Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Появление российского кинематографа.




Ю.А.Кравцов.

 

ОСНОВЫ КИНОЭСТЕТИКИ

(ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО)

СПРАВОЧНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ИСТОРИИ КИНОИСКУССТВА

Часть II

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

(ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ)

 

Для студентов очного и заочного отделений

(специальность 021400 – «Тележурналистика»)

 

Санкт-Петербург

2007 г.

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО

Появление российского кинематографа.

 

Начиная с конца 19-го века, в России происходило повсеместное главенствование иностранных (преимущественно французских) фирм. В 1907 году появляется первое кинематографическое ателье Александра Осиповича Дранкова, которым была произведена первая документальная съемка Л.Н.Толстого. В том же году начинает издаваться первый в России журнал по вопросам кино – «Сине-фото». Затем появляется фирма А.А.Ханжонкова и другие. Первоначально фирмы ориентировались на хронику. «Понизовая вольница» (1908) – первый русский игровой фильм (по мотивам «Из-за острова на стрежень…»). Премьера проходила с помпой, с музыкой И.Иполитова–Иванова в исполнении симфонического оркестра. Появляются профессиональные кинорежиссеры: П.Чардынин. А.Ханжонков. Е.Бауэр. В.Гардин. Российские кинозвезды: В.Холодная, И.Мозжухин. В кино приходят профессиональные театральные актеры и режиссеры. Появление Я.Протазанова и Л.Кулешова. В.Старевич.

ДРАНКОВ Александр Осипович (Абрам Иосифович; Alexander Drankoff) (1886 — 1949), оператор, режиссер, сценарист. Придворный фотограф, хроникер Государственной думы и дипломатического корпуса, снимки которого печатал петербургский журнал «Нева», лондонская газета «Таймс» и парижский журнал «Иллюстрасьон», Дранков основал в С.-Петербурге первую русскую киностудию, оставил уникальные кадры Льва Толстого в Ясной Поляне («День 80-летия Л.Н. Толстого», 28.08.1908, выпуск 06.09.1908) и актера Владимира Давыдова на даче в Лукомяках («В.Н. Давыдов у себя на даче», выпуск 08.09.1908). Как оператор до революции снял более сотни хроникальных и видовых лент. В историю кино вошел как создатель первого русского игрового фильма «Стенька Разин» («Понизовая вольница»). Первые хроникальные съемки А.О. Дранкова, выпущенные на экран, датированы 28.10.1907 — «Обозрение Петербурга» (кинотеатр «Модерн»). Еще осенью 1907 года в Петербурге, вместе со своим братом Львом, Дранков открыл первую в России фабрику по выделке кинематографических лент на Невском проспекте. В 1918-1920 жил в Киеве, затем в Константинополе, откуда выехал в Америку. После неудачной попытки утвердиться в Голливуде Дранков открыл кафе в городке Венисе (Калифорния), спустя некоторое время поселился в Сан-Франциско, где до конца своих дней служил в собственной компании «Фото-тон сервис» (в лаборатории фирмы исполнялись заказы на печатание снимков). Похоронен в Колме (предместье Сан-Франциско, Калифорния).

ХАНЖОНКОВ Александр Алексеевич (1877 — 1945), продюсер, режиссер. Один из основателей русского кинематографа. Располагая минимальными средствами, Ханжонков, как представитель фирмы братьев Пате, открыл в Москве в 1906 году «Торговый дом А. Ханжонкова» — первое российское кинематографическое предприятие по продаже зарубежных фильмов, а затем и их прокату. Уже в 1907 году предприятие Ханжонкова переходит к производству русских картин. В то время в России было немало кинопредпринимателей, но уже в 1909 году, через три года после основания, «Торговый дом Ханжонкова» выпускал по числу и метражу столько же картин, сколько создавали все русские и иностранные киноконторы, вместе взятые. В 1911 году «Торговый дом Ханжонкова» был преобразован в «Акционерное общество А. Ханжонкова». Ханжонков расширяет материально-техническую базу, превращает свое предприятие в одно из самых совершенных в мировом кинопроизводстве, его фирма удерживает лидерство в России по объему производства картин и их качеству. В 1911 году был выпущен в прокат первый русский полнометражный фильм «Оборона Севастополя», в котором Ханжонков выступил не только как предприниматель, но и как сорежиссер и автор сценария. Ханжонков первым среди русских предпринимателей занялся производством научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов, уделял большое внимание созданию хроникальных и этнографических картин (финансировал поездку оператора Ф. Бремера из Одессы, через Индийский океан, к Чукотскому полуострову). У Ханжонкова начинали свой творческий путь режиссеры: П. Чардынин, Е. Бауэр, Л. Кулешов; актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Полонский; художники: Б. Завелев, А. Рылло; первый русский аниматор В. Старевич. Совместно с А. Ханжонковой (под общим псевдонимом — Анталек) он написал ряд сценариев осуществленных постановок. С 1924 года Ханжонков работал консультантом производственного отдела Госкино, с 1925 года заведовал производством «Пролеткино». Автор мемуаров «Первые годы русской кинематографии» (книга вышла в сокращенном варианте в 1937 году).

БАУЭР Евгений Францевич (1865 – 1917), художник, сценарист, режиссер. Окончил школу живописи ваяния и зодчества в Москве. Выступал в оперетте (сначала как актер, потом как художник). С конца 1913 до начала 1917 года поставил около 80 фильмов. Один из немногих русских режиссеров, уделявших основное внимание изобразительной стороне фильма. Мастер психологической драмы, один из первых русских режиссеров, разработавших художественные средства игрового кино: монтаж, мизансцены и композицию кадра. Основные работы: «Немые свидетели», «Жизнь в смерти» (оба 1914), «Жизнь за жизнь» (1916), «Набат», «Революционер», «Король Парижа» (все 1917).

ЧАРДЫНИН Петр Иванович (1868-1934), актер сценарист, режиссер. Учился в музыкально-драматической школе в Москве. Актер и режиссер народных театров. В кино с 1907 года. Поставил более 100 фильмов разных жанров и с участием ведущих актеров. После революции продолжал режиссерскую деятельность. Среди лучших постановок: «Власть тьмы» (1909), «Идиот», «Пиковая дама» (оба 1910), Домик в Коломне», «Обрыв» (оба 1913), «Женщина завтрашнего дня», «Хризантемы» (оба 1914), «Миражи» (1915), «Софья Перовская» (1917), «Молчи, грусть, молчи» (1918). В 1923 вернулся из эмиграции и до последних дней работал в ВУФКУ, в Одессе и Киеве.

ГАРДИН (Благонравов) Владимир Ростиславович (1877-1965), российский актер, режиссер и сценарист, народный артист СССР (1947). В 1894 окончил Кадетский корпус. С 1898 — актер любительской труппы провинциальной сцены. В 1909-1912 — актер и режиссер театров Воронежа, Царицына и Саратова. В 1896-1897, 1915-1917 служил в армии. С 1913 один из основных актеров и режиссеров русского дореволюционного кино. До 1917 года им поставлено 33 фильма, среди которых — «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Война и мир», «Ключи счастья», «Брандт», «Накануне», «Барышня-крестьянка» и др. Как режиссер-постановщик отличался бережным отношением к литературному первоисточнику. Экранизировал произведения Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева. Поставил фильмы «Поэт и царь» (1927) и др. В 1919 — один из организаторов, а затем — первый директор Госкиношколы в Москве (ныне — ВГИК). Новый этап в творчестве Гардина начался в годы звукового кино, когда он стал сниматься как актер. Его искусство отличали мастерство перевоплощения, детальная разработка роли. Среди наибольших актерских удач следует назвать роли старого рабочего в фильме «Встречный» (1932) и Порфирия Головлева в картине «Иудушка Головлев» (1933).

ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович (1881-1945), режиссер, заслуженный деятель искусств России (1935). В 1900 окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и К». В 1904—1906 занимался самообразованием во Франции и Италии. С 1906 года, сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссера московской кинофирмы «Глория». В кино с 1907, сначала как сценарист, потом режиссер (дебют — «Бахчисарайский фонтан», 1909). С 1910 работал в кинофирме П.Тимана и Ф.Рейнгардта. В 1914 году, завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И.Ермольева. В дореволюционном кино снял около 80 фильмов, среди них экранизации «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Бесов» («Николай Ставрогин») Ф. М. Достоевского — оба 1915, «Пиковой дамы» А. С. Пушкина (1916), «Отца Сергия» Толстого (1918). Две последние ленты признаны лучшими ранними работами режиссера, отличаются высокой культурой, психологической глубиной актерской игры, прежде всего И. И. Мозжухина. В 1918 вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы И.Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии, в кинофирмах «Пате», «Гомон», «УФА», где в период 1920—1923 гг. снял ряд фильмов: «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Смысл смерти», «Паломничество любви», «Страшное приключение» и др. В 1923 году вернулся в СССР.

САБИНСКИЙ Чеслав Генрихович (1885 — 1941), режиссер, художник, сценарист. В 1903-1908 годах учился в Московской Высшей художественной школе живописи, ваяния и зодчества. С 1904 — художник-декоратор МХТ, в кино с 1908 года. Был заведующим художественной части Московского отделения фирмы братьев Пате, у Тимана и Рейнгардта — заведующим художественной частью и режиссером, затем в Товариществе И. Ермольева. Участвовал в постановке более ста фильмов, писал сценарии. В 1937-1940 — методист и редактор сценарного отдела «Ленфильма». Как режиссер поставил 11 фильмов: «Гайда, тройка» (1913), «Молчи, грусть, молчи» (1978), «Герасим и Муму» (1919), «Корней Васильев» (1919), «Рабочий Шевырев» (1919), «Черное сердце» (1925), «Катерина Измайлова» (1926), «Могила Панбурлея» (1927), «Пурга» (1927), «Человек с портфелем» (1929), «Днепр в огне» (1937).

КУЛЕШОВ Лев Владимирович (1899-1970), режиссер и теоретик кино, педагог, народный артист России (1969), доктор искусствоведения (1946). Поставил фильмы: "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "По закону" (1926), "Великий утешитель" (1933) и др. Проф. ВГИКа (с 1939). Родился в дворянской семье, отец — художник, мать — сельская учительница. В 1914 окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. В 1916-19 — художник-декоратор, помощник режиссера в акционерном обществе «А.Ханжонков и К» в фильмах режиссера Е. Бауэра. В 1919 возглавил учебную мастерскую в Госкиношколе, будущем ВГИКе, основателем которого стал вместе с В. Р. Гардиным. Кулешов уже тогда знал, что значит жить «собственными силами», что значит «быть самим собой». Первая киноведческая статья Кулешова вышла еще в 1917 году. Психологическая драма. Кулешов со зрителем не спорил. Он его изучал. «Американизм». В кадре должно быть только то, что категорически необходимо. «Эффект Кулешова». Движение. Читаемость. Актер. «Дорежимному» кино противопоставил не «массу», а форму. Как молодой образованный человек, не мог не думать о том, что в современной культуре возникло противопоставление традиционного «фигуративного» изображения целостному пространству. Понимание этой целостности — контекст известных его теоретических работ («Знамя кинематографии», «Искусство кино», «Практика кинорежиссуры») и еще более известных ранних экспериментов («Эффект Кулешова»). Кадр — не фон для фигуры актера, автоматически приравниваемый к «жизни», а именно прямоугольник, условность, жизни не равная. Фильм — эффект движения не только на фоне, но и «над» ним — между кадрами. Только эта первоначальная геометрическая условность порождает затем «жизнь», психологию, чувства. Отсюда и чисто пространственное понимание монтажа, и пластический тренинг натурщиков, которых, конечно нельзя путать с типажами. Типаж — понятие идеологическое, идущее от сравнения лица с «массой». Натурщик — любой человек, обученный вписываться в плоский кадр, в котором скелетообразная худоба А. С. Хохловой (его постоянной актрисы и жены) с длинными конечностями и абсолютно графическое лицо оказываются потрясающе фотогеничными. В связи со всем этим идеология ранних кулешовских фильмов: «Необычайные приключения Мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «По закону» (1926), «Два-бульди-два» (1929) — резко выделяется в массе «революционной» кинематографии. В них есть уважение к индивидуальности, пристрастие к показу технических изобретений, жизни цирка и международных шпионов, прочей экзотики. Заговоры, погони, богатство визуальных отношений — все это напоминает начальный период творчества Фрица Ланга («Доктор Мабузе», «Метрополис») хотя бы по некоторым установкам. Просто у Ланга пространство имело выход на сложную философию, а Кулешов ограничивался марксизмом-ленинизмом. Несмотря на марксистскую философию, Кулешов достиг свободы в изображении человека разумного в фильме «Ваша знакомая» («Журналистка», 1927). Новой и сложной задачей стало пришествие звука. Кулешов сумел довольно быстро овладеть новой техникой. Известный эпизод боя («Горизонт», 1932), положенный на белогвардейский романс под гитару, выразительностью звукозрительного образа смерти, кошмара и обреченности намного опередил свое время. Но дальше обходить идеологические установки в области кинематографа становилось все труднее. Сняв несколько традиционных фильмов, Кулешов с головой ушел в педагогику.

СТАРЕВИЧ Владислав Александрович (1882-1965), русский режиссер и оператор, основоположник русского анимационного кино. Первым фильмом, снятым Старевичем, была документальная лента «На Немане», посвященная памятникам и пейзажам Литвы; вторая и третья картины — «Жизнь стрекозы» и «Скарабеи» — рассказывали о насекомых. После этого Старевич решил снять такой фильм о насекомых, в котором он сам управлял бы их движениями. 26 марта 1912 года в Москве состоялась премьера первого русского кукольного фильма «Прекрасная Люканида» (фирма А. Ханжонкова). Он отвечал всем требованиям, предъявлявшимся в те годы к мелодраме; единственное отличие — все роли исполняли насекомые. Не только изобретательность и мастерство, но и сатирический талант проявился также в следующей работе Старевича «Месть кинематографического оператора» (1912), которая пародировала штампы кинематографа. Старевич умел быть смешным и язвительным, однако и нежным, что особенно заметно в трогательной финальной сцене «Прекрасной Люканиды», когда влюбленные, взлетев в воздух вместе с облаками взорвавшегося замка, опускаются в цветок розы, который открывает им свои лепестки. В том же 1912 году Старевич делает первый кукольный русский фильм для детей — «Рождество обитателей леса». Дед Мороз приглашает на елку самых мелких жителей леса — лягушек, жуков, кузнечиков. Он раздает им подарки, потом все вместе играют в снежки, катаются на коньках и на лыжах. А на рассвете Дед Мороз возвращается в детскую, на свое место на рождественской елке. Фильм «Стрекоза и Муравей» (1913) вызвал всеобщий восторг; было сделано и продано 140 копий, что для того времени даже для полнометражного игрового фильма было рекордом популярности. Старевич с такой тщательностью делал своих кукол и так виртуозно с ними работал, что многие зрители верили, будто перед ними на экране двигаются настоящие дрессированные насекомые. В лентах «Ночь перед Рождеством» (1913) и «Петух и Пегас» (1914) Старевич использовал графическую мультипликацию. С конца 1913 года режиссер начал снимать игровые ленты (обещанная ему студия для кукольных фильмов не была готова вовремя). Старевич экранизировал Н. В. Гоголя («Страшная месть», 1913; «Портрет», 1914), А. С. Пушкина («Руслан и Людмила», 1915), М. Ю. Лермонтова («Тамань», 1916), а также польскую классику; ставил мелодрамы, комедии, фарсы, фантастические истории и агитационные фильмы. Всего режиссер снял около пятидесяти игровых картин. «Страшная месть» по Гоголю (1913) получила первую в истории русского кино золотую медаль на фестивале в Милане. В просветительском фильме «Пьянство и его последствия» (1913) он соединил в одном кадре кукольную мультипликацию и актера (Иван Мозжухин). Старевич стал автором методики съемки движущейся камерой, трюковых и комбинированных съемок. В 1919 году Старевич покинул советскую Россию, обосновался в Париже и вернулся к объемной мультипликации. За фильм «Голос соловья» (1923) режиссер удостоился в Америке золотой медали. «Голос соловья» — поэтическая сказка: запертый в клетке соловей мало-помалу теряет голос. Хозяйка соловья, маленькая девочка, пожалела его и выпустила на свободу. В благодарность он подарил ей свой голос, и теперь соловьи поют лишь по ночам, когда все дети спят. В 1930 году Старевич снял первый свой звуковой фильм «Маленький парад» по «Стойкому оловянному солдатику» Андерсена, а в 1931 году — одну из самых выдающихся своих лент, первый полнометражный кукольный фильм «Рейнеке Лис». Многие проекты Старевича из-за недостатка средств так и остались неосуществленными. Остался неразгаданным и секрет материала, из которых Старевич делал удивительно живых кукол. Помогала ему в работе только дочь Ирена — это позволяло и сохранить единство стиля, и экономить деньги. Старевич умер в бедности, всеми забытый.

Кинооператоры:

Левицкий Александр Андреевич (1885-1965), российский кинооператор, заслуженный деятель искусств России (1946). Основоположник русской школы операторского искусства. Фильмы: «Дворянское гнездо» (1914), «Портрет Дориана Грея» (1915), «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925) и др. Документальные съемки В. И. Ленина; кадры использованы в различных фильмах, в т. ч. в фильме «Владимир Ильич Ленин» (Государственная премия СССР, 1949). Профессор ВГИКа (с 1939). Лауреат Сталинской премии (1949, за документальные съемки, включенные в фильм «Владимир Ильич Ленин»). Один из основоположников отечественной школы операторского искусства. Оператор-постановщик одного из первых полнометражных документально-игровых фильмов («1812 год», совместно с Александром Рылло и Луи Форестье, 1912). С 1924 — педагог Государственного техникума кинематографии (с 1938 — ВГИК), с 1939 — профессор. Среди учеников А. А. Левицкого — операторы: Е. Андриканис, А. Головня, Б. Волчек, Л. Косматов, В. Монахов.

Желябужский Юрий Андреевич (1888 — 1955), оператор, режиссер, сценарист. В 1913—1916 учился на кораблестроительном отделении Петроградского политехнического института. Окончил Высшую техническую школу. С 1906 — переводчик и литературный сотрудник различных петроградских журналов. С 1916 — лаборант кинолаборатории Кенеке и Мартынова в Москве, сценарист кинофирмы «Эра», автор сценариев ряда фильмов «Русской Золотой серии». Оператор московских и петроградских кинофабрик. С 1917 года — оператор, сценарист, режиссер, режиссер-аниматор киностудии «Межрабпом-Русь», затем — «Межрабпомфильм», с 1944 — киностудии «Воентехфильм», позже — «Моснаучфильм», параллельно работал на киностудии «Учтехфильмтяжпром». Операторский дебют – «Вырыта заступом яма глубокая…» (1917). С 1919 года стал выступать в роли и оператора и режиссера. Первый фильм «Девочка со спичками». Всего поставил 14 фильмов. С 1919 — один из организаторов и педагогов Госкиношколы (ныне — ВГИК), профессор кафедры операторского мастерства (1940). В 1919—1920 — один из руководителей московской группы кинохроники, снимавшей В.И.Ленина. Автор первых советских учебных фильмов и теоретических работ по вопросам операторского мастерства и техники киносъемки.

Форестье Луи Петрович (1892 — 1954), оператор. После окончания колледжа работал в фирме знаменитого кинофабриканта Леона Гомона в Париже (с 1908), где освоил все технические специальности по работе с пленкой, затем снимал хронику, полеты первых летчиков. В 1910 приехал в Россию и стал ведущим оператором в фирме А.Ханжонкова. Снял первый русский полнометражный исторический фильм «Оборона Севастополя» — 1911, совместно с Александром Рылло. В период 1910—1919 годов им снято более 50-ти картин на различных студиях (Ханжонкова, Дранкова, Ермольева, Перского, Талдыкина и других). С 1920 — оператор киноотдела Моссовета. Автор книги «Великий немой» (1945).

Актеры:

Преображенская Ольга Ивановна (1881 — 1971), актриса, режиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Училась в студии МХТ (1905—1906). До 1913 года, работала в провинциальных театрах, в том числе в Воронеже в антрепризе В.И.Никулина (вместе с В.Гардиным). В кино — с весны 1913 года. Первая роль — Маня Ельцова в фильме «Ключи счастья» (по роману А.Вербицкой, режиссеры В.Гардин и Я.Протазанов) — принесла известность актрисе. Главная роль в фильме Я.Протазанова «Гнев Диониса» (1914) и роль Лизы в экранизации В.Гардина «Дворянское гнездо» (1915) закрепили за Преображенской положение одной из ведущих актрис русского дореволюционного кино (14 фильмов). Первый режиссерский опыт — «Барышня-крестьянка» (1916, совместно с В.Гардиным). С 1918 — педагог Первой госкиношколы. Самостоятельно поставила три фильма: «Федькина правда» (1925), «Аня» (1927), «Бабы рязанские» (1927). В 1929—1941 поставила 6 фильмов совместно с режиссером И.Правовым. В 1930 году ими была осуществлена первая постановка экранизации романа М.Шолохова «Тихий Дон».

Пашенная Вера Николаевна (1887 — 1962), российская актриса театра и кино, народная артистка СССР (1937), лауреат Ленинской премии (1961), Сталинской премии (1943). Дочь актера Н. П. Рощина-Инсарова. Окончив Московское театральное училище (1907, ученица А. П. Ленского), Вера Пашенная была приглашена в труппу Малого театра в Москве. В 1921 году актриса на сцене бывшего театра Корша играла роль Ларисы в «Бесприданнице», в 1923-1924 годах она играла в спектаклях Замоскворецкого театра, в 1922-1923 годах участвовала в зарубежной поездке МХТ, играла в спектакле Музыкальной студии МХАТа под руководством В.И.Немировича-Данченко. В 1924 году Пашенная вернулась в Малый театр. За пятьдесят шесть лет сценической жизни великая актриса сыграла более ста ролей, 85 из которых — на сцене Малого театра (первая исполнительница роли Любови Яровой, Лариса в «Бесприданнице», Вера Филипповна в «Сердце не камень», Кукушкина в «Доходном месте», Кручинина в «Без вины виноватые», Кабаниха в «Грозе»). С 1914 года она вела педагогическую работу, руководила студией Малого театра, с 1941 года — профессор театрального училища имени Щепкина, с 1945 года руководила кафедрой актерского мастерства. В кино — с 1912 года, первая роль — Лариса в фильме Кая Ганзена «Бесприданница». В том же году, у того же режиссера она сыграла роль Эльзы «Тайне дома № 5». Затем последовал ряд похожих работ, и кино актрисе наскучило. Но в 1919 году Пашенная сыграла роль жены главного героя в первом советском киношедевре «Поликушка». На этом «немое» кино для актрисы кончилось. Снова сниматься Пашенная стала лишь в 1950-е годы. Она сыграла еще семь киноролей и в том числе в шедевре И.Пырьева «Идиот» (1958). Актриса написала книги «Моя работа над ролью» (1934), «Искусство актрисы» (1954), «Ступени творчества» (1964). Первым мужем Веры Пашенной был актер, звезда «немого» кино Витольд Полонский.

Холодная Вера Васильевна (1893-1919), русская киноактриса. Артистическую карьеру начала в балетной школе Большого театра. С 1914 снималась в кино, первая (эпизодическая) роль — в экранизации «Анна Каренина» режиссера Владимира Гардина. В 1915 году снялась у Евгения Бауэра в картинах «Песнь торжествующей любви» и «Пламя неба». Эти роли принесли актрисе широкую известность, ее называли «королевой экрана». За четыре года кинематографической жизни снялась в более 50-ти фильмах Е.Бауэра, В.Гардина, П.Чардынина, В.Висковского, Ч.Сабинского («Миражи», «Жизнь за жизнь», «Тернистый путь славы», «Позабудь про камин, в нем погасли огни», «Молчи, грусть, молчи», «Последнее танго» и др.). Холодная создавала образы красивой печальной женщины, обманутой и непонятой. Каждая новая роль «королевы экрана» сопровождалась бурной овацией поклонников и почитателей невиданной ранее красоты. Скоропостижно скончалась от испанки в возрасте 26 лет.

Пельтцер Иван Романович (1871 — 1959), российский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1925), лауреат Сталинской премии (1941, фильм «Последняя ночь»). В 1893 году Иван Пельтцер окончил Московское театральное училище (педагог М. П. Садовский) и дебютировал на сцене Белгородского театра ролью Тихона в «Грозе» А. Н. Островского. В 1900-1910 годах он был актером театра Корша в Москве, с 1905 года занимался преподаванием актерского мастерства. В 1940-1946 годах Пельцер играл на сцене Московского театра имени Моссовета, с 1946 года в театре-студии киноактера. В кино Иван Пельтцер снимался с 1916 года, до революции успел поставить несколько фильмов. Его дочь — актриса Татьяна Пельтцер, сын Александр был главным инженером завода АМО.

Полонский Витольд Альфонсович (1879 — 1919), актер. Окончил драматические курсы Московского театрального училища (1907). До 1916 — актер Малого театра. Один из самых популярных актеров дореволюционного кино. Первая роль — князь Андрей («Наташа Ростова» — 1915). Исполнял, в основном, роли великосветских героев-любовников: «Братья Борис и Глеб» (Борис), «Ирина Кирсанова» (Борис), «Песнь торжествующей любви» (Евгений), «После смерти» (Андрей Багров), «Тени Греха» (Владислав Зарицкий) — все 1915, «Жизнь за жизнь» (князь Баратынский) — 1916, «У камина» (Ланин) — 1917, «Жертва вечерняя» (князь Мирский) — 1918 и другие.

Максимов Владимир Васильевич (наст. фам. Самусь) (1880 — 1937), российский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1925). В 1905 года Владимир Максимов работал в студии на Поварской, после ее закрытия во МХТ. В 1906-1909 и 1911-1918 годах он был актером Малого театра. В 1909 году работал в Краснодаре в труппе Н. Н. Синельникова, в 1910 году в театре К. Н. Незлобина. В 1919-1924 году Максимов был актером БДТ. В 1925-1926 годах он работал в ленинградском театре «Комедия», где выступал в дуэте с Е. М. Грановской. Максимов много выступал на эстраде как чтец, участвовал в представлениях Ленинградского цирка. В 1936 года — в Ленинградском Новом театре. С 1924 года Максимов преподавал в Ленинградском институте сценического искусства. Первая роль в кино — Саввушка в фильме «Каширская старина» — 1911, всего он сыграл в кино более шестидесяти ролей. Последняя роль в фильме А.Ивановского «Декабристы» (1926).

Мозжухин Иван Ильич (1889-1939), российский киноактер. Выступал в театре. В кино с 1908. Первая крупная роль – «Крейцерова соната» (1911). Играл романтических героев в мелодрамах, в бытовых комедиях, снимался в салонных драмах. Среди лучших ролей: скрипач Трухачевский («Крейцерова соната» — 1911), адмирал Корнилов («Оборона Севастополя» — 1911), Маврушка, он же и гвардейский офицер («Домик в Коломне» — 1913), Германн («Пиковая дама» — 1916), князь Касатский («Отец Сергий» — 1918) и др. Работал в творческом содружестве с режиссером Яковом Протазановым, а также — актрисой Наталией Лисенко (жена). Снялся в более ста фильмах в России и за рубежом. Автор сценариев к ряду фильмов, поэт, публиковался в русской кинопрессе. Эмигрировал в 1920, снимался во Франции и Голливуде под фамилией Москин. Умер в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женьев-де-Буа. В 1925 году поставил как режиссер знаменитый фильм «Огонь неугасимый», выдержанный в лучших традициях французского импрессионизма.

 

 

Споры 20-х годов о кино.

 

10-е годы – кризис театра и рост популярности кино. Неприязнь критиков: кино - низкое, вульгарное, второсортное, варварское. В 1919 году была проведена национализация всего кинопроизводства в стране, обвиненного в потакании буржуазным вкусам. Это привело практически к полному развалу отрасли, так как бывшие владельцы студий сотрудничеству с Советской властью предпочитали ломать оборудование и сжигать запасы пленки. Большая часть творческих работников выехала за рубеж. Советский период кинематографа начался практически на пустом месте, и первые годы разрабатывалась преимущественно теория кино, за исключением хроникальных фильмов, которым большевики придавали огромное значение, с целью воспитания и агитации масс.

С начала 20-х – резкое изменение мнений о кино. Стали появляться киноролики в спектаклях. Изменилась позиция и критиков. Шервинский: кино – аналог эпоса. Андреев: кино – будущий театр психологии и слова. Туркин: композиция кинокадра не только с одной точки, двухмерность изображения. Комиссаржевский: нужна специфика игры киноактера. Радлов: нужен ассоциативный монтаж. Фельдман по поводу «Калигари»: конструкция, все части которой взаимно обусловлены и необходимы, живопись светом. «Театральный» период кино кончается. Приходит понятие фотогении. В 1921 году напечатан манифест «ФЭКСов». В 1922 году выходит «Мы. Вариант манифеста» подписанный Дзигой Вертовым. Под его словами: «Мы утверждаем будущее киноискусство отрицанием его настоящего» мог бы подписаться любой из молодых кинематографистов. Появляется Э.Шуб с ее чисто прикладным взглядом на кино и Б.Барнет, видевший кино, как лирическую буффонаду. Русский авангард был тесно связан с общим подъемом искусства после Октябрьской революции и отличался разноплановостью, поиски велись как в сфере кинодокументализма (фильмы Дзиги Вертова), так и в игровом кинематографе, явно отмеченном влиянием театра (ФЭКС, фильмы Г. Козинцева и Л. Трауберга). Многие видные режиссеры снимали подчеркнуто политически ангажированные ленты, причем в самых разных жанрах — историко-революционном (С. Эйзенштейн, А. Довженко), комедийном (Л. Кулешов). Деятели русского авангарда, в дальнейшем выросшие в крупнейших советских кинохудожников, оставили неоценимое теоретическое наследие.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных