Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Эволюция методов психологического познания человека.
Понятие о методе научного познания. Взаимосвязь метода и предмета познания. Развитие стратегий исследования в психологии. Классификация методов психологического познания и их характеристика. Особенности психологического эксперимента.
Место психодиагностики в изучении человека. Методологические основы диагностики. Классификации методов психодиагностики: объективные, субъективные, проективные методы. Специфика диагностики детей дошкольного возраста.
Эксперимент от латинского experimentum – проба, опыт. Предполагает разработку плана управления независимой переменной, создание и измерение специальных условий для выявления и последующего влияния на изучаемый процесс.
Чем совершеннее условие, тем больше фактов (закономерность), тем больше возможностей выявления не случайных закономерностей. Психологический эксперимент – это метод, основанный на изучении психических явлений, например, процессов, свойств, состояний.
Психологический эксперимент – это целенаправленный, учитывающий условия, строго поставленный опыт, который позволяет описывать, объяснять и интерпретировать явления.
Организация эксперимента.
Эксперимент дает возможность:
1. разложить на части изучаемую реальность и отдельно изучить каждый компонент явления;
2. более или менее точно фиксировать данные (в методике есть протокол);
3. позволяет не ждать явление, а вызвать его в наиболее благополучных условиях;
4. многократно повторять явление и отделять его от других явлений схожих по какой-либо причине.
Но успех в исследовании зависит от:
должен понимать сущность эксперимента и владеть теоретическими знаниями по рассматриваемой проблеме;
должен уметь владеть процедурой экспериментального исследования;
иметь организаторские способности.
Эксперимент предполагает использование дополнительных источников данных:
наблюдение;
индивидуальная беседа;
организация индивидуальных и групповых занятий;
социометрия;
анализ документов и др.
Виды эксперимента
a) по времени проведения лонгитюдный (длительный) кратковременный
по целям констатирующий формирующий
по структуре изучаемых явлений простой или однофакторный сложный или многофакторный
по организации проведения лабораторный естественный
по контролю переменных идеальный реальный
по числу гипотез критический демонстрационный
| а
| b
|
| Направлен на изучение явления в определенное время, то есть предполагает одновременное воздействие
| Это уже длительное, систематическое наблюдение одних и тех же испытуемых с целью определения возрастной изменчивости жизненных фаз личности. Дается возможность предсказывать ход развития и устанавливать генетические связи между отдельными фазами.
|
| Исследуются действия только одной переменной, то есть, как меняется признак в разных условиях действия этого фактора
| Несколько факторов влияет на одних и тех же испытуемых (не только время наблюдения, но и условия).
|
| Используется для проверки определенных гипотез и объяснения явления, то есть в нем изучается взаимосвязь. Особенности, влияние чего-либо
| Направлен на изучение психологических особенностей в условиях реализации воспитательных, образовательных, развивающих задач или целей. В итоге происходит активное изменение форм явлений или динамики.
|
| Проводится в специальных условиях, которые создаются с целью выявления независимой переменной путем контроля всех других условий. С которыми переменная может смешиваться (например, лаборатория Вундта)
| Проводится в обычных условиях, испытуемые не догадываются о совершаемых над ними воздействиях; сочетает элементы наблюдения и эксперимента, он отрицает влияние защитных механизмов и эмоционального напряжения
|
| В нем изменению подвергается только независимая переменная, а зависимая контролируется, другие условия остаются неизменными. Он предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, дает возможность проводить эксперимент бесконечно, так как воздействие носит одновременный характер. Характеризуется он внутренней валидностью, которая характеризует меру влияния на изменения зависимой переменной
Тех условий независимой переменной, которой варьирует экспериментатор. Чем больше влияние на изменение зависимой переменной, неконтролируемых условий, тем ниже внутренняя валидность, тем больше вероятность получения артефакта (недостоверный вывод)
| Моделирует реальность, но отличается и от реальности и от идеального эксперимента. Эти отличия фиксируются в понятии внешняя валидность, которая определяет, в какой мере результаты эксперимента будут соответствовать жизни, которая выступила прообразом эксперимента. Внешняя валидность обуславливает возможность переноса данных на весь класс жизненных явлений. Характерен для клинической психологии, педагогической психологии, организационной психологии.
|
| Проводится для всех возможных гипотез. Подтверждение одной приводит к опровержению всех других. Обычно выделяют 2 вида гипотез: 1. предполагает подтверждение явления «+», а 2. предполагает опровержение. Этот эксперимент требует тщательного планирования и высокого уровня разработки теорий.
| Направлен на проверку первично-следственных гипотез. Он демонстрирует опыт и при получении отрицательного результата нельзя перейти к оценке гипотезы, то есть в нем нет выбора за и против. Он решает или демонстрационную или диагностическую задачу, то есть связан с явлением которое происходит здесь и сейчас и не может быть повторен.
|
Особенности.
1. используется для выявления неслучайных зависимостей между экспериментальными воздействиями и результатом, но с учетом полезности для личности.
2. изучаются такие особенности жизни. Которые нельзя изучить в реальной ситуации, так как они не встречаются в чистом виде.
3. предполагается длительный подготовительный этап.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|