Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОСТРАНСТВО МИРА И ПРОСТРАНСТВО КАРТИНЫ




Уже П. Сезанн поразил своих современников особой, «непра-
вильной» перспективой, совмещенными пространственными зонами,
наплыванием глубины на первый план, изображением словно зака-
чавшегося мира. Еще в большей степени удивляет своей совершенно
неожиданной с точки зрения классических принципов организацией
пространства П. Пикассо, например, в серии работ «Художник и мо-
дель». В своих произведениях Пикассо демонстрирует своеобразную
художественную игру несопоставимых масштабов, словно выхваты-
вая своих персонажей из разных пространств, что рождает ощущение
пребывания в разных временных измерениях всех участников дейст-
вия — художника, натуры, зрителя.

На самом деле эти «неправильности» — искривление перспек-
тивных построений в картинах Сезанна «Берега Марны», «Гора
Сент-Виктуар» — имеют свою художественную логику, не случайно


исследователи назвали пространственную концепцию Сезанна сфе-
роидной. Сезанн, стремившийся «оживить» Пуссена на природе и од-
новременно желавший преодолеть импрессионистическую изменчи-
вость мира, тяготел к созданию устойчивого, незыблемого образа
природы. Именно поэтому все элементы сотворенного им мира суще-
ствуют словно в замкнутой сферической структуре. Мы можем вспом-
нить в качестве характерного примера картину «Большая сосна близ
Экса» (Эрмитаж). Как-то Н. Пунин остроумно заметил, что если из-
влечь из картины Сезанна сосну, то останется пустой холст. Действи-
тельно, все компоненты изображения сцеплены друг с другом на всех
уровнях многослойного письма по принципу взаимного проникнове-
ния. Могучая сосна является своеобразным центром мироздания,
плотно врастая в землю и упираясь кроной в небо, она одновременно
направляет свои упругие ветви в глубину дали и вытягивает их на пер-
вый план пейзажа, как бы охватывая, обнимая и в то же самое время
вмещая бесконечность мира. Это переживание пространства усили-
вается типично сезанновским сопоставлением пространственных
планов: сосны, приближенной к зрителю, и далеко отодвинутых неиз-
меримых глубин, словно бы увиденных с вершины сосны. Простран-
ственные зоны, в свою очередь, взаимодействуют между собой своими
слегка колеблющимися дуговыми протяженностями. Картина Сезан-
на — это не разомкнутая пространственная структура работ импрес-
сионистов, сомасштабная человеку, словно приглашающая войти в
нее, а пребывающая в своем величавом бытии природа, с которой не
вступишь в непосредственный зрительский контакт.

Если цель Сезанна — воссоздать полноту и гармонию классики
через свое индивидуальное ощущение, то Пикассо решительно, всем
своим творчеством опровергал многие эстетические принципы клас-
сики. В произведениях Сезанна пространственные планы сдвинуты,
но сделано это для обретения цельности. Пикассо же намеренно рас-
шатывает привычные нормы изображения, он может создать ощуще-
ние опрокинутого или разрушающегося пространства. Если в некото-
рых работах Поля Сезанна время как бы замедляет свой бег, то у Пи-
кассо оно то тянется томительно медленно, то словно останавливает-
ся, то ускоряется. В этом отказе от прочности, стабильности
проявляется дух искусства XX века, воплотителем которого был Паб-
ло Пикассо. Он часто стремится оперировать понятиями космическо-
го масштаба, но вместе с тем в его творчестве постоянно присутствует
обращение к микромиру человека, его бесконечно волнует открыва-
ние самого себя. Так, серия Пикассо «Художник и модель» по
сути — вселенная души его творца.

Начав этот раздел о перспективе с имен Сезанна и Пикассо, мы
констатируем у Сезанна своеобразную переработку классических
пространственных систем, а у Пикассо попытку создания новых прин-
166


ципов организации пространства. Тем не менее мы обнаруживаем в их
системах также и возвращение к архаическим доклассическим време-
нам.

Возможно, интерес не только Пикассо, но и многих других худож-
ников XX века к древним культурам объясняется тем, что в своем
творчестве они стремились вернуться к истокам языка живописи.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных