ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Актерский» кинематограф. 4 страницаИВАНОВ Александр Гаврилович (1898 — 1984), режиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1947); Народный артист СССР (1964). Окончил кинокурсы при к/ст «Кино-Север» (Ленинград), в 1935 — аспирантуру при ленинградском отделении ГАИС. С 1925 работал на киностудии «Ленфильм». Режиссерский дебют – полнометражный фильм «Луна слева» (1928). Затем последовали фильмы: «Три солдата» (1932), «На границе» (1938), «Подводная лодка Т-9» (1943) и «Сыновья» (1946, на Рижской киностудии). Но наибольший интерес представляют собой четыре последних фильма: «Звезда» (1949, героическая драма по одноименной повести Эммануила Казакевича) – отточенный, выверенный монтаж, блистательный актерский ансамбль, крепкая драматургия сделали эту картину лучшим фильмом года, а авторов лауреатами Сталинской премии 1 степени; «Михайло Ломоносов» (1955) – очень добротно сделанный историко-биографический фильм; «Солдаты» (1956, по повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда») – для тех лет исключительно честный фильм о войне; и, наконец, «Первороссияне» (1967, оптимистическая драма по поэме Ольги Берггольц «Первороссийск») – фильм интересен, прежде всего, экспериментами в области киноязыка (свойственного, казалось бы, молодым, а не пожилым режиссерам), выражающего противоречия формы и содержания в не свободном от цензуры искусстве. Фильм был обвинен в формализме и выпущен в прокат запредельно малым тиражом. ЧЕРВЯКОВ Евгений Вениаминович (1899 — 1942), режиссер, актер, сценарист. В 1918 окончил актерское отделение Уфимской драматургической школы, в 1925 — Государственный техникум кинематографии (ГТК). В 1919—1921 — актер рабочего театра в Ейске. С 1924 — ассистент режиссера и актер Ленинградской к/ст «Севзапкино»,с 1933 — режиссер к/ст «Востокфильм»,с 1935 — к/ст «Мосфильм». Поставил фильмы: «Девушка с далекой реки» (1927), «Золотой клюв» (1930), «Города и годы» (1930), «Заключенные» (1936), «Станица Дальняя» (1939). ТИМОШЕНКО Семен Алексеевич (1899 — 1958), режиссер, сценарист. Учился в институте гражданских инженеров (1918-1920), посещал мастерскую В. Э. Мейерхольда (1918). Окончил режиссерские курсы при театральном отделе Наркомпроса в Петрограде (1920). В 1919-1924 — актер Большого драматического театра, режиссер и актер театра Вольной комедии в Петрограде. С 1925 — режиссер киностудии «Севзапкино» (позже — «Ленфильм»). Автор теоретических работ по кино. Как режиссер поставил 13 фильмов. Наиболее известные из них: «Три товарища» (1935), «Вратарь» (1936), «Небесный тихоход» (1945) и «Запасной игрок» (1954). ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович (1904-85), российский режиссер и теоретик кино, художник, народный артист СССР (1962), доктор искусствоведения. Герой Социалистического Труда (1974). Ф.: "Кружева" (1928), "Встречный" (1932, с Ф. М. Эрмлером), «Человек с ружьем» (1938), «Рассказы о Ленине» (1958), «Ленин в Польше» (1966, специальный приз Международного кинофестиваля в Канне), «Ленин в Париже» (1981), «Отелло» (1956, приз Международного кинофестиваля в Канне), «Сюжет для небольшого рассказа» (1969, Золотая медаль Международного кинофестиваля в Венеции) и др. Профессор ВГИКа (с 1940). Теоретические работы по кино. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1967, 1983), художник-постановщик, доктор искусствоведения. лауреат премии Венецианского кинофестиваля 1982 года за вклад в развитие киноискусства. Творческая жизнь Сергея Юткевича началась в 1917. В годы Гражданской войны он работал актером, художником, ассистентом режиссера в театрах Киева и Севастополя. В 1921-1923 годах учился на театрально-художественном факультете ВХУТЕМАСа и в Государственных Высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда. Будучи студентом, вместе с С. М. Эйзенштейном оформил ряд театральных спектаклей, работал режиссером и художником агитационных театральных групп «Синяя блуза». В 1922 Юткевич вместе с Г. М. Козинцевым, Л. З. Траубергом и Г. К. Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС). Молодые теоретики пытались сконструировать новое революционное искусство путем смешения разных жанров: театра, эстрады, цирка, агитационных представлений. С 1924 Юткевич пытается воплотить эти теоретические посылки в кино. Его первой кинокартиной стала эксцентрическая комедия из жизни московских беспризорников «Даешь радио!» (сценарий и постановка Юткевича и С. Грюнберг). С 1926 он становится руководителем собственного Экспериментального киноколлектива (ЭККЮ), одновременно работая художником, как в театре, так и в кино (кинофильмы «Предатель», 1926; «Третья Мещанская», 1928, оба совместно с В. А. Рахальсом). В 1928 Юткевич возглавил Первую киномастерскую на «Ленфильме» и руководил ею в течение десяти лет. В ранних режиссерских работах Юткевича («Кружева», 1928; «Черный парус», 1929; «Златые горы», 1931) выполнение социального заказа еще сочетается с экспериментами в области жанра, стиля и формы, а также с поисками нового кинематографического языка. Но уже в «Златых горах» и в полной мере в фильме «Встречный» (1932, постановка совместно с и Ф. М. Эрмлером) режиссер жертвует выразительной формой в угоду идеологическому содержанию. В 1934 Юткевич пробует свои силы в документальном кинематографе: в ленте «Анкара — сердце Турции» он пытается организовать документальный материал своеобразным сюжетом. Но к концу 1930-х годов с экспериментами было покончено. Юткевич, как один из видных советских режиссеров, обязан был создавать картины по вкусу главного заказчика — Сталина. И он делает такие фильмы — вплоть до короткометражной киноагитки «Как будет голосовать избиратель» (1937), посвященной выборам депутатов Верховного совета СССР. Киноленты этого периода: «Шахтеры» (1937), «Человек с ружьем» (1938), «Яков Свердлов» (1940, Сталинская премия за 1941 год), характеризуют нивелирование художественного уровня и отказ от какого-либо авторского начала. В фильме «Человек с ружьем» Юткевич впервые обратился к ленинской теме, которая стала сквозной в его творчестве. В этом фильме далеко неординарные роли сыграли Максим Штраух (Ленин) и Борис Тенин (солдат Иван Шадрин). В 1938-1944 Юткевич был художественным руководителем студии «Союздетфильм», но помимо административной и режиссерской деятельности занимался и преподаванием, и научно-искусствоведческой работой, подчас существуя в нескольких ипостасях. К примеру, в 1939-1946 годах он, помимо многого прочего, занимал должность главного режиссера ансамбля песни и пляски НКВД. Преподавать Юткевич начал еще в 1929, в 1939 стал профессором; работал в Институте искусствознания, писал теоретические труды. В годы Великой Отечественной войны режиссер смог ненадолго вернуться к эксцентрике и сатире в «Боевом киносборнике № 7» (1941) и фильме «Новые похождениях Швейка» (1943). С 1944 Юткевич стал вести режиссерскую мастерскую во ВГИКе. Тогда же он посетил Францию и снял документальный фильм «Освобожденная Франция» (1944). Самым тяжелым периодом в жизни режиссера стали послевоенные годы. В 1947 он экранизировал пьесу Н. Ф. Погодина «Кремлевские куранты». Кинолента готовилась в прокат под названием «Свет над Россией», образ Ленина в ней показался партийному начальству недостаточно масштабным и величавым. Картина была отправлена на полку, и в политической кампании против космополититов в искусстве Юткевич, с его «эксцентрическим» прошлым оказался удобной мишенью. В 1949 его изгнали из ВГИКа и ВНИИ искусствознания. В кино Юткевич вернулся в 1952, сняв далекую от политики биографическую ленту «Пржевальский». Следующий фильм режиссера — советско-албанская постановка «Великий воин Албании Скандербег» (1954, премия Каннского кинофестиваля) — вышел в свет уже после смерти Сталина. С середины 1950-х годов Юткевич вновь живет активной и разнообразной творческой жизнью. В 1954 он вернулся во ВГИК и преподавал там режиссерское мастерство до конца 1960-х годов. Юткевич вновь приходит в театр, в эти и последующие годы он как художник и режиссер поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах. Наиболее заметные театральные работы Юткевича: «Баня» (1953, совместно с Н. В. Петровым и В. Н. Плучеком), «Клоп» (1955, совместно с Плучеком), «Карьера Артуро Уи» (1965, совместно с М. А. Захаровым). В 1960-1965 он был главным режиссером Студенческого театра МГУ. Опять получив возможность выезжать за границу, Юткевич часто бывает во Франции, с культурным бомондом которой у него установились тесные связи. Он трижды представительствует в жюри Каннского фестиваля: в 1955, 1958 (был награжден «Золотой пальмовой ветвью» фильм «Летят журавли») и 1961. Довольно пышная экранизация Юткевичем шекспировского «Отелло» (1956) также была отмечена премией Каннского кинофестиваля. В 1958 Юткевич вновь обратился ленинской теме, доставившей ему в прошлом немало неприятностей. В фильме «Рассказы о Ленине», состоящем из двух новелл, он творит легенду «о самом человечном человеке». В то же время одна из новелл картины «Последняя осень» свидетельствует о раскрепощении эстетики Юткевича, режиссер пытается кинематографическими средствами передать единство героя и природы. Вкус Юткевича к эксперименту, к смешению различных жанров проявился в анимационной версии пьесы В. В. Маяковского «Баня» (1962, сценарий и постановка Юткевича и А.Г.Карановича), где методом киноколлажа органично соединялась игра актеров с документальными кадрами, кукольной и рисованной мультипликацией. Маяковской стал еще одной сквозной темой в творчестве Юткевича. В 1976 он вновь поставил в эстетике киноколлажа фильм «Маяковский смеется» (1976, по мотивам пьесы «Клоп» и сценария «Позабудь про камин» В. В. Маяковского; постановка Юткевича и Карановича). А в 1968 Юткевич восстановил старую «немую» ленту «Барышня и хулиган» (1918), в которой некогда снимался сам Маяковский. Любопытным и важным было участие Юткевича в создании в 1967 (совместно с Н. И. Клейманом) фотофильма «Бежин луг» С. М. Эйзенштейна на основе сохранившихся кадров-срезок уничтоженной в 1930-х годах киноленты. В 1965 очередной фильм на ленинскую тему «Ленин в Польше» стал несомненной творческой удачей Юткевича. Режиссеру все-таки удалось доказать, что в искусстве эксперимента неординарному подходу открыты любые темы. Визуальный ряд картины представляет собой обычный историко-биографический фильм, но в озвучивании Юткевич новаторски применил метод «внутреннего монолога». В картине слышен только один голос — голос самого Ленина в исполнении М. М. Штрауха, который рассказывает и комментирует происходящее на экране, размышляет о мировых событиях, о том, как они отзовутся в будущем. В целом фильм своеобразно воплощает на экране психологическую теорию «опережающего отражения», то есть механизма предвидения и оценки результатов действия. Кроме премии Каннского кинофестиваля, этот фильм был также удостоен Государственной премии за 1967 год. Успех сопутствовал Юткевичу и при постановке советско-французского фильма «Сюжет для небольшого рассказа» (1970), биографического по содержанию, в котором он рассказывает об отношениях Антона Павловича Чехова с певицей Ликой Мизиновой (в исполнении Николая Гринько и Марины Влади) и об истории создания пьесы «Чайка». Этот фильм ломал многие жанровые и кинематографические каноны, смело сочетая игру актеров с рисованными, нарочито театральными декорациями. Последняя значительная работа Юткевича в кино — «Ленин в Париже» (1981),— несмотря на Государственную премию СССР за 1983 год и интересный замысел, получилась маловразумительной в художественном смысле. До последних, уже преклонных лет Юткевич старался жить активной творческой жизнью. В 1982 он поставил в Московском музыкальном камерном театре пьесы Александра Блока «Балаганчик» и «Незнакомка». Он продолжал преподавать во ВГИКе, был автором ряда теоретических книг, главным редактором двух изданий «Кинословаря» (1966-1970, 1986). КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (1905-73). ТРАУБЕРГ Леонид Захарович (1902-90). Совместные фильмы: «Похождения Октябрины» (1924), «Мишка против Юденича» (1925, худ. Е.Еней), «Чертово колесо» и "Шинель" (1926), «Братишка» и «Союз Великого Дела (СВД)» (1927), "Новый Вавилон" (1929), «Одна» (1931, муз. Д.Шостоковича), кинотрилогию о Максиме («Юность Максима» 1935, «Возвращение Максима» 1937, «Выборгская сторона» 1939). КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (1905-1973), российский кинорежиссер, педагог, теоретик кино, народный артист СССР (1964). Ф.: «Пирогов» (1947), «Белинский» (1951), «Дон Кихот» (1957), "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1971). Профессор ВГИКа (с 1941). Книги «Пространство трагедии» (1973) и др. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1941, 1948). В 1919-20 учился в киевской школе живописи, работал в театре Соловцова, театре «Арлекин»; затем учился в Петроградской академии художеств. В 1921 совместно с Л. З. Траубергом организовал Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС) — театральную школу, сочетавшую обучение актеров с постановкой спектаклей и воспитавшую ряд замечательных актеров и режиссеров кино (Я. Жеймо, Е. А. Кузьмина, С. А. Герасимов, О. П. Жаков и др.). С 1924 Козинцев начал работать в кино (до 1945 все фильмы ставил совместно с Траубергом). В картинах «Похождения Октябрины» (1924), «Мишки против Юденича» (1925), «Чертово колесо» (1926) большое значение имел формальный эксперимент и свободное сочетание разных, по преимуществу «низких» жанров. Несомненным шедевром явилась экранизация повести Н. В. Гоголя «Шинель» (1926), с удивительной выразительностью рассказавшая об одиночестве «маленького» человека в мире казенного Петербурга. В костюмно-историческом «С. В. Д.» («Союз великого дела») (1927) удалось найти интересный подход к сюжету о декабристах. «Новый Вавилон» (1929) с редким по тем временам эпическим размахом воспроизводил события Парижской Коммуны. С первой звуковой картиной «Одна» (1931) — о молодой учительнице, отправленной на работу в глухое сибирское село, — в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. В трилогии о Максиме — «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939, Государственная премия СССР, 1941), сделанной в жанре историко-революционной эпопеи, режиссеры отдали дань официальному искусству, что не помешало им сделать эти ленты зрелищными, во многом новаторскими. После этого Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). С 1944 вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1941 — профессор). После войны Козинцев, обратившись к популярному тогда биографическому жанру, поставил фильмы «Пирогов» (1947, Государственная премия СССР, 1948) и «Белинский» (1953). Его «Дон-Кихот» (1957, Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации. В 1962 Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964, Ленинская премия 1965, специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970), подчеркивали непреходящую актуальность великих трагедий. Козинцев нашел в своих шекспировских лентах интересные пластические решения, сочетающие тонкую стилизацию с исторической достоверностью. Повествование велось в драматичной, но реалистической манере, а черно-белая пленка придавала изображению оттенок благородного аскетизма. Козинцевские Гамлет (И. М. Смоктуновский) и король Лир (Ю. Ярвет) с их рефлективностью и напряженной работой души были без преувеличения современными героями. В 1965-71 Козинцев руководил режиссерской мастерской при «Ленфильме». Написал историко-теоретические монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, 1973). ТРАУБЕРГ Леонид Захарович (1902 — 1990), режиссер, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1941); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967). Учился в студии комической оперы в Петрограде. В 1919 организовал театр-студию в Одессе, в 1921 вместе Г.Козинцевым — ФЭКС (Фабрику эксцентрического актера). С 1924 — режиссер к/ст «Ленфильм». Педагог ВРК при к/ст «Ленфильм» (1962-1968). С 1943 работал на к/ст «Мосфильм». Поставил фильмы: "Актриса" (1943), «Юный Фриц» (1943), «Простые люди» (1945), "Шли солдаты" (1959), «Мертвые души» (1960), "Вольный ветер" (1961). ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич (1906 -1985) российский кинорежиссер, драматург и теоретик кино, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения, действительный член АПН СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1974). Поставил фильмы: "Семеро смелых" (1936), "Учитель" (1939), "Маскарад" (1941), "Молодая гвардия" (1948), "Тихий Дон" (1957-58), "У озера" (1970), "Дочки-матери" (1974), "Юность Петра" и "В начале славных дел" (1981), "Лев Толстой" (1984). Профессор ВГИКа (с 1946; ныне им. Герасимова). Ленинская премия (1984), Государственная премия СССР (1941, 1949, 1951, 1971). С 1920 работал на заводах Красноярска, Свердловска. Учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 окончил Ленинградский институт сценических искусств. С 1924 — актер, затем ассистент «Фабрики эксцентрического актера» (ФЭКС) под руководством Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга. С 1930 был режиссером кинофабрики «Совкино» (Ленфильм). В 1944 работал директором Центральной студии документальных фильмов. С 1945 стал режиссером «Союздетфильма» (ныне — киностудия им. Горького). Играя в фильмах «Чертово колесо» (1926), «СВД» (1927), «Новый Вавилон»(1929), Герасимов проявил себя как талантливый остро гротесковый актер. С 1931 он руководил мастерской экранного искусства при Ленфильме, пробовал себя в кинорежиссуре («Двадцать два несчастья»,1930, «Сердце Соломона»,1932, «Люблю ли тебя?», 1934). Первой настоящей удачей режиссера стал фильм «Семеро смелых» (1936) о молодежной зимовке на Крайнем Севере. Здесь вполне определился режиссерский почерк Герасимова — непринужденность экранной атмосферы, живые, обаятельные характеры, сочетание бытовой достоверности с героико-романтическим пафосом 1930-х. В том же ключе были сняты «Комсомольск» (1938) о строительстве нового города на Амуре и «Учитель» (1939, Государственная премия СССР, 1941) заметно выделявшийся простотою житейской истории и вызывающей негероичностью персонажей. Фильм «Учитель» Герасимов справедливо считал лучшей своей картиной. Перед самой войной Герасимов экранизировал лермонтовский «Маскарад» (1941), расширивший творческие возможности режиссера. В главных женских ролях своих фильмов Герасимов удачно снимал талантливую актрису Т. Ф. Макарову, ставшую на всю жизнь спутницей режиссера. В годы войны Герасимов снимал новеллы для «Боевого киносборника» (1941), поставил «Непобедимых»(1943) (совместно с М. К. Калатозовым), «Большую землю» (1944). С 1944 он руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской, со студентами которой осуществил постановку «Молодой гвардии» (1948, по роману А. А. Фадеева, Государственная премия СССР, 1949), где с суровой достоверностью изобразил фашистское нашествие, подвиг и трагическую гибель молодых подпольщиков. В 1957 он осуществил свою давнюю мечту, сняв фильм по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» (Большой приз на кинофестивале в Карловых Варах, 1958, диплом гильдии режиссеров США, 1958 и др. награды), ставший образцом добротной и тщательной экранизации. «Люди и звери» (1962), «Журналист» (1967, Большой приз Московского кинофестиваля), «У озера» (1969, Главная премия кинофестиваля в Карловых Варах, 1967), «Любить человека» (1972), «Дочки-матери» (1974) объединены современной тематикой и публицистическим подходом к частным судьбам обыкновенных людей. В последующие годы Герасимов не обращался к современному материалу. Он снял для телевидения сериал «Красное и черное» (1976 по роману Стендаля), где постарался в максимальной полноте сохранить текст романа. Дилогия «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980 по роману А. Н. Толстого «Петр Первый»), пожалуй, наиболее громоздкая и наименее удачная работа Герасимова. Своеобразным итогом творчества режиссера стал фильм «Лев Толстой» (1984, Главный приз кинофестиваля в Карловых Варах, 1985) о последних днях великого писателя, где Герасимов сыграл заглавную роль. В 1986 ВГИКу было присвоено имя С. А. Герасимова, воспитавшего в стенах института плеяду замечательных мастеров кино. Кинооператор: Москвин Андрей Николаевич (1901-61), великий российский кинооператор, заслуженный деятель искусств России (1935). Один из основоположников отечественной операторской школы, непревзойденный мастер в области искусственного освещения. Снял фильмы: «Новый Вавилон» (1929), «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939), «Иван Грозный» (1945, 1958, совместно с Э. К. Тиссэ), «Рассказы о Ленине» (1958, совместно с др.), «Дама с собачкой» (1960, совместно с Д. Д. Месхиевым) и др. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935); Лауреат Государственной премии СССР (1946 — за первую серию фильма «Иван Грозный, 1958 — за вторую серию). Много лет работал в творческом содружестве с Г. Козинцевым и Л. Траубергом. Ранний период творчества (под влиянием «Фабрики эксцентрического актера», ФЭКС) отмечен поиском острой формы изображения, стремлением расширить выразительные возможности камеры. Москвин начал использовать съемку с движения, резкие тональные контрасты («Шинель»). В последующих фильмах «С. В. Д.» и особенно в «Новом Вавилоне» композиция кадра приобрела стройность, графичность оптического рисунка сменилась мягкой живописной обобщенностью изображения. Операторский стиль Москвина получил свою сформированность, законченность в «Трилогии о Максиме». Новый этап в творчестве оператора начался с фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». В этой картине проявилось новаторство Москвина в освоении цвета в кино (эпизод «Пир опричников»). Цветовое решение и пластическая выразительность кадра позволили подчеркнуть драматизм сюжета, органически вошли в сложную структуру фильма. Среди других поздних работ наиболее выделяется работа в фильмах: «Овод», «Дон Кихот», «Дама с собачкой». Художник: Еней Евгений Евгеньевич (1890 — 1971), художник. Лауреат Гос. премии СССР (1948 — за участие в фильме «Пирогов», совместно с С.Малкиным). Народный художник СССР (1969). Учился в Будапештской Академии художеств. Как художник-постановщик дебютировал в фильме "Красные партизаны» (1924), совместно с В.Егоровым. Был художником-постановщиком свыше 45 картин, в том числе всех фильмов Г.Козинцева. Актеры: Бужинская Вероника Станиславовна (1895 — 1983), российская актриса. Окончила Ленинградский институт экранных искусств (1922). В отечественном немом кино (дебютировала в 1922 году) оставила свой след как одна из первых исполнительниц ролей молодых героинь. В 1926 сыграла одну из лучших своих ролей — Катьку в фильме Э.Иогансона и Ф.Эрмлера «Катька — Бумажный Ранет». Всего сыграла в кино около 20 ролей. Семенова Людмила Николаевна (1899 — 1990), актриса. Окончила киноактерскую студию Б. Чайковского «Творчество» (1919), студию танца им. А. В. Луначарского (1921). В 1921-1932 — актриса театров, киностудий, эстрады в Петрограде (Ленинграде), в 1938-1942 — руководитель самодеятельности в воинских частях и домах культуры. В кино — с 1918 года, в 1943-1945 — актриса киностудии «Мосфильм», в 1945-1957 — театра-студии киноактера. Всего сыграла в кино свыше 20 ролей. Магарилл Софья Зиновьевна (1900 — 1943), актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1935). Училась в Театральной студии А. Морозова, в мастерской ФЭКС под руководством Г. Козинцева и Л. Трауберга (окончила в 1925). В 1933-1936 прошла курс актерской школы при «Ленфильме» под руководством Б. Зона. Работала в Ленинградском Новом театре. В кино — с 1924 года. Первая большая роль в фильме «Кастусь Калиновский» (1927). С 1941 — актриса ЦОКС в Алма-Ате. Всего сыграла в кино около 20 ролей. Мясникова Варвара Сергеевна (1900 — 1978), актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1935). Окончила Институт живого слова (1922, Ленинград). В 1922-1925 — актриса Экспериментального театра, затем — Ленинградского Большого драматического театра имени М.Горького, с 1928 — киностудии Ленфильм и других студий страны. Работала в театрах Киноактера Ленинграда и Москвы. В кино с 1927 года. Первая роль в фильме Ф.Эрмлера «Парижский сапожник». Всего сыграла в кино свыше 15 ролей. Шатерникова Нина Яковлевна (1902 — 1982), актриса. Окончила Госкиношколу (1923), актерскую студию при «Ленфильме» (1936, мастерская Б.Зона). В 1937—1941 — актриса Ленинградского театра комедии, с 1945 — Театра-студии киноактера. В кино — с 1919 года. Всего сыграла более 30 ролей в кино. Гурецкая Татьяна Ивановна (1904 — 1983), российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1935). Училась в Ленинградском институте экранных искусств (1924-1926), в 1937-1940 — актриса Театра Балтийского флота, 1945-1957 — актриса театра-студии киноактера. В кино с 1923 года. Первая крупная роль в фильме Г.Козинцева и Л.Трауберга «Братишка» (1926). Всего сыграла в кино около 35 ролей. Егорова Елена (Алена) Георгиевна (1905 — 1971), актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1935). В 1921—1924 училась в частных киношколах А.Ивановского и Б.Чайковского, в 1933—1934 — в актерской школе под руководством Б. Зона при к/ст «Ленфильм». С 1924 играла в коллективе «Арткино». В 1936—1942 — актриса Ленинградского Театра Балтфлота, с 1945 — Театра-студии киноактера в Москве. В кино — с 24 года (в 1926 году первая главная роль в фильме «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда»)), автор киномонографии «Моя профессия». Всего сыграла в кино около 20 ролей. Макарова Тамара Федоровна (1907 — 1997), российская актриса; народная артистка СССР (1950); Герой Социалистического Труда (1982); лауреат Государственной премии СССР (1941 — за роль Аграфены Шумилиной в фильме «Учитель»; 1947 — за участие в фильме «Клятва»). За выдающийся вклад в профессию удостоена Приза КФ «Созвездие—93». Окончила Институт сценических искусств в Ленинграде (1930). В 1927-1942 — актриса киностудии Ленфильм (первая роль в фильме «Чужой пиджак»), с 1943 — педагог ВГИК, профессор (совместно с мужем, известным режиссером С. А. Герасимовым руководила объединенной актерско-режиссерской мастерской). Снималась почти во всех фильмах Герасимова, с которым она прошла весь свой творческий и жизненный путь. Отличаясь редкой красотой, интеллигентностью, чуткостью, Макарова сумела придать своим героиням советского времени (Женя Охрименко в фильме «Семеро смелых», Елена Николаевна в «Молодой гвардии», Анна Андреевна в картине «Люди и звери», Васильевой в фильме «Дочки-матери» и др.) мягкость, женственность, самопожертвование — истинно женские черты. Но талант Макаровой многогранен, ей удавались и характерные роли, она с блеском сыграла роль Аграфены Шумилиной в фильме «Учитель». Актриса участвовала и в экранизации классики драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад», где она создала пленительный образ Нины. Макарова снялась и в последнем фильме Герасимова «Толстой», в котором исполнила роль жены писателя Софьи Андреевны. Она была замечательным педагогом, воспитала огромное число учеников, среди которых немало замечательных актеров. Кибардина Валентина Тихоновна (1907 — 1988), актриса. Лауреат Государственной премии СССР (1951 — за театральную работу); Народная артистка РСФСР (1951). Окончила Студию Ю.Юрьева при Ленинградском академическом театре драмы (1920). С 1920 — актриса Ленинградского театра Народного Дома, затем — актриса Московского театра-студии под руководством Рубена Симонова, в 1936—1966 — актриса Ленинградского БДТ. В кино — с 1934 года, первая роль — Наташа в трилогии Г.Козинцева и Л.Трауберга «Юность Максима» — «Возвращение Максима» — «Выборгская сторона». Всего сыграла в кино 11 ролей. Жеймо Янина Болеславовна (1909 — 1987), актриса.Училась в киномастерской ФЭКС. Окончила Институт Экранного искусства (1930).В кино — с 1925 года. Актриса к/ст «Ленфильм», с 1949 — Театра-студии киноактера. Кумир предвоенных советских подростков. Любимая актриса Козинцева и Трауберга. Легендарная Золушка. С 1957 жила в Польше. Всего сыграла в кино 26 ролей. Кузьмина Елена Александровна (1909 — 1979), актриса. Лауреат Гос. премии СССР (1946 — за исполнение роли Татьяны Крыловой в фильме «Человек №217», 1948 — за роль Джесси в фильме «Русский вопрос», 1951 — за роль советской разведчицы Марты Ширке в фильме «Секретная миссия»); Народная артистка РСФСР (1950). Училась в киномастерской ФЭКС, окончила Институт сценических искусств (бывший ФЭКС, 1931). С 1942 (год создания театра) играла в спектаклях Ташкентского театра киноактера. В кино — с 1929 года, главная женская роль в фильме «Новый Вавилон». Всего сыграла в кино 22 роли. Максимов Владимир Васильевич (наст. фам. Самусь) (1880 — 1937), российский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1925). В 1905 года Владимир Максимов работал в студии на Поварской, после ее закрытия во МХТ. В 1906-1909 и 1911-1918 годах он был актером Малого театра. В 1909 году работал в Краснодаре в труппе Н. Н. Синельникова, в 1910 году в театре К. Н. Незлобина. В 1919-1924 году Максимов был актером БДТ. В 1925-1926 годах он работал в ленинградском театре «Комедия», где выступал в дуэте с Е. М. Грановской. Максимов много выступал на эстраде как чтец, участвовал в представлениях Ленинградского цирка. В 1936 года — в Ленинградском Новом театре. С 1924 года Максимов преподавал в Ленинградском институте сценического искусства. Первая роль в кино — Саввушка в фильме «Каширская старина» — 1911, всего он сыграл в кино более шестидесяти ролей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|