Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 13: О любви к врагам




 

«Если голоден враг твой, на­корми его хлебом; если жаж­дет, напои его, ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его; Господь же воздаст тебе доброе» (Притч 25:22, 23).

«То же и у апостола: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21).

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотво­рите ненавидящим вас и моли­тесь за обижающих вас и го­нящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добры­ми и посылает дождь на пра­ведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любя­щих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мыта­ри? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Не­бесный», — говорит Христос (Мф.5:44-48; Лк.6:27-36).

§ 267. Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изго­няют нас. Этих нам Христос велит любить. Поскольку в главе о любви к ближнему, то есть ко всякому человеку, сказано, что есть лю­бовь христианская и каковы ее плоды, поэтому здесь о том не предлагается; там смотри, чита­тель. Ибо между ближними нашими не только приятели и друзья наши, но и враги наши имеются в виду, которых Христос нам повеле­вает любить: «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44). Но предлагаются здесь только причины, которые побуждают нас к любви к врагам нашим: 1) Хотя бы мы и не знали другой какой при­чины, по которой любить нам врагов наших, однако одно то, что Христос повелевает нам любить их, побудить к тому должно нас, — что и о всякой Его святой заповеди разуметь долж­но. Христос хочет и велит нам любить врагов наших. Христос — вечная Истина, волей Небес­ного Отца нам открывшаяся, Которого Небес­ный Отец повелевает нам слушать: «Его слушай­те» (Мф.17:5). Итак, что Христос, Сын Божий, повелевает, того воля Небесного Отца от нас хочет, вечная Божия правда требует, то нам по­лезно. 2) Если примем в рассуждение, что есть Христос, Который нам говорит: «Любите врагов ваших», — то не только на это Его повеление, но и на саму смерть за имя Его всегда готовыми себя показать должны мы. Христианам долж­но знать, что Христос есть высочайшая Любовь к нам, какой больше быть может, Избавитель, Искупитель, Ходатай и Примиритель наш к Богу, вечная надежда и упование наше. Этот наш такой высокий Благодетель повелевает: «любите врагов ваших». Е сли бы ты попал в такое несчастье, что по законам и монаршему определению следова­ла тебе смертная казнь, и нашелся бы такой добрый человек, который бы тебя не только от той казни избавил своим ходатайством и тем, что претерпел за тебя различные бед­ствия, но и в высокую монаршую милость при­вел, ты бы все, что тебе ни повелено от него было, по воле его без сомнения исполнял; раз­ве бы только крайне неблагодарным захотел явиться такому великому благодетелю. Но эта любовь, это благодеяние, хотя и ве­лико, однако в сравнении с Христовою любо­вью, которую Он нам показал, — как ничто, ибо это временное, и смерти этой по естественно­му закону никому миновать невозможно. Ибо Христос не от временной, но от вечной смерти избавил нас: «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Своею Кровью» искупил нас от той вечной горести (1 Петр 1:18-19). «Христос умер за грехи наши» (1Кор.15:3). И не только от того бедствия избавил, но «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1:12), и наследие вечного цар­ствия отворил. Эта высочайшая Его к нам любовь требует от нас, чтобы не только друзей, но и врагов на­ших по заповеди Его любить старались, если хотим Ему благодарными быть. Открой Еван­гелие Его святое, и оно представит тебе любовь Его эту. Оно покажет тебе, что Он ради нас «об­раз раба принял» (Флп.2:7), «обнищал» (2Кор.8:9), «не имел, где головы приклонить» (Мф.8:20), тру­дился, из города в город, из села в село ходил, проповедуя Евангелие царствия, плакал, бо­лел, гонение, поношение, хулы, заушение, оплевание, посмеяние, терновый венец претер­пел, страдал, умер и погребен был. Все это не­повинно и ради одной к нам любви претерпел, и так нас от смерти, ада и дьявола искупил, и Небесному Своему Отцу в милость привел. Эта Его такая любовь может и должна умяг­чить и убедить сердце наше к любви к врагам нашим. Человека-благодетеля, ежели бы от временной смерти избавил нас, во всем бы слу­шали мы, если бы хотели ему благодарными быть. Не тем ли более достоин того Сын Бо­жий, Который нас смертью Своею от вечной смерти искупил и к вечному блаженству дверь нам отворил? Кто хочет любить Христа, Искупителя сво­его, тот слово Его соблюдать будет. «Кто любит Меня, — говорит Он, — тот соблюдет слово Мое» (Ин 14:23). Иначе никакой любви ко Христу не имеет, что бы ни делал и ни исповедовал о себе. Итак, если любви ко Христу не имеет тот, кто врагов своих не любит, что же сказать о тех, которые не любят никакого зла не делающих им? О, как далеко отстоят таковые от христи­анства и Христа! 3) Сам Он нас, врагов Своих, так возлюбил, что и умер за нас, чтобы так с Небесным Отцом нас примирить и в вечное блаженство привес­ти. Посмотри в книгу святого Евангелия, и уви­дишь, что Христос за грешников и нечестивых умер. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». И еще: «Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим 5:8, 10). Итак, и мы должны, по примеру Его, врагов наших любить, если хотим учениками Его, то есть христианами, быть. Ибо христиа­нин не иное что есть, как ученик Христа. 4) Кто любит не только друзей, но и врагов, тем показывает, что он есть сын Божий по бла­годати. Ибо такой на себе изображает нрав Не­бесного Отца, Который «повелевает солнцу Сво­ему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), то есть всем благодетельствует по одной любви Своей, добрым и злым, «хочет, чтобы все спас­лись» (1 Тим 2:4), праведные и грешные. Сколь же великое дело есть быть сыном Божиим, сло­во изъяснить и ум человеческий понять того не может. Итак, если кто любит друзей и врагов, тот следует Богу нравом своим, как сын отцу своему; «подражает Богу, как чадо возлюбленное» (Еф.5:1). 5) Одной христианской души свойство — врагов любить. Ибо тех, кто их любит, любят грешники, мытари и язычники. Христиане же на высшую степень любви должны восходить, то есть не только любящих любить, но и нена­видящих; не только благотворящих благодарить, но и творящих зло; не только благословляющих, но и проклинающих благословлять; не только молиться за делающих добро, но и за творя­щих напасть и изгоняющих (см. Мф.5:44). Итак, если кто любит только любящих его, тот не христианское дело показывает, но дела­ет то, что и для язычников, не знающих Хрис­та, и для великих грешников одинаково, и в том от них не отличается. Ибо истинная христиан­ская любовь «не ищет своего», но любит всякого без своей пользы (1Кор.13:5). А кто любящего себя любит, тот равное воздает, и добром за доб­ро платит, и любит себя более, нежели ближне­го. Ибо любит его потому, что тот его любит, от него добро и пользу получает, и потому пользу и корысть свою любит более, нежели ближне­го; иначе, если бы пользы и корысти от него не видел, не любил бы его, — как язычники и про­чие грешники поступают. Поэтому Христос и говорит: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мы­тари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5:46). Итак, христианская добродетель состоит не в том, чтобы только любящих любить, но всех без своей пользы. Не любить любящих себя есть грех такой, которым и язычники гнушаются. Ибо таковых любить и природный разум велит; и больший грех творит тот, который любящих не любит, нежели тот, который врагов не лю­бит. Ибо такой и естественного лишился ра­зума, и горший неверного, который, законом естественным наставляем, любящих себя лю­бит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже невер­ного», — говорит апостол (1 Тим 5:8). О таком го­ворится: «Кто воздает за добро злом, от дома того не отойдет зло» (Притч 17:13). 6) Высокая добродетель — любить врагов и добро творить ненавидящим. Ибо так человек самого себя побеждает, и эта победа — преславная и более славная, нежели города и государ­ства побеждать. Так духом смирения дух гордо­сти низлагается; так благость и кротость злобу гонит; так ветхий Адам новому уступает; так мир и миродержец попирается; так христианин «подвигом добрым» подвизается (2 Тим 4:7). На этот подвиг Подвигоположник Иисус благопри­ятно с неба взирает, и подвизающемуся неувя­даемый венец готовит. Знатная победа — доб­ром зло побеждать! Преславное торжество — над самим собой торжествовать! Благоприятное зрелище — ненавидящих любовью обнимать, делающим зло благотворить! 7) Как огонь огнем не гасится, так гнев гне­вом не побеждается, но еще больше разжига­ется. Отсюда восстают ссоры, брани, драки, кровопролития, убийства и прочее зло. А кро­тостью и любовью часто и самые свирепые вра­ги преклоняются и примиряются. Известно из первой книги Царств, как гнал Саул кроткого Давида. Но когда Давид в пустыне взял копье от изголовья его, в то время как он спал, и не простер руки своей на него, — слушай, что пробудившийся Саул ему говорит, как признает свою вину перед ним: «И сказал Саул: «Согрешил я, возвратись, сын мой Давид, ибо я больше не буду делать тебе зла; потому что душа моя была ныне дорога в глазах твоих; безумно поступал я и очень много согрешал» (1Цар.26:21). Так любовь и кро­тость и лютых врагов в сокрушение приводит. 8) Любовь ко врагам дает дерзновение в мо­литве. Ибо когда с любовью оставляем им оби­ды, без зазрения совести говорим Небесному Отцу: «Остави нам долги наша, якоже и мы ос­тавляем должником нашим», — чему, напротив, вражда препятствует. 9) Враги наши нас смиряют, гордость, тщес­лавие и самомнение наше низлагают, приводят нас в познание себя самих и немощи нашей, побуждают нас к молитве усердной, и так, хотя не с этим добрым намерением гонят нас, ду­шевными благами обогащают нас, если злобу их любовью побеждаем. Так гонимый врагами своими Давид и ими обижаемый к Богу, как олень, охотниками утружденный, с жаждой к источнику водному, с воздыханием и молитвою прибегал. Итак, любить их, а не гневаться на них должны мы за то, что они, хотя и не с доб­рым намерением, делают нам это добро. Так «любящим Бога» и, по заповеди Его, врагов сво­их, «все содействует ко благу» (Рим 8:28). Им и вражда, злоба, гонение врагов великую прино­сит пользу, хотя они сами не знают и не желают той пользы им. 10) Христос говорит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6:31). Никто не хочет быть ненавиди­мым врагами — и сам не должен их ненавидеть. Но даже хочет всякий, когда нужно и от врагов помощь получить. Например, попался бы кто или разбойникам в руки, или к самим врагам своим, или в воде погряз, в таком стеснении непременно и от врагов своих искал бы милос­ти, — так бывает во время сражения воинского, когда один воин противной стороны, побеж­денный другим, у победителя милости и жизни просит. А когда сам от врагов своих в нужде милости желает, того и им желать и самым де­лом показывать, по закону естественному, сам должен. Так святой Давид Саула, врага своего, который искал души его, пощадил и не отнял жизни его; почему и Саул принужден был при­писать похвалу Давиду и признать любовь его к себе: «душа моя, — сказал, — была ныне дорога в глазах твоих», как выше сказано. 11) Наш истинный враг — это дьявол, ко­торый как душе, так и телу нашему старается причинить злобу и погубить. Этот лукавый и враждебный дух и людей учит, чтобы нас гнали и озлобляли. И так по большей части он нашей обиды причина. Он нас через людей гонит, и тем старается отвести от терпения и любви Божией, привести нас во вражду и ссору, о чем он, как дух злобы, радуется. Итак, на него должны мы всю вражду нашу обратить, как истинного и всегдашнего врага, ему противиться твердой верой, воле его не до­пускать над нами совершаться, — что от терпе­ния и кротости бывает, не от воздания зла за зло и досаждения за досаждение, но от любви за не­нависть и благотворением за злодеяние. А лю­дям, которые, будучи хитростью его прельщае­мые, гонят, духом любви соболезновать, что его слушают, злой и пагубный совет его исполняют и злой его воли повинуются. Ибо от этого их оз­лобления познаем, что под темной его властью находятся, служат ему, как пленники. «Всякий, ненавидящий брата своего (всякого человека), есть человекоубийца; и кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил», — говорит апостол Христов (1 Ин 3:15, 8). К тому же часто бывает, что враги наши жа­леют и каются о том, что гнали и озлобляли нас. Так вышеупомянутый Саул каялся и признавал грех свой, что гнал Давида: «безумно поступал и очень много согрешил» (1Цар.26:21). Ибо Бог, как Человеколюбец и Милосердный, Своею благо­датью преклоняет и умягчает человеческие сер­дца, о чем свидетельствуют многие истории. Итак, должно жалеть о врагах, а не гневаться на них. Ибо более гонят себя, а не нас, более губят себя, нежели нас. Поскольку обижают наше тело и свою душу, которая намного выше и дороже тела. Ибо может человек ближнего сво­его обидеть без собственной своей душевной пагубы, как заповеди Божией нарушитель, и потому перед судом Божиим повинный. 12) Поощряют нас к тому примеры Божиих святых. А о том, как Христос, Сын Божий, во дни плоти Своей и сожития с людьми, врагов Своих любил, святое Евангелие свидетельству­ет. Сколько Его фарисеи хулили, гнали, но Он им усердно желал обращения и спасения. Го­рячие пролил слезы над враждебным Ему и не­раскаянным Иерусалимом (см. Лк.19:41), провидя его будущую погибель. Ибо плакать о по­гибели вражьей всякий признает известнейшим признаком любви к врагам, как и о погибели их радоваться есть доказательство ненависти. О распинателях Своих молился: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). Святой Стефан первомученик, камнями побиваемый, за побивающих молился: «прекло­нив колени, воскликнул громким голосом: «Госпо­ди! Не вмени им греха сего» (Деян.7:60). Святой Давид плакал и рыдал не только о сыне своем Авессаломе погибшем, который искал жизни отца своего (2Цар. 18:33), но и о Сауле, враге своем, когда тот был убит(2 Цар.1:11-12). Ибо плачь по врагу погибшему показывает любовь плачущего к врагу. Ибо милосердны, сострада­тельны и любвеобильны Божии святые, как любящим Духом Божиим водимые и не о своей обиде, но о погибели гонителей своих рассуж­дают и болезнуют. То же делали и апостолы, которые, свидетельствуя о себе, и нам пример представляют: «Злословят нас, мы благословля­ем» (1 Кор.4:12), и так всю вселенную не оружи­ем, но любовным терпением и Словом Божи­им Христу покорили, «при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамения­ми» (Мк.16:20). То же показали мученики свя­тые, которые злобу гонителей своих любовью побеждали и за мучителей своих молились, и так многих с помощью Божией в веру привели. 13) Послушаем еще, как святой Иоанн Зла­тоуст златым языком о любви к врагам беседу­ет с нами: «Может быть, — говорит, — мстить хочешь и обидевшему тебе равное или большее воздать стараешься. И что тебе в том нужды, если никакой после не будет пользы? А притом и на Страшном Суде том муку терпеть будешь, как преступник данных Им законов. Скажи мне, если бы царь некий земной закон тебе положил, дабы или о врагах твоих попечение имел, или смертью казнен был, не все ли, боясь телесной этой смерти, прибежали бы к исполнению за­кона того? Какого осуждения достоин тот, ко­торый, боясь телесной смерти (а смерти и без того сам долг естества требует от нас), все тер­петь готов, а не боясь такой смерти, в которой невозможно найти никакого утешения, не за­ботится о законе, данном от Владыки всячес­ких!» (Беседа 4 на Книгу Бытия).

§ 268. Следовательно: 1) Против заповеди этой Христовой погре­шают те, которые от врагов своих любовь отнимают; которые не благословляют, но про­клинают проклинающих их; не добро, но зло делают ненавидящим их, молятся не за тво­рящих им напасть, но против творящих: «Суди-де им Бог», и: «Судит-де им (или ему) Бог», — а любят тех, от которых любовь к себе познают, в чем они от язычников, мытарей и только грешников ничем не отличаются, как Христос учит, ибо и те любящих себя любят. 2) Этим показывают, что они не принадле­жат к числу сынов Божиих, которые следуют Отцу своему Небесному, и, как «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), объятием любви своей обнимать стара­ются не только друзей, но и врагов своих, и благотворить не только благотворящим, но и тво­рящим зло. 3) Если от язычников, мытарей и грешни­ков не отличаются те, которые только любящих их любят, в каком классе уже находятся те, кото­рые любящих их не любят, которые проливают слезы неповинных, тогда как их отирать долж­ны; делают зло никакого зла им не сделавшим, тогда как за них заступаться должны; обнажают вдов, сирот и прочих бедных, от которых ника­кой напасти не знают и которых, по причине бедности их, покрывать обязаны? Кажется, лю­бой может из вышесказанного приметить, что они хуже самих язычников, которые этими бес­человечными пороками гнушаются и законами своими казнят, и потому последнюю искру ра­зума погасили, и зверский, а не человеческий нрав имеют, как бы они ни показывались пе­ред людьми. 4) Те, которые благодетелям своим злодея­нием за благодеяние воздают, и вместо благо­дарности, которую им должны воздавать, имя их ядовитым языком терзают и самих их по­прать и погубить умышляют, кажется, хуже и самих неразумных скотов. Ибо скот знает гос­подина своего питающего, служит ему и рабо­тает для него, пес ласкается перед тем, кто его кормит, охраняет и, когда надо, защищает его, сохраняет овечье стадо от находящих зверей; неблагодарные же этого долга не исполняют по отношению к своим благодетелям, и поэтому в этом безумнее скотов. К этому числу относятся все те, кто не воздают должной чести Монарху своему, заботящемуся о целости общества, в ко­тором и они живут; те, кто злословят и поносят пастырей своих, заботящихся о стаде своем, в котором и они думают быть; те, кто имя учите­лей своих и наставников, от которых слово ис­тины слышали, помрачают или иначе оскорб­ляют; сыновья, которые родителей своих не чтят, оставляют их, и, что еще хуже, ругают, обижают и бьют; и прочие, благодеяние полу­чившие, но благодетелей ненавидящие и зло за благо воздающие. Все такие да внимают тому, что Соломон говорит: «Кто воздает за добро злом, от дома того не отойдет зло» (Притч 17:13).

§ 269. «Как-де мне врагов любить?» Ответ: 1) Знаю я, что любить врагов плоти нашей горестно; но того долг христианский от нас тре­бует, чтобы мы делали не то, что сердце наше хочет, а что закон Божий повелевает. Ибо в этом подвиг христианский и состоит, чтобы мы про­тив себя самих, то есть против страстей плоти нашей подвизались, «распинали ее со страстями и похотями и покоряли духу» (Галл.5:24-25). Итак, что? Плоти ли хотим повиноваться, которая хочет нас погубить, не повинуясь закону Божиему, или заповеди Христовой, которая хочет оживить? «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете», — говорит апостол (Рим 8:13). 2) Поскольку сердце наше не хочет делать того, что заповедь Христова повелевает, тем са­мым обличается немощь наша, и мы как бы убеждаемся молиться Самому Тому, Который бы дал нам «сердце новое и дух новый» (Иез.18:31; 36:26), дабы мы смогли усердно и с любовью заповедь Его исполнять, и хотеть, и делать добро. 3) Рассуждай об учении святого Иоанна Златоуста об этом и о прочих причинах, о ко­торых написано, когда злоба на врага твоего подстрекает тебя. 4) Вражда и злоба во враге твоем достойна ненависти, как дьявольское дело, а он сам, по­скольку человек и создание Божие, как и ты, сам того же рода, естества, достоин любви. Итак, устремляйся на ненависть к врагу, а не на него самого; и гони злобу его, которая, как холод огнем, любовью и благосклонностью из­гоняется, и так или его лучшим сделаешь, или, если не так, то сам лучшим будешь.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных