ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура российского автомобильного рынкаПосле распада Советского Союза парк легковых автомобилей России вырос более чем в 2,5 раза – до 23,4 млн. штук в 2004 году. Темпы его роста составляли в среднем более 12% в год. Для сравнения: в странах Восточной Европы – 5,4%, а Западной – всего 2%. В результате такого "большого скачка" сложилась очень неоднородная региональная картина автомобилизации России. В некоторых регионах достигнут такой уровень, до которого общероссийский показатель доберется, дай бог, лишь к 2010 году: Москва – 286 автомобилей на 1000 человек, Ханты-Мансийский АО – 247, Калининградская область – 235, Камчатская область – 231. Довольно близки к этим цифрам Московская область – 214 и Санкт-Петербург – 215. В среднем же по стране показатель куда ниже: 163 автомобиля на 1000 человек (в небогатых странах Восточной Европы около 300 автомобилей, в Западной – более 420).[10] С ростом парка легковых автомобилей в России менялась и его структура, в первую очередь – благодаря росту числа импортных автомобилей. Цифры здесь впечатляют. В 1993 году, согласно данным ГИБДД, в России было зарегистрировано всего 300 тыс. иномарок (без учета продукции ЗАЗа, который к тому времени оказался за границей), или 2,8% от парка. А вот к концу 2003 года этот показатель возрос до 4,3 млн. автомобилей (или 19,1%). Среднегодовые темпы роста парка иномарок последние пять лет составляют 10%, в отечественном сегменте – 4%. Самые массовые автомобили в стране – по-прежнему производные от "копейки", модели "классического" семейства АВТОВАЗа. Они по сей день лидеры продаж и в нашем автопарке занимают добрую треть – 31,5%. Но доля их сокращается: год назад было 33%. Согласно прогнозам, к концу десятилетия цифра опустится до 20% – с введением норм Евро II продажи "классики" должны резко упасть. На втором месте у нас в стране– иномарки. Количество их ныне растет куда более быстрыми темпами, чем отечественных, и в нынешнем году, по некоторым оценкам, в РФ впервые в истории они могут составить половину продаж (в 2004-м соотношение было примерно 65:35). За последний год доля иномарок выросла с 16 до 19,4%, а в некоторых регионах она еще больше. Можно сказать, не изменилась доля семейства "Самара" (она равна 10,5%), но это легко объяснимо: "восьмерки" и "девятки" в России сняты с производства, а "самары-2" не намного дешевле более современных "десяток". Заметен прогресс в продажах "десятого" семейства: их доля выросла с 3% в 2003 году до 4,6% – в 2004-м. В автопарке РФ они занимают пока лишь шестое место. На четвертом месте - "москвичи", последний из которых вышел из ворот АЗЛК четыре года назад. Их в стране вдвое больше, чем "десяток", – 2,2 млн. На пятом месте с долей парка в 6,6% – "Волги". Количество ЗАЗов (и соответственно их доля) в автопарке России сокращается (за год с 6 до 4,5%).Дальше идут полноприводные "нивы" и УАЗы. Вместе с "шевроле-нивами" отечественные внедорожники занимают 6,8% парка. Следует также отметить, что за год у нас в стране в 1,5 раза выросла доля автомобилей "Ока". С учетом роста продаж иномарок типа "Дэу-Матиз" можно считать этот сектор рынка наиболее развивающимся. Описанные тенденции представлены в таблице 1. Таблица 1. ПАРК ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (на 1.01.2005 года)
При этом иномарки по регионам распределяются очень неравномерно. В лидерах по абсолютному количеству – конечно же, столица, где их 832 тыс., но в Москве и самый большой автопарк – 2 млн. 512 тыс. В относительном же исчислении Москва имеет только 33,1% иномарок. В Санкт-Петербурге доля иномарок выше – 36,7%, а в лидерах, естественно, Приморский край (82,8%) и Калининградская область (78,5%). В таблице 2 представлены самые автомобильные регионы РФ. Таблица 2. САМЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ РФ[11]
Наибольшие в стране парки легковых автомобилей имеются в 25 регионах. Количество автомобилей, зарегистрированных в каждом из этих регионов, представлено диаграммой на рисунке 1, из которой видно, что московский парк по числу автомобилей значительно превышает автопарк любого другого региона России. Даже в Санкт-Петербурге количество зарегистрированных легковых автомобилей составляет только треть московского парка. Емкость же среднего регионального автомобильного парка не превышает и 16% московского.[12] Рис.1.Количество автомобилей, зарегистрированных в регионах Другой параметр, важный при анализе состояния парков автомобилей в регионах, - динамика роста емкости парка. Диаграмма на рисунке 2 показывает темпы роста автопарков в рассматриваемых регионах. Максимальные темпы роста парка наблюдаются в тех регионах, где имеется относительно небольшое количество автомобилей, в то время как в регионах-лидерах по числу зарегистрированных машин этот показатель меньше среднего общероссийского. 8 ряде российских регионов емкость парка легковых автомобилей умень-шается. Это связано, в основном, с последствиями экономического кризиса. Рис. 2. Темпы роста парков автомобилей в регионах По итогам 11 месяцев 2006 года объемы продаж автомобилей иностранных марок в России выросли на 63 процента и достигли отметки в 886 тысяч 097 машин. Об этом говорится в сообщении, распространенном Комитетом автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса в РФ. Отметим также, что по оценкам некоторых экспертов, продажи автомобилей в России по итогам полного 2006 года могут превысить отметку в один миллион штук (таблица 3). Лидером по продажам в России по прежнему остается марка Chevrolet - с начала 2006 года на местном рынке было продано 99 тысяч 712 машин, включая продукцию СП "GM-АвтоВАЗ". Второе место занимает марка Ford с показателем 94 тысячи 432 автомобиля. Третье место досталось Hyundai - 90 тысяч 424 машины. Самой популярной иностранной моделью в России оказался Ford Focus, который сумел опередить Renault Logan и Mitsubishi Lancer.[13] Таблица 3. Продажи новых иномарок в России за 11 месяцев 2006 года
Распределение парка легковых автомобилей по федеральным округам пропорционально численности населения. 72,5% всех автомобилей зарегистрировано в европейской части России (до Урала). При этом на нее приходится 67,1% российского парка иномарок. В приграничных регионах – Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах – наиболее высокий показатель доли иномарок, соответственно 67 и 37%. Они составляют более 81% парка легковых автомобилей Калининградской области и Приморского края. Небольшое число иностранных машин зарегистрировано в колыбели отечественного автостроения – Приволжском округе (лишь 12%), ну а меньше всего их в Ульяновской и Самарской областях (соотвественно 5,9 и 8,2%) и Республике Татарстан (9,3%). Примечательно, что по абсолютным показателям парк иномарок Дальневосточного федерального округа (980 тыс. автомобилей) занимает второе место в России, уступая только Центральному (1,7 млн. автомобилей) и немного опережая Северо-Западный (850 тыс.), причем в Центральном более чем на 50% сформирован за счет Москвы и области. На них, в свою очередь, приходится 71% парка иномарок региона. Продукция АвтоВАЗа традиционно доминирует в парках Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов, где она превышает 54%. Приграничные территории, а также регионы за Уралом характеризуются, как было сказано, более высокой долей иномарок в парке и, соответственно, более низкой – продукции отечественных автозаводов.[14] Согласно оценке аналитического агентства "АВТОСТАТ" в первом полугодии 2007 года на автомобильном рынке России было продано порядка 1 млн. 55 тысяч новых легковых автомобилей. Это почти на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом наибольший рост рынка демонстрирует сейчас сегмент новых иномарок. По словам директора аналитического агентства "АВТОСТАТ" Сергея Целикова в первой половине текущего года официальными дилерами иномарок на российском рынке было реализовано порядка 730-740 тысяч машин, что на 75% больше прошлогодних показателей. Сейчас иномарки уже занимают почти 70% российского рынка, тогда как годом ранее их доля была на уровне 50%. Сегмент российских моделей в текущем году существенно сократится. На их долю приходится лишь 30% рынка, против 50% годом ранее. За полгода на внутреннем рынке будет продано порядка 320-330 тысяч автомобилей отечественных марок, тогда как в первом полугодии 2006 года было реализовано 401,3 тысячи российских моделей. Подавляющее большинство из них (почти 90%) приходится на бренд LADA.[15]
По данным аналитического издания "Автомобильный рынок России – 2006" обеспеченность легковыми автомобилями жителей Москвы на начало текущего года составляла 253 машины на каждую 1000 человек, тогда как в среднем по России этот показатель был равен 176 машинам. То есть легковой автомобиль сейчас уже есть у каждого четвертого москвича. Всего в ГИБДД Москвы на начало года числилось более 2,6 млн. машин, 92,5% из которых - в частной собственности. Кроме того, почти 1,6 млн. "легковушек" зарегистрировано в Московской области, где обеспеченность составляет 241 автомобиль на 1000 жителей. Стоит отметить, что суммарно в московском регионе сосредоточено 16,7% всего российского автопарка. То есть здесь зарегистрирован каждый шестой легковой автомобиль от общего российского автопарка. Стоит также отметить, что помимо Москвы и области к регионам с высоким показателем обеспеченности населения автомобилями относятся "приграничные" Камчатская (268 машин на 1000 жителей), Сахалинская (253) и Калининградская (245) области. Кроме того, в лидерах числятся город Санкт-Петербург (228), Тюменская (227), Самарская (213), Магаданская (213) области, а также Краснодарский (204) и Приморский (200) края.[16] Автопроизводители полагают, что, несмотря на колоссальный спрос на автомобили, Московский регион оказывается тесен. По мнению экспертов, развитие регионального рынка в 2007 году отнимет у столичного рынка 10-20% продаж и на столько же увеличит общий сбыт новых автомобилей. Однако при ожидаемом 30-50-процентном росте продаж отток автомобилей в регионы не повлияет на увеличение очередей. Переломными для регионов станут ближайшие пять лет: на этом рынке сегодня сложились благоприятные условия для выхода новых игроков, а сильные и опытные компании, безусловно, не намерены сидеть сложа руки. С появлением новых игроков конкуренция, конечно, повысится, но это будет здоровая конкуренция. Она пойдет на пользу как всей дилерской сети, так и самой автомобильной марке. Вторая волна регионального развития придется на 2011 год. В первую волну - она пришлась на 1990-е годы - не все дилеры решились выйти в регионы. «Тогда слишком велико было влияние административного ресурса на деятельность автодилеров: многое строилось на личных, в том числе семейных отношениях. Вот почему законы бизнеса работали слабо», - объясняют эксперты.[17] Сегодня ситуация меняется. По мере того как в регионах начнет расти конкуренция, и рынок станет диктовать свои правила, появятся профессиональные менеджеры, а властные структуры будут играть меньшую роль. Наряду с ростом продаж популярных моделей ожидается, что потребители обратят внимание на пока не слишком востребованные автомобили с кузовом пикап. С развитием региональных рынков повысится спрос на внедорожники и пикапы, поскольку эти автомобили созданы для эксплуатации за пределами крупных городов. Специалисты сходятся во мнении, что в 2007 году объем продаж вырастет и в столичном регионе, и за пределами Москвы, но темпы роста продаж в регионах окажутся значительно выше. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|