Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО МИРА




Религиозное мировоззрение египтян побуждало их создавать об-
разы для вечной жизни, любое изображение должно было быть вме-
стилищем души, поэтому скульптура и живопись наделялись качест-
вами, необходимыми для этой цели. Двойник человека, его художест-
венное изображение, характеризовался объективно, и пространство
рельефа или росписи обладало теми же объективными чертами. Древ-
неегипетские художники совмещали фас и профиль в одной фигуре
(лицо — в профиль, глаз — анфас, плечи — анфас, ноги — в про-
филь), применяли разномасштабность в зависимости от значимости
персонажей, не учитывая ни их физического размера, ни перспекти-
вы, потому что для египетских мастеров это не сущностные признаки
явления. Земная поверхность обозначалась линией, которую
Б.Р. Раушенбах назвал опорной. Передача глубокого пространства
осуществлялась при помощи проекции, вида сверху. Так изобража-
лись, например, пруды. Для этой же цели какую-нибудь постройку,
например гробницу, могли показать в разрезе или поместить содер-
жимое сосуда над ним, чтобы было понятно, что именно предназнача-
ется хозяину гробницы. Еще одним из допустимых приемов изображе-
ния глубины было перекрытие одного предмета другим.

Все эти признаки свидетельствуют о знаковости изобразительно-
го искусства, его теснейшей связи с письменностью.

Особо следует отметить ритмическую структуру древнеегипет-
ской живописи, так как при всей своей упорядоченности и четкой ори-
ентации на вертикально-горизонтальное членение изобразительной
поверхности она обладает разнообразием и демонстрирует художест-
венную изобретательность ее создателей.

Явления и предметы, зафиксированные в пространстве росписи,
ясно читаются. Деление пространства на горизонтальные зоны, слов-
но строчки, тянущиеся по периметру погребальных камер или опоя-
сывающие фасады храмов и колонны, дают наглядное представление
о непрерывности времени и бесконечности жизни.

Мы уже отчасти писали о том, как в античном искусстве, особенно
в эллинистическую и римскую эпохи, создавалась иллюзия простран-
ства, основанная на зрительном, а не умозрительном, как в древнем


Египте, принципе. Об овладении реальным пространством свидетель-
ствует, например, роспись греческих краснофигурных ваз и белофон-
ных лекифов. Можно вспомнить шедевр вазописца Ефрония VI в. до
н. э.— пелику с ласточкой. В ней с удивительной свободой мастер
разворачивает в уже ощутимо глубоком пространстве пластический
диалог мужчины, юноши и мальчика, радующихся началу весны. Вся
сцена располагается на упруго круглящейся поверхности сосуда. Эф-
фект кругового движения многократно выявлен характером росписи.

Идея круга, круговращения чрезвычайно важна для античной
культуры. Космос мыслился шарообразным, круговым. Время имело
замкнутый циклический характер.

В Средние века пространственно-временная цикличность обрела
иную, отличающуюся от античности смысловую окрашенность, во-
плотившуюся в символике изобразительного языка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных