Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОМПОЗИЦИЯ. СЮЖЕТ И ТЕМА




В предшествующих главах мы размышляли о языке живописи,
имея в виду, что все элементы изображения (плоскость, формат, ритм,
пространство и колорит) могут быть поняты только в системе взаимо-
отношений, т. е. в композиции произведения.
194


Как уже отмечалось, композиция — это прежде всего художест-
венная целостность.

Вспомним, как мы начали рассматривать «Натюрморт с атрибута-
ми искусств» Шардена. От первого впечатления мы перешли к более
пристальному разглядыванию работы художника, чтобы уяснить, ка-
кие предметы изображены, что они собой представляют, и, наконец,
какие смысловые связи в результате возникают. Затем, уже на другом
аналитическом уровне, мы стали рассуждать о том, каким способом
живописец организовал наше восприятие. По сути, мы думали о ком-
позиционном строе картины. Мы все время вели диалог с холстом
Шардена, сопоставляя наше представление о предмете с тем, что во-
площено в композиции французского мастера. В натюрморте Шарде-
на скульптура Меркурия занимает, как мы помним, особое место, она
является композиционным центром. Что же такое композиционный
центр? Образно говоря, это точка напряжения смысла, которая свя-
зывает содержательно-изобразительные компоненты произведения.

В.И. Суриков, раскрывая ход своей композиционной работы, под-
черкивал, что для соединения всехчастей важно найти замок, и поиски
этого замка он называл математикой. В историческом полотне Сури-
кова «Утро стрелецкой казни» таким замком, т. е. смысловым или,
иначе говоря, композиционным центром, является рыжебородый
стрелец, изображенный слева. Выделенный местоположением и цве-
том, стрелец обращен к другому важнейшему персонажу — Петру I, а
в точке скрещения их взглядов видны две фигуры — стрельца ведет на
казнь преображенец, бережно поддерживая его. Таким образом, зри-
тель, сосредоточившийся на композиционном центре, может понять
главную идею произведения. А она для Сурикова и в трагедии народа,
оказавшегося в смутную эпоху вовлеченным в конфликт, и в противо-
стоянии личности Петра I старым порядкам, и во многом другом.

Для того чтобы осознать слои смысла картины Сурикова, конечно,
нужно не только умение разбираться во всех видимых взаимодействи-
ях композиционного состава, но еще требуется также целый комплекс
знаний и представлений, одним из которых является взаимообуслов-
ленность сюжета, темы и идеи произведения. Сюжетом данного по-
лотна является последовательность трагических событий стрельцов-
ского бунта и следующая за ним казнь. Все работы Сурикова много-
плановы и сюжетная линия имеет свое сложное, многомерное разви-
тие, свою драматическую завязку и завершение. Для того чтобы
понять, как истолковывает художник историческую коллизию, необ-
ходимо знать, как конкретная историческая данность воплощена в
композиции картины. Суриков сознательно отступает от историче-
ской точности, например, сдвигая место, где происходила расправа со
взбунтовавшимися стрельцами, во имя художественной правды. Та-
ким образом, зритель, рассуждая об изображенном на холсте собы-
13* 195


тии, не должен ограничиваться только этим уровнем. Произведение
воспринимается как сложный комплекс пересекающихся значений. В
холсте «Утро стрелецкой казни» звучит и тема героического противо-
стояния стрельцов Петру I, и мотив неукротимой воли царя-реформа-
тора. Разумеется, это отнюдь не единственная тема картины. Можно
было бы назвать еще тему трагического одиночества Петра, об этом
написано немало исследований (В. Кеменов, М. Волошин, А. Вереща-
гина, Н. Яковлева). Отметим только, что Суриков, один из немногих
живописцев своего времени, кто в этом и в других своих произведени-
ях воплотил «движение истории».

Приведем еще один пример из педагогической практики автора,
говорящий о том, что важно понимать сюжет не как что-то внешнее по
отношению к картине, не как простую его иллюстрацию. Очень часто
зритель, зная содержание какого-либо мифа по путеводителю или
краткой энциклопедии, ищет прямого соответствия, и не может по-
нять, как тот или иной художник истолковывает подлинный, хорошо
знакомый ему, зрителю, текст античного автора. Известно, что в ра-
боте Рубенса «Персей и Андромеда» воплощен миф о дочери эфиоп-
ского царя Кефея, принесенной в жертву морскому чудовищу и чудес-
ным образом спасенной героем Персеем. В шедевре Рубенса написан
и Персей в крылатых сандалиях, и щит со страшной головой Медузы
Горгоны, но интересно, что живописец помещает в картину Пегаса,
родившегося из капель крови Медузы, когда ее убил Персей.

Занимаясь с аудиторией разного возраста, я, для того чтобы выяс-
нить, как воспринимаются события мифа, наряду с другими вопросами
задавала и такой: зачем художник изобразил Пегаса? В ответ я услы-
шала, как второклассница объяснила: для того чтобы увезти царевну
домой. Юная зрительница тонко почувствовала волшебный, сказоч-
ный оттенок истории, написанной Рубенсом, и была точна в своем не-
посредственном ощущении. Она, конечно, не знала в тот момент ни о
Персее, ни об Андромеде, и для девочки он — герой, рыцарь, принц, а
она — царевна, значит им нужен крылатый конь. «Ученый» второ-
курсник стал рассуждать о том, что Рубенс, написав Пегаса, расска-
зывает таким образом и о других подвигах Персея, раздвигая тем са-
мым границы сюжета, и, соответственно, течения времени в картине.
«Стихийный» живописец того же курса, менее искушенный в тонко-
стях мифологических историй, воскликнул: да Пегас — это же вход в
картину! И все трое были правы. Ответов на поставленный вопрос,
может быть, не так уж и мало, и каждый зритель в меру своей любо-
знательности и творческой активности найдет свое решение.

В заключение вновь обратимся к «Натюрморту с атрибутами ис-
кусств» Шардена с тем, чтобы увидеть, как взаимосвязаны в нем сю-
жет и тема. Мы достаточно подробно писали о работе Шардена, по-
этому определим кратко: сюжет в натюрморте — это изображение
196


согласия предметов в мастерской художника, а тема — содружество
видов искусства, скульптура Меркурия является их объединяющим
началом, «замком» смысла.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных