ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Оформление психологии в самостоятельную науку.3 этап. Естественно-научный середина 19 в. Начинается оформление психологии в самостоятельную науку. Связан с переворотом, кт обусловлен открытиями в области естествознания. Предметом изучения становится тело человека. 1824 г. Ф. Велер открыл синтез мочевины искусственным путем, это позволило установить, что между организмом и окружающей средой не существует различий. Организм перестал рассматриваться как замкнутая система, кт развивается за счет собственных сил. Клод Бернар – открывает явление гомеостаза (постоянство внутренней среды). Внутренняя среда состоит из крови, лимфы, межклеточной жидкости. Ч. Дарвин – теория и книга «происхождения видов», в ней воспринимает среду как силу способную видоизменять жизнедеятельность, начинает рассматривать организм как продукт жизнедеятельности. Т. Леокок – в работе ПСИХИКА И МОЗГ выпускает работу «Психика и мозг», подчеркивает, что физиология мозга - это база науки о психическом. На этом этапе (считается предэтапом развития науки психологии) произошли следующие образования. 1. Открытия стимулировали рост новых категорий (сознание, бессознательное – Леокок, поведение - Геймгольц, познавательные психические процессы). Их особенность – они вышли за пределы физиологии, возможности тех наук, в рамках которых они родились. Сознание появилось в недрах физики, но не является физическим понятием. 2. Благодаря этим открытиям формулируются новые принципы (принцип развития – Дарвин – постепенное изменение форм; детерминизма – причинной обусловленности, основной детерминантой становится внешняя среда, которая способна изменить организм). 3. Появляются новые методы изучения категорий: - генетические; - математические (Дарвин). Широко используются приборы физиологии и физики, направленные на оценку состояний человека. Методы свидетельствуют о том, что ученые пытаются оценить категории объективно. 4. Возникает острая необходимость объединения разрозненных знаний в единую дисциплину. Формируется потребность в новой науке. Были попытки Гельмгольца реконструировать физиологические представления того времени, программу не создал. В конце 19 в. острая необходимость подвела к образованию науки. 4 этап. Научный этап. Развитие науки 1879 г. связано с открытием 1-й психофизиологической лаборатории экспериментального исследования сознания и программой построения науки психологии. Автор программы Вильгельм Вундт. Программу построил на идеях физиологии на открытиях предыдущего этапа. Предмет психологии – структура сознания. Считал, что опыт субъекта (сознание) уникален, неповторим и постигаем он только в результате самонаблюдения. Основным методом изучения считал – метод интроспекции (смотрю внутрь себя) – метод самонаблюдения. Он внес в этот метод изменения, активно применял приборы. Главная идея Вундта – создание опытной психологии, которую назвал физиологической. Он считал, что физиология не способна дать науке объективных знаний. Неудача программы, ее недостатки: - рассматривал сознание как чуждый всему внешнему элемент, который не развивается под влиянием деятельности; - метод оказался неспособным к выведению законов, не выдерживал тесты на объективность; - все исследования не подтверждались за пределами лаборатории, данные не находили реальности, создавал жесткие, регламентирующие лабораторные условия, использовал приборы; - сознание он рассматривал как совокупность разрозненных элементов, постепенно изучал каждый элемент отдельно, содержание сознания как предмета науки оказалось неизученным. В результате возникло новое направление. 2-я программа, автором которой является Ф. Брентано. Возниклакак альтернатива программе Вундта. Базируется на идеях Аристотеля. Рассматривал душу как способ организации живого тела, возможности которого актуализируются под влиянием внешних воздействий (объектов). Следовательно, предметом психологии является сознание (синоним душа), но рассматривал не структуру сознания, а акты и действия, которые совершает субъект, когда превращает что-либо в объект своего сознания. Такими актами он считал: акты представления (акт идеации, например, когда слышим слово – возникает образ), акты суждения, акты эмоциональной оценки. Использовал классический метод – интроспекцию, не вносил в него изменения. Считал психологию опытной наукой, наблюдаемой, не пытался сделать ее объективной. Отечественная психология опережала развитие зарубежной. Появилась в конце 19 в. в период революций. Первая лаборатория была открыта в 1885 г. в Казани, ее основоположник – Бехтерев. Практические наработки опережали теоретическое развитие, не находили отклик в теории – это отличие отечественной психологии от зарубежной. Наука сопровождалась медициной. В это время идет подбор и подготовка кадров, развитие и осмысление накопленного опыта, параллельно идет открытие психологичесикх журналов, изданий, формулируются задачи, идет поиск предмета, разрабатываются программы. В это время Сеченов И.М. разработал естественно-научную теорию психической регуляции поведения (программа), предмет которой – рефлекторный характер психики. Выделил в рефлексах головного мозга 3 звена: 1. Начальное звено – внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс возбуждения передаваемого в мозг. 2. Среднее звено – процессы возбуждения и торможения в мозгу и возникновение на этой основе психических состояний (ощущения, мысли). 3. Конечное звено – внешнее движение. В основу психологического познания Сеченов положил генетический метод – исследование развития сложных психических форм из элементарных. Таким образом, психическое, считал Сеченов столь же объяснимо естественно научным путем, как и физиологическое, т.к. оно имеет ту же самую рефлекторную природу. Происходит оформление науки психологии, структура на тот момент неоднородна. Формирование структуры связано с двумя механизмами (линии развития). 1 линия развития. С конца 19 нач. 20 в. идет активное формирование школ и направлений психологического познания. Основным механизмом выделения которых становится выбор центральных категорий, которые становятся предметом изучения направления и выбор методов исследования. Направления: N Психологиясознания, которая представлена двумя школами: - структурализм. Главная идея – экспериментальное исследование структуры сознания. Вундт, Титченер. Предмет изучения – сознание. Метод – интроспекция. По мнению Титченера психология – это наука об опыте, которая зависит от испытывающего этот опыт субъекта. Трудности психологии: 1. Отделить то, что относится к субъекту от вещей внешнего мира. Решить проблему по их мнению можно, видоизменив метод интроспекции и через тренировку исследователя, чтобы он научился отделять объективное от субъективного. 2. Необходим специальный язык для описания психических явлений, определенный категориальный строй. По мнению Титченера основными структурными единицами сознания являются 3 категории элементов: 1. Категория ощущения. 2. Категория образа. 3. Чувств. Недостатки – сознание изучено не было. Наука находится в кризисе. - функционализм. Основоположник Уильям Джеймс, который считал, что кроме вопроса как устроена душа важен вопрос о ценности, которую она имеет для человека, т.е. важны ее функция. Он создает теорию «потока сознания», в которой он говорит, что душа помогает человеку приспособиться к миру и комфортно себя в нем чувствовать. Душевная жизнь – это поток ощущения и опыта, из которого сознание выбирает то, что соответствует потребностям человека, тем самым, оформляя его внутренний мир. Выделил основные свойства сознания: 1. мысли меняются, 2. мысли непрерывны, 3. сознание селективно (выборочно) – в каждый момент времени мы интересуемся более чем одной частью предмета. Недостатки школы: сознание так и не было изучено, не дано определение сознания. Его идеи не являются психологической школой или течением. Ученые начали изучать частные вопросы психологии. В конце 19 в. психологии наметился кризис, он вызван тем, что сознание не является предметом науки психологи, в связи с его абстрактностью. N Бихевиоризм. Основоположник Джон Уотсон. Психология – абстрактная наука, сознание не является предметом психологии. Основной предмет исследования – поведение, т.к. оно объективно, его можно изучить с помощью объективных методов. Основная цель – предсказание поведения человека от рождения до смерти и контроль над ним. Основные методы – объективные: эксперимент и наблюдение. Предложил схему анализа поведения: стимул-реакция. В 30-е гг. 20 в. Толмен дополняет эту схему и говорит о том, что связь между стимулом и реакцией не прямая, а опосредованная, между стимулом и посредником есть посредник – «черный ящик» (детерминанта) - по своей природе он не является ни стимулом, ни реакцией, состоит из дополнительных детерминант которые внешне зафиксировать нельзя. Основные детерминанты (причины): гипотеза, цели, когнитивная карта мира. Особенность направления – критиковали все психическое, отвергали наличие личности и психического в человека, они отождествляли поведение человека и животных. 1953 г. Скиннер. Предположил, что поведение может стимулироваться не стимулами, которые предшествовали этому поведению, а вероятными его последствиями. Говорил, что субъект выбирает поведения, но последствия могут управлять им. Отрицал в человека волевых и сознательных процессов. Поведением человека можно управлять за счет использования переживаний, он дополнил имеющиеся объективные методы прикладными (методы психологической практики) – методы бихевиоральной терапии (тренинг умений). В основе выделения методов – проблемы возникают из-за того, что у человека отсутствуют поведенческие реакции, которые необходимы для решения ситуации, т.е. человек не умеет себя вести в определенной ситуации. Основная задача – научить клиента поведению, которая поможет ему выйти из ситуации, главное здесь найти значимый стимул, чтобы научить поведению, при этом личностные переживания человека не учитываются. N Психоанализ. Основоположник З.Фрейд. Особенность направления – Фрейд, практикующий врач и шел от практики к теории. Вся работа была направлена на выявление причин неврозов. Предмет изучения - бессознательное. Метод исследования – психоанализ, интерпретация сновидений, гипноз, анализ оговорок, описок, метод свободных ассоциаций. Это одновременно и исследовательские и прикладные методы. Причина любой активности – бессознательное, отсюда задача психологии – из содержания сознания вывести заключение о природе бессознательного. Залог психического здоровья человека – осознание бессознательных процессов. Фрейд выделяет в психике 3 уровня: 1. Уровень сознания, включены те ощущения, переживания, которые осознаются в данный момент времени. 2. Предсознательное – потенциально сознательные моменты, т.е опыт доступный памяти, чтобы вспомнить необходимы минимальные усилия, то что делали в прошлом. 3. Бессознательное. Оно не может естественным путем проникать в сознание. Это самая глубинная часть психики, хранилище инстинктов. Каждый уровень психики включает одну личностную подструктуру: - «Оно», связан с примитивными инстинктами, врожденными влечениями. Основной принцип «оно» - жить в удовольствии. В нем нет конфликтов и противоречий; - «Я», формируется тогда, когда ребенок учит откладывать желания на потом и осознает, что кроме его желаний есть еще окружающая действительность. Главная задача «Я» - самосохранение в мире. Основной принцип «Я» - принцип реальности. «Я» обслуживает инстинкты («Оно»). «Я» выполняет два вида действий: внутренние – связаны с контролем над требованиями инстинктов. «Я» решает удовлетворить желание сейчас ил оставить на потом, внешние – накопление опыта и приспособление к среде, функция – адаптация человека в мире. - Сверх – «Я» возникает с течением времени, состоит из двух подсистем: эго-идеал и совесть. Оно сформировано тогда, когда контроль заменяется самоконтролем. Фрейд выделил в теории 2 влечения, которые являются движущей силой развития (инстинкты жизни- либидо, т.е. энергия сексуальных влечений, инстинкт смерти – цель человеческой жизни – желание умереть). Приходит к выводу о том, что психическое может вызывать органические расстройства, все неврозы в своей основе имеют сексуальную фрустрацию. Человека необходимо лечить, оно изначально рождается больным, вся жизнь – поиск здоровья. N Гештальтпсихология. МакВейтгеймер, Келер, Курт Коффка. Предмет исследования – целостные структуры. Формулируют основной принцип – целостности – анализ частей не может обеспечить понимание целого, т.к. целое – это взаимодействие и взаимозаменяемость частей. Выделенные части из гештальта не тожественны тому какими они были в целом. Методы исследования – гештальттерапия (Ф. Перлс) – проблема у человека возникает в результате накопления незаконченных ситуаций, прием – разговор со стулом. NГуманистическая психология. Основоположник А. Маслоу. Предмет- феномен человека как уникальное, доброе, неповторимое существо. Методы исследования – не объективные, описательные, направленные на познание на познаие частного и уникального(биографические, идентификации, рефлексии, эмпатии, понимание. Он вводит понятие самоактуализация – высшая потребность человека, стремление наиболее полно использовать свои способности. Создает теорию иерархии потребностей: физиологические; потребность в безопасности, стабильности, порядка; потребности социального плана, т.е. в любви и в принадлежности к группе; потребность в самоуважении; самоактуализация. Говорил о том, что невроз – болезнь «лишенности», возникает тогда, когда человек лишен возможности удовлетворить потребность. К. Роджерс, автор феноменологического направления, создатель клиент-центрированной терапии. Центральная проблема – самоактуализация. Человек изначально добр, не нуждается в социальном контроле, и именно социальный контроль побуждает его поступать плохо. Возникает конфликт между опытом и собственными потребностями. Для обозначения дисбаланса вводит понятие конгруэнтность (действие под влиянием потребности) и некогруэнтность (подавление своих потребностей, действие в соответствии с социальной нормой). Вводит ряд понятий: феноменальное поле (опыт человека), самость (взгляд человека на самого себя) и идеальная самость. 2 линия развития. Начало 20 века. Происходит активное оформление отраслей психологического познания. Основной механизм формирования – постановка задач исследования. Выделяют две большие группы отраслей: - теоретические отрасли. Основная задача – формулирование теории, проведение исследований, анализ категорий, написание учебников. Формируются области: общая, детская, возрастная психология и т.д. - прикладные отрасли. Основная задача – применение теоретических знаний на практике. Образуются отрасли, связанные со сферой деятельности человека: детская практическая, педагогическая, юридическая, психология спорта и т.д. В результате длительного процесса становления и развития научно-психологического знания оформилась следующая структура психологической науки: Общая психология – изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, развивается на основе всех других отраслей, тоже время обогащает и направляет их общей теорией. Отрасли: По характеру деятельности: – психология труда - изучает психологические особенности деятельности человека в разных сферах общественной жизни (медицинская, юридическая военная психология и т.д.). 2. По развитию: - возрастная – изучает психическое развитие личности в процессе жизни; - сравнительная – изучает психику животных; - специальная – изучает отклонения в развитии психики. 3. По принципу отношения личности и общества: - социальная – изучает психические явления в процессе взаимоотношения людей в коллективе; - психология личности – изучает психологические особенности личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|