и Бог мой»» (Пс.41:6).

§ 213. Итак, терпение — это добродетель, ко­торая во всякой приключающейся неприятнос­ти, печали и скорби, предается воле Божией, и желает лучше страдать, нежели перед Богом со­грешить. Или иначе терпение — это добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и со­храняющая от негодования и роптания, и науча­ющая в волю Божию во всем предаваться; и есть не что иное, как сама вера, подвизающаяся про­тив самолюбия плоти и «покоряющая ее в послу­шание» воли Божией (2Кор.10:5). И хотя верный, немощью плоти убеждае­мый, молится и просит избавления от скорби, ибо «дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41), од­нако, следуя Начальнику веры и Совершителю Иисусу, Сыну Божию, добавляет слова: «не Моя воля, но Твоя да будет, Отче» (Мф.26:42; Лк.22:42; Мк.14:36). Так святой Давид, отец Христа по плоти, в гонении и печали своей говорил: «Если обрету благодать пред очами Господними, то Он возвратит меня, и покажет мне его (кивот Бо­жий) и красоту его. А если Он скажет так: «Нет Моего благоволения к тебе», — то вот: пусть творит со мною, как благоугодно пред очами Его» (2 Цар.15:25-26).

§ 214. Причины, побуждающие к терпению: 1) Все, что ни бывает, по Божиему святому Промыслу бывает. «Добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство — от Господа,» — говорит Сирах (Сир.11:14). Итак, этим должно доволь­ствоваться и укреплять себе в терпении, что «все от Господа» происходит, и так святой Его воле предаваться, и в бедах говорить с Иовом: «Если добро приняли от руки Господней, злого ли не стерпим» (Иов 2:10). Ибо от Бога, как Благого и Источника благ, ничто произойти может, кро­ме добра. И хотя плотскому нашему рассужде­нию бедствие кажется злом, но, поскольку от Бога Благого посылается ради пользы нашей, то это ест благо, и оно хочет сделать нас духовно благополучными. 2) Наказание, через беды и напасти бываемое, есть знамение Божиего милосердия к нам. «Господь, кого любит, того наказывает», — гово­рит апостол (Евр.12:6). 3) Грехи наши, которыми мы благость Бо­жию оскорбили, намного больше, нежели Божие наказание, какое бы оно ни было. Ибо всегда Бог, по великой Своей милости, менее нас наказывает, нежели мы заслужили. 4) Бог, по богатству благости, и кротости, и долготерпения, на покаяние нас ведущего, «тер­пит нас», ожидая нас на покаяние (Рим.2:4; 2 Петр.3:9). Итак, и нам должно терпеть, когда Он наказывает нас за грехи, и благодарить Его за Отеческое наказание, ибо тем наказанием ищет спасения нашего, и терпеливо милости Его ожидать, и благодарить, что нас в грехах наших не погубил. 5) Если бы кто обещал тебе великое богат­ство и славу в мире сем и повелел бы все тер­петь, что ни приключится скорбного, уверен, что все терпеливо и великодушно перенесешь, если обещанное желаешь получить. Так при­нимают больные жестокое лечение, и терпят, взирая на обещанное лекарями здоровье. Так сражаются воины и подвергают себя великой опасности, поощряемые надеждой обещанно­го чина. Так и прочие сыны века терпят жесто­кие приключения ради надежды временных благ, хотя часто и обманываются. Бог обещает нам не временное богатство, а вечное, не зем­ную славу, а небесную; и обещает неложно, и велит терпеть приключающееся зло. Итак, как не терпеть, если хотим получить обещанное? Он обещает печаль нашу в радость обратить нам: «Сеющие со слезами пожнут радостью. Ухо­дящие уходили и плакали, бросая семена свои; а приходящие придут с радостью, собирая снопы свои» (Пс.125:5-6). Скорбным путем и терпением доходят до вечной радости: «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие», — гово­рит апостол (Деян.14:22). «Это те, которые при­шли от великой скорби», — говорит глас небесный о святых избранниках Божиих (Откр.7:14). 6) Требует Божия честь того, чтобы мы ради нее всякое приключающееся бедствие терпели. Трое отроков в Вавилоне разожженной печи не убоялись, когда нечестивым царем образу зо­лотому поведено было им кланяться, и так из­волили лучше жертвой огня быть, нежели жер­тву истукану принести и честь Творца воздать твари (см. Дан.3:16—18). Так же поступали и святые мученики в новой благодати. Разжига­ет и ныне миродержец, князь тьмы, печь иску­шения, и устрашает ею воле его злочестивой не повинующихся; но, ради Божией чести, лучше нам в печь ту вверженными быть и терпеть, нежели, оставив волю Божию, его злому хоте­нию повиноваться. Это-то и есть отречься от себя, душу свою возненавидеть (см. Ин.12:25). Так к терпящему и страждущему приспеет Бо­жия помощь, прохлаждающая, и научающая ликовать (см. Дан.3:49-50). 7) Требует того любовь Христа, Сына Бо­жия, к нам, чтобы мы случающееся бедствие ради любви Его безропотно, даже с радостью претерпевали. За кого Христос такое ужасное мучение претерпел? За тебя и за меня. Что Его понудило к тому? Только любовь к тебе и ко мне. Для чего? Чтобы мы спасение получили. О, сколь неблагодарными явимся мы рабами, если Господь наш ради нас столько страдал, а мы не хотим и немного ради Него потерпеть, даже ради себя! Ибо и терпение наше нам, а не Ему приносит пользу, и нетерпение наше нам, а не Ему вредит. 8) Требует того правда Божия, дабы грешник за грехи наказан был. Итак, если нужно греш­нику наказанным быть, лучше здесь наказанным быть, и с благодарением терпеть, и с пророком правду Божию исповедовать и прославлять: «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои» (Пс.118:137), — нежели не терпеть, и в том веке бес­конечно мучимым быть, ибо к этому нетерпе­ние приводит. Здесь наказывает Бог и утешает, а там нет утешения. Здесь наказание легкое, Оте­ческое, а там жестокое; здесь кратковременное, а там вечное. Ибо сто лет здесь всякое страда­ние терпеть — ничто по сравнению с этим. Смотри, куда пространный путь довел еван­гельского богача, который «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистатель­но»?До ада!.. Из ада возводит очи свои, будучи в муках, из пламени гееннского вопиет: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:23, 24). Вопиет, но беспо­лезно, и вовеки вопить будет. О, сколь великое Божие милосердие к тем, которых здесь наказывает, да там помилует! Сколь блаженны те, кто это Отеческое наказа­ние терпят! «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:32). Сколь окаянны те, кто этого нака­зания избегает! Они подобны детям несмыш­леным, которые личин намалеванных боятся, а за горячие угли руками хватать не боятся. Убе­гай или не убегай, как хочешь, человек: надо или здесь, или там терпеть. Нет иного пути к небу, кроме пути крестного, пути тесного, а про­странный путь ведет в погибель, по слову Хрис­тову (Мф.7:13). Итак, лучше нам молить Бога о том, чтобы здесь нас наказал, а там помиловал: «Накажи нас, Господи, но по правде, а не во гневе Твоем», — говорит пророк (Иер.10:24); и здесь наказание Его с благодарением и к пользе нашей терпеть, не­жели там с вечным воздыханием и бесполезно страдать. Если, любезный христианин, хорошо подумаешь, что такое вечность, и вообразишь в уме, сколь тяжко лишиться славы вечной и попасть в огонь гееннский, от которого и де­моны трепещут, — изберешь всякое бедствие и страдание здесь терпеть и благодарить будешь Бога за милостивое Его Отеческое наказание. 9) Терпеть или не терпеть в страдании, од­нако не миновать его, и нетерпением не отвра­тить страдания, которое Промысел Божий нам определил. А от нетерпения не что иное, как вред и погибель следует. 10) Терпением облегчается всякое страдание. Посмотри на тех, которые в долговремен­ной находятся болезни или которые долгое вре­мя сидят в темнице: они так к этому бедствию терпением привыкли, что как бы не чувствуют его. Ибо «от скорби происходит терпение» (Рим.5:3). Напротив, нетерпением умножается бо­лезнь, как самое дело показывает, и к тому при­водит, что многие сами себя смерти предают, и так временной и вечной жизни лишаются. 11) Всякое страдание — жестокое или лег­кое. Если жестокое, скоро прекратится смер­тью; если легкое, то оно сносно и его удобно можно терпеть. Итак, и жестокое, и легкое дол­жно терпеть: первое, так как скоро окончится; другое, так как легкое и удобное. 12) Если кто страдает от чего-нибудь, так можно в себе помышлять: «До этого времени терпел я, итак, и далее так же могу терпеть. Вчера терпел, итак, и сегодня, и завтра можно терпеть». Такое размышление утвердит в тер­пении с помощью Божией. Кто в прошедшие дни терпел, тот и в следующие может терпеть. Вчера и третьего дня болезнь, печаль и иную беду нес — и далее нести можно. Если нес беду и не исчез, значит, сносная беда, терпимая, можно терпеть. Желающему и укрепившему сердце свое нет ничего невозможного, тем бо­лее когда Бог старающимся помогает (см. Пс.53:6; 36:40). 13) Нетерпение и роптание в напастях не что иное, как хуление. Ибо ропщущий непременно думает, что он неправедно терпит напасти, которые на него Богом посылаются, хотя бы он устами того и не произносил. Сын, наказывае­мый отцом, когда ропщет и негодует на отца, показывает тем негодованием, что отец его или неправедно, или не по мере согрешения бьет, и так более отца на гнев подвигает. Так, когда в бедах, Богом нам посылаемых, негодуем, тем самым показываем, что неправедно страдаем, что благости и правде Божией весьма против­но; и поэтому более Его раздражаем, и так боль­шим бедам себе подвергаем. «Те, которые на­казания Божий, — говорит свт. Иоанн Злато­уст, — принимают не с благодарением, но с гневом и негодованием, превеликим бедам себя подвергают» (1 к Стагирию). Ибо кто безгре­шен и кто оправдается перед Ним? Часто бы­вает, что перед человеком, который гонит нас, не согрешили мы, но перед Богом согрешили; и часто в том, в чем поносят нас, не виноваты, но в другом виноваты, и так во всем вина наша. Если бы грехов не было, не было бы и бед, ибо все беды от грехов произошли. Поэтому в бед­ствиях должно правду Божию, а нашу винов­ность признавать, и благодарно терпеть нано­симое бедствие. 14) Мир сей подобен морю. Море всегда ветром волнуется — житие наше всегда бедами смущается. На море волна за волной следует — в житии нашем беда за бедою идет; одна про­шла, другая наступает, и так беспрестанно ко­раблик наш то кверху, то книзу бросает. Терпе­ние же, как якорь, который, в глубину Божиего милосердия с надеждою поверженный, не допустит кораблику нашему разрушиться; или как тихое пристанище, в которое убегаем от потопления. «Терпение, — говорит святой Иоанн Златоуст, — есть пристанище радости» (На псалом 14). 15) Чем более приближается день после­дний, тем более умножаются злобы, «и, по при­чине умножения беззакония, во многих исчезает любовь» (Мф.24:12). В таких обстоятельствах не­чего ожидать, кроме насилия и озлобления. Следовательно, всякому, «желающему благочес­тиво жить во Христе Иисусе» (2 Тим.3:12), дол­жно себя терпением, как мечом духовным, во­оружать и защищаться против нападения зло­бы. Ибо злоба ничем иным, как только терпением, побеждается. 16) Существо и сила подвига христианско­го не в чем ином состоит, как в постоянном тер­пении искушений и бед. Подвиг сынов века сего состоит в храбром сопротивлении против неприятеля, и победа — в изгнании и покоре­нии его. Но христиане тогда хорошо подвиза­ются, когда находящие беды терпеливо, благо­дарно и великодушно переносят; и тогда преславно побеждают, когда гонящим их уступают, и добром зло побеждают, за ненависть любовь и за проклятье благословение воздают. О, сколь знатная это победа! Воистину знатнее, нежели покорять народы! Ибо победить свой гнев и негодование — нет большей победы. «Муж дол­готерпеливый лучше храброго, удерживающий же гнев лучше того, кто берет город», — говорит Соломон (Притч.16:32). 17) Сколько долготерпит беззаконников мира сего Сам Бог, Который во мгновение всех погубить может! Сколько имеется страшных хульников, которые на имя Его святое страш­ные отрыгают хулы? Сколько идолопоклонни­ков, которые честь Его приписывают бездуш­ной твари! Сколько безбожников, которые от­вергают присносущное Его бытие! Сколько гонителей и еретиков, которые Церковь Его ис­требить стараются! Сколько прочих грешников, которые явно и бесстрашно закон Его святой нарушать не опасаются! Но благость Божия всех терпит. Этим великим долготерпением Его научаемся и мы врагов наших терпеть. Ибо всем будет конец; все, обижающие и обижаемые, свое воспримут: «Вот, Судия стоит у дверей» (Иак.5:9); «приготовил на суд Престол Свой» (Пс.9:8). Явны перед Ним и насилующие, и насилуемые, гонящие и гонимые, лишающие и лишаемые, поношающие и поношаемые, бью­щие и претерпевающие биение, изгоняющие и изгоняемые; сочтены у Него слезы плачущих и воздыхания убогих — все тогда будет явле­но. «Всем нам должно явиться пред Судилищем Христовым, чтобы каждому получить соот­ветственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). 18) Истинное терпение есть такая доброде­тель, на которую Милосердный Бог благосклон­но смотрит и благодать Свою на сердце терпе­ливого ниспосылает. «На кого воззрю? Только на кроткого и молчаливого, и трепещущего перед сло­вами Моими», — говорит Господь (Ис.66:2). 19) Терпение делает человека мужественным и непобедимым. Может терпеливый быть всего лишенным, может быть изгнанным, может быть побитым, может быть в темнице заключенным, может быть убит, но победим быть не может. Ибо крепость его не телесная, а духовная. Телом по­беждается, но духом непобедим бывает; на теле принимает раны, но духом не принимает ран; телом заключается, но духом свободен; телом умерщвляется, но духом умереть не может, и так над всеми своими врагами духом торжествует. Так побеждали мученики святые, которых ни узы, ни темницы, ни раны, ни огонь, ни вода, ни зубы зверей, ни смерть, ни жизнь, победить не могли, но над всеми свободным торжество­вали духом. Чего ни делали мучители им? Како­го рода мучений ни изобретали? Но отходили с позорища посрамленными и побежденными ими, хотя плоть их, как звери, терзали. Мучи­тель Диоклетиан, когда ничего не смог святому мученику Виту своим мучительством сделать, побежал с позорища, бия себя по лицу, и взы­вая: «Горе мне, ибо от таким малым отроком побежден!» (Житие св. мчн. Вита. Июня 15 дня). 20) Страждущий, смотри на тех, кто боль­шую имеют скорбь и болезнь терпят. Если на­ходишься в долговременной болезни и имеешь какое-нибудь утешение от служащих тебе, по­смотри на тех, кто большую твоей терпит бо­лезнь, кого внутри жжет огонь скорби и печали, кто извне весь ранами осыпан, к тому же не име­ют, кто бы им послужил, кто бы их накормил, напоил, поднял, омыл от ран, — но терпят. Если терпишь изгнание, приведи на ум каторжных, которые в кандалах, в рубищах, полунагие, от дома и Отечества удаленные, каждый день би­ение и раны принимающие, днем на тяжкой работе, ночью в темницах, нечистоты и смрада наполненных, заключенные, без всякого уте­шения пребывают, кому смерть приятнее, не­жели жизнь, — но терпят. Если терпишь нищету, подумай о тех, кото­рые прежде были богаты и славны, но до того дошли, что ни себя, ни жену, ни детей не име­ют чем питать, одевать, где головы приклонить, скитаются по чужим дворам; к тому же долга­ми обременены, отовсюду тесноту, печаль, скорбь несносную терпят, как бы в печи горят. Ты, хотя своего потребного не имеешь, можешь испросить именем Христовым; а они и просить стыдятся потому, что прежде славными и бога­тыми были. Посмотри еще на бедных кресть­ян, нищих, полунагих, больных, которые не могут двигаться, с которых подати и оброки требуют; а они не только дать не могут, но и сами нуждаются в том, кто бы им дал, да еще и послужил в крайней нищете и болезни. Если терпишь поношение и клевету, приве­ди на память на высоком месте сидящих, сколь­ко они от подчиненных роптания, поношения, злословия, ругания, наветов, коварств, лукав­ства, проклятий, насмешек, язвительных уко­ров терпят, подобно дереву, на высоком месте стоящему, которое от всякого, и малейшего, ветра колеблется. Так и от прочих принимай себе подкрепление терпения. Они большее и жесточайшее терпят — тебе ли малого не тер­петь? 21) Нисходи умом своим в ад, рассуди, как мучаются осужденные, и вовеки будут мучаться те, которые, если бы можно было, желали бы здесь хотя бы до скончания мира в огне го­реть, только бы освободиться от вечного муче­ния, но не дано им. 22) Возведи умные очи в небесные селения и осмотри там всех жителей: ни одного не най­дешь, кто бы отсюда не пришел туда путем тер­пения. 23) «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая от­кроется в нас», — говорит апостол Павел (Рим.8:18). Итак, какую беду ни будешь терпеть здесь, однако терпение то недостойно будущей сла­вы, которая терпящим уготована, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). 24) В страдании своем вспомни об ужасном страдании мучеников святых. Иные из них пал­ками были побиты, у иных зубы и глаза вырва­ны, у иных язык, руки, ноги и сосцы отсечены, иные, почти все раздробленные, ко крестам пригвождаемы были, иных на съедение зверям бро­сали, иных в воде потопляли, иных в огне сжи­гали, иных живыми в землю зарывали, иных в раскаленных медных волах затворяли, с иных кожу и плоть до костей сдирали, иным смолу, олово растопленное в уста вливали, и прочие несказанные мучения терпели. Но все так вели­кодушно терпели, что и смеялись, и насмехались над мучителями. Правда, что они терпели вся это с помощью Христовой, но та же помощь Хрис­това и ныне всем терпящим готова: «Иисус Хрис­тос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр.13:8). Христос, Сын Божий, Безгрешный, неповинно ради нас терпел ужасные и умом непостижи­мые страдания, и всем нам в пример Себя пред­ставляет: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24; Лк.9:23). На этот пример верой из­дали взирали пророки и «лучше хотели стра­дать, нежели иметь временное греховное наслаж­дение» (Евр.11:25). Этому следовали святые апо­столы, мученики и прочие святые, которые «прошли сквозь огонь и воду» всяких искушений, и «вошли в покой вечный» (Пс.65:12). 25) «Посему и мы, имея вокруг себя такое об­лако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем прохо­дить предлежащее нам поприще, взирая на На­чальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрег посрамлением, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, что­бы вам не изнемочь и не ослабеть душами ваши­ми». Так увещевает святой апостол всех страж­дущих (Евр.12:1—3). Христос говорит: «Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин.14:6). Если хотим к Богу прийти, должны мы идти этим путем верой. Если не хотим прельститься, должны мы верить этой Истине, Которая говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин.12:26), то есть Моему смирению, терпению и кротости. Если хотим получить вечную жизнь, к этой Жизни, кроме Которой нет жизни, верой и любовью прилепляться должны мы. Это Путь, приво­дящий к Богу! Это Истина, обмана не знаю­щая! Это Жизнь, оживляющая тех, которые к Ней верой прилепляются! Итак, если кто этим Путем не идет, тот заблуждается. Если кто этой Истине не верит, тот прельщается. Если кто этой Жизни не держится, тот мертв и во­веки мертв будет. Плоть, как ни ласкает, об­манет; мир прельстит нас, и к тому приведет, что каяться и жалеть будем бесполезно, но эта Истина прельстить не может. 26) Истинным терпением сообразными де­лаемся Христу, Сыну Божиему, Который столько скорбей и страданий ради нас претер­пел, как члены Главе. А кто в терпении сообра­зен Ему, тот и славы Его причастится в воскре­сении, «если только с Ним страдаем, — говорит апостол, — чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17). Каково же есть Божиему Сыну быть со­образным в терпении и славе и преблагословенной этой Главы быть истинным духовным чле­ном — не только язык сказать, но и ум наш того постигнуть не может. 27) Требует того Божия любовь, чтобы мы безропотно, даже благодарно крест, который Он на нас налагает, понесли. Он нас по любви, а не от гнева наказывает, как сказано выше, итак, и нам должно не с гневом и роптанием, хотя бы сердце и смущалось, но с любовью и благодарением Отеческое Его наказание тер­петь. Ибо ничто так не показывает любовь к Богу, как благодарное терпение бед и скорбей. Многие думают о себе, что они Бога любят; но нашедшая неприятность показывает, истинно ли это мнение их. В благоденствии и злые ду­мают, что Бога благодарят, но в неблагоприят­ных обстоятельствах ропщут. В благополучии же и злополучии быть Богу благодарным — дело только боголюбивого сердца. 28) Сколь великую пользу терпение прино­сит в обществе и всяком звании! Терпением сохраняется любовь и согласие между властя­ми и подвластными, между родителями и деть­ми, между господами и рабами, между братья­ми, между друзьями, между соседями, между покупающими и продающими, так что без тер­пения никакого добра быть не может. От нетер­пения муж с женой, брат с братом, друг с дру­гом, где должен быть мир и согласие, ссорится и враждует. От нетерпения господин раба, отец сына, муж жену, властелин подвластного мучи­тельно бьет. От нетерпения в терпящих побои восстает злое помышление против бьющих; отсюда бывает, что раб господина, жена мужа, подвластный властелина, сын злого отца стре­мится умертвить, и умерщвляет, ибо это зло часто случается. Терпение же все это зло пресекает. Нетер­пение разоряет дома, села, города и государ­ства, ибо от нетерпения — несогласие, от не­согласия — ссора и брань, от брани — крово­пролитие и убийство в людях, которые общество составляют. Терпение все это зло отвращает. Ибо где терпение, там нет ссоры и брани. Ка­кой быть там ссоре, когда один обидел, а дру­гой уступил и простил обидевшего? От нетер­пения человеческого и самое неповинное ес­тество страдает. Так злобные сжигают дома, житницы, лавки, убивают или повреждают скот. От нетерпения сам себя человек бьет, свои во­лосы терзает, и делается подобным бесновато­му и страшнее зверя; часто и себя убивает, и так душой и телом умирает. Терпение же этому бед­ствию быть не допускает. О, блаженны те дома, города, веси, села и общества, в которых терпение обитает: ибо оно более сохраняет общество, нежели оружие, бо­лее защищает город, нежели стены! О, любез­ное видение и слышание терпения — приста­нище обуреваемых, источник мира, крепость, дружество, забрало и хранилище добродетелей, венец благочестия, известный признак веры, причина истиной радости, плод смирения, по­кой совести, герб христианский, знамя Хрис­товых воинов, печать избранников Божиих, путь к вечной жизни, лестница к небу, предте­ча вечной славы, победа над врагами, язва дья­волу и ангелам его, миру поругание, торжество над самим собой и прочее.

§ 215. Терпение укрепляется: 1) молитвой, которая помощь Божию ис­прашивает в том, чтобы понести наложенной крест. Ибо как дети страдающие объявляют печаль свою родителям и так от них утешение получают; или как друг верному своему другу сообщает скорбь сердца и так некую отраду чув­ствует на сердце, так особенно облегчение пе­чали нашей чувствуем, когда Богу, «Отцу мило­сердия и Богу всякого утешения» (2Кор.1:3-4), печаль нашу через молитву сообщаем. 2) Укрепляется исповеданием грехов. Ибо в исповедании грехов познает человек, что он че­рез собственные свои грехи в такое бедствие при­шел, и потому ни на кого не жалуется, а только на себя и на свои грехи. Так исповедующемуся и кающемуся посылается Божие утешение. 3) Облегчается скорбь и печаль духовными песнями. Так путники скуку и печаль отгоня­ют различными песнями; так мастеровые люди растворяют печаль и скуку пением. Ибо пение печальному как пластырь, к ране приложен­ный, или как жаждущему — студеная вода. 4) Укрепляется терпение ожиданием избав­ления, которое, хотя и не до смерти, но со смер­тью последует. Ибо смертью всякое бедствие сокращается. 5) Воззрением на образ страдания Христо­ва, святых мучеников и прочих святых, а также и тех, кто ныне всякое бедствие терпит, как ска­зано. 6) Ожиданием будущей славы утешение приобретается. Так утешаются земледельцы надеждой плодов, путники надеждой покоя, воины надеждой победы и славы, купцы на­деждой приобретения богатства. Если надеж­да этих временных благ ободряет, тем более надежда верных и неизреченных благ ободрит и поощрит к терпению бедствия и печали. 7) Святое Писание подает разнообразные утешения скорбящим и сетующим душам. Как в богатой и изобильной аптеке различные име­ются лекарства, которыми различные исцеля­ются телесные болезни, так и в Священном Пи­сании предлагаются нам различные средства, которыми можем в терпении утешиться и ук­репиться. Ибо для того и дано оно Богом, «что­бы мы терпением и утешением из Писаний сохра­няли надежду» (Рим.15:4).

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных