ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Романтизм в творчестве А.С. Пушкина
Общую характеристику романтизма Пушкина можно представить, опираясь на его письма, статьи, заметки. В них А.С. Пушкин размышляет о западноевропейском романтизме, представляет типологию романтизма. Терминология и иерархия романтизма у Пушкина: ü готический романтизм; ü новейший романтизм; ü истинный романтизм. По представлениям Пушкина, готический романтизм связан с готикой (отсюда – название), с литературой средневековья и эпохи Возрождения, а также с литературой переходного – от Возрождения к Новому времени – этапа. Пушкин отмечает таких писателей, как Данте, Ариосто, Лопе де Вега, Шекспир. С романтизмом средневековых писателей роднил идеал человека – стремление к раскрепощенности, свободе. Среди представителей новейшего романтизма Пушкин называет Байрона и Гете, ставя в заслугу Байрону освобождение литературы от пут классицистической эстетики, от канонов жанра, от всякого рода ограничений, заданных инструкцией. Пушкин ценил свободу внутренних переживаний и в этом видел путь к свободе общественной: дух бунтарства, неуспокоенности. Однако новейший романтизм был подвергнут и критике. Пушкин отмечал односторонность романтических характеров: «Байрон, по сути, воплотил во всех своих произведениях только одного себя», – указывал А.С. Пушкин. Эта субъективность была чужда Пушкину. То, как формулирует Пушкин истинный романтизм, содержательно очень близко к современному пониманию реализма. Так, Пушкин в письме к А. Бестужеву от 30 ноября 1825 г. отмечает: «Я написал трагедию [«Борис Годунов»] и ею очень доволен, но страшно в свет выдать – робкий вкус наш не стерпит истинного романтизма» [курсив мой – ЮП]. «Евгений Онегин», «Борис Годунов» в сознании Пушкина отождествляются, и эти произведения он считает истинно романтическими. Здесь Пушкин мог взять все лучшее, что предлагал романтизм: жанровую свободу, отголоски романтической иронии, образ автора – но придал этим компонентам совершенно иную, реалистическую, функцию. Сама иерархия романтизма, предложенная Пушкиным, свидетельствует, что он не проводил резкую грань между романтизмом и реализмом. А это значит, что Пушкин не должен был «переболеть» романтизмом, как «детской» болезнью. Романтизм – важнейший компонент его реализма.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|