ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие самосознания в онтогенезе. Особенности первых представлений о себе. Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис 3 лет.В 1ый год жизни складываются предпосылки для дальнейшего развития личности – «предличностные образования». На протяжении 1го года жизни он накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого складывается отношение к себе, другим людям и предметам. Главным условием развития личности выступает общение ребенка с другими людьми. Взрослый с первых дней оценивает малыша, выделяет его из окружающего мира как нечто особенно ценное, важное, значимое для себя. Это формирует у ребенка положительное отношение к людям и положительное самоощущение и создает условие, чтобы ребенок активно проявлял себя – 3 месяца создание предличностного образования – активности. О развитии предпосылок в становлении образа себя говорит отношение ребенка к своему отражению в зеркале. Положительное переживание себя выражается в радостном отношении к своему зеркальному отражению. В раннем детстве развитие самосознания связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Отделение действий связано с усложнением видов деятельности, которые выполняет ребенок. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в достигнутом результате – нарисовал, оделся, причесался. Он понимает, что действия совершил именно он, и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности – утверждение своего «я» для ребенка. Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. С полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится 1 из важных источников его чувств. Возникает гордость за собственные достижения – личностное новообразование раннего детства. Позже возникает чувство стыда, когда действия ребенка не оправдывают ожиданий взрослого. К 3 годам под влиянием делового сотрудничества со взрослым у ребенка формируется целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением. В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка, которое является показателем его индивидуальности и в тоже время выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая принадлежность к полу, семье, национальности. Ребенок в раннем возрасте поглощен не только близкими людьми и внешним миром, но и собой. В годовалом возрасте уже имеет некоторое представление об отдельных частях тела. Он рассматривает пальчики на ручках и ножках, смотрит на живот, на особенности, обозначающие пол. Все внимательно изучает – трогает и рассматривает. Он может правильно указать, где глаз у него, где нос, где ухо. Но представления о себе телесном еще нет. Когда ребенок смотрит в зеркало, у него существуют два образа: образ в зеркале, который не возьмешь, и образ реального предмета – его можно взять. Он не осознает, что в зеркале свое отражение. Ребенок открывает себя в зеркале после 1,5-2 лет. Исследования показывают, что узнавание себя в зеркале значительно запаздывает в том случае, когда взрослые специально не обучают ребенка восприятию своего отражения. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе в настоящем – здесь и сейчас, в данный момент. С помощью видеозаписей – формируется представление о себе в прошлом. Продолжается изучение тела, особенно рук и ног – ребенок соотносит свои действия и результаты этих действий. Может одухотворять части тела. Ребенок, играя, познает свою волю над самим собой. Дети нередко играют с тенью. Тень занимает не постоянное, но особое место в представлении ребенка о себе – она расширяет его пространственную представленность. Т.о., первичные представления о себе формируются у ребенка в сложном соединении значимого для его становления как будущей личности и случайного, преходящего. Значимое постепенно кристаллизуется, выделяется из синкретного соединения со случайным и ложится в основу пробуждающегося самосознания. К концу раннего возраста усваивает свою половую принадлежность. Один из наиболее важных моментов развития ребенка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои особые желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желаниями взрослых. Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей, в свою очередь, приводит к появлению нового отношения ребенка к взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, как и взрослые; выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Дети пытаются реализовать желание быть большими немедленно. Наиболее ярко это желание выражается в форме стремлений к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис 3 лет. Взрослые в этот период сталкиваются с большими трудностями во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством. Симптомы кризиса описал Л.С. Выготский и назвал его кризисом отношений. Симптомы: 1. негативизм – проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. 2. упрямство – реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому что ему это сильно хочется, а потому, что он это потребовал. 3. строптивость – реакция ребенка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни. 4. своеволие (своенравие) – заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда он все хочет сделать сам. 5. протест – бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить характер протеста. 6. обесценивание взрослого – его дискредитация. 7. стремление к деспотизму – желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. 8. ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье есть еще дети. 9. реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон, ночной энурез и т.д.). Характерно, что проявления упрямства и негативизма направлены главным образом против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком, опекают его. Негативная форма поведения редко адресуется к другим взрослым и никогда не касается сверстников. Особенности протекания этого периода развития во многом зависят от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытки обращаться с ним по-старому ведут к закреплению отрицательных черт поведения (негативизм, упрямство), их сохранению в течение всего периода дошкольного детства. Тактичное поведение взрослых, предоставление ребенку максимума возможностей самостоятельности там, где это возможно, смягчает проявление негативизма. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|