Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Строение человеческой деятельности: структурные компоненты деятельности (потребности, мотивы, цели, задачи, условия, действия, операции) и уровни ее организации.




3 пласта, раскрывающие строение человеческой Д.:

1. Мотивационно-личностный аспект Д. – отвечает за образ будущей Д. основными структурными единицами выступают мотивы, цели, условия, задачи.

2. Операционно-технический – внешний пласт, пласт структурных элементов: различные виды Д., действия, операции. Отвечает за реальную активность.

3. Не представлен структурно, отвечает за динамику Д. Представлен взаимопереходами: мотив – в Д., цели – в действия, условия – в операции.

Уровни Д.:

1. Уровень различных видов Д.:

Виды Д.:

- по плану протекания: внешний (игра, труд, учение, общение) и внутренний (интеллектуальные виды Д.). внешняя Д.первична, эти 2 вида Д. взаимосвязаны (процессы интерио и экстериоризации),

- по отношениям:

человек-человек – гуманитарные науки,

человек-природа – естественные,

человек-техника – технические.

По мнению Леонтьева, такие переходы возможны, т.к. все виды Д. имеют одну структуру. Разница в том, что при переходе Д. сокращается. 2. Уровень действия.

Действие - это основная структурная единица деятельности, отвечает за результат. Действие подчинено цели. В структуре деятельности цель – это сознательный компонент, поэтому все действия сознательные. Любая деятельность осуществляется в форме действия, но одни и те же действия могут входить в структуру различных видов деятельности. Возникновение цели связано:

1). Деятельность участников совместного труда побуждается его продуктом.

2). Выделение цели связано с расщеплением функции мотива, побуждающая сохраняется за мотивом, а направляющую берет цель.

Леонтьев говорит о том, что удовлетворение человеческих потребностей от этого же процесса у животных. Данный процесс опосредован культурой и опытом, поэтому человека совершает действия, несвязанные напрямую с удовлетворением потребностей. Благодаря этому появляются цели, которые и задают определенные действия. Т.е. роль общей цели деятельности выполняет мотив, благодаря осознанности превращения мотива в цель. Цели являются результатом собственного опыта человека или человечества, усваивается в процессе воспитания. Всякая цель возникает в предметной ситуации и связана с ее условиями. Цель, данная в определенных условиях – это задача. Условия могут быть внутренними и внешними.

3 уровень – операций. Операция – это способ выполнения действия, характеризует техническую сторону ее выполнения. Операции зависят от условий, связанны со способностями, уровнем подготовленности человека. Если операция не связана с целью, то она имеет низкий уровень осознанности и наоборот. Операции или малоосознанны или осознанны, напрямую с целью не связаны. Операция равна навыку или автоматическому действию человека. Операция возникает 2 путями:

1). Вследствие адаптации, тогда она не осознается.

2). Вследствие автоматизации, т.е. возникает в результате многократных повторений, тогда такие операции легко осознаются человеком.

Всякая деятельность состоит из слоя деятельности и слоя операции.

4 уровень – психофизиологических функций. Структурно не представлен. Связан с физиологическими и психическими возможностями человека при осуществлении деятельности: моторная функция, способность к ощущению.

Потребность ÛÜ Мотив ÛÜ Деятельность 1 уровень

Þ Þ

Цель ÛÜ Действие 2 уровень

í ê ê

Задача ê ê

ë Þ Þ

Условия Операции 3 уровень

ë

Психолого-пед. факторы

ê ê ê

Внутренний пласт Пласт Внешний пласт

Взаимопреходов

 

Внутренний и внешний планы человеческой деятельности, процесс экстерио- интериоризации. По плану протекания деятельность бывает внешней и внутренней. Внутренняя сторона деятельности представлена психическими образованиями, направляющими внешнюю активность. Обозначим функции внутренней деятельность:

1. Подготовительная функция – т.е. подготавливает внешние действия.

2. Экономическая – позволяет экономить усилия, т.е. дать возможность быстро выбрать нужное действие, при этом, не прибегая к практическому опыту.

3. Терапевтическая – дает возможность избежать возможность избежать роковых ошибок.

Внешняя активность возникает и развивается в единстве с психическим как 2 стороны общей жизнедеятельности. Однако первичной является внешняя активность. По представлениям Пиаже, Выготского, Гальперина следует, что в онтогенезе психики человека осуществляется переход от внешних, материальных действий к действиям во внутреннем плане. Этот переход от внешних материальных действий во внутреннем плане носит название интериоризация. Экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

 

Деятельностный подход к пониманию развития психики человека. ДП – это совокупность теоретико-методологических и конкретно эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта. А у некоторых представителей ДП рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешних практических ее форм. Предпосылки ДП складывались в 20-е годы 20 века.

1. Необходимость новой методологической ориентации психологической науки, способной вывести психологию из кризиса.

2. Сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности.

3. Исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности – одна из центральных. Большую роль в развитии ДП сыграли работы Рубинштейна, в которых он сформулировал основополагающий принцип – принцип единства сознания и деятельности. Он считал, что психология должна изучать должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а «психику» через раскрытие ее существенных объективных связей опосредований, в том, числе через исследование деятельности. Леонтьев утверждал, что деятельность должна входить в предмет психологии, т.к. психика неотделима от порождающих ее моментов деятельности, более того она сама является формой предметной деятельности. Выготский утверждал, что психика ребенка развивается в результате совместной деятельности со взрослым. Психика представлена низшими и высшими психическими функциями. ВПФ являются опосредственными, т.е. реализуются с помощью средств, а именно орудий труда, психологических орудий, языка. Через освоение культурно-исторического опыта ребенок приобретает ВПФ. Первоначально они проявляются через совместную деятельность со взрослым. Затем путем интериоризации культурно-исторический опыт переходит во внутренний план ребенка. В законченном своем виде ВПФ проявляются в самостоятельной деятельности ребенка.

Понятие ведущего вида деятельности (ВВД) и его роль в психическом развитии ребенка. ВВД, в котором формируются качественные изменения личности в данном возрастном периоде; это вид деятельности максимально способствующий психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущий за собой развитие. Леонтьев выделил 3 признака ВВД.

1. В рамках ВВД возникают и дифференцируются новые виды деятельности.

2. В ВВД формируются и перестраиваются отдельные психические функции.

3. От ВВД зависит наблюдаемое в это время изменение личности.

 

Последовательность и механизмы смены ведущего вида деятельности. В каждый возрастной период существует свой определенный ВВД. Ведущая деятельность, возникая и развиваясь у ребенка, не исчезает при появлении следующего ВВД, а переходит на 2 план и совершенствуется. По мере взросления человека, не просто расширяется круг доступных видов деятельности, а ведущая и другие виды деятельности все более переплетаются, обуславливая развития личности в целом. Смена ВВД осуществляется с помощью следующего механизма:

На определенном возрастном этапе каждый человек находится в определенной социальной ситуации развития (Выготский), под которой понимают – специфическое для каждого возраста отношение межу ребенком и социальной средой. Она ведет за собой появление нового ВВД, в которой формируется центральное новообразование данного возраста, оно в свою очередь приводит к кризису возрастного развития. Кризис и является толчком к появлению новой социальной ситуации развития. Это механизм носит циклический, непрерывный характер, т.е. повторяется при смене каждого возрастного периода. Кулагина стр. 332.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных