Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Е годы. Новые имена. 2 страница




ФАЙНЦИММЕР Александр Михайлович (1905/06 — 82), российский кинорежиссер, сценарист, заслуженный деятель искусств Белоруссии (1935) и Литвы (1954). Фильмы: «Поручик Киже» (1934), «Танкер «Дербент» (1940), «Котовский» (1943), «Константин Заслонов» (1949, совместно с В. В. Корш-Саблиным), блистатательный «Овод» (1955), «Девушка с гитарой» (1958), «Далеко на Западе» (1969), «Трактир на Пятницкой» (1978) и др. Государственная премия СССР (1950, 1951). Лауреат Государственных премий СССР (1950 — «Константин Заслонов», 1951 — «У них есть Родина»). Учился на металлургическом факультете Днепропетровского горного института (1922—1924), окончил режиссерский факультет ГТК (1927). Работал на киностудии «Межрабпомфильм», с 1929 — режиссер «Белгоскино», в 1940—1956 — киностудии «Ленфильм», с 1956 — режиссер киностудии «Мосфильм».

РОУ Александр Артурович (1906 — 1973), режиссер, сценарист. Народный артист России (1968). Окончил актерское отделение киношколы им. Б.Чайковского (1930), учился в Московском драматическом техникуме имени М.Н.Ермоловой (1931—1934). С 1921 работал в агиттеатре «Синяя блуза». Был ассистентом режиссера у Якова Протазанова и других режиссеров. С 1937 — режиссер киностудии «Союздетфильм» (затем — киностудии имени М.Горького). Один из немногих отечественных режиссеров, посвятивших свою творческую жизнь созданию фильмов-сказок. В 1993 организован Фонд детского кино имени Александра Роу (Москва). Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны (рядом можно поставить только имя А. Птушко). Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен с настороженностью — не мистика ли это? что за намеки? Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотреченности и родной земле. Роу снял «Василису Прекрасную» (1939), где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее Бессмертном» (1944), где образ врага ассоциировался с фашизмом, а его рисунок приближался к фигурам ранней готики. От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актеры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» — все. А на их недоуменные возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актерское образование». Но у него был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей. А Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме. Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в веселую сказочную феерию. Лучший фильм Александра Роу «Морозко» (1964) наглядно демонстрирует все перечисленное выше. Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов. С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю. Всего режиссер поставил 18 фильмов.

САВЧЕНКО Игорь Андреевич (1906 — 1950), режиссер, сценарист, актер. Лауреат Сталинских премий (1942, 1949, 1951). С 1919 года Игорь Савченко работал помощником костюмера, художником и актером в передвижных театрах. В 1926-1929 годах он учился в режиссерской мастерской Ленинградского института сценических искусств. В 1929-1932 — актер и режиссер Бакинского театра рабочей молодежи, в 1932-1935 — главный режиссер Московского театра рабочей молодежи. С 1933 года Савченко становится режиссером киностудии «Межрабпомфильм», с 1938 — режиссером Бакинской киностудии. В годы Великой Отечественной войны он — режиссер Ашхабадской киностудии, художественный руководитель киностудии «Союздетфильм», режиссер киностудии «Мосфильм». В 1945-1950 годах — педагог ВГИКа, руководитель режиссерской мастерской. Игорь Савченко повлиял на советское кино в большей степени непосредственно своей личностью, а не фильмами — столь же яркими и темпераментными, как и он сам, но все же не выходившими за рамки официального канона. Щедрая избыточность формы савченковских картин выглядит как своеобразный отсвет его личности. Избыточность эта нередко ощущается как неполнота: возникает впечатление, что киноязык Савченко предназначен для иных предметов, чем те, о которых идет речь в его фильмах. Ориентируясь преимущественно на эпос, жанр фольклорный, не знающий внутренних человеческих драм, кинематограф Савченко передает драматизм именно напряженной формой. Среди лучших его картин: «Гармонь» (1934) и «Тарас Шевченко» (1951). Мир в «Гармони» исполнен истовой, самозабвенной красотой в каждом кадре. Герой — деревенский гармонист-запевала, став секретарем комсомольской ячейки, отрекался от своей гармони, жертвовал песней во имя скорейшей победы светлого будущего. Но этот героический акт снижался, оказывался не более чем заблуждением: самоограничение трактовалось как отказ от реальной полноты мироощущения. Сам автор с блеском появился в «Гармони» в роли кулака с выразительной кличкой Тоскливый. Но Тоскливому в этом «новом мире» делать было решительно нечего. И, вдоволь покуражившись и спев самую выразительную в «кинооперетте» (так режиссер обозначил жанр «Гармони») арию, он попросту исчезал из картины в буквальном смысле — там, где он только что стоял, в кадре оказывалось пустое место. Следующую картину Савченко «Месяц май» ждала драматическая судьба: обвиненная в формализме, лента год переделывалась, переснималась и вышла на экран под названием «Случайная встреча» (1936). В дальнейшем героями Савченко становятся рыцари без страха, упрека и тени сомнения — эпические персонажи с полей битв новой и старой истории: «Дума про казака Голоту» (1937), «Всадники» (1939), «Богдан Хмельницкий» (1941), «Иван Никулин — русский матрос» (1944), «Третий удар» (1948). И даже персонажи изящной комедийной стилизации «Старинный водевиль» (1946), возвращающиеся с победой герои 1812 года, смотрятся как родные братья персонажей военных комедий, снятых тогда же — «Небесный тихоход», «Беспокойное хозяйство». Трагизм войны обнажил искусственность подобной поэтики, при всем блеске отдельных находок режиссер был узником собственного канона. И одним из первых Савченко пошел на прямой диалог с новым режиссерским поколением, только что пришедшим с полей реальной войны. Он стал руководителем мастерской во ВГИКе, из которой вышла плеяда замечательных мастеров: Хуциев, Параджанов, Алов и Наумов, Габай, Озеров, Коренев, Миронер.

АННЕНСКИЙ Исидор Маркович (1906 — 1977), российский режиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1971). Окончил музыкальную школу, и один курс литературного факультета университета в Одессе; в 1934 — режиссерский факультет ГИТИСа, в 1936 — режиссерский факультет (типа академии) при ГИКе. Работал актером и режиссером в театрах Одессы, Баку, Архангельска, Москвы. В 1934 окончил режиссерский факультет ГИТИСа (ныне РАТИ), в 1936 — режиссерский факультет при ГИКе (ныне ВГИК). Прославился удачными экранизациями рассказов А. П. Чехова. Режиссерский дебют – фильм по раннему водевилю А.П.Чехова «Медведь» (1938). Почти во всех своих фильмах выступил автором сценария. Всего поставил 14 фильмов.

ФРИД Ян Борисович (наст. имя — Фридланд Яков Борухович.) (р. 1908), режиссер, сценарист, актер. Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1951). Окончил режиссерский факультет Ленинградского театрального института (1931, вузовская надстройка техникума сценических искусств), режиссерский факультет ВГИКа типа академии (1938). В 1932 окончил режиссерский факультет Ленинградского театрального института, а в 1938 — Киноакадемию при ВГИКе, где его наставником был Сергей Эйзенштейн. С 1938 режиссер начал работать на киностудии «Ленфильм», где дебютировал короткометражным фильмом по рассказу А. П. Чехова «Хирургия» (1939). В начале 1950-х годов Ян Фрид снимал документальные фильмы, в 1953 поставил фильм-спектакль «Любовь Яровая», а в 1955 экранизировал «Двенадцатую ночь» У.Шекспира с блистательным актерским составом (Михаил Яншин, Клара Лучко, Алла Ларионова, Василий Меркурьев, Георгий Вицин, Бруно Фрейндлих). В дальнейшем режиссер снимал картины различных жанров, но с начала 1970-х годов специализируется в жанре музыкального кино, поставив фильм «Прощание с Петербургом» (1971) о пребывании в России Иоганна Штрауса-сына. Большой успех ожидал Яна Фрида после выхода на телеэкраны «Собаки на сене» (1977), снятой им по пьесе Лопе де Веги, с Михаилом Боярским и Маргаритой Тереховой в главных ролях. Интерес зрителей встречали телефильмы «Летучая мышь» (по оперетте И. Штрауса, 1979) с Юрием и Виталием Соломиными, Людмилой Максаковой; «Сильва» (по оперетте И. Кальмана, 1980) с Иваром Калниньшом; «Благочестивая Марта» (по Тирсо де Молина, 1980) с Маргаритой Тереховой и Эммануилом Виторганом; «Дон Сезар де Базан» с Аллой Самохиной, Михаилом Боярским и Юрием Богатыревым. В 1932-1962 Фрид преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино; с 1970 был профессором Ленинградской консерватории. Кроме упомянутых режиссер поставил фильмы «Дорога правды» (1956), «Чужая беда» (1960), «Зеленая карета» (1967), «Тартюф» (1992). В 1990-х годах Ян Фрид вместе с супругой Викторией Горшениной (много лет проработавшей в театре Аркадия Райкина) перебрался на постоянное жительство в Штутгарт (Германия).

ЛУКОВ Леонид Давыдович (1909 — 1963), режиссер, народный артист РСФСР (1957), заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1942). Лауреат Сталинских премий СССР (1941, «Большая жизнь»; 1952, «Донецкие шахтеры»). В 1928 окончил рабфак. Был корреспондентом газет «Наша правда», «Кочегарка», «Комсомолец Украины». Организатор студии «Кинорабмол» (Харьков), в котором снял цикл из пяти документальных фильмов «Родина моя — комсомол». В 1930-1941 — режиссер Киевской киностудии, в 1941-1943 — Ташкентской киностудии, с 1943 — киностудии им. Горького. Умер на съемках фильма «Верьте мне, люди». Творческая судьба Леонида Лукова драматична. Абсолютное признание многих его картин зрителями, бескорыстная их любовь к героям «Большой жизни» (1939,1946), «Александра Пархоменко» (1942), «Двух бойцов» (1943), «Разных судеб» (1956). Песенные высказывания персонажей этих фильмов до сих пор остаются незабываемыми в зрительской среде. А с другой стороны, — поразительное равнодушие специалистов-киноведов! Много бед принесла Лукову история со второй серией «Большой жизни», посвященной теме послевоенного восстановления. Фильм был подвергнут уничтожительной критике. Вышло специальное постановление ЦК партии от 4 сентября 1946 г. «О кинофильме «Большая жизнь», где, в частности, отмечалось «примитивное изображение всякого рода личных переживаний и бытовых сцен». Между тем кинематограф Лукова как раз и был силен личной авторской интонацией, доверительностью переживаний персонажей. В его картинах получили настоящий переворот балагурство, природный комизм таких актеров, как Петр Алейников и Борис Андреев. Такого рода балагурство, тяга к народному смеху придают особого рода личность кинобылине «Александр Пархоменко», несколько снижая ее парадно-героический полет и приближая тем самым к зрителю. В «Большой жизни» актуальная для конца 30-х годов тема борьбы с вредителями на шахтах страны утрачивает насупленную серьезность из-за игры дуэта Андреев—Алейников — почти на грани клоунады. Причем герой П. Алейникова Ваня Курский из этой клоунады устремляется к достаточно сложному и редкому для кино тех времен процессу рефлексии, поиску себя самого. Всепобеждающим лиризмом наполнена игра другого дуэта — Андреев—Бернес — в картине «Два бойца». «Саша с Уралмаша» и одессит Аркадий Дзюбин восходят к фольклорно-мифологической паре «герой-богатырь — его комический двойник». Но вместе с тем, будучи по происхождению абстрактно-фольклорными образами, они приобретают невероятную конкретность в зрительском переживании. Фильм становится волнующей лирической балладой о фронтовой дружбе. Кстати говоря, это чуть ли не единственная картина в нашем военном кино на тему фронтового братства такой доверительности и теплоты. Вторая, послевоенная половина творческого пути Лукова была не столь удачна. Таких безусловных побед, как «Два бойца», режиссер больше не одерживал. Уныло схематичным получился герой картины 1947 года «Рядовой Александр Матросов» (артист А. Игнатьев). В «Донецких шахтерах» (1950), посвященных внедрению передовой техники на шахтах Донбасса, есть куски, связанные с жизнью старой шахты. Здесь «бытописатель» Луков — на своей территории и рисует шахтерский быт жестко, точно, реалистично. Но все это заслоняется декорацией грядущих побед. Излишне назидательной, хотя и завоевавшей огромное признание зрителей, получилась мелодрама «Разные судьбы». Последним, завершенным уже И. Гуриным и В. Беренштейном фильмом Леонида Лукова, стала экранизация популярного романа Ю. Германа «Один год», где молодой К. Лавров сыграл раскаявшегося преступника. Фильм «Верьте мне, люди» (1964) стал очередной кассовой победой Леонида Лукова, догнавшей его уже после смерти. Благодарные зрители как бы посылали вслед ушедшему мастеру признание в любви.

КЛУШАНЦЕВ Павел Владимирович (р. 1910), оператор, режиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). В 1930 окончил операторский факультет Ленинградского фотокинотехникума. Один из известнейших мастеров научно-популярного кино. С 1930 — ассистент, с 1932 — оператор к/ст «Белгоскино». В 1934—1942 — оператор к/ст «Ленфильм». В 1937—1941 организовал на студии отдел комбинированных съемок и был главным оператором и техноруком отдела. Во время войны — оператор «Сибтехфильма», с 1945 — оператор, режиссер-постановщик «Леннаучфильма». Автор ряда детских научно-популярных книг по астрономии и космонавтике. Поставил более ста научно-популярных фильмов и сюжетов («Метеориты», «Вселенная», «Тайна веществ», «Дорога к звездам», «Марс» и многие др.). В 1961 году поставил на «Леннаучфильме» игровую ленту «Планета бурь».

БРУМБЕРГ Валентина Семеновна (1899 — 1975), БРУМБЕРГ Зинаида Семеновна (1900 — 1983), российские режиссеры-аниматоры и художники. Окончили ВХУТЕМАС (1925). С 1925 — художники мультипликационной мастерской ГТК. Участвовали в создании первых советских мультфильмов: «Межпланетная революция» и «Китай в огне» (1925). Затем работали в режиссуре. С 1937 — режиссеры «Союзмультфильма». Сняли фильмы-сказки: «Красная шапочка» (1937), «Сказка о царе Салтане» (1943), «Синдбад-мореход» (1944), «Федя Зайцев» (1948), «Ночь перед Рождеством» (1951), «Человечка нарисовал я» (1960), «Храбрый портняжка» (1964), «Капризная принцесса» (1969), «Кентервилийское привидение» (1970) и др. Сестры Брумберг работали совместно на всех фильмах.

Кинооператоры:

Горданов Вячеслав Вячеславович (1902-83), российский кинооператор. Лауреат Государственной премии СССР (1950 — за операторскую работу в фильме «Академик Иван Павлов», совместно с М.Магидом, Л.Сокольским и Е.Кирпичевым); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950). Окончил Ленинградский фотокинотехникум, Высший институт фотографии и фототехники (1927). Оператор-постановщик, работал в основном с режиссером В.Петровым, экспериментировал в области цветного кино. В 1933—1935 — педагог Ленинградского института киноинженеров (ЛИКИ). Снял фильмы: «Гроза» (1934), «Петр I» (1937, 1-я серия совместно с В. Т. Яковлевым), «Маскарад» (1941) и др. Государственная премия СССР (1950).

Волчек Борис Израилевич (Волчок) (1905 — 1974), российский оператор, режиссер, сценарист; лауреат Государственных премий СССР за операторскую работу в фильмах: «Человек N217» — 1946, «Русский вопрос» — 1948, «Секретная миссия» — 1951, «Обвиняются в убийстве» — 1971; заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). В 1931 окончил операторский факультет ГТК (ныне — ВГИК). С 1931 — руководитель операторской мастерской, профессор ВГИКа (1943). Работал в качестве оператора-постановщика в фильмах М. И. Ромма («Пышка», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Мечта», «Секретная миссия» «Убийство на улице Данте»). Операторское мастерство Волчека отличается графически четкой компоновкой кадра, точным световым рисунком, богатством тональных нюансов. В 1960-е гг.обратился к режиссуре. Поставил фильмы («Сотрудник ЧК», «Обвиняются в убийстве », «Командир счастливой "щуки"»), в которых выступил также в качестве оператора и сценариста. Руководил мастерской операторского факультета ВГИКа.

Ошурков Михаил Федорович (1906 — 1995), российский оператор и режиссер документального кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1950), народный артист РСФСР (1979), лауреат Государственной премии СССР (1942, 1948, 1949, 1950, 1968). В 1928 году окончил операторский факультет Государственный техникум кинематографии (с 1930 — ВГИК). Всю свою творческую жизнь работал в документальном кино. С 1933 преподавал во ВГИКе операторское мастерство. В 1920—1930 снимал фильмы, посвященные строительству социализма. Во время Великой Отечественной войны — руководитель фронтовых киногрупп, фронтовой кинооператор. Съемки Ошуркова вошли в документальный фильм «День войны» (1941). Создал полнометражный фильм «69 параллель» (впоследствии вошел в сериал «Великая Отечественная»). В 1943—1945 его боевые кинорепортажи вошли в фильмы «Битва за Украину», «Победа на Правобережной Украине» (1944). В январе 1945 стал первым кинооператором, запечатлевшим на пленке ужасы Освенцима (фильм «Освенцим», 1945). Снимал уличные бои за освобождение Бреслау (Вроцлав), Берлин, Чехословакию («Берлин», «Освобожденная Чехословакия», 1945). В августе 1945 снимал подписание акта капитуляции Японии на борту линкора «Миссури», знаменовавшее окончание Второй мировой войны («Разгром Японии», 1945). В послевоенные годы снял тысячи документальных сюжетов и множество полнометражных документальных фильмов о событиях в стране и за рубежом. Съемки Ошуркова вошли в фильмы: «Парад Победы» (1945), «День победившей страны» (1947); был главным оператором фильмов «Воздушный парад» (1948), «Похороны Сталина» (1953-54, на экраны не вышел), «Олимпийские игры в Мельбурне» (1956), «Пять колец над Римом» (1960), «Народа верные сыны» (1968), «О спорт, ты — мир!» (1981).

Киносценаристы:

Габрилович Евгений Иосифович (1899 — 1993), российский сценарист, драматург, писатель, киновед. Лауреат Гос. премий СССР (1943 — за фильм «Машенька», 1967 — «Ленин в Польше», 1983 — «Ленин в Париже»); Заслуженный деятель искусств России (1969); Герой Соц. труда (1979); Особый приз «Ника» (1989, «За честь и достоинство»). Учился на юридическом факультете Московского университета (два года). Играл в джазовом самодеятельном ансамбле. Как джазист был приглашен В.Э.Мейерхольдом в театр («Даешь Европу»), инсценировал последний спектакль Мейерхольда «Как закалялась сталь» (Н.Островский). Первый сборник рассказов издал в 1921 году, входил в ЛТК (Литературный центр конструктивистов, 1924—1930). До войны активно работал в журналистике, писал о реконструкции Москвы (газеты «Вечерняя Москва», «Известия»), был членом редколлегии Горьковского Альманаха. Участник Великой Отечественной войны (на фронт был мобилизован в качестве интенданта второго ранга, затем был спецкором «Красной звезды»). С 1948 — педагог ВГИКа, с 1962 — профессор. В кино — с 1933 года, первая работа — надписи к фильму «Гарри занимается политикой»). Первый сценарий — «Последняя ночь» (1936, совместно с Ю.Райзманом по собственной новелле «Тихий Бровкин»). С этой картины началось творческое содружество с Юлием Райзманом. Работал также с режиссерами Михаилом Роммом, Сергеем Юткевичем, Глебом Панфиловым, Ильей Авербахом. Его сценарии отличает внимание к психологическому раскрытию характеров, особый интерес к показу человеческих судеб в моменты острых исторических событий. Перу Габриловича принадлежит ряд сценариев Ленинианы. среди лучших его сценариев: «Машенька», «Коммунист», «В огне брода нет» (с Г. А. Панфиловым), «Начало» (с Г. А. Панфиловым), «Монолог», «Объяснение в любви», для которых характерны острое чувство современности, лиризм, поэтичность. Последние десять лет жил в Матвеевском, где писал статьи о кино и автобиографическую прозу.

Каплер Алексей Яковлевич (1904 — 1979), сценарист, режиссер, актер. Лауреат Государственных премий СССР (1941 — за участие в сценарии фильмов: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). С шестнадцати лет работал в киевских театрах актером и режиссером: вместе с Г.Козинцевым и С.Юткевичем создал на Украине кукольный театр, затем — театр «Арлекин», где был актером и режиссером. С 1923 — помощник завклуба работников искусств РАБИС (Одесса). С 1924 года снимался в кино. В 1927 — ассистент режиссера у А.Довженко на фильме «Арсенал», затем режиссер культурфильмов и сценарист на Киевской кинофабрике. Был дважды незаконно репрессирован, отбывал срок в Воркуте и Инте (за связь с дочерью Сталина Светланой). Один из лучших ведущих «Кинопанорамы» (с 1965). Педагог Высших сценарных курсов, председатель приемной комиссии. По сценариям Каплера поставлено 27 фильмов.

Композиторы:

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891 — 1953), композитор. Лауреат Государственных премий СССР (1943, 1946 — дважды — в том числе за участие в фильме «Иван Грозный»; 1947, 1951); Народный артист РСФСР (1947); лауреат Ленинской премии (посмертно, 1957). Окончил Петербургскую консерваторию (1909, класс композиции А.К.Лядова и инструментовки — Н.А.Римского-Корсакова и Я.Витола;1914 — класс фортепиано А.Н.Есиповой и дирижирования - Н.Н.Черепнина). Среди опер: «Игрок» (1916), «Любовь к трем апельсинам» (1919), «Семен Котко» (1939), «Обручение в монастыре» (1940), «Война и мир» (2-я ред. — 1952); балетов: «Стальной скок», «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1944), «Сказ о каменном цветке» (1950); кантата «Александр Невский», симфоническая сказка «Петя и волк». Профессор Московской консерватории (с 1933). Первая работа в кино — «Поручик Киже» (1934). Работал в творческом содружестве с С.Эйзенштейном. Писал музыку к игровым (в основном — историческим фильмам и экранизациям), а также к анимационным фильмам. Отдельные темы музыки Прокофьева к фильмам вошли в его сочинения других жанров. В 1997 году в результате реконструкции появилась партитура двухчасового звучания музыки Прокофьева к фильму С.Эйзенштейна «Иван Грозный» (изд-во «Hans Sikorsky», Гамбург), концерт впервые состоялся в 1999 (серия «Русских исторических концертов»). Музыка Прокофьева звучала в более чем в 50 фильмах. Часть ее была написана композитором специально к конкретным фильмам («Поручик Киже» (1934), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1944-45) и мн. др.). Частью же была использована уже готовая музыка (вплоть до наших дней («Про уродов и людей» (1998), «Марсианские хроники (2000) и др.)).

Шостокович Дмитрий Дмитриевич (1906 — 1975), композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958), лауреат Международной премии Мира (1954), Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968), Государственной премии Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко (1976). Окончил Ленинградскую консерваторию (1925, класс М. О. Штейнберга). В годы учебы работал пианистом-иллюстратором в ленинградских кинотеатрах. В 1928 году работал в театре В. Э. Мейерхольда как заведующий музыкальной частью и пианист, тогда же написал музыку к спектаклю «Клоп», поставленному Мейерхольдом. В 1943-1948 годах преподавал в Московской консерватории (профессор с 1939). Автор опер «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (1932, 1963), балетов, ораторий, пятнадцати симфоний, инструментальных концертов, музыки к театральным постановкам и тридцати пяти кинофильмам (в том числе таких известных, как: «Броненосец «Потемкин»» (1925), «Октябрь» (1927), «Новый Вавилон» (1929), «Одна» (1931), «Встречный» (1932), «Трилогия о Максиме» (1934-38), «Подруги» (1935), «Человек с ружьем» (1938), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1970) и др.).

БогословскийНикита Владимирович (р. 1913), российский композитор; народный артист СССР (1983). Учился в Ленинградской консерватории (1930—1934, педагоги А.К.Глазунов, П.Б.Рязанов, М.О.Штейнберг, Х.С.Кушнарев). Классик советской песни. Автор более 300 песен, среди которых бессмертные «Шаланды, полные кефали...», «Спят курганы» (фильм «Большая жизнь»), «Любимый город» (фильм «Истребители»), «Темная ночь» (фильм «Два бойца») и другие. Среди других сочинений: опера «Соль» (по И.Бабелю, 1981), музыкально-лирические драмы «Балаганчик» и «Незнакомка» (по А.Блоку, 1982), музыкальные комедии «Раскинулось море широко» (1943), «Весна в Москве» (1972), «Одиннадцать неизвестных» (1972), симфоническая повесть «Василий Теркин» (1950), симфонии, музыка к спектаклям и кинофильмам. В кино — с 1937 года. Первая работа в кино – музыка к фильму «Остров сокровищ». Автор музыки к более чем 55 фильмам.

Хренников Тихон Николаевич (р. 1913), композитор, актер. Лауреат Гос. премий СССР (1942 — «Свинарка и пастух»; 1946 — «В шесть часов вечера после войны»; 1952 — «Донецкие шахтеры»); Народный артист СССР (1963); Кавалер ордена Почета (1998). Окончил Московскую консерваторию (1936, класс В.Я.Шебалина). В кино с 1937 года. Хренников является композитором более 30 фильмов, среди них такие известные, как: «Поезд идет на восток» (1947), «Верные друзья» (1954), «Гусарская баллада» (1962), «Дуэнья» (1978). Не прекращает работать для кино и в последние годы: «Граница. Таежный роман» (2000) и «Московские окна» (сериал, 2001).

Художники:

Бергер Артур Семенович (1892 — 1981), российский художник; заслуженный художник РСФСР (1968).Окончил Высшую школу прикладного искусства в Вене (1915). В 1918-1936 работал на киностудиях Вены, Праги, Парижа, где оформил свыше ста фильмов. В 1936 году был приглашен в СССР для работы над фильмом «Болотные солдаты» (1938, совместно с А.Вайсфельдом). С 1936 — художник-постановщик к/ст «Мосфильм», где был художником на еще 30 картинах.

Галаджев Петр Степанович (1900 — 1971), российский художник, актер; заслуженный художник РСФСР (1965); лауреат Гос. премии СССР (1971 — за участие в фильме «У озера»). Окончил художественно-промышленное училище Вхутемас (1920), актерский факультет ГТК (1925, мастерская Л.Кулешова). В кино дебютировал как актер у режиссера Льва Кулешова в 1922 году. Всего сыграл в кино 24 роли. С 1940 в качестве художника работал на киностудии «Союздетфильм», позже — киностудии имени М.Горького. Был художником постановщиком 26 картин.

Пархоменко Алексей Иванович (р. 1911), художник. Народный художник РСФСР (1974). Государственная премия СССР (1950 — за участие в фильме «Падение Берлина», совместно с В. Каплуновским; 1952 — «Кавалер Золотой Звезды»). Окончил Московское художественно-педагогическое училище им. 1905 года (1934). В кино с 1936 года, первая самостоятельная работа — в фильме «Волшебное зерно» (1941). Художник- постановщик более 30 картин. Среди лучших работ в качестве художника-постановщика фильмы: «Убийство на улице Данте» (1956), «Щит и меч» (1967-68), «Бег» (1970), «Легенда о Тиле» (1976).

Звукорежиссер:

Дмитриев Иван Иванович (1903 — 1954), российский звукорежиссер. Один из первых советский звукорежиссеров. Окончил Курсы радиотехников (1928). В кино — с 1930 года. С 1932 — звукорежиссер киностудии «Ленфильм». Среди фильмов, на которых он был звукорежиссером (тогда еще эта профессия называлась звукооператор) были такие известные как: «Встречный» (1932), «Гроза» (1934), «Крестьяне» (1934), «Подруги» (1935), «Музыкальная история» (1940), «Антон Иванович сердится» (1941) и «Нашествие» (1944). Всего был звукооператором на 19 картинах.

Актеры:

Раневская Фаина Григорьевна (1896-1984), (настоящая фамилия — Фельдман) российская актриса; народная артистка СССР (1961); лауреат Государственных премий СССР (1949, 1951 — за театральную работу; 1951 — за участие в фильме «У них есть Родина»). Включена в десятку выдающихся актрис 20 века (1992, Who is who, Лондон). Окончила частную театральную школу в Баку. С 1915 — актриса дачного театра в Малаховке (под Москвой), играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном «Первом советском театре» в Крыму. Работала в Баку, Архангельске, Смоленске и других городах. С 1931 — актриса московского Камерного театра, в 1935—1939 — Центрального театра Красной Армии, в 1943—1949 — Театра драмы (ныне — театр имени Вл.Маяковского), в 1949—1955 — актриса театра имени Моссовета, в 1955—1963 — театра имени А.С.Пушкина. В кино — с 1934 года, первая роль — госпожа Луазо в фильме «Пышка». Принимала участие в озвучании мультфильмов. О Фаине Раневской кто-то из крупных режиссеров сказал: «Она может все!» И это правда. Ее герои неповторимы. Сотни актеров играли Гамлета, Дездемону, Катерину, все по-разному, но у Раневской свой собственный мир, и только там живут москвичка Леля («Подкидыш») и немка Вурст («У них есть Родина»), грубая мадам Скороход («Мечта») и интеллигентная Маргарита Львовна («Весна»). Актриса не только «вживалась» в образ, но и потрясающе владела мельчайшими деталями. Каждую героиню Раневская наделяла своеобразной походкой, манерой речи, ритмом движения, у каждой из них даже разные руки — вспомните Маньку-спекулянтку, Розу Скороход и врача в «Александре Матросове». Помимо этого, огромное значение придавалось любой папироске, чепчику, зонтику, пенсне, томику «Идиота» или кружке пива. В целом создавался тот самый неповторимый, идеальный образ, который совершенно невозможно представить в чьем-либо другом исполнении. Ничему этому она специально нигде не училась. Да и образование пришло к ней отнюдь не из средней школы, которую она с грехом пополам закончила, и не из высшей школы, в которой никогда не была, а от жажды новых познаний, сопровождающей ее всегда. Свою трудовую скитальческую жизнь Фаина Раневская начинала на провинциальных сценах в массовках. Ее учителем стала Павла Вульф, прима самых крупных антреприз, «провинциальная Комиссаржевская». Раневская привыкла к напряженной, непрерывной работе, поэтому в дальнейшем не терпела простоев. Так, не получив новой роли после шумного успеха «Патетической сонаты», она ушла из Камерного театра, а потом точно также меняла многие другие сцены. Кинематограф Раневская недолюбливала, но восхищалась Михаилом Роммом, у которого дебютировала в «Пышке». У него же она снялась в «Мечте», которую высоко оценил Теодор Драйзер, а Рузвельт сказал: «Раневская — великая актриса». В этой оценке единодушно сошлись все: и режиссеры, и критики, и зрители. Актриса в совершенстве владела всеми жанрами — от трагедии до фарса. Однако все ее экранные и сценические работы можно перечесть по пальцам. «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», — говорила одна из величайших актрис столетия. В кино сыграла всего 24 роли.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных