Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сознание как высший уровень психического отражения.




Основные психологические подходы к проблеме сознания (В. Вундт, У. Джемс, Э. Титченер, З. Фрейд; Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Психологическая характеристика сознания: свойства и функции сознания. Гипотеза А.Н. Леонтьева об эволюции психики и сознания. Общие закономерности развития сознания в онтогенезе.

Понятие о сознании. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чело достигается познание и преобразовании окружающей действительности. Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень, свойственный человеку образует сознание – высшая, интегририрующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Главное отличие сознания человека состоит в том, что его появление обусловлено изменением законов, управляющих развитием психики (в основе законы не биологической эволюции, а законы общественно-исторического развития). С помощью ощущения и восприятия в сознании складывается чувственная картина мира. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого. Воображение – строить образные модели того, что является объектом потребности, но отсутствует в настоящее время. Мышление – решение задач путем использования обобщенных знаний. Т.о., в сознании включены важные познавательные процессы. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. И первичным актом сознании является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность человека по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют 2 слоя сознания: 1. Бытийное сознание, включающее: биодинамические свойства движений, опыт действий; чувственные образы. 2. Рефлекторное сознание, включающее: * Значение - это содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, - это могут быть операционные, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия. * Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информация. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т.к. для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Сознание: * рождается в бытии, * отражает бытие, * творит бытие. Петровский в структуре сознания выделяет следующие характеристики: 1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. Т.о., в структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение. 2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. В истории органического мира только человека выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, т.е. способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. 3. Обеспечение целеполагающей деятельности. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. Т.о., в функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий. 4. В структуру сознания входят также определенные отношения. Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

 

Основные психологические подходы к проблеме сознания. Вильгельм Вундт. Предмет изучения – структура сознания. Считал, что опыт субъекта (сознание) уникален, неповторим и постигаем он только в результате самонаблюдения. Основным методом изучения считал – метод интроспекции (смотрю внутрь себя) – метод самонаблюдения. Основания: 1. В сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений. 2. Интроспекция поставляет психологические факты в чистом виде без искажений. Для психолога данные ощущения – та действительность, которая его интересует. Он внес в этот метод изменения, активно применял приборы. Главная идея Вундта – создание опытной психологии, которую назвал физиологической. Свойства сознания: сознание ритмично по своей природе, сознание имеет объем, поле сознания. Неудача программы, ее недостатки:

- рассматривал сознание как чуждый всему внешнему элемент, который не развивается под влиянием деятельности;

- метод оказался неспособным к выведению законов, не выдерживал тесты на объективность;

- все исследования не подтверждались за пределами лаборатории, данные не находили реальности, создавал жесткие, регламентирующие лабораторные условия, использовал приборы;

- сознание он рассматривал как совокупность разрозненных элементов, постепенно изучал каждый элемент отдельно, содержание сознания как предмета науки оказалось неизученным.

N Психологиясознания, которая представлена двумя школами:

- структурализм. Главная идея – экспериментальное исследование структуры сознания. Вундт, Титченер. Предмет изучения – сознание. Метод – интроспекция. По мнению Титченера психология – это наука об опыте, которая зависит от испытывающего этот опыт субъекта. Трудности психологии:

1. Отделить то, что относится к субъекту от вещей внешнего мира. Решить проблему по их мнению можно, видоизменив метод интроспекции и через тренировку исследователя, чтобы он научился отделять объективное от субъективного.

2. Необходим специальный язык для описания психических явлений, определенный категориальный строй.

По мнению Титченера основными структурными единицами сознания являются 3 категории элементов:

1. Категория ощущения.

2. Категория образа.

3. Чувств.

Недостатки – сознание изучено не было.

- функционализм. Основоположник Уильям Джеймс, который считал, что кроме вопроса как устроена душа важен вопрос о ценности, которую она имеет для человека, т.е. важны ее функция. Он создает теорию «потока сознания», в которой он говорит, что душа помогает человеку приспособиться к миру и комфортно себя в нем чувствовать. Душевная жизнь – это поток ощущения и опыта, из которого сознание выбирает то, что соответствует потребностям человека, тем самым, оформляя его внутренний мир. Обратил внимание на преодоление хаотичности сознательного впечатления. Любое действие человека сопровождается непроизвольной сознательной активностью. Поток сознания непрерывен, произвольные и непроизвольные впечатления неразделимы. В потоке сознания есть одновременно ясные и смутные впечатления. Направленность потока сознания, связанная с его избирательностью. Выделил основные свойства сознания: 1. мысли меняются, 2. мысли непрерывны, 3. сознание селективно (выборочно) – в каждый момент времени мы интересуемся более чем одной частью предмета. Недостатки школы: сознание так и не было изучено, не дано определение сознания. Его идеи не являются психологической школой или течением.

Ученые начали изучать частные вопросы психологии. В конце 19 в. психологии наметился кризис, он вызван тем, что сознание не является предметом науки психологи, в связи с его абстрактностью.

N Психоанализ. Основоположник З. Фрейд. Особенность направления – Фрейд, практикующий врач и шел от практики к теории. Вся работа была направлена на выявление причин неврозов. Предмет изучения - бессознательное. Выделил 3 основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия и невротические системы.

Метод исследования – психоанализ, интерпретация сновидений, гипноз, анализ оговорок, описок, метод свободных ассоциаций. Это одновременно и исследовательские и прикладные методы. Причина любой активности – бессознательное, отсюда задача психологии – из содержания сознания вывести заключение о природе бессознательного. Залог психического здоровья человека – осознание бессознательных процессов. Фрейд выделяет в психике 3 уровня:

1. Уровень сознания, включены те ощущения, переживания, которые осознаются в данный момент времени.

2. Предсознательное – потенциально сознательные моменты, т.е опыт доступный памяти, чтобы вспомнить необходимы минимальные усилия, то что делали в прошлом.

3. Бессознательное. Оно не может естественным путем проникать в сознание. Это самая глубинная часть психики, хранилище инстинктов.

Каждый уровень психики включает одну личностную подструктуру:

- «Оно», связан с примитивными инстинктами, врожденными влечениями. Основной принцип «оно» - жить в удовольствии. В нем нет конфликтов и противоречий;

- «Я», формируется тогда, когда ребенок учит откладывать желания на потом и осознает, что кроме его желаний есть еще окружающая действительность. Главная задача «Я» - самосохранение в мире. Основной принцип «Я» - принцип реальности. «Я» обслуживает инстинкты («Оно»). «Я» выполняет два вида действий: внутренние – связаны с контролем над требованиями инстинктов. «Я» решает удовлетворить желание сейчас ил оставить на потом, внешние – накопление опыта и приспособление к среде, функция – адаптация человека в мире.

- Сверх – «Я» возникает с течением времени, состоит из двух подсистем: эго-идеал и совесть. Оно сформировано тогда, когда контроль заменяется самоконтролем. Фрейд выделил в теории 2 влечения, которые являются движущей силой развития (инстинкты жизни- либидо, т.е. энергия сексуальных влечений, инстинкт смерти – цель человеческой жизни – желание умереть). Приходит к выводу о том, что психическое может вызывать органические расстройства, все неврозы в своей основе имеют сексуальную фрустрацию. Человека необходимо лечить, оно изначально рождается больным, вся жизнь – поиск здоровья.

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них – это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентов слов или сновидений.

Рубинштейн показал, что сознание есть такой высший психический процесс, который является способом личностной регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание не просто высшее личностное образование: оно осуществляет, по крайней мере, 3 взаимосвязанные функции: 1. регуляцию психических процессов. 2. Регуляцию отношений. 3. Регуляцию деятельности и всей жизни субъекта. Он не сводит сознание к отражению, а к познанию. Он рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру и возможность его самоопределения. Характеризуя личность как субъекта выделяют 3 основные ее отношения: к миру, к другим людям, к себе. Последнее отношение образует основу ее самосознания и идентичности. Для Рубинштейна принципиальным является вопрос о соотношении сознания и самосознания: самосознание возникает в ходе развития сознания личности по мере того, как она становится самостоятельно действующим субъектом.

Леонтьев. Сознание – отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Предпосылки такого отражения – разделение труда (задача на осознание своего действия в структуре общей деятельности). Происходит разведение мотива целой деятельности и цели (сознательной) отдельного действия. Стоит особая задача на сознание (смысла того действия, которое не имеет биологического смысла). Связь мотива и цели открывается в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Возникновение предметно-практического отношения к предмету деятельности. Т.о., между предметом деятельности и субъектом стоит осознание самой деятельности по производству своего предмета. Структура сознания: 1. Чувственная ткань – чувственные составляющие конкретных образов реальности. Функция чувственной ткани – это материальная ткань сознания, то, что образует богатство, многокрасочность сознательного отражения мира. 2. Значение – обобщенный опыт человечества, значения, выраженные в языке, идеальная модель мира в общественном сознании. 3. Личностный смысл – отношение, которое создается в жизни человека.

Выготский – культурно-исторический подход. Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, названных им высшими психическими функциями. Основные функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им, т.е. высшие психические функции имеют социальную природу.

Гипотеза Леонтьева об эволюции психики и сознания. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики» изложил гипотезу о стадиях и уровнях развития психического отражения от простейших животных до человека.

 

Стадия элементарной сенсорной психики Особенности поведения связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, находящихся на этом уровне
1. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятные условия среды, уходить от них, вести активный поиск раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
2. Стадия перцептивной психики. А. Низший уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов, интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти. А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма разнообразны и сложны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, развитое защитное поведение. А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира». Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями. В. Выделение специальных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных ЗУНов.     В основе ведущая деятельность. В. Обезьяны.

 

Психологическая характеристика сознания (распечатка). Функция сознания заключается в формировании цели деятельности, в предварительном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Основные функции сознания: отражательная, порождающая (творческо-креативная), регулятивно-оценочная, рефлексивная. В качестве объекта рефлексии может выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, свое личное сознание.

Свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются основные формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

Сон как измененное состояние сознания. Изменение состояния сознания – это то, с чем каждый человек сталкивается в своей жизни. Изменение состояния сознания подразделяется на спонтанно возникшие (засыпание, значительное перенапряжение), искусственно вызванное (под действием алкоголя, наркотиков) и психологически или психотехнически обусловленное (аутогенная тренировка, голотропная терапия). Традиционно психология признает 2 состояния сознания присущих всем индивидуумам: с одной стороны, сон, рассматриваемый как период отдыха, а с другой, состояние бодрствования или активное состояние. Сон - это не пассивность и бездеятельность, а иное состояние. Мозг продолжает активно функционировать. Новый этап в понимании сна был открыт с началом применения психофизиологических методов анализа: запись биоэлектрической активности мозга, регистрация мышечного тонуса и др. Сон состоит из 2 качественно различных состояний – медленного и быстрого сна. Медленный сон подразделяется на 4 стадии: 1. Дремота (стадия засыпания). 2. Поверхностный сон. 3-4. Дельта-сон – сон наиболее глубокий (отсутствуют движения глаз, снижается мышечный тонус). Быстрый сон – последняя стадия в цикле сна (усиливая мозговой кровоток при сильном мышечном расслаблении, с резкими подергиваниями в отдельных группах мышц). Человек проводит в сновидениях от одного до 2 часов, но многие люди не помнят снов, поскольку просыпаются в других стадиях сна. Невысыпание отрицательно влияет на настроение, а также на выполнение задач, требующих внимания, быстрой реакции, запоминания. Сон всегда считался лучшим средством восстановления физических и душевных сил. Взгляды Фрейда на сон: человек не может осознать свои неприемлемые желания и поступки в бодрствующем состоянии, т.к. цензура «Сверх-Я» препятствует этому. Во сне эта цензура ослабевает и вытесненные желания стремятся попасть в сознание человека («Я» в форме сновидений). Сновидения могут быть замаскированы, символичны. Для расшифровки смысла сновидений человек подвергается анализу с использованием метода свободных ассоциаций и клинической беседы. Осознание скрытых, подавленных мотивов своей жизни позволяет пациенту избавиться от невроза, активно преодолевать неразрешимые проблемы. Т.о. Сновидение выполняет активную защитную функцию, снижая напряжение в структуре подсознания человека. Сны поддаются контролю – обсуждение сна утром позволяет избавиться от страха, преодолеть неприязнь. Вывод: сон является измененным состоянием сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивая необходимую защиту и реабилитацию. Период сна состоит из 5 циклов, длящихся в среднем по 90 минут, и в каждом из них имеет место медленноволновый сон, включающий 4 стадии вплоть до глубокого сна. За этой стадией следует парадоксальный сон, во время которого появляются сновидения.

Методы работы с сознанием. Психоанализ – учение, созданное Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний. Основная цель – изучение скрытых от сознания психических явлений. Для достижения этой цели используются методы. Интроспекция – метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач. Метод интроспекции («смотреть внутрь себя») – в психологии сознания был призван главным методом и единственным. Гипноз – вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением. Гипноз – состояние, когда действительность и яркость внушаемых образов, представлений бывает выше реальных воздействий. Условия, необходимые для формирования гипнотического состояния: 1. Деактивирующее действие монотонных раздражителей. 2. Релаксация, расслабление мышц. 3. Восприятие звуковых сигналов во сне. 4. Внушаемость – может выступать в роли организующего и отрицательного фактора (подражание в незнакомой обстановке). Пусковым психофизиологическим механизмом чаще всего является рефлекс «следования за лидером». Активация этого рефлекса вызывает непроизвольное снижение как сознательного контроля ситуации, так и психического напряжения в целом.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных