ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие зрительных ориентировочных реакцийПути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка Методические рекомендации, часть I Ю.А.Разенкова Институт коррекционной педагогики РАО, Москва (ж-л «Дефектология», 1998, №1-3) В отечественной и зарубежной специальной педагогике в последние годы значительно возрос интерес к возможно более ранней коррекции отклонений в развитии детей. Раннее начало коррекционно-педагогической работы имеет особое значение в учреждениях интернатного типа, где с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, развитие которых обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами, в том числе с лишением ребенка эмоционально-психологической связи с матерью или лицом, ее заменяющим. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни, воспитывающимися в доме ребенка, является составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в детском учреждении. Реабилитационная работа помимо коррекционных мероприятий предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, водные процедуры, проведение общеразвивающих и музыкальных занятий, тщательный уход, закаливание и правильно организованный режим жизни детей. Методические рекомендации разработаны на основе обобщения результатов психолого-педагогических исследований, предмет которых — особенности психомоторного развития детей первого года жизни с различными нарушениями, воспитывающихся в условиях дома ребенка, и предназначены для дефектологов, логопедов, воспитателей, медицинских сестер и руководителей интернатных учреждений. Ранняя педагогическая работа в интернатном учреждении должна быть направлена на развитие у детей способности ориентироваться в окружающем, на коррекцию и профилактику отклонений в развитии, связанных, с одной стороны, со структурой основного дефекта, а с другой — с влиянием депривационных факторов риска. В содержании коррекционно-педагогической работы выделены общеразвивающие и коррекционные направления. Это развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций, эмоций, общения детей со взрослым, формирование первых контактов между детьми, нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки, развитие движений руки и действий с предметами, общих движений, нормализация дыхания, состояния и функционирования органов артикуляции, развитие предпосылок активной речи и понимания речи, нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления. Содержание коррекционно-педагогической работы может видоизменяться в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития, структуры нарушения. Работая над рекомендациями, представляемыми вниманию специалистов, мы опирались на имеющуюся программу воспитания и обучения детей в доме ребенка (Э.Л.Фрухт, 1987). Свое внимание при этом мы сосредоточили на коррекционных воздействиях при поэтапном, последовательном формировании психологических новообразований у детей первого года жизни с нарушениями психомоторного развития. Многолетние исследования показали, что коррекционно-педагогический процесс должен проходить в четыре этапа. На каждом этапе необходимо ставить и решать конкретные задачи обучения в зависимости от уровня психомоторного развития детей первого года жизни. I этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень развития которых соответствует 1~3 мес нормально развивающихся детей) Развитие зрительных ориентировочных реакций Задачи данного направления работы: формирование зрительной ориентировочной активности, зрительной ориентировки в окружающем, развитие зрительного сосредоточения и слежения. Содержание коррекционного обучения на этом этапе включает развитие зрительного сосредоточения на ярких и разнообразных игрушках и на лице взрослого, формирование слежения (на расстоянии 50— 60 см) за движущимися и звучащими предметами и разговаривающим взрослым, когда ребенок находится в положении "под грудью" взрослого или в положении на спине (в манеже, на пеленальнике, на столе, на коленях у взрослого). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|