ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Роль общения в психическом развитии человека.Отечественными психологами установлено, что развитие ребенка, его социализация начинается с общения с близкими людьми. Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в этом процессе ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и пр. Только в общении формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается характер. Если потребность в общении не удовлетворяется, ребенок становится вялым, апатичным, не испытывает интереса к окружающему, не проявляет активности, которая является необходимой для развития его движений, восприятия, мышления, речи. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма. Т.о., в первые годы жизни полноценное общение со взрослым жизненно важно для ребенка. Несоответствующее потребностям общение отрицательно сказывается на развитии. Каждый возраст, принося ребенку новые возможности и потребности, требует особых форм общения. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами: 1. время возникновения данной формы общения, 2. место, которое она занимает в жизни ребенка, 3. главное содержание потребности, которая удовлетворяется, 4. ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослым, 5. основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация. Период новорожденности – это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять его). В 3 недели воздействие взрослого вызывает ориентировочно-исследовательскую активность младенца – пристально вглядывается, следит за передвижениями взрослого. В 4 недели – улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом и по своей инициативе. На 2м месяце – комплекс оживления – сложная реакция на взрослого. К 2 месяцам завершается формирование потребности в общении. О ее наличии говорят критерии: внимание и интерес к взрослому, эмоциональные проявления, адресованные взрослому, инициативные действия малыша с целью привлечь внимание к себе, чувствительность его к отношению взрослого. Указанные показатели возникают в описанной последовательности. Основной коммуникативной потребностью являются органические нужды ребенка, так же потребность в новых впечатлениях, т.к. взрослый для ребенка – богатый информационный объект. Формы общения со взрослым: 1.ситуативно-личностная – первая форма. Она считается сложившейся, если ребенок смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения – личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обуславливает адаптацию ребенка к обстоятельствам его жизни. Эта форма стимулирует становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. 2.ситуативно-деловая – сменяет первую с 6 месяцев. Она разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность – в сотрудничестве. Теперь ребенку необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш, и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается как эксперт, помощник, организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Эта форма общения сохраняется до 3 лет, она включена в предметную деятельность. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретает особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко всем более специфическим, а затем к культурно-фиксированным действиям с предметами. 2.Способствует переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. внеситуативно-познавательная – 3-5 лет. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а в познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждает ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить их самостоятельно он не может. Путь к пониманию явления – общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый выступает теперь в новом качестве – как эрудит, «энциклопедист». У детей возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость и их чувствительность к оценкам старших. Основным средством коммуникации становится речь. 3. Помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязьявлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и пр. внеситуативно-личностная – появляется к концу дошкольного возраста и является высшей формой общения со взрослым. Главный мотив – личностный. Взрослый выступает перед ребенком в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое лицо. Он получает в глазах ребенка собственное независимое существование. В разговорах преобладают темы о работе, о жизни взрослых, их взаимоотношениях. Возникает потребность во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как поступить правильно, как нужно делать. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности. Эта форма вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности. Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ребенок узнает благодаря ей о взрослом как об учителе и усваивает представление о себе как об ученике. Поэтому наиболее успешно приобретает новые знания. Подчеркнем, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, а не их связь с возрастом. Специфика общения со сверстником во многом отличается от общения со взрослым. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками и пр. В контактах с детьми отсутствуют жесткие правила и нормы, которые надо соблюдать в общении со взрослыми, дети более раскованы, передразнивают друг друга, проявляют творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа не получается, т.к. каждый говорит о своем. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий; он у него учится. Общаясь с товарищами, ребенок управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|