Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Е годы. Возрождение российского кино. 1 страница




Шестидесятые годы двадцатого века отмечены бурным ростом творческого потенциала отечественного кино. Никогда ВГИК (ни до, ни после) не выпускал одновременно таких непохожих друг на друга и в то же время необычайно одаренных режиссеров. Особенно этим отличалась мастерская М.И.Ромма. Не зря в начале 60-х ВГИК был признан лучшей киношколой в мире. Изменилась политическая обстановка в стране. На гребне «хрущевской оттепели» стали рушиться догмы и стереотипы. Окрыленная молодежь стала создавать острые, проблемные фильмы. К сожалению, этот период длился недолго – брежневское руководство стало вновь постепенно закручивать гайки. Особенно после 1968 года. И снова, как в былые времена, часть фильмов стали укладывать на полки.

НАТАНСОН Георгий Григорьевич (р. 1921), режиссер, сценарист. Лауреат Гос. премии СССР (1977); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1981); Народный артист России. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1944, мастерская Л.Кулешова и А.Хохловой). Работал в съемочных группах Пырьева, Довженко, Юдина, Птушко, Тарковского. В 1970-е годы работал и как театральный режиссер. В лучших фильмах («Старшая сестра» (1966), «Еще раз про любовь» (1968), «Валентин и Валентина» (1985)) — соблюдает верность театральным традициям русской школы, внимание к тонкостям личных отношений. Поставил также фильмы: «Шумный день» (1960, совместно с А.Эфросом), «Все остается людям» (1963), «Палата» (1964), «Посол Советского Союза» (1969), «Взбесившийся автобус» (1990). Снял документальный фильм о Елене Образцовой (1980), совместно с С.Образцовым поставил мультипликационный фильм «Небесное создание» (1956, Почетный диплом МКФ детских и юношеских фильмов в Венеции-56).

КАРАСИК Юлий Юрьевич (р. 1923), российский кинорежиссер, народный артист России (1977). Ф.: "Дикая собака Динго" (1962), "Шестое июля" (1968), "Чайка" (1972), "Самый жаркий месяц" (1974), т/ф "Стакан воды" (1979) и др. В 1942-1946 — курсант военного училища в Ташкенте. Учился на филологическом факультете Ленинградского педагогического института им. Герцена, в актерской школе при «Ленфильме» (мастерская И. Хейфица и А. Зархи). В 1951 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова). В 1950-1957 — режиссер научно-популярного кино. Уже в первом своем художественном фильме «Ждите писем» (1960) Карасик сделал акцент на лиризм в обрисовке своих героев. Лирические нотки доминировали и в следующем его фильме «Дикая собака Динго», в котором режиссеру удалось тонко раскрыть тему первой любви. Фильм был удостоен приза Международного кинофестиваля в Венеции. Весьма заметным в творчестве Карасика стал фильм «Шестое июля» (специальный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах). В отличие целого ряда лакированных фильмов о Ленине в этой картине Карасик попытался придать вождю мирового пролетариата в исполнении Ю. Каюрова человеческие черты, приблизить остроконфликтную ситуацию Левоэсеровского мятежа к реальности, к тому, как это было на самом деле. В дальнейшем Карасик не раз обращался как классике («Чайка» по А. П. Чехову, «Стакан воды» по Э. Скрибу), так и к современной производственной теме «Самый жаркий месяц», «Собственное мнение» (1976).

МИКАЭЛЯН Сергей Герасимович (р. 1923), режиссер, сценарист, художник. Лауреат Государственной премии СССР (1976, за фильм «Премия»); Народный артист РСФСР (1983). Окончил режиссерский факультет ГИТИСа им. А.В.Луначарского (1951, мастерская Б.Захавы, М.Кнебель, А.Попова), режиссерские курсы при к/ст «Мосфильм» (1959). Работал режиссером театров в Саратове, Горьком, главным режиссером Ташкентского русского театра имени М.Горького (1954-1956). С 1956 — режиссер киностудии «Ленфильм» (в 1959-1961 — киностудии имени М.Горького). С 1989 — художественный руководитель студии «Петрополь» (киноассоциация «Ленфильм»). Он пришел в кино в начале 60-х, стал серьезным, профессиональным кинорежиссером, на счету которого несколько первоклассных фильмов. Они отмечены фестивальными наградами и зрительским вниманием, но громкой творческой судьбы не получилось. Может быть, причина в нем самом, в его натуре. Ведь, наверное, не случайно наиболее интересные и привлекательные герои в лучших его фильмах это люди, не рвущиеся в лидеры, на первый взгляд, просто неудачники. Таков шахматист Хлебников в фильме «Гроссмейстер» (1972). Или им просто совестно в бессовестном окружении занимать первые позиции, ведь на дворе глухой «застой»?… Лучшие фильмы Микаэляна — чуткий баланс надежной, оригинальной драматургии и сильного, нестандартного актерского исполнения. Ведь до кино был театр по окончании ГИТИСа. Он был режиссером не столичным сначала, зато работал в по-настоящему театральной провинции — Саратов, Горький. Позднее несколько лет был главным режиссером Ташкентского русского драматического театра. И его кинорежиссура, прежде всего связует литературную основу фильма с актерами. По-новому светят в его фильмах звезды, например, Андрей Мягков в названном фильме, снятому по отличному сценарию Л. Зорина. Целое созвездие собрал режиссер в знаменитом фильме «Премия» (1974), снятом по пьесе Александра Гельмана. Во многих театрах она стала событием. Скальпель публицистического анализа с невероятной по тем временам смелостью погружался в больные ткани общественного организма, стараясь отсечь их от здоровых. Микаэлян не побоялся быть во втором эшелоне успеха. Его ставка была не на публицистику, а на богатство человеческого мира этой драмы. Талантливые, любимые актеры были вписаны в типажи и характеры непривычно, неожиданно. Роль мятежного бригадира Потапова была отдана Евгению Леонову. В исполнении Олега Янковского парторг стройки приобрел глубину и интеллигентность. В застойные 70-е, в начале 80-х Микаэлян открывал в своих обычных героях глубинные, подлинные качества: нравственную и гражданскую прочность, несуетность, душевное достоинство, внутреннюю свободу. Это было сопротивление времени, негромкое, непоказное, истинное. Куда все это ушло в фильмах 90-х годов: в комедии «Разборчивый жених» (1993), в мелодраме «Французский вальс» (1995)? Сняты они по весьма средней руки сценариям, одним из авторов которых выступает сам режиссер. Стертые роли, невыразительная актерская игра. Трудно поверить, что фильм о французских партизанах «Французский вальс» снят по следам реальных событий — так мало в нем жизни и так много плохого кино, что снят он человеком, прошедшим войну, что это он 20 лет назад поставил по сценарию Ю. Дунского и В. Фрида «Вдовы» (1976). Кроме вышеперечисленных Микаэлян поставил фильмы: «Принимаю бой» (1963), «Иду на грозу» (1965), «Всего одна жизнь» (1968), «Расскажи мне о себе» (1971), «С любовью пополам» (1979), «Влюблен по собственному желанию» (1982), «Рейс 222» (1985), «Сто солдат и две девушки» (1989), «Звездочка моя ненаглядная» (2000).

ХРАБРОВИЦКИЙ Даниил Яковлевич (1923 — 1980), сценарист, режиссер. Лауреат гос. премии РСФСР им. братьев Васильевых (1966, за сценарий фильма «Девять дней одного года»); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Учился на факультете поэзии в литературном институте им. М.Горького (1940—1942). В 1957 окончил Высшие курсы сценаристов. Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации — сотрудник газеты «Пионерская правда», литературный сотрудник журнала «Огонек». Автор сценариев фильмов: «Четверо», «Исправленному верить», «Чистое небо», «Девять дней одного года» и др. С 1969 — режиссер киностудии «Мосфильм». По собственным сценариям поставил фильмы: «Перекличка» (1965), «Укрощение огня» (1972), «Повесть о человеческом сердце» (1975), «Поэма о крыльях» (1979).

БИРМАН Наум Борисович (1924 — 1989), режиссер, сценарист. Окончил актерский факультет ЛГТИ имени А.Н.Островского (1951), режиссерский факультет того же института (1955). Работал актером и режиссером в ленинградских театрах, постановщиком спектаклей А.Райкина. Поставил фильмы: «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967), «Учитель пения» (1972), «Трое в лодке, не считая собаки» (1979), «Мы смерти смотрели в лицо» (1980), «Воскресный папа» (1985), «Сирано де Бержерак» (1989) и др.

ЭФРОС Анатолий Васильевич (Исаевич) (1925-87), российский режиссер театра и кино, заслуженный деятель искусств России (1976). Автор книг о т-ре. Работал в кино, на радио и ТВ. Снял фильмы: «Шумный день» (1960, совместно с Г. Натансоном), «Високосный год» (1961), «Двое в степи» (1962), «В четверг и больше никогда» (1977), телефильм «Фантазия» (1976) и др.

МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич (р. 1927), режиссер, сценарист. Лауреат Гос. премии Таджикской ССР им. А.Рудаки (1964, за фильм «Дети Памира»); Почетный гражданин города Душанбе (1977); Заслуженный деятель Таджикистана (1997); Награжден Орденом Почета России (1995, за фильм «Белое солнце пустыни»); Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1997 года (1998, за фильм «Белое солнце пустыни»). Окончил актерское отделение Свердловского театрального института (1948), исторический факультет Свердловского университета (1957, заочно). Работал режиссером Свердловского драматического театра, затем актером и режиссером в театрах Сталиногорска (Новомосковск) Тульской обл., Нижнего Тагила. С 1955 — главный режиссер Свердловского ТЮЗа. В 1957—1960 — режиссеp Свердловской к/ст. После 1960 года не состоял в штате ни одной киностудии страны. В 1976—1985 художественный руководитель Студии художественных фильм Т.О. «Экран» Останкино. Дебютировал на такжикской киностудии фильмом «Дети Памира» (1963). Но подлинным дебютом Мотыля стала картина «Женя, Женечка и катюша» (1967). Это был первый комедийный фильм о войне, что очень не понравилось киночиновникам. Но его все-таки выпустили на экран, и фильм имел оглушительный успех у зрителя. Вызывающие гомерический хохот в зале военные авантюры и эскапады постоянно попадающего впросак незадачливого героя (он даже переодевается в женское платье и изображает мамашу с детской коляской) принесли фильму огромную популярность. Но подлинная всенародная слава ожидала режиссера после выхода приключенческого фильма «Белое солнце пустыни» (1969). Это мастерски сработанный советский вестерн, сюжет которого — борьба за установление советской власти в Средней Азии — оказался только фоном. Фильм стал культовым. Прекрасный актерский ансамбль (Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин — все они сыграли лучшие свои кинороли), фольклорные мотивы (письма Федора Сухова своей жене Катерине Матвеевне), остросюжетные коллизии — все это составляющие колоссального зрительского успеха фильма. К 150-летию восстания декабристов Мотыль поставил фильм «Звезда пленительного счастья» (1975), но режиссер подошел к этой теме с неожиданной стороны. Картина рассказывает не о тайном обществе и не восстании на Сенатской площади, а о событиях, происшедших уже после него — об испытаниях, которые выпали на долю жен декабристов, последовавших за ними в Сибирь. В постперестроечный период в 1996 мотыль снял фильм «Несут меня кони». Это своеобразная адаптация чеховской «Дуэли» к современной российской действительности. Замысел был интересен, но воплощение — не чеховским, а финал оказался явной натяжкой.

ТАЛАНКИН Игорь (Индустрий) Васильевич (р. 1927), российский сценарист, кинорежиссер. Фильмы: «Сережа» (1960, совместно с Г. Н. Данелия), «Вступление» (1963, специальный приз Международного кинофестиваля в Венеции), «Дневные звезды» (1968), «Чайковский» (1970, номинация на премию «Оскар»), «Выбор цели» (по Д. А. Гранину, 1974), «Отец Сергий» (1978), «Звездопад» (1982), «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984), «Бесы» (1992, совместно с Д. Таланкиным) и др. Народный артист РСФСР (1974);Народный артист СССР (1988); Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1977) и Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998). Окончил театрально-музыкальное училище имени А.Глазунова (1950), режиссерский факультет ГИТИСа (1955), двухгодичные режиссерские курсы при «Мосфильме» (1959). С 1947, в период учебы, работал режиссером театральной студии при Дворце культуры ЗИЛа. В 1955-1956 — режиссер русского драматического театра Прикарпатского военного округа во Львове. С 1958 — режиссер киностудии «Мосфильм», соавтор сценариев к ряду фильмов. С 1964 — педагог ВГИКа (руководитель режиссерско-актерской мастерской), с 1976 — профессор.

ДОРМАН Вениамин Давыдович (псевдоним — В.Давыдов) (1927 — 1988), режиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). В 1943 учился на архитектурном отделении Инженерно-строительного института, окончил режиссерский факультет ВГИКа (1951, мастерская С. Герасимова). С 1943 работал в Госцирке, участвовал в работе фронтовых бригад, драматического коллектива Центрального клуба строителей Москвы. С 1951-1958 — снял ряд очерков на Нижне-Волжской и Ростовской студиях кинохроники. С 1957 — режиссер к/ст им. М.Горького. Соавтор сценария фильма «Ванька» (к/м, совм. с Э.Бочаровым и Г.Оганисяном). Первая постановка (совместно с Г.Оганисяном) – фильм «Девичья весна» (1960). Затем последовал ряд самостоятельных, но проходных фильмов. Популярность к режиссеру пришла с выходом картины «Ошибка резидента» (1968). Затем последовали 2 серии «Судьбы резидента» (1970), «Возвращение резидента (1982) и «Конец операции «Резидент»» (1986). В промежутках снимал детективы и приключенческие ленты: «Земля, до востребования» (1972), «Пропавшая экспедиция» (1975), «Золотая речка» (1976), «Исчезновение» (1977), «Похищение «Савойи»» (1979) и несколько проходных детских фильмов. Всего Дорман поставил 18 картин.

МЕЛЬНИКОВ Виталий Вячеславович (р. 1928), режиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977); Народный артист РСФСР (1987). Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1952, мастерская С.Юткевича, М.Ромма). Снимал игровые и н/п фильмы («За новые луга и пастбища», «В колхозном клубе», «Новая мелиоративная машина» и др.), был вторым режиссером. С 1963 — режиссер к/ст «Ленфильм», с 1989 — художественный руководитель киностудии «Голос» («Ленфильм»). Дебютировал как режиссер в 1965 фильмом «Барбос в гостях у Бобика» (1964). Но настоящим режиссерским его дебютом стала картина «Начальник Чукотки» (1966). На традиционном историческо-революционном материале была разыграна героическая комедия, в которой слышались и пародийные и даже водевильные ноты. Дебют получился оригинальным, ярким, мастерским. Мельников из сибирской деревни на Иртыше, где прошло его военное детство. Он не растворил своей народной самобытности, естественности, цельности, человечности, контактности ни в стенах столичного вуза, ни в ленинградской кинематографической среде сумев эти личные качества переплавить в особенности творческого поведения, в принципы режиссерской профессии. Великолепный рассказчик, насмешник, импровизатор. Конечно, отсюда особая манера его кинорассказа, где печаль пополам с весельем, насмешливостью с чувствительностью, наблюдательность с преувеличением. Не по тому ли так непросто определить жанр его фильмов: комедия с элементами драмы, или драма с элементами комедии, или жанр под названием «кино Виталия Мельникова»?! Не от того ли он глубже и органичнее многих других «прочел» загадочного Вампилова в «Старшем сыне» (1975) и «Отпуске в сентябре» (1979). Конечно отсюда замечательная актерская раскованность на съемочной площадке, когда исполнители удивляют самих себя, являются эдакими знакомыми незнакомцами. Например, Олег Даль — Зилов («Отпуск в сентябре»), Станислав Любшин — бульдозерист Федор («Ксения — любимая жена Федора», 1974), Олег Ефрремов — Виктор («Мама вышла замуж», 1969). Евгений Леонов — кларнетист Сарафанов («Старший сын»). Незабываемые мельниковские женщины, героини его фильмов, выбранные им так, точно они родились для этих ролей, — Штукатурщица Зина, мама неожиданно вышедшая замуж, Люсьены Овчинниковой; Ксения, любимая жена, Аллы Мещеряковой, птичница Александра Людмилы Зайцевой, Агафья Тихоновна, вечная невеста, Светланы Крючковой. Его персонажами, такими узнаваемыми, простыми, живыми, как чеховскими, можно населить целый город, с пригородами и ближайшими деревнями. Семья, дом эти непременные «участники» мельниковских фильмов были частью большого социального, советского мира. Из него, при всей его прозаичности, режиссер извлекал поэтическое, при всей его бесчеловечности — человеческое. Он крепко держался за современность в сценариях Ю. Клепикова, В. Валуцкого, В. Мережко. Лишь изредка изменяя ей с классикой: ранняя проза Ф. Достоевского — «Чужая жена и муж под кроватью» (1984), комедия Н. Гоголя «Женитьба» (1977). Обращение к прошлому в фильме начала 1880-х годов «Две строчки мелким шрифтом» (1981) оказалось закономерным. История завладевала вниманием режиссера. Его фильмы 1990-х годов «Царская охота» (1990), «Царевич Алексей» (1997) и «Бедный, бедный Павел» (2003) — это екатерининская, петровская и павловская Россия. Это жанр исторической костюмной мелодрамы. И если в него всмотреться и вслушаться, это тоже «кино Мельникова», где лирик скрывается под маской бытописателя, философа-историка, психолога-жанриста.

БЕЛИНСКИЙ Александр Аркадьевич (р. 1928), российский режиссер, сценарист, актер; народный артист РФ (1999); лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1984, за телефильм-балет «Анюта»); Окончил режиссерский факультет Ленинградского театрального института имени А.Н.Островского (1950). В 1950-1951 — режиссер театра Северного Флота в Мурманске, в 1951-1953 — режиссер ряда театров Литвы, в 1953-1962 — ленинградского Театра имени Ленинского Комсомола (ныне — «Балтийский Дом»), с 1962 — режиссер ленинградского телевидения. С 1999 года на телеканале «Культура» ведет передачу о театре «Рассказы старого сплетника». Снял 132 телефильма и телеспектакля. По его словам поставил для театра, кино и телевидения 203 спектакля. Предпочитает ставить музыкальные телевизионные фильмы и спектакли: фильмы-балеты, фильмы-опереты, фильмы-водевили. Первая постановка «Нос» эксцентричная музыкальная драма по мотивам одноименной повести Н.В.Гоголя. Наиболее значимая работа – фильм-балет на музыку Г.Гаврилина «Анюта» (1982, по мотивам рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Член Академии Российского телевидения.

БЫКОВ Ролан (Роланд) Антонович (Анатольевич) (1929—1998), российский актер, режиссер театра и кино. Народный артист СССР (1990). Лауреат премии Московского комсомола (1967) за создание фильмов для детей и юношества. «Семь нянек» (1962); «Пропало лето» (1964), "Айболит-66" (1967),. "Внимание, черепаха!" (1970), «Телеграмма» (1972), "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" (1975), т/ф "Нос" (1977), "Чучело" (1984). В 1951 окончил театральное училище имени Б. В. Щукина и стал актером Московского ТЮЗа. В 1957-59 руководил студенческим театром МГУ. В 1958-60 — главный режиссер Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Снимался в кино с 1954. Первый значительный образ создал в фильме «Шинель» (1959), сыграв Акакия Акакиевича Башмачкина в лучших традициях русской психологической школы, одновременно подчеркнув трагикомичность «маленького человека». Эта тема в разных регистрах проигрывается в ряде других актерских работ Быкова: эксцентрично («Я шагаю по Москве», 1964), фарсово («Женитьба Бальзаминова», 1965; «Последняя реликвия», 1971), трагифарсово (телефильм «Вызываем огонь на себя», 1965; «Андрей Рублев», 1966), приобретая драматическое измерение («Звонят, откройте дверь!» и «Здравствуй, это я!», 1966) или даже трагический пафос («Комиссар», 1967, выпуск 1988, премия «Ника» за роль). Хотя актер предпочитал намеренно снижать возвышенную героику при помощи юмористической трактовки («Служили два товарища», 1968), чуть остраняя поведение персонажа в исключительной ситуации («Мертвый сезон», 1968) или же явно заземляя героя («Операция «С Новым годом», 1971, выпуск; «Проверка на дорогах», 1986). Страсть Быкова к буффонаде, карнавализации, демонстративному обнажению приемов игры, сознательному нарушению рамок искусства очевиднее всего проявилась в режиссерской работе «Айболит-66» (также лихо и виртуозно он сыграл в нем роль Бармалея), в которой талантливо и новаторски использовал жанр мюзикла и принцип вариоэкрана, что позднее применил в лирической комедии «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1975). Однако, щедро одаривая зрителей остроумными и блестящими актерскими находками в ряде лент 1970-х годов (телефильмы «Большая перемена», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», киноленты «Деревня Утка», «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников»), он все-таки чаще разбрасывался впустую. После постановки нескольких картин для детей и юношества («Семь нянек», 1962; «Пропало лето», 1964, совместно с Н. В. Орловым; «Внимание, черепаха!», 1970, главная премия на Международном кинофестивале детских фильмов в Москве; «Телеграмма», 1972) Быков смог добиться лишь на телевидении в 1977 реализации давно вынашиваемой экранизации «Носа» Н. В. Гоголя (сыграл также четыре роли). Неожиданно мрачная интерпретация и некоторый стилевой разнобой этой ленты повлияли на то, что она встретила раздражение начальства и была показана в советские времена только один раз. Вынужденно сосредоточившись на актерской деятельности, Быков удачнее выступал в трагикомическом амплуа («Подранки», 1977; «Из жизни отдыхающих», 1981). С большим трудом, преодолевая сопротивление различных инстанций, он все-таки смог снять свою самую бескомпромиссную работу — нравственную драму из жизни школьников «Чучело» (1984, Государственная премия СССР, 1986). Со второй половины 1980-х годов, посвятив себя занятиям в продюсерско-руководящей сфере (сначала в объединении «Юность» на «Мосфильме», потом в созданном в 1989 Всесоюзном центре кино и телевидения для детей и юношества, ныне Международном фонде развития кино и телевидения для детей и юношества имени Ролана Быкова), стал редко сниматься. Хотя эти немногочисленные роли, не лишенные трагизма («Письма мертвого человека», 1986; «Серые волки», 1992) или трагифарсовые («Оно», 1990), вполне можно соотнести с работами лучшего актерского периода в творчестве Быкова во второй половине 1960-х годов, когда он даже подготовил в театре роль Пушкина, но так и не получил соизволения предстать на сцене.

ШУКШИН Василий Макарович (1929 —1974), русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России (1969). В рассказах (сборник «Сельские жители», 1963, «Там, вдали», 1968, «Характеры», 1973), романе «Любавины» (ч. 1-2, 1965-1987) и фильмах— многообразие современных социально-психологических типов, образы «странных» людей из народа, несущих в себе нравственную чистоту и требовательность к жизни. Главные роли в фильмах: «Два Федора» (1958), «Комиссар» (1967, выпущен в 1987), «У озера» (1970; Государственная премия СССР, 1971), «Они сражались за Родину» (1975). Поставил фильмы: «Живет такой парень» (1964, приз «Золотой лев» Международного кинофестиваля в Венеции), «Ваш сын и брат» (1965), «Странные люди» (1969), «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1974). Лауреат Ленинской премии (1976, посмертно), Государственной премии СССР (1971, за роль Василия Черныха в фильме «У озера»), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1967, за сценарий и режиссуру фильма «Ваш сын и брат»). В 1945-1947 годах Василий Шукшин учился в Бийском автомобильном техникуме, затем до 1949 года работал разнорабочим на заводах Калуги и Владимира. В 1949-1953 годах Шукшин служил радистом на флоте. В 1953-1954 годах он преподавал историю и был директором школы сельской молодежи в родных Сростках. Затем он учился и в 1960 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.Ромма). В кино Шукшин дебютировал как актер еще в студенческие годы. Его первая роль — Федор-большой в фильме Марлена Хуциева «Два Федора». С 1960 года Шукшин — актер и режиссер киностудии имени М. Горького, с 1972 — киностудии «Мосфильм». Эволюция Шукшина в кино неразрывно связана с его литературным творчеством. Художник в своих работах в литературе, кино и театре шел от точных бытовых и житейских зарисовок, метких наблюдений за народными характерами (порой представляемых в комическом или трагикомическом плане в качестве своеобразных чудиков и странных людей) — к более драматическому и даже трагическому изображению роковых изломов, как в отдельных человеческих судьбах, так и в исторических событиях прошлого или в конфликтных ситуациях настоящего. С годами стала очевидной склонность Шукшина к романному («Любавины», 1969; «Я пришел дать вам волю», 1971) и трагедийному (киноповесть и фильм «Калина красная», 1974, особые упоминания ФИПРЕССИ и экуменического жюри на Берлинском кинофестивале 1975) восприятию действительности. Долгое время Шукшин считался исключительно мастером рассказов, представителем деревенской прозы, который и в кино («Живет такой парень», 1964; «Ваш сын и брат», 1966; «Странные люди», 1970; «Печки-лавочки», 1972) сожалел о губительном нравственном перерождении простых людей в условиях развития урбанизационных процессов. До «Калины красной» творчество Шукшина нередко оценивали с точки зрения противопоставления города и села, урбанистической безликости и деревенской естественности, бездуховности горожанина и глубинной связи сельского жителя с родной землей. Однако в ряде актерских ролей (Василий Черных в картине «У озера», 1971; бывший вор Егор Прокудин в «Калине красной», 1974; солдат Петр Лопахин в ленте «Они сражались за родину», 1975; драматург Федя в «Прошу слова», 1976), помимо острохарактерных и трагифарсовых красок, в исполнении Шукшина появляются объемность и неоднозначность в трактовке героев, которые не сводимы к каким-то строгим определениям по своему происхождению, роду занятий, месту проживания. Самому художнику было тесно в узких рамках человека и певца из народа, в которые Шукшин был поневоле заключен. Прежнее чудачество и балагурство его героев сменилось нервным ерничеством, обостренным переживанием навязанной социальной роли, вынужденным использованием привычной маски для выживания в подчас жестокой действительности. Мечта о сложном и противоречивом образе Степана Разина, так и не воплотившаяся в кино, — его наиболее резкая попытка вырваться за пределы всех амплуа и художественных стилей к думам о вечном, а не к суетливым разглагольствованиям о сиюминутном. Но все же Шукшин успел снять «Калину красную», имевшую всенародный успех (а ведь до этого режиссер мучился из-за равнодушия зрителей к его лентам). По опросу журнала «Советский экран» эта картина принесла Шукшину звание лучшего актера 1974 года. Эта трагическая мелодрама (крайне редкое жанровое исключение в советском искусстве, где даже трагедии должны были быть оптимистическими) порой балансирует на грани кича — например, в символичном финале, когда бывший уголовник умирает от рук подельщиков, из последних сил цепляясь за милые сердцу березки.

МЕНАКЕР Леонид Исаакович (р. 1929, Ленинград), режиссер, сценарист, продюсер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986). Окончил режиссерский факультет ЛГИТМиКа (1960). Работал в театрах Ленинграда. В 1954-1964 — ассистент режиссера и режиссер Театра имени Ленсовета, режиссер-педагог ЛГИТМиКа. С 1964 — режиссер к/ст «Ленфильм». Режиссерский дебют (совместно с Н.Курихиным) – фильм «Жаворонок». Первый самостоятельный фильм – «Ночная смена» (1970). Поставил телесериал «Николо Паганини» (1982). Снял ряд музыкальных телефильмов («Город и песня», «Мелодии города»). Руководитель мастерской кинорежиссуры С.-Петербургского института кино и телевидения. Всего поставил 11 игровых фильмов. Лучшим из них считается «Собачий пир» (1990).

ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич (р. 1930), российский кинорежиссер и сценарист. Народный артист СССР (1989). Премия «Золотой Овен» (1994). Ф.: "Сережа" (1960, совм. с И. В. Таланкиным), «Путь к причалу» (1962 по повести В. В. Конецкого), "Я шагаю по Москве" (1964), «Тридцать три» (1966), "Не горюй!" (1969), «Совсем пропащий» (1973, по роману М. Твена «Приключения Гекльберри Финна»), "Афоня" (1975), "Мимино" (1977), "Осенний марафон" (1979), «Слезы капали» (1982), "Кин-дза-дза" (1986), «Паспорт» (1990, СССР-Франция), "Настя" (1993), «Фортуна» (2000). В 1955 окончил Московский архитектурный институт, в 1959 — Высшие режиссерские курсы. Первые работы — фильмы «Тоже люди» (1959, по эпизоду романа «Война и мир» Л. Н. Толстого), «Сережа» (1960, совместно с И. В. Таланкиным, по повести В. Ф.Пановой, главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах), «Путь к причалу» (1962, по повести В. В. Конецкого) — как будто не предвещали рождения одного из лучших отечественных комедиографов. Но уже в этих его картинах присутствовали характерные черты стиля режиссера, присущие большинству последующих лент, в которых эксцентрика, сатира и сарказм могут вполне мирно уживаться в пределах одной картины с лиризмом, грустью, а порой даже и с мрачным, трагическим восприятием действительности. Все без исключения герои для Данелии — «тоже люди», более того, понятия «отрицательное» и «положительное» в них настолько же относительны, как и деление жанров на трагедию и комедию. Кстати, в творчестве самого режиссера уже в названиях фильмов («Не горюй!», 1969; «Слезы капали», 1982) содержится противоречивое отношение к миру. И внутри повествований, и даже в одних и тех же его персонажах подчас скрыты взаимоисключающие настроения: от восторженности и жажды жизни до отчаяния и тяги к смерти. Именно поэтому видится условным определение раннего и позднего кинематографа Данелии, как и настойчивое стремление вписать его в какие-то жанровые рамки. Самый кассовый фильм «Афоня» (1975), в общем, благожелательно воспринятый также и властями, не очень-то разнится по подспудной интонации «печали о маленьком человеке», например, с якобы фантастической притчей «Тридцать три» (1966), плохо встреченной публикой и вызвавшей раздражение у начальства. Одна из самых горьких и беспощадных картин об эпохе застоя — «Осенний марафон» (1979, главный приз на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне и Государственная премия РСФСР, 1981) — тоже была поддержана на государственном уровне, как и более лирическая лента «Мимино» (1977, главный приз Международного кинофестиваля в Москве, Государственная премия СССР, 1978). Фильм «Мимино» созвучен в какой-то степени с обаятельной лирической комедией «Я шагаю по Москве» (1964), который дружно признали легким и беспечным, как летний дождь. Но и в этой лирике находилось место для сатирических и трагикомических обертонов, а в мрачной эксцентрике картин «Совсем пропащий» (1973, по роману М. Твена «Приключения Гекльберри Финна») и «Кин-дза-дза» (1986) вдруг прозвучали проникновенные нотки ностальгии по теплоте человеческих отношений. Три последних работы («Паспорт», 1990, СССР-Франция; «Настя», 1993; «Орел и решка», 1995) тоже были удостоены внимания властей — Государственная премия России (1997), хотя в них очевидны самоповторы режиссера, чувствуется усталость и некоторая исчерпанность прежних средств выразительности. Однако несомненная цельность его творчества и упорство в отстаивании ценности любой человеческой индивидуальности проявляются и в этих фильмах 1990-х годов, в которой сопряжены многие сквозные темы Данелии — от психологической драмы «Путь к причалу» о «старом морском волке» до авантюр «новых русских» в ленте «Орел и решка». В 2000 году Данелия снял фильм «Фортуна» с Вахтангом Кикабидзе в роли речного капитана в главной роли.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных