Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2: О втором Христовом пришествии, или о страшном суде




 

 

«Господь вовек пребывает; приготовил Он для суда Престол Свой, и Он будет судить вселен­ную по правде» (Пс.9:8-9).

«Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же об­разом, как вы видели Его восхо­дящим на небо», — говорят Ан­гелы апостолам при Вознесе­нии Христовом (Деян.1:11).

«Всем нам должно явиться пред Судилищем Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10).

§ 165. Как вера святая и святое Божие Сло­во учат нас, что Иисус, Сын Божий, на земле явился ради нашего спасения и с людьми по­жил, и спасение вечное дал верующим в Него, умер и воскрес, вознесся на небо и сел одесную Бога, так та же вера утверждает нас, что опять придет на землю. Первое пришествие Его было смиренное, второе — славное. В первом при­шел взыскать и спасти погибшего (Мф.18:11), во втором придет судить и воздать каждому по делам его. В первом пришел «призвать грешных к покаянию» (Мф.9:13), во втором придет судить грешных непокаявшихся. В первом милость Свою и человеколюбие показал нам, во втором объявит правду Свою.

§ 166. Образ или производство Суда Хрис­това изображается у евангелиста Матфея в гла­ве 25-й. Соберутся на Суд тот все народы, и от­делятся одни от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И будут поставлены овцы по правую руку Праведного Судии, козлы же — по левую. Те, кто по правую сторону, услышат вож­деленный голос Царя славы: «Придите, благосло­венные Отца Моего, наследуйте царство, угото­ванное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Те, кто по ле­вую, услышат страшное определение: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не оде­ли Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:31—46).

§ 167. На Суде том не только за злые дела, но и за оставление добрых дел судимы будем. Ибо говорит тем, кто по левую сторону: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть», и прочее. Бог повеле­вает как от зла уклоняться, так и благо творить (см. Пс.33:15) — потому как творением зла, так и оставлением добра заповедь Божия престу­пается. От преступления же заповеди Божией бывает непослушание Богу, в чем человек пе­ред Богом виноват.

§ 168. Доносители и свидетели, как на суде человеческом бывает, на Суде том не потребу­ются. Ибо Судия, как Сердцеведец, знает все — не только слово и дело, но и помышление, и умышление, и намерение всякого. Тогда и рас­кроются книги совести, в которых каждый уви­дит дела, слова, помышления, начинания и на­мерения свои. «Как за телом тень, — говорит свт. Василий Великий, — так за душами грехи последуют на последний Суд, явно деяния по­казывающие» (В слове к богатым). Горе нам тогда от этих наших соперников будет, если от них слезами и покаянием здесь не освободим­ся. И не только сами увидим их, но и весь свет, Ангелы и все люди увидят дела наши явные и сокровенные. «Благое и злое, — говорит тот же святой отец, — явное и тайное, дела, слова и помышления — все это явно во всеуслышание Ангелам и людям откроется» (В послании к падшей деве).

§ 169. На Суде том не будет различия между князем и подданным его, между господином и рабом, между благородным и худородным, как на суде человеческом бывает. Ибо Судия Нелицеприятный, и судит по делам, а не по ли­цам: более же «сильные сильно истязаны будут; ибо не щадит лица Владыка всех и не устрашит­ся вельможи» (Прем.6:6-7). «От всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк.12:48). От пас­тыря взыщутся овцы словесные, Кровью Хри­стовою купленные и ему на хранение поручен­ные. От судьи взыщется хранение правды и клятвы, перед Свидетелем Богом данные. От богатого взыщется, как и на что Богом данное богатство употребил. От разумного и ученого взыщется, на что дар разума, Богом данный, употребил. Так и каждый «за свой талант дан­ный ответ даст» (Мф.25:14—30).

§ 170. Там и мнимые праведники, и почитае­мые грешники объявятся. «Тогда праведник с вели­ким дерзновением станет пред лицом оскорбивших его и презирающих труды его. И тот, который у мира был в посмеянии и притчей поношения, и чье житие мир считал сумасшествием и кончину бес­честной, тот оказался в сынах Божиих и во свя­тых жребий» его увидит (Прем.5:1, 3—5).

§171. Обычно, вызываемые на суд мира сего заранее готовятся, что и как отвечать на суде, чтобы не быть осужденными. Но приготовление к Суду Христову противоположно этому. Здесь много помогает хитрость и красноречие — там ничего. Здесь золото и серебро защищает и правды уста заграждает — а там ничего. Здесь предстатели многим помогают, как-то: сильные сильным, благородные благородным, богатые богатым, — там ничего. И поэтому желающие на суд мира этого явиться этих и подобных по­собий ищут, чтобы на суде не посрамиться. А к тому Суду какое приготовление? Совсем дру­гое!.. Какое же? Ныне заранее обнажить всего себя должно перед Судией тем, и то самоволь­но. Прежде Суда того самого себя осудить, са­мого себя виноватым объявить, чистосердечно признать себя достойным всякой казни. А при­том со смирением и надеждой молить Его, что­бы не судил по делам; «не вниди в суд с рабом Тво­им» (Пс.142:2). И так от правды Его к милости Его, от гнева Его праведного к милосердию Его прибегать, и часто смиренный глас мыта­ря повторять: «Боже! Милостив буди мне, греш­ному» (Лк.18:13). И делать то ныне, в этом веке, пока милость Божия всем ищущим ее открыта. А там всякое смирение и моление бесполезно, ибо правда тогда вступит в свое действие.

§ 172. «Господь вовек пребывает: приготовил для Суда Престол Свой». Готов Архангел «вострубить и разбудить» от начала мира «спящих» (Пс.9:8-9; 1Фес.4:16; 1Кор.15:32); готовы Ангелы «собрать избранных Его от четырех ветров, от края земли до края неба» (Мк.13:27) — готовы, но одного по­веления Судии ожидают. Готова геенна мучить грешных; готово царство небесное упокоить и увеселять праведных. «Уготовил для Суда Пре­стол Свой» Судия Праведный «воздать каждому по делам его» (Мф.16:27). А когда будет день тот Судный, когда придет Судия на Суд Свой, ког­да поставлены будут престолы на Суд, когда вострубит Архангел и возбудит мертвых — скрыл от нас Промысел Божий, чтобы всегда Его ожи­дали. Пророки вопиют, апостолы проповедуют, отцы и пастыри учат, что «Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде», но ожидает, чтобы и мы готовились. Готовься и ты, грешник! Судия «приготовил уже для суда престол Свой. Вот, Судия стоит у дверей» (Иак.5:9), «придет и не умедлит» (Евр.10:37). Готовься и ты, чтобы неготового не застал тебя; очищай совесть твою теплым покаянием; сми­рись, моли умильно Судию, пока не зовет тебе на суд Свой. Ныне моли Его, пока время дает тебе; ныне исправляйся, пока «время благопри­ятное и день спасения» (2Кор.6:2); ныне плачь, пока полезны слезы; ныне кайся, пока Он при­нимает кающихся. Тогда не будет места покая­нию, ни слезам, ни плачу; но одно строгое ис­пытание дел будет.

§ 173. Особенно достойны замечания те сло­ва Христовы, которые на Суде Своем тем, кто по левую сторону, говорит: «Идите от Меня, про­клятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть», и прочее. Если тех, которые от своих имений не уделяли и прочих дел милости к ближнему не показывали, отсылает Христос в вечный огонь, что уже будет тем, которые не только своего не давали, но и чужое грабили? Что бу­дут ворам, хищникам, мздоимцам, лихоимцам? Что будет тем, которые по должности своей не только не отирали слез плачущих, но ради ла­комства своего и умножали? Что будет тем, ко­торые наемников своих без надлежащего воз­награждения отсылали? Что будет тем, которые беззаконной питались лихвой? Что будет тем, которые с подчиненных своих последнюю ко­пейку сдирали и тем себе чести искали, или роскоши служили, или сыновьям богатое на­следство заготавливали, или дочерей своих, как бы храм, украшали и им знатное приданое да­вали? Строгости гнева Божия и тяжести буду­щей вечной казни, им следующей, изобразить невозможно! Самим им оставляю на рассужде­ние. А истинное покаяние, о котором выше ска­зано, все заглаживает.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных