Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 9: О лихве и проценте




 

«Взаймы давайте, не ожидая ничег»о, — говорит Христос (Лк.6:35).

«От хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42).

§ 117. Лихва или процент есть, когда заи­модавец с должника своего сверх данного ему взаймы что-нибудь берет. Хорошо простой на­род лихву называет ростом; поскольку данное заимообразно количество денег в лихве растет. Например, дается взаймы сто рублей, а отби­рается сто шесть, или сто десять, или более руб­лей; и чем более держит должник взаймы дан­ное серебро, тем более растет и сумма данного серебра.

§118. Хотя многие лихвы или процента гре­хом не считают, однако это есть или вымысел сребролюбивых сердец, которые совесть свою грызущую таким образом стараются утешить и страсть сребролюбия оставить не хотят; или признак того, что не внимают святому Божиему Слову, и знать о том не хотят; или того, что лихва вошла в обычай, который так ослепляет душевные очи, что человек греха своего и от того пагубы своей не видит. Но кто как хочет, так пусть и рассуждает, однако многие и несом­ненные доводы показывают, что лихва или про­цент есть дело беззаконное и грех тяжкий, как в следующих словах будет показано.

§ 119. Доводы, показывающие, что лихва есть грех: 1) Святое Божие слово запрещает лихву брать. «Взаймы давайте, не ожидая ничего», — говорит Христос (Мф.16:26; см. еще Исх.22:25; Втор.23:19). А все то грех, что противно Божиему слову. Итак, лихва есть грех. 2) Лихву между великими грехами то же Божие Слово полагает, как в псалме 14 гово­рится, в котором среди перечисляемых безза­коний есть и лихва: «сребра своего и не дал в лих­ву, и даров против невинных не принимал» (Пс.14:5). И у пророка Иезекииля в главе 18-й, сти­хе 13-м, лихва между великими грехами пола­гается. Итак, лихва — великий грех. 3) Бог за лихву казнью грозит, как читаем у того же пророка Иезекииля в главе 22-й, ст. 12,13,14 и прочее. Итак, лихва — великий грех, за который казнь следует. 4) Лихва противится не только десятой Божией заповеди, которая учит «чужого не желать», но и восьмой, которая запрещает самым делом чужого касаться, поскольку принимающий лихву не только желает, но и самым делом чу­жое похищает. «Как рыболов, — говорит свт. Василий Великий, — червячка к крючку прицепляет, чтобы рыбу мог так обмануть и пой­мать, так и лихоимец ближнего деньгами свои­ми привлекает, и тот неосторожно с червяком и крючок поглощает, и так, как рыба, умерщв­ляется» (Беседа на Псалом 14). 5) От чужого убытка прибыли себе искать есть грех великий, как каждый это за истину признает. Принимающие лихву от чужого убыт­ка прибыли себе ищут: ибо что с должников берут сверх данного им взаймы, в том им убыток, а себе прибыль делают. Их в большую ни­щету приводят, а себе большее богатство соби­рают, от их нищеты богатеют. Итак, лихву брать есть грех великий. 6) Искать себе пользы от чужих трудов, без труда и без воли трудящихся, есть грех. Лихву принимающие без всякого своего труда от чу­жих трудов хотят пользоваться и богатеть — и так грешат. 7) Лихва противна естественному закону, который учит не творить ближнему того, чего себе не хочешь. Никто не хочет лихвы или процента давать, а следовательно, и сам с другого не должен брать. Естественный же, не против­ный Божиему закону, но более Божий закон есть, закон естественный, изображенный на скрижалях. Ибо и Христос говорит: «Во всем,как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». И добавляет: «В этом закон и пророки» (Мф.7:12). Итак, лихва, как естественному и Божиему, написанному проро­ками, апостолами и Самим Христом истолкован­ному, закону противная, есть дело беззаконное. 8) Лихва противится любви христианской, которая требует, чтобы мы не только чужого не желали, но и от своих благ требующим уделяли без возврата, по слову Христову: «Просящему у тебя дай» (Мф.5:42). Итак, лихва есть грех. 9) Лихва есть знамение самолюбия, которое хочет, чтобы мы все только сами у себя имели, и себя самих только снабжали, а не других. Са­молюбие же есть грех и корень всякого греха. Итак, лихва, как злой плод злого корня само­любия, есть зло. 10) Лихва есть политичное или лестное хи­щение. Ибо что воры тайно, хищники нагло, то лихву принимающие лестью похищают. Те руками, а эти деньгами чужое добро берут; вместо рук деньги свои употребляют, которыми, как руками, чужое добро себе прибирают. Чего сами делать стыдятся или боятся закона гражданского, то посредством денег бесчувственных совершают. Скажи, пожалуйся, к тебе говорю, который нищетой ближнего богатеешь и убытком брата твоего пагубно пользуешься, — скажи, за что брать, если ты не трудился? Ведь пла­та за труд дается, а ты никакого труда не поднял ради ближнего своего: за что же берешь сверх того, что ему взаймы дал? Деньгам твоим все равно, что в сундуках лежать, что по рукам ходить; и тебе, как при себе их держать, так и людям взаймы давать — убытка нет, но, более того, и людям, и тебе польза. Людям польза в том, что их нужде и требованию послужишь; тебе польза душевная, в том, что к ближнему любовь покажешь, и заповедь Христову испол­нишь: «От хотящего занять у тебя не отвращай­ся» (Мф.5:42).

§ 120. Не терпит лихоимец и говорит: «Я-де не насильно беру, а по воли должника; он мне сам дает, и я его не принуждаю». Не насильно берешь, но поступаешь подобно тому, который утопающего в воде до тех пор не извлекает, пока от него обещания награды не слышит. И ты до тех пор не даешь взаймы денег в нужде и беде утопающему, пока лихвой себя не сделает обя­занным тебе, и тем самым насильно, принуж­денно от него отнимаешь. И он, если без лихвы не даешь, принужден давать тебе лихву, желая лакомство твое удовлетворить и немилосердие умягчить, чтобы ты, если милосердием не пре­клоняешься, склонился корыстью. Иной отзывается: «Суд-де гражданский не казнит за лихву: итак, можно свободно брать». Не казнит суд гражданский, но казнит суд Христов, который не только за лихву, но и за непоказанное ближнему милосердие отсылает в огонь вечный: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть» (Мф.25:41-42), и прочее. Итак, и брать свободно лихву, свобод­но для идолослужителя, а не для христианина, для того, который серебро, а не Христа любит, мамоне служит, а не Христу; свободно для не имеющего упования вечного, а не для чающе­го воскресения мертвых и жизни будущего века. Таким и все свободно делать: свободно по­хищать, насиловать, слезы проливать, убивать, вдову и сироту умерщвлять свободно, пока бла­гость Божия их терпит. Иной жалуется: «Чем-де мне жить, если лихвы не брать?» Неправда: не жить тебе нечем, а нечем сребролюбию и роскоши угождать. Многие богатства не имеют и лихвы не прини­мают, но живут и питаются. А иные и богатством изобилуют, но лихвы не оставляют. Ибо сребролюбие и роскошь и многим не доволь­ствуются, а умеренность и нужда и малым до­вольствуется. Видишь, что не нужда, а страсть лихву брать учит. Иной на других указывает: «Те-де и те бе­рут, а мне почему не брать?». Худое следствие: тето лихву берут — так и тебе можно? Они грешат — так и тебе вольно? Многие разбойничают, убивают, грабят, наси­луют, блудодействуют и прочие беззакония делают — так и тебе вольно? Это следует ли де­лать, когда на других указываешь в беззаконном деле? Возможно и вольно тебе, но смотри, что от этого следует? Они гневу Божиему и казни подлежат за грех. Так и ты: непременно и тебе это следует. Итак, не во всем подражать другим должно, но в том только, что похвально и с за­коном Божиим согласно делают. Впрочем, хотя бы все беззаконничали, а ты берегись этого, и внимай тому, чему закон Божий учит. Как ты за них, так и они за тебя не будут отвечать перед Судом Божиим; а каждый за себя ответ даст. Иной отзывается: «Я-де с богатых беру». Правда: не равно с убогих и богатых лихву брать, как неравный грех — богатого и бедного обижать. Грешно богатого обнажать, но бес­человечно — нищего, который и без обнажения гол. Так и о лихве разумей. Грех — с богатого лихву брать, но больший грех и бесчеловечие — с нищего, которому и даром помогать должно. «Может, лучше и не давать взаймы?» — так иной думает. Худое такое мнение: ибо как се­ребро давать в лихву, так и взаймы без лихвы не давать грешно, если имеешь, что дать. Ибо Хри­стос учит: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42). Давать взаймы просящему должно, но без лихвы, как еще Христос учит: «Взаймы давайте, ничего не ожидая» (Лк.6:35).

Святой Василий Великий лихоимцам гово­рит: «Должно было тебе человеческую нужду умалить, ты же ее умножаешь, прибыток от убо­гого принимая, поступая подобно лекарю, который, придя к немощному, вместо исцеления и последнюю силу у него отнимает. Убогих нужды поводом к своему обогащению постав­ляешь, и, как земледельцы желают дождей, что­бы семена их росли и умножались, так и ты нуж­ды и убожества человеческого хочешь, чтобы у тебя умножались деньги. Или не знаешь, что больше производишь приращение греха, неже­ли умножение денег, которое бывает от лихвы?» И ниже: «Что от убогого берешь — это всякое человеконенавистничество превосходит. От бед богатеешь, от слез серебро собираешь, нагого обнажаешь, голодного бьешь. Нет никакого милосердия, нет никакого разумения о срод­стве страждущим. И прибыток от этого назы­ваешь человеколюбием! Горе именующим горь­кое сладким, и человеконенавистничество че­ловеколюбием называющим!». И еще в конце: «Без земли сажаешь, без се­мени жнешь, и неизвестно, кому собираешь. Что тот, с кого лихву берешь, плачет, — извест­но, а кто плодом, от лихвы собранным, будет питаться, — неизвестно. Ибо неизвестно, кому утеху о богатстве оставишь; зло же от неправды себе собираешь. От хотящего занять у тебя не отвращайся, и серебра своего не давай в лихву, да, и от Нового, и от Ветхого Завета полезному на­учившись, с благой надеждой ко Господу отой­дешь, чтобы там лихву за благие дела воспри­нять» (Беседа на Псалом 14). О том же и святой Иоанн Златоуст во мно­гих своих беседах учит.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных