ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности самооценки и ее развитие.Нет еще сколько-нибудь обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнение, высказанное о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»). Самостоятельная оценка ребенком других людей зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок хорошего, положительного героя оценивается как хороший, плохого – как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества. По мере усвоения нормы и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки. Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Вместе с тем ребенок становится способным и к тому, чтобы намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В это возрасте дети, как правило, прекрасно осознают упрямство как нарушение норм поведения и проявляют его сознательно только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребенок может в отношениях с матерью играть роль ребенка, подчеркивая свои детские черты, вызывающие у нее любовь и умиление, и добиваться таким способом получение всяких удовольствий. В этом возрасте ребенок может нарочито лгать себе на пользу, завидовать и, осознавая зависть как недостаток, скрыть ее от окружающих. При всем том дошкольник не может долго сосредоточиться на своих недостатках, как, впрочем, и на достоинствах. Рефлексия ребенка хотя и развита в достаточной мере, но он обращен к внешнему миру в большей степени, чем на самого себя. Т.А. Репнина, Е.Е. Кравцова, В.А. Горбачева, Е.В. Субботский, М.И. Лисина, А.И. Сильвесту, Е.В. Кучерова и др. выделяют ряд специфических для дошкольного возраста, закономерностей: 1) самооценка дошкольника – явление неустойчивое, ситуативное; 2) динамика формирования самооценки в дошкольном возрасте идет по трем основным направлениям: - возрастание числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком; - переход от общей самооценки к частной, дифференцированной; - возникновение оценки себя во времени, которая проявляется как элементарном самоанализе своих прежних деяний, так и в прогнозировании своего будущего. 3) механизм формирования самооценки в дошкольном детстве разворачивается следующим образом: - через конкретные виды оценок к обобщенным; - через оценки значимых взрослых (родителей, прародителей, педагогов), затем сверстников, к развитию самооценки на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач. 4) самооценка дошкольника характеризуется: - целостностью (ребенок не различает себя как субъекта деятельности и себя как личность); - недостаточной объективностью и обособленностью; - малой рефлексивностью и слабо выраженной дифференциацией; - наличием завышенного уровня притязаний. В старшем дошкольном возрасте «самооценка становится одним из ведущих мотивов, побудителем активности ребенка, но в самосознании дошкольников еще недостаточно четко дифференцированы реальный и идеальный образы «Я»; отсюда и уверенность в овладении высоко ценимыми в обществе личностными качествами, отсюда и главное противоречие в развитии самосознания ребенка – между идеализацией самого себя и перспективами, связанными с тем, как его оценивают другие». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|