Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика организаций




Любое общество состоит из множества организаций, и такие из них, как государственные учреждения, промышленные предприятия, коммерческие фирмы, учебные заведения и т. д., занимают доминирующие позиции в современном обществе. С точки зрения индивида, преимущество организованных групп заключается в том, что человек, являясь членом организации, может ставить и успешно достигать более масштабные цели, чем это возможно в одиночку. В определенном смысле можно сказать, что для достижения таких целей и создаются интегрированные, кооперативные системы поведения.

Традиционно в той или иной форме организация рассматривается как инструмент достижения целей.

Организация - объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определённых процедур и правил (БСЭ).

Организация - вид социальной системы, характеризующийся сложным многоуровневым строением, способностью развиваться, открытостью, т.е. связанностью с более широкими структурами общества (Т.С. Кабаченко).

Организация является открытой системой. Система - это совокупность компонентов и их связей, функционирующих как единое целое. Система является открытой в том случае, если она взаимодействует со средой. Хотя организации и могут рассматриваться как самостоятельные системы, они являются подсистемами в рамках более крупной системы и зависят от многих факторов внешней среды.

Взаимодействия между организацией и средой включают «входы» (input) и «выходы» (output) этих взаимодействий.

 

 

«Входом», или началом взаимодействия, обычно являются информация, энергия, капитал, персонал (человеческие ресурсы), материалы и оборудование, которые поступают в организацию извне.

«Выходы» взаимодействия организации со средой могут иметь различные формы, зависящие от характера ее деятельности. Большинство «выходов» являются результатом трансформации «входов»: получив сырье, энергию, информацию или другие ресурсы, организации преобразуют их в товары и услуги, прибыль и т. п.

Организация -произвольное соглашение людей, объединившихся в процессе работы, распределив между собой определённые функции для эффективной деятельности всей организации в целом (А.Н. Сухов).Уобъединившихся людей предполагается наличие общих интересов.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей (Б.З. Мильнер).

Целенаправленность - одна из важнейших характеристик организации. Первым и непременным условием ее существования является формирование общей цели. Цель, представленная в форме утверждения, в котором отражены желательные для организации результаты, выступает ключевым фактором, определяющим поведение ее членов.

Разложенная на более дробные подцели и задачи, цель выступает основанием организационной структуры: создаются подразделения и службы, формируются рабочие группы, подбираются отдельные работники. Общей целью детерминированы как характер взаимодействия между подразделениями и отдельными работниками, так и их функции. Таким образом, цель лежит в основе базовых структурных и процессуальных характеристик организации и ее достижение обеспечивается только при выполнении всеми подразделениями и отдельными работниками порученных им подцелей и задач, выступающих составными элементами общей цели.

Для того чтобы организация оформилась в некий целостный организм, индивидуальная цель одного или нескольких человек должна получить преимущество над целями других членов организации, т. е. именно этот индивид (группа) должен стать субъектом общей цели. Главенство одной цели над другими должно быть относительно постоянным.

Таким образом, первым и необходимым условием создания организации является не столько общая цель, сколько некая сила, способная придать какой-либо индивидуальной цели статус общей и сделать ее субъекта носителем общей цели.

Такой силой выступает организационная власть - процесс, обеспечивающий устойчивую приоритетность общей цели над индивидуальными целями работников и использующий для этого широкий набор организационных средств.

Характерные черты социальных организаций (М.Вебер, Н.И. Дряхлов, А.И. Кравченко, В.В. Щербина):

- задачи организации распределяются среди различных позиций (должностей) как официальные обязанности;

- должности организованы в иерархическую структуру власти;

- решения и действия должностных лиц управляются формально установленной системой правил и инструкций;

- организация располагает административным штатом, в задачу которого входит обеспечение функционирования этой организацией;

- организация всегда целенаправленна;

- организация опирается на горизонтальные структуры (разделение и специализация труда);

- организация функционирует на основе информационных потоков;

- организация выполняет определённые социальные функции;

- наем сотрудника предусматривает продвижение его по службе;

- должностные лица в своих контактах с клиентами и другими должностными лицами обязаны руководствоваться безличной ориентацией.

Каждая организация является в той или иной степени бюрократической. Члены организации рассматриваются не как личности, а как носители определённых социальных ролей. Интересы отдельных работников не всегда совпадают с целями организации.

Понятие бюрократии имеет различные значения.

В одних случаях оно характеризует эффективную организационную форму с оптимальными, четко формализованными процедурами. В понимании немецкого социолога М. Вебера (1864-1920), бюрократия — «идеальный тип» организации, обеспечивающий наибольшую эффективность и предсказуемость поведения членов организации. По Веберу, «рационализация» и «бюрократизация» - понятия тождественные. Он рассматривает организацию как некую безличную, механическую машину, полностью свободную от личностных дел, интересов и проблем членов организации, находящуюся во власти высшего руководителя и действующую согласно его предписаниям.

В других - используется скорее как метафора, акцентирующая негативные последствия чрезмерной формализованности деятельности больших организаций (канцелярщина, волокита, отсутствие гибкости и т. д.).

Функции организации по А. Файолю (совокупности деятельностей, которые в системе обеспечивают жизнеспособность предприятия):

- техническая функция (производство);

- коммерческая функция (закупка, продажа, обмен);

- финансовая (поиски капитала, эффективное его использование);

- учёт (бухгалтерская деятельность, статистика);

- обеспечение безопасности (сохранение собственности и персонала);

- администрирование (планирование, руководство, координация, контроль) - системообразующая функция.

Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных вышеперечисленных функций.

Цели организации

Организацию следует рассматривать как средство достижения целей.

Цели организации - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив. Наличие цели обеспечивает организации стабильность, равновесие и единство ее участников.

Цель организации можно обобщено охарактеризовать как «Что хочется и что необходимо сделать?»

Организация имеет всегда хотя бы одну общую формальную цель, к достижению которой стремятся все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Кроме формальных целей у организации могут быть неформальные, неявные цели, которые являются прямым или косвенным следствием конкретных решений и действий. Основные цели и стратегия, направленная на их достижение, являются результатом политических процессов в высшем руководстве организации.

На практике в процессе планирования руководство организацией разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Однако этот процесс не имеет односторонней направленности, так как в выработке тактических целей принимают участие все члены трудового коллектива. Процедура совместного определения цели является главным мотивом и координирующей силой организации, так как в результате этого каждый член организации знает, к чему он должен стремиться. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели организации были реальными и выполнимыми.

Главной целью практически всех организаций является задача выживания. Если организация достигает первоначальных целей, ради которых она была создана или же эти цели становятся несовместимыми с ее выживанием, она ищет новые цели взамен утративших актуальность.

Основные цели организации связаны с трансформационным циклом. Например, промышленная компания, как правило, производит товары для их выгодной продажи. Обычно среди целей таких компаний выделяются следующие: повышение прибыли, расширение рынка, увеличение продаж, освоение новых рынков. Коммерческая организация может дополнительно поставить и социальные цели, которые непосредственно не связаны с трансформационным процессом.

Ключевыми детерминантами рыночных требований к товарам и услугам организаций являются потребители и конкуренты.

Цели в той или иной мере связаны с ценностями и поведением членов организации, которые могут рассматриваться как ее внутренняя среда, детерминированная в значительной мере национальными и культурными факторами.

Выживание большинства организаций, которые не находятся на дотации, зависит в значительной мере от эффективности их трансформационного процесса. Такие организации стараются предельно рационализировать все производственные циклы, минимизировать затраты и использовать людей, оборудование и другие ресурсы с максимальной эффективностью. Наибольшая эффективность может быть достигнута в тех случаях, когда имеются стабильные поставки сырья и комплектующих, а потребность в товарах и услугах хорошо прогнозируема.

Классификация целей может осуществляться:

· по охватываемой сфере (общие, частные);

· по значению (стратегические, тактические);

· по степени важности (главные, второстепенные);

· по содержанию (технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, социальные и т.д.);

· по времени (краткосрочные - до одного года, среднесрочные - от 1 года до 5 лет, долгосрочные - свыше 5лет).

Формулировка целей является важной задачей менеджмента. При этом необходимо четко определить:

· содержание цели;

· ее размер (максимум, минимум, уровень);

· временные параметры;

· пространственные характеристики;

· персональную привязку;

· ранг в иерархии целей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных