ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Петербургский период творчества А.С. Пушкина(лирика, первое лиро-эпическое произведение «Руслан и Людмила») После Лицея Пушкин начинает самоопределяться среди литературных кружков. Декабристский романтизм – первое литературное течение, с которым он встречается. «Вольное общество любителей российской словесности» – литературный филиал «Союза Благоденствия», ранней декабристской просветительской организации. «Зеленая лампа» – тоже, хотя и неофициальный, но филиал «Союза Благоденствия». Но! у этих обществ разные литературные программы. «Вольное общество любителей российской словесности» имело свой литературный устав – «Зеленая книга» (зеленый – цвет Французской революции, символ – зеленый кленовый лист). В состав общества входили Петр Яковлевич Чаадаев, Павел Александрович Катенин, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Кондратий Федорович Рылеев, Николай Иванович Тургенев и др. «Тон» в обществе задавали будущие декабристы – их было ок. 20 человек. Назначение литературы, идеал человека, декларируемый обществом, – это древнеримский республиканский идеал (суровый Брут, республиканец Катон), образцы гражданской добродетели – античные герои, напр., Гектор – человек, готовый на самопожертвование. Смерть – условие героического поступка. (Одоевский на Сенатской площади: «Умрем, ах, как славно мы умрем!» – идеал стоической добродетели.) Идеал – сверхчеловек, великая личность, которая одиноко возвышается над народом, чувствует свою обреченность на гибель во имя идеалов народа, но никогда не рассматривался как активная творческая личность в истории. Идеал в быту: серьезность, суровость, аскетизм (NB! Ст. Ю.М. Лотмана).
Эстетические пристрастия декабристов: резкое противопоставление жанров гражданской поэзии и интимной лирики: ода гораздо выше элегии. Отсюда неприязнь к романтизму В.А. Жуковского: он расслабляет душу и в этом смысле недостаточно романтичен. Поэзия – дело не столько художественное, сколько агитационное. Отсюда интерес к риторическому стилю, жанру политического высказывания, высокой лексике – использованию церковнославянизмов. Этому соответствовала ода. Пушкин, ода «Вольность» (написана под влиянием Ник. Тургенева) отражает программные черты «Союза Благоденствия»: сам жанр, противопоставление поэзии гражданской и личной – изгнание идиллической музы. Образ автора: это оратор, гражданин со всеми атрибутами. В оде выражается идея просвещенной свободы, которая будет достигнута ненасильственным путем: метод цивилизованной свободы, который пропагандировали ранние декабристы (в отличие от поздних). Неприятие тирании ни монарха, ни народа: осуждение казни Людовика XIV и пришедшего вслед Напоеона. Насилие порождает только насилие. Аналогично осуждается убийство Павла I и осуждаются его убийцы, но Павел сам породил насилие, следовательно, на нем лежит двойной груз осуждения.
Беги, сокройся от очей,
Открой мне благородный след
Увы! куда ни брошу взор –
Лишь там над царскою главой
И преступленье свысока
И горе, горе племенам,
Восходит к смерти Людовик
Самовластительный злодей!
Когда на мрачную Неву И беззаботную главу
И слышит Клии страшный глас
Молчит неверный часовой,
И днесь учитесь, о цари:
Это очень умеренная ода. Пушкин выражает гуманистический идеал свободы, который был представлен еще в литературе XVIII века. Свобода, достигнутая насилием, сама себя дискредитирует. Но ода «Вольность» оказалась единственным произведением, написанным в духе канонической правоверной декабристкой эстетики. Далее в творчестве Пушкина можно заметить все более значимые отступления от этой линии – под влиянием эстетики «Зеленой лампы». С апреля 1819 г. по осень 1820 г. – можно выделить период «Зеленой лампы». Это общество отличалось довольно пестрым составом: в него входили и декабристы «Союза Благоденствия» (Ф.Н. Глинка, П.П. Каверин, Яков Толстой), и «молодые повесы», «золотая молодежь», «театралы» (Никита Всеволожский, Дмитрий Николаевич Барков, музыковед Алексей Дмитриевич Улыбышев, Николай Иванович Гнедич и другие театралы: П.Б. Мансуров, В.В. Энгельгардт, Ф.Ф. Юрьев, лицейский друг Пушкина – Антон Дельвиг). Девиз общества: «Свет и Надежда» (связь с эмблемой «Союза Благоденствия»). В обществе «Зеленая лампа» пародировались некоторые декабристские правила: масонский ритуал закрытого общества (у каждого – перстень с печатью). NB! Поведение членов «Зеленой лампы» абсолютно расходится с декабристским гражданским идеалом. Ю.М. Лотман в статье «Декабрист в повседневной жизни» приводит «…один на редкость выразительный пример. Пушкин записал характерный разговор: «Дельвиг звал однажды Рылеева к девкам. "Я женат", – отвечал Рылеев. "Так что же, – сказал Д<ельвиг>, – разве ты не можешь отобедать в ресторации потому только, что у тебя дома есть кухня?"» (XII, 159). Зафиксированный Пушкиным разговор Дельвига и Рылеева интересен не столько для реконструкции реально-биографических черт их поведения (и тот и другой были живыми людьми, действия которых могли регулироваться многочисленными факторами и давать на уровне бытовых поступков бесчисленное множество вариантов), сколько для понимания их отношения к самому принципу поведения. Перед нами – столкновение «игрового» и «серьезного» отношения к жизни. Рылеев – человек серьезного поведения. Не только на уровне высоких идеологических построений, но и в быту такой подход подразумевает для каждой значимой ситуации некоторую единственную норму правильных действий. Дельвиг, как и арзамасцы или члены «Зеленой лампы», реализует «игровое» поведение, неоднозначное по сути. В реальную жизнь переносится ситуация игры, позволяющая считать в определенных случаях допустимой условную замену «правильного» поведения противоположным. Декабристы культивировали серьезность как норму поведения». Т.е. Ю.М. Лотман говорит о том, что здесь представлено другое понимание гражданского идеала, другое понимание героического, которое не отделяется от повседневной жизни. Свобода оказывается не чем-то оторванным от жизни, естественным, нормальным состоянием, не требующим отказа от повседневной бытовой эмпирики. Политическое свободолюбие – лишь часть свободного отношения к жизни. Т.е. вслед за писателями XVIII века Пушкин утверждает: права природные выше прав гражданских. Таким образом, перед нами – тот же просветительский идеал, только в другой мировоззренческой огласовке, поскольку отказ от личного счастья играет на руку деспотизму.
Послание «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») Пушкин разнообразит стилистически гражданскую лексику, сближает понятия гражданской и личной свободы. Пушкин ломает стилевые, а значит, и мировоззренческие каноны. Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Ю.М. Лотман, анализируя творчество Пушкина петербургского периода, отметил следующие особенности. «Второй период творчества падает на время с осени 1817 г. до весны 1820 г. Выпущенный из лицея, Пушкин поселился в Петербурге. Этот период отмечен сближением с декабристами. Поэт постоянно встречается с Ф. Глинкой, Н. Тургеневым, Чаадаевым и испытывает сильное воздействие их идей. Пушкин вступает в тесно связанные с декабристским движением литературные общества «Зеленая лампа» и Вольное общество любителей российской словесности. Его политическая лирика становится выразительницей идей «Союза благоденствия». Именно в сфере политической лирики этих лет особенно заметно новаторство Пушкина и его поиски новых художественных решений. Попробовав в оде «Вольность» решить задачу создания актуальной политической лирики на основе традиции XVIII в., Пушкин в дальнейшем к этому опыту больше не обращался, а призыв Кюхельбекера в 1824 г. возродить оду вызвал у него ироническое отношение. Интересны попытки использовать «низкие», традиционно считавшиеся маргинальными жанры и на их основе создать гражданскую поэзию, соединяющую высокий пафос с интимными интонациями. Такие опыты делаются с мадригалом («Плюсковой», «Краев чужих неопытный любитель…»), дружеским посланием («лампистский» цикл). Особенно интересно в этом отношении послание «К Чаадаеву» (1818). Первые строки стихотворения должны вызвать в сознании читателей образы и стилистику унылой элегии. Жанр этот, активно культивировавшийся молодыми поэтами начала 1820-х годов и самим Пушкиным, не встречал сочувствия в кругу декабристов. На фоне элегической традиции строки: «Любви, надежды, тихой славы // Недолго нежил нас обман» – воспринимались как жалоба на «преждевременную старость души», разочарование в «юных забавах». Достаточно вспомнить элегию Пушкина «Я пережил свои желанья, // Я разлюбил свои мечты; // Остались мне одни страданья, // Плоды сердечной пустоты», чтобы сделалось очевидным стилистическое и интонационное родство этих строк. Однако начало следующей строфы резко поворачивает течение смысла. Не случайно она начинается с энергического противительного «но». Разочарованной душе противопоставлена душа, полная сил и мужества. Вместе с тем фразеологическое клише «горит желанье» намекает, как кажется, и на то, что речь идет о нерастраченной силе любовного чувства (ср., например, пушкинское: «В крови горит огонь желанья»). Только с 6-го стиха раскрывается, что речь идет о жажде свободы и борьбы. Третья строфа сливает образность политической и любовной лирики в напряженно-эмоциональное единство. И только после этого идут две заключительные строфы, в которых страстный порыв уступает возвышенной мечте, а напряженно-любовная фразеология сменяется образом боевого товарищества. Новаторство это имело глубокую подоплеку. Этике «Союза благоденствия» присуща аскетическая окраска. Идеалом был герой, добровольно отказывающийся от личного счастья ради счастья родины. С этих позиций осуждалась и любовная лирика, расслабляющая и уводящая от сурового героизма: «Любовь никак нейдет на ум: // Увы! моя отчизна страждет» (Рылеев). В.Ф. Раевский, уже узник Тираспольской крепости, призывал Пушкина: «Оставь другим певцам любовь! Любовь ли петь, где брызжет кровь...» В том же направлении влиял на Пушкина и Н. Тургенев. Под его воздействием Пушкин начал оду «Вольность» демонстративным изгнанием богини любви и призывом «разбить изнеженную лиру» (ср. аналогичное начало «Негодования» Вяземского). Однако в целом позиция Пушкина была более сложной. В стихотворении «Краев чужих неопытный любитель» Пушкин поставил рядом как два сопоставимых высоких идеала гражданина «с душою благородной, // Возвышенной и пламенно свободной» и женщину «не с хладной красотой, // Но с пламенной, пленительной, живой». Параллелизм «пламенно свободная душа» и «пламенная красота» еще резче подчеркивает, что в глазах поэта любовь не противоречит свободе, а является как бы ее синонимом. Свобода включает счастье и расцвет, а не самоограничение личности. Поэтому для Пушкина политическая и любовная лирика не противостояли друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия». Идеал свободы оказывается настолько широк, что не вмещается в рамки одного жанра, в рамки стилевых ограничений. Пушкин различал слова «самодержавие» – власть, ограниченная законом, и «самовластье» – ничем не ограниченная власть, деспотия. Пушкин все больше и больше расходится с правоверными декабристами, о чем свидетельствует серия дружеских посланий к участникам «Зеленой лампы». стилистика и образ лирического героя «Моих Пенатов» Батюшкова (легкий на подъем поэт-импровизатор, осознающий ценность земных радостей, образ «уголка») и гражданская фразеология игриво переплетаются друг с другом. Читатель не замечает грани между образами легкого друга и гражданина, не замечает переход от легковесности к гражданственности. Лирика Пушкина демонстрирует легкое взаимодействие стилей, их сцепление, легкость и естественность перехода грани между одой и интимной поэзией.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|