Структура общения по Г.Н. Андреевой
· Коммуникативный компонент (состоит в обмене информацией межу общающимися);
· Интерактивный компонент (заключается в организации взаимодействия);
· Перцептивный компонент (означает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания).
Информация может передаваться непосредственным способом (с помощью вербальной речи) или опосредованно (с помощью невербальной коммуникации).
Невербальная коммуникация:
- оптико-кинестетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика);
- паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков (вокализация голоса; темп речи, паузы, покашливание, заикание);
- пространство и время;
- контакт глаз.
Критерии успеха общения - обратная связь.
Зоны (дистанции) в общении:
- Интимная зона (15-45 см) - в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт, прикосновения. Нарушение интимной зоны влечёт определённые физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, повышение уровня адреналина, прилив крови к голове. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается как покушение на неприкосновенность.
- Личная или персональная зона (45-120 см) - зона для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнёрами, поддерживающими разговор.
- Социальная зона (120-400) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах и других служебных помещениях, как правило с теми, кого не очень хорошо знают.
- Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудиторией.
Средства невербальной коммуникации дополняют, а иногда и заменяют средства вербальной коммуникации. Исследования австрийского учёного А. Пиза свидетельствуют о том, что 55% сообщений воспринимается через выражения лица, позы, жесты; 38% - через интонации и модуляции голоса; 7% информации получаем через слова. То есть то, как мы говорим, во многих случаях важнее того, что мы говорим.
Общение как взаимодействие базируется на установлении позитивных контактов с партнёром, зависит от положения партнёров по общению в группе, а также от социальных ролей, которые они выполняют.
Социальная роль - это предписанные обществом права и обязанности личности, которые вытекают из её социального положения.
В процессе общения формируется система оценок, которые позволяют оценить характер человека, увидеть его мотивы, установки. Внешность часто связывают с личностными характеристиками. Так, качества личности приписываются человеку в зависимости от его эстетической привлекательности. Существуют системы оценок, которые приводят к необъективному восприятию:
1. эффект ореола - человека оценивают на основе его прежних заслуг;
2. эффект первичности и новизны - когда оценивается незнакомый человек, самой значимой является первая информация, если знакомый - последняя;
3. эффект проекции - выражается в неосознаваемой тенденции переноса собственных представлений, состояний и особенностей на партнера по общению;
4. каузальная атрибуция (кауза - причина, атрибуцио - приписывание) - феномен межличностного восприятия, заключается в приписывании причин поведения кому-либо (другому человеку) в условиях дефицита информации о действительных причинах действий. Мера и степень каузальной атрибуции зависит от 2 параметров: 1) соответствия поступка ролевым ожиданиям; 2) соответствия поступка культурным нормам; чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно, степень приписывания будет меньше.
Различают три типа каузальной атрибуции (по Г. Келли): 1) личностная - причина приписывается человеку, совершившему действие; 2) объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок); 3) обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).
В организационном контексте помехами и барьерами в общении чаще всего выступают:
1) факторы, отвлекающие адресата от внимательного восприятия сообщения;
2) семантические проблемы (например, различный смысл, придаваемый одним и тем же словам разными людьми);
3) статусные различия между адресантом и адресатом, определяющие различные «образы организации»;
4) индивидуальные характеристики участников общения (например, «застреваемость» на каких-либо проблемах, неспособность дослушать до конца, проблемы со слухом и т. д.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|