ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО МИРА
Религиозное мировоззрение египтян побуждало их создавать об- разы для вечной жизни, любое изображение должно было быть вме- стилищем души, поэтому скульптура и живопись наделялись качест- вами, необходимыми для этой цели. Двойник человека, его художест- венное изображение, характеризовался объективно, и пространство рельефа или росписи обладало теми же объективными чертами. Древ- неегипетские художники совмещали фас и профиль в одной фигуре (лицо — в профиль, глаз — анфас, плечи — анфас, ноги — в про- филь), применяли разномасштабность в зависимости от значимости персонажей, не учитывая ни их физического размера, ни перспекти- вы, потому что для египетских мастеров это не сущностные признаки явления. Земная поверхность обозначалась линией, которую Б.Р. Раушенбах назвал опорной. Передача глубокого пространства осуществлялась при помощи проекции, вида сверху. Так изобража- лись, например, пруды. Для этой же цели какую-нибудь постройку, например гробницу, могли показать в разрезе или поместить содер- жимое сосуда над ним, чтобы было понятно, что именно предназнача- ется хозяину гробницы. Еще одним из допустимых приемов изображе- ния глубины было перекрытие одного предмета другим.
Все эти признаки свидетельствуют о знаковости изобразительно- го искусства, его теснейшей связи с письменностью.
Особо следует отметить ритмическую структуру древнеегипет- ской живописи, так как при всей своей упорядоченности и четкой ори- ентации на вертикально-горизонтальное членение изобразительной поверхности она обладает разнообразием и демонстрирует художест- венную изобретательность ее создателей.
Явления и предметы, зафиксированные в пространстве росписи, ясно читаются. Деление пространства на горизонтальные зоны, слов- но строчки, тянущиеся по периметру погребальных камер или опоя- сывающие фасады храмов и колонны, дают наглядное представление о непрерывности времени и бесконечности жизни.
Мы уже отчасти писали о том, как в античном искусстве, особенно в эллинистическую и римскую эпохи, создавалась иллюзия простран- ства, основанная на зрительном, а не умозрительном, как в древнем
Египте, принципе. Об овладении реальным пространством свидетель- ствует, например, роспись греческих краснофигурных ваз и белофон- ных лекифов. Можно вспомнить шедевр вазописца Ефрония VI в. до н. э.— пелику с ласточкой. В ней с удивительной свободой мастер разворачивает в уже ощутимо глубоком пространстве пластический диалог мужчины, юноши и мальчика, радующихся началу весны. Вся сцена располагается на упруго круглящейся поверхности сосуда. Эф- фект кругового движения многократно выявлен характером росписи.
Идея круга, круговращения чрезвычайно важна для античной культуры. Космос мыслился шарообразным, круговым. Время имело замкнутый циклический характер.
В Средние века пространственно-временная цикличность обрела иную, отличающуюся от античности смысловую окрашенность, во- плотившуюся в символике изобразительного языка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|