Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие зрительных ориентировочных реакций




Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка

Методические рекомендации, часть I

Ю.А.Разенкова

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

(ж-л «Дефектология», 1998, №1-3)

В отечественной и зарубежной специальной педагогике в последние годы значительно возрос интерес к возможно более ранней коррекции отклонений в развитии детей. Раннее нача­ло коррекционно-педагогической работы имеет особое значение в учреждениях ин­тернатного типа, где с первых месяцев жиз­ни воспитываются дети, оставшиеся без по­печения родителей, развитие которых обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными соци­ально-психологическими факторами, в том числе с лишением ребенка эмоционально-психологической связи с матерью или ли­цом, ее заменяющим.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни, воспитываю­щимися в доме ребенка, является состав­ной частью комплексной реабилитацион­ной медико-педагогической работы в дет­ском учреждении. Реабилитационная рабо­та помимо коррекционных мероприятий предполагает медикаментозное и физиоте­рапевтическое лечение, лечебную физ­культуру, массаж, лечебное плавание, вод­ные процедуры, проведение общеразвивающих и музыкальных занятий, тщательный уход, закаливание и правильно организо­ванный режим жизни детей.

Методические рекомендации разрабо­таны на основе обобщения результатов психолого-педагогических исследований, предмет которых — особенности психомо­торного развития детей первого года жизни с различными нарушениями, воспитываю­щихся в условиях дома ребенка, и предназ­начены для дефектологов, логопедов, вос­питателей, медицинских сестер и руково­дителей интернатных учреждений.

Ранняя педагогическая работа в интер­натном учреждении должна быть направле­на на развитие у детей способности ориен­тироваться в окружающем, на коррекцию и профилактику отклонений в развитии, связанных, с одной стороны, со структурой основного дефекта, а с другой — с влияни­ем депривационных факторов риска.

В содержании коррекционно-педагогической работы выделены общеразвивающие и коррекционные направления.

Это развитие зрительных ориентиро­вочных реакций, слуховых ориентировоч­ных реакций, эмоций, общения детей со взрослым, формирование первых контактов между детьми, нормализация тонуса рук, физиологиче­ского положения кисти и пальцев руки, развитие движений руки и действий с предметами, общих движений, нормализация дыхания, состояния и функционирования органов артикуляции, развитие предпосылок активной речи и понимания речи, нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления.

Содержание коррекционно-педагогической работы может видоизменяться в зави­симости от возраста ребенка, уровня его развития, структуры нарушения. Работая над рекомендациями, представляемыми вниманию специалистов, мы опирались на имеющуюся программу воспитания и обу­чения детей в доме ребенка (Э.Л.Фрухт, 1987). Свое внимание при этом мы сосредо­точили на коррекционных воздействиях при поэтапном, последовательном форми­ровании психологических новообразова­ний у детей первого года жизни с наруше­ниями психомоторного развития.

Многолетние исследования показали, что коррекционно-педагогический процесс должен проходить в четыре этапа. На каж­дом этапе необходимо ставить и решать конкретные задачи обучения в зависимос­ти от уровня психомоторного развития де­тей первого года жизни.

I этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень развития которых соответствует 1~3 мес нормально развивающихся детей)

Развитие зрительных ориентировочных реакций

Задачи данного направления ра­боты: формирование зрительной ориенти­ровочной активности, зрительной ориенти­ровки в окружающем, развитие зрительно­го сосредоточения и слежения.

Содержание коррекционного обучения на этом этапе включает развитие зритель­ного сосредоточения на ярких и разнооб­разных игрушках и на лице взрослого, фор­мирование слежения (на расстоянии 50— 60 см) за движущимися и звучащими пред­метами и разговаривающим взрослым, ког­да ребенок находится в положении "под грудью" взрослого или в положении на спи­не (в манеже, на пеленальнике, на столе, на коленях у взрослого).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных