ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Н-Гехсол' ИзогексамыIf if Циклогексан ■*-% Мепшлцихлопентаы -*у н-Гексе* ■*%_ Июткеены Tt It Цчклогсксен 2^ Металциклолен/пен Rf _ if Циклокксадшт 3fc»; Ме/тмцшио.иелта£и«н Яеахции, идущие на кислотных центрах Рис. 10.1. Последовательные реакции углеводородов С(на бифукциональном катализаторе pax, а изображенные параллельно оси ординат - на металлических центрах гидрирования-дегидрирования. Согласно этой схеме, я-гек-сан сначала дегидрируется на металлических центрах с образованием я-гексена, который мигрирует к соседнему кислотному центру, где протонизируется с образованием вторичного карбениевого иона, затем изомеризуется в изогексен или циклизуется в метилциклопен-тан с последующей изомеризацией в циклогексан (возможна циклизация изогексена сразу в циклогексан). Последний на металлических центрах дегидрируется с образованием конечного продукта -бензола. Возможны и другие маршруты образования ароматических углеводородов. Схему реакций дегидроциклизации я-гептана можно представить и в следующем виде: 1) через образование алкена ■Hi +Н +Н Фплиэ. 2) через образование диалкена
V "V V -V "V v7fT vnepejiocY ^ ^n Ti 3) или через образование триена Платина на катализаторе риформинга не только ускоряет реакции гидрирования-дегидрирования, но и замедляет образование кокса на его поверхности. Обусловливается это тем, что адсорбированный на платине водород сначала диссоциируется, затем активный (атомарный) водород диффундирует на поверхности катализатора к кислотным центрам, ответственным за образование коксовых отложений. Коксогены гидрируются и десорбируются с поверхности. В этой связи скорость образования кокса при прочих равных условиях сим-батно зависит от давления водорода. Поэтому минимальная концентрация платины в катализаторах риформинга определяется необходимостью прежде всего поддерживать их поверхность в «чистом» виде, а не только с целью образования достаточного числа активных металлических центров на поверхности носителя. В монометаллических алюмоплатиновых катализаторах риформинга содержание платины составляет 0,3 - 0,8 % масс. Очень важно, чтобы платина была достаточно хорошо диспергирована на поверхности носителя. С увеличением дисперсности платины повышается активность катализатора. Прогресс каталитического риформинга в последние годы был связан с разработкой и применением сначала биметаллических и затем полиметаллических катализаторов, обладающих повышенной активностью, селективностью и стабильностью. Используемые для промотирования металлы можно разделить на две группы. К первой из них принадлежат металлы VIII ряда: рений и иридий, известные как катализаторы гидро-дегидрогенизации и гидрогенолиза. К другой группе модификаторов относятся металлы, практически неактивные в реакциях риформинга, такие, как германий, олово и свинец (IV группа), галлий, индий и редкоземельные элементы (III группа) и кадмий (из II группы). К биметаллическим катализаторам относятся платино-рениевые и платино-иридиевые, содержащие 0,3 - 0,4 % масс, платины и примерно столько же Re и 1г. Рений или иридий образуют с платиной биметаллический сплав, точнее кластер, типа Pt-Re-Re-Pt-, который препятствует рекристаллизации - укрупнению кристаллов платины при длительной эксплуатации процесса. Биметаллические кластерные кристаллизаторы (получаемые обычно нанесением металлов, обладающих каталитической активностью, особенно благородных, на носитель с высокоразвитой поверхностью) характеризуются, кроме высокой термостойкости, еще одним важным достоинством - повышенной активностью по отношению к диссоциации молекулярного водорода и миграции атомарного водорода (спилловеру). В результате отложение кокса происходит на более удаленных от биметаллических центров катализатора, что способствует сохранению активности при высокой его закоксованности (до 20 % масс, кокса на катализаторе). Из биметаллических катализаторов платино-иридиевый превосходит по стабильности и активности в реакциях дегидроциклизации парафинов не только монометаллический, но и платино-рениевый катализатор. Применение биметаллических катализаторов позволило снизить давление риформинга (от 3,5 до 2—1,5 МПа) и увеличить выход бензина с октановым числом по исследовательскому методу до 95 пунктов примерно на 6 %. Полиметаллические кластерные катализаторы обладают стабильностью биметаллических, но характеризуются повышенной активностью, лучшей селективностью и обеспечивают более высокий выход риформата. Срок их службы составляет 6-7 лет. Эти достоинства их обусловливаются, по-видимому, тем, что модификаторы образуют с платиной (и промоторами) поверхностные тонкодисперги-рованные кластеры с кристаллическими структурами, геометрически более соответствующими и энергетически более выгодными для Таблица 10.4 Характеристика отечественных промышленных катализаторов риформинга Удельная поверхность - не менее 200 м2/г, общий объем пор - не менее 0,65 см2/г, размеры таблеток: диаметр -1,3-3 мм, длина - 3-9 мм
протекания реакций ароматизации через мультиплетную хемосорб-цию. Среди других преимуществ полиметаллических катализаторов следует отметить возможность работы при пониженном содержании платины и хорошую регенерируемость. Успешная эксплуатация полиметаллических катализаторов возможна лишь при выполнении определенных условий: - содержание серы в сырье риформинга не должно превышать ЫСИ % масс, что требует глубокого гидрооблагораживания сырья в блоке предварительной гидроочистки; - содержание влаги в циркулирующем газе не должно превышать 2-103-3-10-3% мольных; - пуск установки на свежем и отрегенерированном катализаторе требует использования в качестве инертного газа чистого азота (полученного, например, ректификацией жидкого воздуха); - для восстановления катализатора предпочтительно использование электролитического водорода. В настоящее время отечественной промышленностью вырабатываются три типа катализаторов риформинга (табл. 10.4): монометаллические (АП-56 и АП-64), биметаллические (КР-101 и КР-102) и полиметаллические (КР-104, КР-106, КР-108 и платиноэрионитовый СГ-ЗП). 10.2.3. Основы управления процессом Качество сырья риформинга определяется фракционным и химическим составом бензина. Фракционный состав сырья выбирается в зависимости от целевого назначения процесса. Если процесс проводится с целью получения индивидуальных ароматических углеводородов, то для получения бензола, толуола и ксилолов используют соответственно фракции, содержащие углеводороды С6 (62-85 °С), С7 (85-105 °С) и С8 (105— 140 °С). Если риформинг проводится с целью получения высокооктанового бензина, то сырьем обычно служит фракция 85-180 °С, соответствующая углеводородам С7 -С10. Влияние фракционного состава сырья на выход и октановое число риформата и выход ароматических углеводородов показаны в табл. 10.5 и рис. 10.2. Таблица 10.5 Влияние фракционного состава бензина ромашкинской нефти на выход и качество продуктов риформинга на катализаторе КР- 104* Условия процесса: давление - 1,5 МПа, объемная скорость подачи сырья - 1,5 ч-1, кратность циркуляции газа - 1400 м3/м3сырья
*Данные Г.И. Маслянского, Р.Н. Шапиро и др.
Из приведенных данных следует, что с увеличением молекулярной массы фракции и, следовательно, ее температуры кипения выход рифор-мата постепенно возрастает, что особенно заметно при жестких условиях процесса (495 °С). Только при ри-форминге фракций 120-140 °С и 140-180 °С выход риформата практически одинаков. Аналогичная зависимость от фракционного состава и молекулярной массы фракции наблюдается по выходу ароматических углеводородов и по октановому числу риформата. Как видно из табл. 10.5, при ри-форминге головных фракций бензина, выкипающих до 85 °С, образуются малоценный бензол и преимущественно продукты гидрокрекинга. Известно, что температура кипения ароматических углеводородов на 10-15°С выше, чем соответствующих им по числу углеродных атомов парафинов и нафтенов. Поэтому, хотя концевые фракции бензина ароматизируются легче и глубже, температура конца кипения сырья риформинга должна быть соответственно ниже. Фракционный состав сырья риформинга оказывает также существенное влияние на закоксовывание катализатора. На рис. 10.3 и 10.4 показано влияние числа углеродных атомов н-парафиновых, нафтеновых, ароматических углеводородов и средних температур кипения узких бензиновых фракций на закоксовывание катализатора риформинга при давлениях 0,1 и 1,0 МПа, установленное М.Е.Ле-винтером с сотрудниками. Из рис. 10.3 видно, что кривая содержания кокса при риформин-ге парафинов проходит через минимум для я-гептана. С уменьшением числа углеродных атомов до С5 коксообразование увеличивается, а с ростом числа атомов углерода более 7 - вначале слабо и начиная с С,0 более интенсивно. При риформинге ароматических углеводородов, являющихся наиболее коксогенными компонентами, с
П.. Рис.10.3. Влияние углеродных атомов пси группового состава индивидуальных углеводородов на содержание кокса ск при реформинге на алюмоплатиновом катализаторе: [катализатор -0,37% Pt, 0,9% Ci2; T=515 "С; Р=1 МПа (пунктирная), Р=0,1 МПа (сплошная линия); Н2/ СН=4; массовая скорость подачи сырья-бч^продолжительность-20 ч|: А - н-парафины; Б - ароматические; 1 - м-ксилол; 2 -этил-бензол; 3 - о-ксилол; 4 -изопропилбензол; 5 - н-пропил-бензол; В - нафтеновые с пятью атомами углерода в кольце; Г - те же с шестью атомами. ростом числа атомов углерода содержание кокса непрерывно растет. В случае нафтенов наибольшее содержание кокса наблюдается при риформинге цикло-пентана и метилциклопентана. Наиболее низкой коксогенностью характеризуются шестичленные нафтены в связи с легкостью их дегидрирования до бензола и его гомологов. Как видно из рис. 10.4, содержание кокса на катализаторе риформинга также проходит через минимум, который соответствует фракции, выкипающей в интервале 100 - 120 °С и имеющей среднее число атомов углерода 7 при давлениях как 0,1, так и 1,0 МПа. Важное значение в процессах риформинга имеет химический состав сырья. Как правило, с увеличением содержания суммы нафтеновых и ароматических углеводородов в сырье выход риформата и водорода возрастает (табл. 10.6).
Температурный режим процесса и распреде-д е н и е Рис. 10.4. Влияние средних температур кипения гидроочищенных узких бензиновых фракций на закок-совывание катализатора с, в процессе их риформинга: 1 - Р=1 МПа; 2 - Р=0,1 МПа Таблица 10.6 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|