![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Задача 2. Расчет основных статистических показателей большой выборки с помощью пакета MathCad на ЭВМ. 1 страница
1. Ознакомиться с программой на языке MathCad для расчета основных статистических показателей, приведенной в приложении 5. 2. Ввести исходные данные согласно варианту. 3. Провести расчет основных статистических показателей. 4. Построить графики эмпирической и теоретической кривой нормального распределения. 5. Провести анализ полученных результатов и сравнить их с данными, полученными при «ручном расчете».
3. ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Задача 1 1. Данные наблюдения В качестве примера рассмотрим результаты измерения роста случайно отобранных 100 студентов НГМА, см:
Выборочная совокупность содержит результаты 100 наблюдений и поэтому она является большой выборкой. Кроме того, среди значений встречаются повторяющиеся варианты. Обработка таких совокупностей достаточно трудоёмкая, имеющиеся закономерности распределения трудно или даже не возможно уловить. Поэтому полученные экспериментальные данные подвергают обработке: группируют отдельные наблюдения в интервалах и располагают их в порядке возрастания. Это действие называют сводкой данных наблюдения, в результате чего получают интервальный вариационный ряд.
2. Для выполнения сводки данных измерения роста случайно отобранных 100 студентов необходимо все данные разбить на k интервалов одинаковой длины. Число интервалов определяют по приближенной формуле Стерджесса:
где Длину интервала определяют так: Где Длину интервала вычисляют с точностью выборки. В нашем примере:
Границы интервалов вычисляем по формуле:
После определения границ интервалов производят сводку данных наблюдений с помощью рабочей таблицы 1, состоящей из трех столбцов. В первый столбец заносят полученные выше интервалы. Во втором столбце отмечается каждое значение из выборки путем постановки черточки против соответствующего интервала, причем значение, совпадающее с границей интервала, относят к тому интервалу, для которого оно является левой границей. В третий столбец записывается сумма черточек каждой строки таблицы, которая является частотой того или иного варианта.
Таблица 1 – Сводка данных наблюдения
Интервальный ряд распределения, полученный по сводке данных наблюдения, запишем в виде таблицы 2.
Таблица 2 – Интервальный ряд распределения частот
Ряд распределения (статистический ряд) характеризуется значением вариант, представляющих собой величины середин каждого интервала и соответствующих им частот. Тогда ряд распределения можно записать в виде таблицы 3 и таблицы 4.
Таблица 3 – Статистический ряд распределения частот
Таблица 4 – Ряд распределения относительных частот
Результат обработки выборочной совокупности, представленный таблицей 3, называется статистическим рядом распределения частот признака
3. Для построения гистограммы относительных частот необходимо знать длины интервалов
Таблица 5 – Ряд распределения плотности относительной частоты
По таблице 5 строим гистограмму относительных частот (рисунок 1). Соединяя середины верхних сторон прямоугольников отрезками прямых линий, получаем полигон относительных частот (штриховая линия).
Рисунок 1 – Полигон и гистограмма относительных частот. Теоретическая кривая нормального распределения.
По виду гистограммы (полигона) выдвигаем гипотезу о нормальном распределении роста студентов.
4. Вычислим основные статистические показатели с помощью рабочей таблицы 6:
Таблица 6 – Расчет основных статистических показателей
Заполнив третью колонку таблицы, вычисляем среднее выборочное по формуле (1): среднее выборочное округляем до размерности выборки. Остальные числовые характеристики будем округлять на порядок точнее. Найдя Для определения дисперсии и среднего квадратического отклонения ипользуем формулы (2) и (3): Определим коэффициент вариации: следовательно, изменчивость роста студентов является незначительной. Найдем показатели мер косости и крутости, вычислив коэффициенты асимметрии и эксцесса по формулам (5) и (6):
Так как А >0, то асимметрия – левосторонняя. Эксцесс Е <0, следовательно, линия распределения вариант данного ряда проходит ниже кривой нормального распределения.
5. Вычисление ошибок среднего выборочного значения, среднего квадратичного отклонения, коэффициентов вариации, асимметрии, и эксцесса производится с использованием формул (7) – (11).
Кроме абсолютной ошибки выборочной средней определим и ее относительную ошибку (12): Следовательно, если утверждать, что генеральная средняя равна полученной выборочной средней, то ошибка при этом составит примерно 0,92%. Оценка достоверности показателей производится путем вычисления отношения величины рассматриваемого показателя к его ошибке:
Сравниваем полученные показатели достоверности со стандартной величиной t(k,
6. При заданном уровне значимости
где n - объем выборки;
Значения функции В данной задаче n =100, Определим
Таблица 7 – Расчет теоретических частот
Сравним эмпирические (
Необходимые вычисления сведем в таблицу 8.
Таблица 8 – Расчет критерия Пирсона
По таблице критических точек распределения Так как Построим график этой функции – кривую распределения – для точек, абсциссами которых служат
Таблица 9 – Расчет значений плотности нормального закона распределения
Кроме точек, полученных в таблице 9, построим точку, соответствующую максимуму плотности распределения Строим теоретическую кривую распределения на рисунке 1 (сплошная линия).
7. Вычислим доверительный интервал для средней в генеральной совокупности по формуле (18), причем
По таблице приложения 1 находим или Аналогично определяем доверительный интервал для коэффициента вариации в генеральной совокупности, используя формулу (19): или Определим доверительный интервал для среднего квадратического отклонения в генеральной совокупности по формуле (20). По таблице приложения 2 находим значение или
8. Для проведения анализа запишем кратко полученные результаты в следующей последовательности: На основании этих результатов можно сделать следующие выводы: – выборочная средняя роста студентов составляет 168,3 см, а генеральная средняя роста находится в интервале от 165,2 см до 171,3 см. – изменчивость роста студентов характеризуется средним квадратическим отклонением, которое для выборочной совокупности составляет – оценка достоверности основных статистических показателей приводит к выводу о надежности выборочной средней, среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации на 5%-ном уровне значимости. В то же время такие показатели как асимметрия и эксцесс, характеризующие меры косости и крутости эмпирической кривой, недостоверны, что позволяет считать их практически отсутствующими; – на основании проверки критерия согласия Пирсона мы приходим к выводу о том, что рост выбранных студентов можно считать распределенным по нормальному закону с плотностью распределения
Задача 2 Для проведения расчета основных статистических показателей с помощью ПЭВМ можно воспользоваться программой MatStat.mcd, составленной с помощью ППП MathCad. Текст данной программы находится в приложении 5.
Инструкция по эксплуатации программы MatStat.mcd
Найдите на «рабочем столе» своего компьютера значок MathCad. Двойной щелчок мышью по нему вызывает на экран компьютера окно программы MathCad. Верхняя строка окна – стандартная строка WINDOWS-приложений. Вторая строка экрана – строка меню. Выберите в этой строке пункт File (Файл), а во всплывающем меню – команду Open (Открыть). В раскрывшемся окне установите в соответствующем поле ввода имя диска «С:», выберите папку «Мои документы» (выбор осуществляется щелчком мыши по соответствующей строке), а в ней файл MatStat.mcd и щелкните по кнопке Открыть. Теперь у вас на экране текст программы MatStat.mcd. Чтобы данная программа автоматически выполнила вычисления, необходимо задать ей ваши исходные данные: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|