Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общение как вид человеческой деятельности, его место в развитии личности.




Понятие об общении. Цели исредства общения. Функции общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. В иды и типы общения.

Роль общения в психическом развитии человека. Развитие форм общения ребенка со взрослым. Общение отношения дошкольника со сверстниками. Специфика общения со сверстником. Развитие форм общения дошкольника со сверстником.

Понятие общения

Общение представляет собой одну из сторон человеческого бытия, реальность и необходимость его определена совместной жизнедеятельностью людей.

Относительно понятия общения существует множество взглядов разных авторов. Изначально общение является базовой категорией социальной психологии и определяется как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного, аффективно-оценочного характера (Зинченко В.П.).

Петровский рассматривает общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

В общей психологии как правило используют определение Парыгина, указывающее на основные функции. Общение – это сложный и многоплановый процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимодействия друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

В отечественной психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность всегда пересекается с деятельностью других людей.

Деятельность и общение рассматривают как:

- 2 стороны социального бытия человека,

- общение как элемент деятельности, деятельность как условие и основание для общения,

- общение можно понимать как особый вид деятельности – коммуникативная деятельность, в кт человек эмоционально заинтересован, общение выступает как исключительная ценность.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данная деятельность. Количество целей разнообразно – получение знаний о мире, обучение и воспитание и т.д.

Средства – можно определить как способ кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в общении.

1. язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленное высказывание, используемое для общения;

2. интонация – эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

3. мимика, поза, взгляд – могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

4. жесты – усиливают выразительность речи, могут быть общепринятыми – иметь закрепленное за ними значение, или экспрессивными.

5. расстояние – зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия собеседнику.

 

Функции общения:

1). Прагматическая – реализуется в процессе совместной деятельности, направлена на получение результат.

2). Формирующая – в процессе общения происходит изменение человеческого облика. Общение выступает средством психического изменения (на некоторых возрастных этапах).

3). Организационная – реализуются и поддерживаются межличностные отношения.

4). Внутриличностная – реализуется в процессе общения человека с сами собой. Общение выступает специфической формой мышления.

5). Подтверждение - процессе общения есть возможность познавать и утверждать себя. В общении человек ищет опору в других людях.

Структура общения (Парыгин Б.Д.)

1). Коммуникативная сторона – проявляется через действие личности сознательно ориентированное на смысловое их восприятие другими людьми; предполагает обмен между людьми представлениями, идеями, эмоциями и т.д. Человек, адресующий информацию другому – коммуникатор, а тот, кто ее принимает – реципиент. Для осуществления целей общения совместной деятельности нужно пользоваться одной системой кодификации значений, т.е. говорить на одном языке.

Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними значениями. Речь – самое универсальное средство общения. Она бывает письменная и устная; устная может быть диалогической и монологической.

Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонация, позы, паузы, смех, слезы и др., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации.

Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.

2). Интерактивная сторона – взаимодействие, воздействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Если общение не является фактическим, то оно предполагает результат – изменение поведения и деятельности других людей.

Деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм, принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Их нарушение включает механизмы контроля, обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы.

Контроль зависит от ролей (модель поведения, следование которой предписывается каждому, кто занимает ту или иную социальную позицию), разыгрываемых участниками деятельности.

На основе соответствия поведения людей ожиданиям друг друга можно выделить разные формы деятельности: сотрудничество (кооперация) – взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели; конкуренция (конфликт) – столкновение противоположного направленных целей, интересов, позиций, негативный тип взаимодействия.

3). Перцептивная сторона – восприятие и оценка людьми социальных объектов. При этом большое значение придается умению индивида понимать эмоциональные состояния собеседника и не только уметь успокоить, но и сочувствовать, сопереживать ему. В ходе познания человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка, попытка понять мотивы его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии собственного поведения и т.д. В этот процесс активно включены как минимум два человека, в нем принимают участие механизмы идентификации (способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта, т.е. пытаются поставить себя на место другого), рефлексии (осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению) и стереотипизация (классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам).

Виды общения.

В зависимости от содержания, целей и средств выделяют виды общения:

1. Непосредственное – осуществляется с помощью естественных органов.

2. Опосредованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.

3. Деловое – обычно включено как частный момент в продуктивную совместную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

4. Личностное – сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека. оно возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть реакции.

5. Ролевое – в нем участники выступают как носители ролей. Человек лишен спонтанности поведения, здесь регламентированы содержание и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

6. Межперсональное – это общение конкретных личностей, персон.

Типы общения.

1. авторитарный

2. манипулятивный

3. диалогический






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных