Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
ПРЯМАЯ, ИЛИ «ИТАЛЬЯНСКАЯ», ПЕРСПЕКТИВА
Прямая, или центральная, перспектива была разработана и науч- но обоснована в эпоху Возрождения. Традиционно считается, что ее изобретателем был Филиппо Брунеллески. Для того чтобы понять смысл открытия флорентийского художника XV века, нужно вспом- нить, что уже античные геометры, в том числе Евклид в своей «Опти- ке», предполагали, что глаз зрителя соединяется с наблюдаемыми предметами оптическими лучами. Брунеллески пересек эту оптиче- скую пирамиду «экраном», т. е. плоскостью картины. В результате была создана точная проекция предмета. На полученном изображе- нии возник эффект единой точки схода уходящих в глубину линий. Но- вый метод перспективных построений Брунеллески воплотил в двух архитектурных ведутах — Баптистерия и Паллаццо Веккио во Фло- ренции. Для того чтобы убедить сограждан в правильности нового про- странственного принципа, Брунеллески устраивает его впечатляющую демонстрацию. Действие осуществлялось на соборной площади города в самом публичном месте Флоренции, на ступенях собора Санта Мария дель Фьоре. Зрители должны были сопоставить написанные художни- ком ведуты с помощью зеркал с тем, что они видели перед собой в ре- альности по заданному Брунеллески сценарию. И даже если не всем участникам удавался эксперимент, само художественно-игровое дейст- во осталось в памяти, не случайно именно с этим событием связывают рождение прямой, или итальянской перспективы.
Некоторые художники и биографы почитали Брунеллески, как изобретателя перспективы, но, как убедительно доказывает И.Е. Да- нилова, не все его современники придерживались такого мнения. В первой половине XV века мастера Возрождения не изобретали пер- спективу, а пользовались ею, продолжая поиски живописцев XIV сто- летия. Так, например, во фресковых циклах Джотто можно обнару- жить, как вызревает ренессансная концепция пространства. События евангельской истории Джотто пишет уже не как средневековый мас- тер, т. е. не как «существующие везде и нигде», он стремится фикси- ровать время и место происходящего. Действие развивается у него в своеобразной и неглубокой «сценической коробке», имеющей отчет- ливые границы.
Для объемной фигуры Джотто создает реальное пространствен- ное окружение, в пределах которого его персонажи свободно переме-
щаются или прочно стоят на земной поверхности. На одной из фресок в церкви дель Арена в Падуе, «Благовещение Анне» Джотто помеща- ет Анну внутри комнаты, передняя стена которой вынута, и мы видим в перспективном сокращении пол и потолок. Обстановка трехмерно трактованного интерьера наполнена предметами, вписанными в объ- емную структуру пространства. Ангел «энергично» влетает сквозь стену, живописец показывает нам только его голову и торс, чего нико- гда бы не позволил себе средневековый иконописец. Пластически ощутимые фигуры Анны и Ангела написаны в одном масштабе, что до- полнительно придает сцене оттенок достоверности.
На протяжении всего XIV столетия итальянские живописцы, такие как Дуччо, Каваллини, Чимабуе, С. Мартини с необычайным чутьем и последовательностью стремились овладеть законами центральной пер- спективы. Для них, в том числе для Джотто и его последователей, ха- рактерно построение пространства по следующему принципу: у каждой плоскости, уходящей в глубину, есть своя точка схода, поэтому единого горизонта в картинной плоскости не возникало, следовательно, пред- меты изображаются с нескольких точек зрения.
Для художников кватроченто изобразить мир в перспективе озна- чало в образной форме воспроизвести законы зрительного воспри- ятия. Основная суть искусства Возрождения состояла в том, что чело- век стал «мыслью и осью Вселенной», именно поэтому с таким увле- чением и подлинно научной страстью каждый из мастеров в соответст- вии со своими живописными представлениями создавал в картинах мир, построенный на зрительной иллюзии.
В XV веке осуществляли свои перспективные искания, отражаю- щие антропоцентрическую концепцию мироздания, такие выдающие- ся художники, как Мазаччо, Л.Б. Альберти, Филарете, П. Учелло, П. делла Франческа, А. Мантенья. В «Троице» Мазаччо, словно по- строенной в соответствии с правилами, изложенными позднее в «Трактате о живописи» Альберти, точка схода находится на уровне глаз зрителя, поэтому возникает эффект глубины пространства. Це- нителей перспективных построений особенно восхищало то, как на- писан во фреске кессонированный свод. Существует мнение, что в создании фрески принимал участие Брунеллески. Пространственное решение росписи рождает ощущение величественного здания, подоб- ного тем, что строил знаменитый зодчий.
Очевидно, что для Мазаччо и других художников Возрождения перспектива заключала в себе философский смысл. Он был выражен в «Троице», по мнению И.Е. Даниловой, в последовательности пла- нов, образующих как бы ступени лестницы, ведущей от человеческого к божественному. Сходную пространственную концепцию можно уви- деть в произведении Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» из Урбино.
Пьеро делла Франческа, может быть, единственный в своем роде живописец, создавший благодаря пространству и пропорции мир на- столько ясный, безмятежный, уравновешенный и одновременно на- полненный светом, что в сравнении с ним, по меткому замечанию В.Н. Лазарева, «эмпирическая действительность кажется дисгармо- ничной» {Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. С. 89). В основе одного из излюбленных композиционных принципов мастера из Арец- цо лежало представление о далевом восприятии, что находит подтвер- ждение в его труде «О перспективе в живописи»: «Я говорю, что са- мое слово "перспектива" значит то же самое, как если сказать: види- мые издали вещи, представленные в определенных и данных пределах, пропорционально в зависимости от их размеров и расстояний. Без та- кой науки никакая вещь не может быть точно сокращена. Но ведь жи- вопись не что иное, как показывание поверхностей и тел, сокращен- ных или увеличенных на пограничной плоскости так, чтобы действи- тельные вещи, видимые глазом под различными углами, представля- лись на названной границе как бы настоящими» (Мастера искусства об искусстве. В 7 т. Т. 1. М., 1937. С. 103).
В знаменитом портретном диптихе Федериго де Монтефельтра и его жены Баггисты Сфорца работы Пьеро делла Франческа (около 1465 г., Флоренция, Галерея Уффицци) эти тезисы получили живо- писное воплощение. Модели изображены в профиль на фоне широко- го пространственного ландшафта и соотнесены со сценами их герои- ческого триумфа на оборотной стороне картины. Их образы рождают впечатление идеально величественного бытия человека в прекрасно устроенном мире, это ощущение в немалой степени усиливается тем, что головы супругов возвышаются над линией горизонта и ясно вос- принимаются на светло-голубой выси неба. В портрете к тому же от- сутствует переход от ближнего плана к дальнему, фигуры как бы «на- ложены» на пространственный фон. В картине совмещены две точки зрения: на пейзаж мы смотрим сверху, как бы паря над ним, лица обо- значены иначе, мы как бы находимся на одном уровне с персонажами. Пейзаж построен по правилам линейной перспективы с эффектом да- левого восприятия, он написан в пленэрной манере, но с множеством конкретных подробностей, это не сухой, топографически точный «портрет местности», а словно поэтическое воспоминание о ней. В связи с этим можно вспомнить, что диптих находился в одной из ком- нат урбинского дворца, из которой был выход на балкон, его владелец, друзья и гости могли сопоставить раскрывающийся перед ними пей- заж родного города с тем, что искусно воплощен на картине.
Этот мотив увиденного из окна реального пространства стал из- любленным живописным приемом в творчестве мастеров Возрожде- ния. Примеров может быть великое множество. Обратимся к работам Леонардо да Винчи: «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта» и «Мадон-
на в скалах». В них художник организует пространство через сопос- тавление дальних планов, видимых через проемы окон, скал и замкну- той интерьерной среды (комната, ниша), что позволяет зрителю пред- ставить себе глубину и протяженность пространства с ясно восприни- маемыми членениями и градациями.
Мы выделили только один из способов организации пространства по законам «итальянской» перспективы, но живописцы в своих про- изведениях и трактатах уже к концу XV века разработали «многомер- ную» пространственную систему. В росписях «Афинской школы» Ра- фаэля (Рим, Ватикан) и «Тайной вечери» Леонардо (Милан, Санта Мария делла Кроче) во многом благодаря пространственной концеп- ции воплотилась идеальная программа Высокого Возрождения. Эти произведения не случайно называют «Евангелием классического ис- кусства».
Если в произведениях мастеров кватроченто еще существовало пластическое противоречие между фигурами и пространством, то Ра- фаэль и Леонардо достигают удивительного, абсолютного единства между ними. Вместе с тем обе названные выше фрески — идеальное живописное выражение ренессансной зрительной модели. Оба ху- дожника добиваются принципиального для прямой перспективы эф- фекта: в месте схождения зрительных лучей смотрящий видит главно- го героя (в работе Рафаэля — Платона и Аристотеля, у Леонардо — Христа). Важно отметить, что точка схода перспективных линий, в ко- торую живописцы помещают основных персонажей, и глаз вообра- жаемого зрителя соединены, по определению Альберти, центральным лучом. Выше уже говорилось о том, что ренессансная картина распо- лагается от зрителя вглубь. Первостепенное значение в этой связи приобретает линия горизонта. Вспомним, как Рафаэль и Леонардо, обозначая горизонт в росписях, объединяют небо и землю, так что именно на горизонте лежит точка схода перспективных линий, что на- страивает наблюдателя на определенное восприятие изобразитель- ной поверхности.
«Афинская школа» Рафаэля и «Тайная вечеря» Леонардо — это итог пространственных построений кватроченто и в то же время пол- ная и совершенная форма ренессансного видения мира.
В XV и XVI веках в Италии появляются многочисленные трактаты, в которых практики сформулировали законы и правила прямой пер- спективы. Леонардо да Винчи изложил их, опираясь во многом на взгляды Альберти и Пьеро делла Франческа. Он считал, что учение о перспективе может быть разделено на три части: «первая из них со- держит только очертания тел; вторая об уменьшении (ослаблении) цветов на различных расстояниях; третья — об утере отчетливости тел на разных расстояниях» {Леонардо да Винчи. Избранные произ- ведения. М.; Л., 1935. Т. 2. С. 110). Учение Леонардо о трех видах изо- 174
бражения пространства — линейной, теневой и световой перспекти- вах было реализовано им в портрете Моны Лизы (1503—1507, Па- риж, Лувр). Мы не будем здесь касаться того, что написано в бесчис- ленных исследованиях и романах о Джоконде — силе ее гипнотическо- го воздействия, о ее неподдающейся никаким описаниям одухотворен- ности, о ее магической улыбке, отметим только то, как в картине жи- вописно организованы отношения между фигурой и пространствен- ной средой.
Восходящий к юношескому пейзажу 1473 года и в то же время ос- нованный на картографических зарисовках, сделанных в последние годы его творчества, этот фантастический пейзаж в портрете есть синтез научного познания и как следствие его — живописного во- площения образа природы. Мы воспринимаем пленительно живой, но вместе с тем загадочный облик Моны Лизы не просто на фоне пейза- жа, как например фигуру Баггисты Сфорца в диптихе Пьеро делла Франческа, а в неразрывной слитности с природной средой. Это уже не фрагмент природы, увиденный из окна, а некая часть природы, даю- щая ощущение ее бесконечной сущности, представленная в то же вре- мя в каком-то фантастическом обличьи, пейзаж, словно «увиденный сквозь морскую воду, обладающую какой-то другой реальностью» (выражение Б.Р. Виппера). В картине противопоставлены два про- странственных плана — план зовущего в неопределенную даль пей- зажа и план близкого осязательного — фигура прекрасной женщи- ны — объединенных чудесным леонардовским «сфумато», из-за чего возникает слитно-контрастное переживание образа как сна-яви.
Иллюзия глубины созданного великим художником пейзажа дос- тигается еще и тем, что в XVI—XVIII веках станет общим правилом для европейской живописи: пространство разделено на три плана, обозначенных в трех цветотоновых градациях — первый план писали теплым коричневатым цветом, второй — зеленоватым, третий — го- лубым. В портрете Моны Лизы этот способ организации пространст- ва, зиждившийся на научном опыте Леонардо, еще не имеет характера доктрины, а есть только закрепление в живописи авторского экспери- мента.
И последнее наблюдение — Мона Лиза «высится» над природой и в то же время мягко вписана в ландшафт, что достигается за счет своеобразного живописного контраста в решении фигуры. Лицо не- постижимой Джоконды обращено к зрителю, написано в фас, торс со спокойно, грациозно скрещенными руками дан в трехчетвертном раз- вороте. Таким образом, воплощается одна из пластических идей Вы- сокого Возрождения — человек изображается в состоянии покоя, но он внутренне активен, так как художника интересует не столько пере- дача движения, как в XV веке, сколько возможность этого движения.
Голова Моны Лизы находится на границе земли и неба, а торс мыслится на уровне земной поверхности, что способствует впечатле- нию, столь дорогому для ренессансных мастеров: человек мерой сво- его бытия определяет пространственно-временные изменения реаль- ного мира, и отныне «ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким» (Марсилио Фичино).
Уже во второй половине XVI столетия в творчестве итальянских живописцев пространственная структура существенно меняется. Вместо ясной, упорядоченной системы взаимодействия мира и чело- века возникают иные отношения, строящиеся на основе конфликта форм: асимметрии, динамической экспрессии, диссонанса. Достаточ- но сравнить пространственное решение двух картин, написанных на один и тот же сюжет: «Тайной вечери» Леонардо да Винчи и Тинторет- то, чтобы убедиться в свершившейся перемене.
В произведении Леонардо «личность трактуется как функция про- странства» {Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. С. 426), все в росписи выверено, размерено, все абсолютно гармонично. Ли- ния стола, за которым сидят апостолы, параллельна плоскости карти- ны. Все персонажи объединены в группы, симметрично расположен- ные относительно центральной фигуры Христа. Изображенная сцена, в свою очередь, живописно соотнесена с реальным пространством трапезной, на стене которой она была написана. В работе Тинторетто (Венеция, Скуола ди Сан Рокко) длинный стол прорезает по диагона- ли изобразительную плоскость. Апостолы размещены за столом в энергичных позах — поворотах, резких ракурсах, готовые вскочить из-за стола. Светом выхвачены только части фигур, что усиливает на- пряжение, драматизм ситуации. Пространство огромного зала трево- жит своей темной бездонностью, оно не расчленено на ясные зоны, как в классической традиции.
В полотнах Тинторетто «Чудо Св. Марка» и «Нахождение тела Св. Марка» (обе — Венеция, Академия) пространственная среда в еще большей степени насыщенна вихревой динамикой, вспышками света и эмоциональными импульсами многолюдной композиции. Тин- торетто прибегает к приему, часто встречающемуся в его творчест- ве,— при низком горизонте фигуры его то низвергаются сверху, то готовы воспарить. Ни в одной из двух картин нельзя обнаружить спо- койно стоящего персонажа. Все они исполнены невероятной духовной энергии, которая проявляется и в их телесном беспокойстве.
Известно, чтобы добиться организации бурных движений, слож- ных ракурсов, светотеневой динамики, Тинторетто предварительно лепил модели из воска, подвешивая их на шнурках к потолку и пользу- ясь ими как натурой, что позволяло ему в дальнейшем свободно в экс- прессивной манере импровизировать на больших горизонтальных холстах. Интересно, что эту находку венецианского мастера позаим- 176
ствовал Эль Греко, в чьих произведениях пространственные принци- пы получили дальнейшее развитие. Мистические образы Эль Греко живут в ирреальной среде, грань между земным и небесным становит- ся словно прозрачной. В творчестве обоих художников можно встре- тить пейзажные образы, насыщенные глубокой эмоциональностью. В них природная среда чрезвычайно изменчива и вместе с тем одухотво- рена, часто до экзальтации.
Законы научной ренессансной перспективы надолго, вплоть до конца XIX века, становятся непреложными для европейской живопи- си. Конечно, в зависимости от того, как художники понимали время и пространство, они по-разному применяли уроки итальянских масте- ров XIV—XVI веков.
Уже в работах живописцев второй половины XVI столетия посте- пенно складывалась концепция пространства XVII века, когда ренес- сансные представления о мире как завершенной замкнутой системе уступили место образу мира бесконечного и изменчивого. В XVII веке была осознана безграничность реального пространства. Эта идея по- лучила художественное воплощение в «открытом» искусстве барок- ко. Пройдет время, и несмотря на то, что параллельно будут существо- вать иные стилистические системы, духовный опыт барокко воспри- мут романтики, а вслед за ними импрессионисты. Именно им принадле- жит то, что станет определяющим в искусстве XX века. Произведение искусства открылось навстречу потоку жизни, пространство картины разомкнулось в окружающий мир.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|