ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Историческая проза Пушкина«Дубровский» 1833, «Капитанская дочка» 1836 (опубликована в декабре 1836 г. в журнале «Современник», т.е. это своеобразное завещание Пушкина) Сюжет в этих произведениях развивается на социально-историческом материале. «Дубровский» весь построен на романтических шаблонах: разбойник, случайная встреча, таинственность. В «Капитанской дочке» дана социально-бытовая основа, в которой отчетливо прорисован и усадебный и крестьянский быт. Но и здесь романтическая символика работает точно так же, как и в «Дубровском». Например, пейзаж символично прикреплен к дворянской и крестьянской среде. Ст. Натальи Николаевны Кондратьевой о нарушении пейзажной хронологии: метель 8 сентября в «Капитанской дочке», тогда как в «Истории пугачевского бунта» Пушкин точно указал, что снег выпал в ноябре. У матушки Петруши Гринева варят сливовое варенье, у генерала в Оренбурге идет подрезка яблонь, а оборона крепости идет в глубоких снегах. Таким образом, тот или иной тип пейзажа жестко привязан к описанию того или иного исторического лагеря. У дворян природа окультурена (парка, сад), одухотворена: Маша и императрица встречаются в осеннем парке, а осень Пушкина – э то время гармонизации природы, когда жизнь и смерть находятся в согласии и гармонии. Пугачевцы всегда сопряжены с зимой, вьюгой, т.е. стихия, неупорядоченность, таков же и ландшафт: пересеченная местность – овраг, лощина – место обитания нечистой силы. Пейзаж символичен и замкнут. Дворяне не могут проникнуть в пугачевскую зиму и наоборот. Соединяет замкнутые и разъединено-разрушенные миры лишь один герой-путешественник – Петр Гринев. На фоне пейзажной символики Пушкин объясняет, что эти две исторические правды не могут соотнестись. Это как бы два государства. Пушкин использует прием композиционной симметрии: сцены суда, казни, вызволения из неволи. Величие Гринева в том, что он может подняться над этими двумя правдами. Гринев – человек с гибким сознанием, сочетающий честь дворянскую и человеческую. Он прекрасно понимает, что жизнь сложнее всех схем и инструкций и что не всегда формальный закон помогает вершить справедливость и добро. В э том отличие Гринева от других героев. Его сознание разомкнуто, его пейзаж не определен. В «Капитанской дочке» представлен конфликт не только социальный, но и конфликт между формальными и человеческими отношениями. Причем следует отметить, что формальные отношения существуют и в дворянском и в крестьянском мире, таким образом, два лагеря уравнены между собой. Главная проблема позднего творчества Пушкина – проблема милости. NB! «Памятник»: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|