Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Историческая проза Пушкина




«Дубровский» 1833, «Капитанская дочка» 1836 (опубликована в декабре 1836 г. в журнале «Современник», т.е. это своеобразное завещание Пушкина)

Сюжет в этих произведениях развивается на социально-историческом материале.

«Дубровский» весь построен на романтических шаблонах: разбойник, случайная встреча, таинственность.

В «Капитанской дочке» дана социально-бытовая основа, в которой отчетливо прорисован и усадебный и крестьянский быт. Но и здесь романтическая символика работает точно так же, как и в «Дубровском». Например, пейзаж символично прикреплен к дворянской и крестьянской среде.

Ст. Натальи Николаевны Кондратьевой о нарушении пейзажной хронологии: метель 8 сентября в «Капитанской дочке», тогда как в «Истории пугачевского бунта» Пушкин точно указал, что снег выпал в ноябре. У матушки Петруши Гринева варят сливовое варенье, у генерала в Оренбурге идет подрезка яблонь, а оборона крепости идет в глубоких снегах.

Таким образом, тот или иной тип пейзажа жестко привязан к описанию того или иного исторического лагеря. У дворян природа окультурена (парка, сад), одухотворена: Маша и императрица встречаются в осеннем парке, а осень Пушкина – э то время гармонизации природы, когда жизнь и смерть находятся в согласии и гармонии. Пугачевцы всегда сопряжены с зимой, вьюгой, т.е. стихия, неупорядоченность, таков же и ландшафт: пересеченная местность – овраг, лощина – место обитания нечистой силы.

Пейзаж символичен и замкнут. Дворяне не могут проникнуть в пугачевскую зиму и наоборот.

Соединяет замкнутые и разъединено-разрушенные миры лишь один герой-путешественник – Петр Гринев.

На фоне пейзажной символики Пушкин объясняет, что эти две исторические правды не могут соотнестись. Это как бы два государства. Пушкин использует прием композиционной симметрии: сцены суда, казни, вызволения из неволи.

Величие Гринева в том, что он может подняться над этими двумя правдами.

Гринев – человек с гибким сознанием, сочетающий честь дворянскую и человеческую. Он прекрасно понимает, что жизнь сложнее всех схем и инструкций и что не всегда формальный закон помогает вершить справедливость и добро. В э том отличие Гринева от других героев. Его сознание разомкнуто, его пейзаж не определен.

В «Капитанской дочке» представлен конфликт не только социальный, но и конфликт между формальными и человеческими отношениями. Причем следует отметить, что формальные отношения существуют и в дворянском и в крестьянском мире, таким образом, два лагеря уравнены между собой.

Главная проблема позднего творчества Пушкина – проблема милости. NB! «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных