ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ условий конкуренцииВ качестве методики анализа условий конкуренции мы будем использовать модель конкурентных сил, разработанную М. Портером. Предварительно выявим основных конкурентов АЗС «Статойл – Поземского», это: 1. «Лукойл»; 2. «ТНК»; 3. «Псковнефтепродукт».
Таблица 2
Продолжение таблицы 2
Комплексная оценка уровня интенсивности внутриотраслевой конкуренции определяется как средняя сумма баллов по всем факторам и предприятиям: где Kв- показатель интенсивности внутриотраслевой конкуренции; n- общее число анализируемых предприятий-конкурентов, включая предприятие- объект курсовой работы; Vi,j- бальная оценка i-фактора для j-предприятия; m- общее количество учитываемых факторов. Тогда n=4, m=12 => Kв = (50+52+43+44)/(4*12)=4,725 Для наглядного представления результатов оценки построим профили предприятия и его основных конкурентов. Результат представлен на рисунке ниже, где по вертикальной оси представлен номер фактора.
Рис. 1. Профили предприятия и основных конкурентов.
По результатам экспертной оценки делается вывод о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия и его основных конкурентов. Таблица 4 Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия и основных конкурентов.
Продолжение таблицы 4
Таблица 5 Сравнительная характеристика предприятия и конкурентов
Оценив потенциал конкурентов, можно сказать, что основными слабыми сторонами предприятия являются низкая доля рынка и отсутствие стимулирования сбыта. Главный конкурент предприятия - «Лукойл». Предполагаемая и исходная конкурентные стратегии изображены на рисунке ниже.
Рис. 2. Предполагаемая и сходная конкурентные стратегии
Дальнейший анализ условий конкуренции сводится к оценке возможных угроз от появления новых конкурентов. Их появление опасно тем, что они принимают на себя часть емкости рынка, ограничивая тем самым доли рынка действующих конкурентов. Вероятность появления новых конкурентов зависит от силы входных барьеров и от ожидаемой реакции со стороны действующих на рынке предприятий. Определим уровень угрозы появления новых конкурентов, т. е. высоту барьеров входа в отрасль.
Таблица 6 Оценка угрозы появления новых конкурентов
Комплексной оценкой уровня угрозы появления новых конкурентов является средневзвешенная сумма баллов: , где n- общее число оцениваемых факторов; βi- удельный вес i-фактора; Pi- оценка i-фактора. Kn= 0,13*2+0,13*2+0,13*2+0,21*3+0,13*2+0,27*4=2,75 Степень угрозы появления конкурентов не так высока. Также проведем оценку угроз появления товаров-заменителей. Товары-заменители выполняют те же функции, что и товары-конкуренты. Товары-субституты предназначены для тех же покупателей, но отличабтся от товаров-прямых конкурентов. Оценка уровня угрозы от появления товаров-заменителей осуществляется в том же порядке, что и угрозы появления новых конкурентов. В качестве товаров заменителей к бензину и дизельному топливу могут применяться: электрическая энергия, энергия солнца, экологически чистое биологическое топливо (например, горючая смесь на основе сока цедры цытрусовых), и т.п. Таблица 7 Оценка угрозы появления товаров-заменителей.
Cредневзвешенная сумма баллов определяется: Kn= ∑βi*Pi, где n- общее число оцениваемых факторов; βi- удельный вес i-фактора; Pi- оценка i-фактора. Kn= 0 Угроза появления товаров-заменителей отсутствует. Степень влияния поставщиков на конкурентную ситуацию определяется наличием (отсутствием) альтернативных поставщиков. Поставщики представляют значительную рыночную силу, когда они могут диктовать цены на свою продукцию, ограничивать поставки, влиять на деятельность предприятия стабильностью (нестабильностью) своих поставок и качеством своих изделий. Основные поставщики АЗС «Статойл – Поземского» это отечественные нефтеперерабатывающие заводы и собственный завод компании в Норвегии. Еда для кафе при станции поставляется из Дании, Швеции, Норвегии.
Таблица 8 Оценка рыночной силы поставщиков.
Cредневзвешенная сумма баллов определяется: Kn= ∑βi*Pi, где n- общее число оцениваемых факторов; βi- удельный вес i-фактора; Pi- оценка i-фактора. Kn= 0,33*2+0,17*1+0,5*3=2,33 Уровень давления со стороны поставщиков невысок. Таблица 9 Влияние поставщиков на предприятие.
Покупатели могут повлиять на интенсивность конкуренции, вынуждая производителей снижать цены, требуя более широкого ассортимента и др. Влияние покупателей определяется их способностью диктовать свои условия. Основные покупатели предприятия характеризуются следующими признаками: 1. Сфера обращения (розничные, оптовые) 2. Цель покупки (личное потребление, потребление организациями) 3. Географическое размещение (местные) 4. Частота покупок (постоянные клиенты) 5. Величина покупок (крупные и мелкие клиенты) 6. Уровень доходов покупателей (высокие, средние)
Таблица 10 Общая характеристика целевых сегментов
Консерватор это человек с консервативными привычками и вкусами, предпочитающий в угоду им пренебречь не только требованиями моды, но и своим финансовым положением. Потребитель-либерал – это человек, который не гонится принципиально за современностью товара, но в то же время ищет удобства в эксплуатации покупки. Потребитель-новатор это человек, способный в угоду моде и постоянно навязываемым изготовителями новшествам и инновациям поступиться качеством, а, зачастую, и ценой желаемой покупки. Далее проведем оценку рыночной силы покупателей. Таблица 11 Оценка рыночной силы покупателей
Интегральная оценка степени давления со стороны покупателей определяется по формуле: Kn=∑αi*Sср,i, где Kn- интегральный показатель уровня давления со стороны покупателей; p- количество выделенных групп покупателей; αi- удельный вес i-группы покупателей; Sср,i- средняя сумма баллов для i-группы покупателей. Kn= 2,5*0,3+2,25*0,4+2,75*0,3=2,475 Давление покупателей на предприятие незначительно. Покупатели могут создавать дополнительные возможности и угрозы, что необходимо отразить. Построим для этого таблицу. Таблица 12 Влияние покупателей на предприятие
Анализ условий конкуренции завершается общей оценкой воздействия движущих сил конкуренции. Таблица 13 Общая оценка воздействия внешних сил конкуренции
Рис. 3. Результирующее воздействие пяти конкурентных сил на рынке
Сделаем вывод по результатам анализа условий конкуренции. Общую конкретную ситуацию на рынке можно охарактеризовать как неспокойную – 4,725 балла. Главной угрозой является угроза появления новых конкурентов (интенсивность 2,75 балла). Уровень способности поставщиков диктовать свои условия чуть ниже среднего (2,33 балла). Уровень способности покупателей диктовать свои условия чуть выше среднего (2,475 балла). Отсутствует угроза появления товаров-заменителей.
2.3. SWOT – анализ деятельности предприятия SWOT - анализ помогает систематизировать информацию о деятельности предприятия и позволяет: - выбрать направление развития предприятия; - использовать сильные стороны предприятия; - устранить либо учесть недостатки предприятия; - использовать предоставляемые возможности; - избежать опасностей и угроз; - разработать стратегические действия; - создать базу для разработки стратегии развития предприятия.
Таблица 14 SWOT – анализ деятельности АЗС «Статойл – Поземского»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|