Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самосознание человека и его развитие в онтогенезе.




Основные подходы к проблеме человеческого «Я» в психологии (У. Джемс, Д. Мид, И. Кули, К. Роджерс; Петровский А.В., Кон И.С.). Понятие о самосознании и «Я – концепции» в психологии. Структура самосознания; когнитивные, эффектно-оценочный и поведенческий компоненты. Самооценка и уровень притязаний человека. Механизмы психологической защиты (З. Фрейд, К. Роджерс). Развитие самосознания в онтогенезе. Особенности первых представлений о себе. Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис 3-х лет. Формирование структуры самосознания в дошкольном возрасте. Особенности детской самооценки и ее развитие. Феномен «потери непосредственности».

Проблема самосознания междисциплинарная категория, поэтому у данного понятия нет единой трактовки содержания. Существует масса родственных понятий, которые трактуются тождественно. Таким образом, можно говорить о сложности и неоднозначности проблемы самосознания, трудности в ее изучении. Сознание и самосознание не тождественные понятия. Самосознание – высший уровень отражения, оно формируется только во взаимодействии с внешним миром, это происходит позже формирования сознания. Сознание отражает внешний мир, самосознание – внутренний.

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система знаний о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности (Урунтаева).

Самосознание – это оценка человеком своих потребностей, мотивов, влечений, способностей, личностных качеств.

Функции самосознания (Ананьев):

1. приобретение, хранение, воспроизведение знаний о себе.

2. прогноз – планирование собственной деятельности.

3. эталонная – отбор информации, формируется в контакте с реальностью.

4. регулятивная – регуляция внутреннего мира.

Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «я», противостоящее другим, и вместе с тем, неразрывно с ними связанное.

Человек понимает свою тождественность себе в настоящем, прошлом и будущем.

Переживание наличия своего «я» является результатом длительного процесса формирования личности. Кон обозначил этот процесс, как открытие «я». Результатом самосознания выступает образ «я» - многоканальная подсистема самосознания или «я-концепция». Структура их (образа «я» и «я-концепции») идентична, но «я-концепция» характеризуется согласованным, стабильным представлением о себе, что проявляется в вербальных высказываниях личности о самой себе. «Я-концепция» - итог познания себя, желаемый, но не обязательный уровень, формируется к подростковому возрасту. Функции: 1. стабильность (согласованность состояния), 2. обеспечение личностной интерпретации событий, 3. источник ожиданий человека.

Образ «я» - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая, как неповторимая, система представлений индивида о самом себе, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими.

Психологи фиксируют у человека множество сменяющих друг друга «я» образов, попеременно то выступающих на первый план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации, следовательно, «я» образ – это динамическое образование личности.

Выделяют: 1 реальное «я» (сиюминутное, текущее «я») – представления о себе в момент самого переживания. 2 идеальное «я» - это то, каким индивид должен был бы стать, по своему мнению, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это необходимый ориентир в самовоспитании личности. 3 фантастическое «я» - то, каким субъект желал бы стать, если было бы возможно.. физическое «я».. психологическое «я» - внутренний мир человека.. «я» прошлое, настоящее, будущее. социальное «я»: учебное, профессиональное. рефлексивное «я»

Т.о., система образов «я» позволяет сформироваться самосознанию, которое включает в себя 3 компонента:

- самопознание – когнитивные компонент, знания о себе.

- самоотношение – эмоционально-оценочный компонент структуры, м.б. положительным (за себя) и отрицательным (против себя).

- отношение к другим – поведенческий компонент (отношение к людям, к труду, к природе).

Итогом этого при благоприятных условиях является формирование «я-концепции» человека.

Основные подходы к проблеме человеческого «Я» в психологии. У. Джеймс 1 из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции». Глобальное, личностное «Я» (SELF) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяется «Я-сознающее» и «Я-как объект». Эти 2 стороны одной целостности всегда существуют одновременно. По мысли Джеймса «Я-как объект» - это все то, что человек может назвать своим. В этой области он выделяет 4 составляющие и располагает их в порядке значимости: 1. Духовное «Я». 2. Материальное «Я». 3. Социальное «Я». 4. Физическое «Я». Джеймс выводит формулу: самооценка (самоуважение) = успех

Притязание

Уровень притязания – это цели, которые мы ставим, к которым мы стремимся. Самооценка повышается, если притязания реализуются и понижается, если человеку не удается их реализовать.

И. Кули: сформулировал теорию «зеркального Я» - представление о том, что думают о нем другие, что существенно влияет на «Я-концепцию». «Зеркальное Я» формируется на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членами которых он является:

- представление о том каким я кажусь другим людям;

- представление о том, как этот другой меня оценивает;

- каким я сам себя вижу.

Д. Мид. В соответствии с концепцией Кули, считал, что становление человеческого «Я» как целостного психического явления – это есть не что иное как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают «Я-сознающее» и «Я-большое»- как объект. По мнению Мида, «Я» - это интериоризированный социальный процесс, который становится внутренним, т.е. социальные нормы и модели поведения преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в «Я-концепцию».

К. Роджерс. Основные положения: 1. «Я-концепция» возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной. 2. «Я-концепция» - это система самовосприятия. 3. «Я-концепция» выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. 4. Развитие «Я-концепции» - это не просто накопление опыта, реакций, а представляет собой определенную систему. То есть Роджерс использует понятие «Я-концепции» при обозначении восприятия человеком себя. В последующем под «Я-концепцией» Роджерс понимает механизм, контролирующий и интегрирующий поведение. Главная проблема в подходе Роджерса к пониманию «Я-концепции» связана с использованием индивидом механизмов психологический защиты, необходимой для того, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и «Я-концепцией». Поведение рассматривается Роджерсом как попытка достичь согласованности «Я-концепции». Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих «Я-концепции» индивид использует один из 2 защитных механизмов: искажение или отрицание. Искажение используется для того, чтобы изменить личностную значимость переживания, то есть как бы устранение самого факта наличия переживания. Искажение направлено на то, чтобы привести непосредственные переживания индивида в соответствие с его личностным «Я». Отрицание также используется для сохранения своего «Я» - полный уход от осознания угрожающих переживаний.

И.С. Кон отмечает, что самосознание не сводится к сумме образов «Я». Оно включает в себя мировоззренческий поиск и само зависит от мировоззрения. Задавая себе вопросы: «Кто я такой?», человек имеет в виду не просто описание своих индивидуальных свойств и общественного положения. Он спрашивает себя: «Кем я могу стать, каковы мои возможности, что я сделаю, что я еще могу сделать?». Ответ на это вопросы зависят от меры собственных усилий. Образ «Я» по Кону – это сложное психологическое явление. «Я» - интегральная целостность, подлинность индивида, на основе которой он отличает себя от внешнего мира и остальных людей.

А.В. Петровский считает, что образ «Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ «Я» вписывается в структуру личности. Психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я» образов, попеременно то выступающих на передний план сознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. «Я» образ – это не статическое, а динамическое образование личности. Выделяют: реальное, идеальное и фантастическое «Я» (то каким субъект мог бы стать если бы это оказалось бы для него возможным).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных