ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Чего от нас ожидает БогПоследнее время можно очень много слышать и читать о важности и необходимости восстановления религиозных традиций. Об этом пишут газеты, на эту тему произносятся проповеди. Мне очень хочется активно участвовать в духовном возрождении, о котором сегодня так много говорится православными людьми и общественными деятелями, и тем самым послужить Господу, послужить Его Церкви. А для этого нужно понять, какого служения от меня ожидает Бог. Я хочу понять, в чем суть христианства и ищу у Господа ответы на эти вопросы… Совсем недавно я начал открывать для себя глубинное содержание Священного Писания. И вера в Бога, полное доверие Ему начали наполняться для меня новым, реальным смыслом. В связи с этими открытиями начали рождаться мысли и идеи, которыми мне хочется поделиться с вами. В нашей церковной жизни есть вещи, которые приближают человека к Богу, к осознанию своего спасения, а есть, которые не приближают (но и не удаляют) от Него. Будучи верующими людьми, будучи людьми, покаявшимися и примирившимися с Господом, мы хотим приближаться к Нему. Но для того, чтобы это движение было интенсивным и стремительным, необходимо разобраться. За две тысячи лет в нашей Церкви скопилось столько прекрасных сокровищ, посвященных Богу. В нашем религиозном сознании накопилось столько материала, почерпнутого из книг, проповедей, видеокассет, бесед, что возникает вопрос о приоритетах: что во всем этом – главное, а что – второстепенное? В огромном количестве всего, что сегодня называют «преданием», важно разобраться: что такое Апостольское предание, что такое церковное предание, что такое предания старцев, а что такое человеческие предания. И становится очень грустно, когда обнаруживаешь, что те, кто считает себя верующими людьми, основание своей веры нередко полагают не на фундаменте, который – Слово Божие, Иисус Христос, а на совершенно других источниках. Об этом с глубокой сердечной болью все чаще говорят современные пастыри и духовники: «В противоположность настоящему, «трудному» христианству существует гораздо более распространённое другое христианство. Оно характеризуется, в числе прочего, двумя вещами: двоеверием — христианством без христоцентризма, и магизмом — христианством без синергии и нравственного труда. Двоеверие — явление, традиционное для Руси, характеризующееся принятием и усвоением обрядовой стороны Православия при том, что дух жизни остаётся языческим. После 70 лет гонения на Церковь и потери людьми элементарной церковной грамотности двоеверие, не купируемое теперь, как раньше, целенаправленными пастырскими усилиями, получило широкое распространение. Причём двоеверие в наши дни — это уже не столько прыгание через костёр на Ивана Купалу и святочные гадания, сколько вектор жизни. Оно убирает из нашей религии Христа и ставит на Его место реалии падшего мира. Целью в этой системе взглядов является не Сам Господь и жизнь в Нём, а получение от Него вполне земных благ; Сам же Господь и Его заповеди никого не интересуют. Интересно, что и сами церковные формы при этом теряют свою целостность и становятся какими-то полуязыческими. Всё церковное, к чему прикасается язычество, профанируется и опошляется, так что многие люди под Церковью понимают не Христа и христианскую жизнь, а Масленицу, Красную горку, яблочные и прочие «Спасы», «народные приметы» и тому подобные вещи. Отсюда и происходит «птичий язык», так возмутивший прихожанку одного из московских храмов. Вдумайтесь, дорогие читатели: может ли наше спасение быть медовым? можно ли Господа нашего Иисуса Христа назвать «яблочным»? Вот это и есть самый настоящий лубок - когда вместо серьёзного разговора о самых значимых и важных для всех людей вещах - о счастье, о смерти - мы говорим о куличах и пасхах… Согласно магической точке зрения духовной мир не зависим от человека, от его внутреннего состояния, человек - его пассивная часть, деталь, механическая игрушка на волнах неведомого для большинства потустороннего мира. Можно, однако, воздействовать на этот мир, и направить это воздействие так, чтобы получить некий ожидаемый результат. Для этого особое посвященное лицо, жрец или маг, должно точно выполнить то или иное обрядовое действие; и если оно правильно совершено, если учтены все значимые потусторонние обстоятельства дела, то результат гарантирован, независимо от внутреннего расположения сердца человека, от его веры, взглядов, дел, нравственного состояния и проч. Главное — учесть все обстоятельства и скрупулезно точно, посвященным лицом, исполнить определенный род действий. Если магизм проникает в Церковь, он коренным образом извращает внутренний строй христианина, так что он фактически перестает им быть, хоть может быть внешне весьма воцерковленным человеком. Магизм в Церкви прежде всего извращает отношения человека и Бога, извращает саму мысль о Боге. Бог становится не любящим Отцом, а неким абстрактным принципом, внушающим прежде всего не сыновнюю любовь, а боязнь подчиненного к загадочному начальнику. Между человеком и Богом невозможными становятся личные отношения, а именно в них суть нашей религии; возникают отношения формальные, юридические; благоугождение Богу переносится из сферы нравственной — исключительно в исполнение определенных внешних правил. Магическая точка зрения стоит на том, что Богу нужен только обряд, правильно, во время исполненный; в остальном человек Богу ничего не должен, и отношения человека и Бога этим вполне исчерпываются. Что из всего этого получается на практике? То, что церковь превратилась у нас в некую белую магию православного обряда. Со Христом человеку не всегда легко и комфортно. Он заповедает: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь» (Мк. 12, 30). Это требует нравственного напряжения, устремления сердца ко Господу. Людям это неудобно, да и с амвонов не часто услышишь об этом. Пастырям проще выступать в роли жрецов — отслужить молебен или требу, и, получив плату, на этом закончить созидание Церкви. Людям же легче поставить свечи, написать записки, пройти по канавке и т.п., в надежде, что они автоматически окажут нужное магическое действие, - чем разбираться в своей жизни и строить её в соответствии с Евангелием» [9]. Читая жития святых мучеников, видишь, что они были людьми, исполненными огромной силы. Почему же современные христиане не хотят быть сильными и ответственными, почему так мало духовной силы, силы, реально изменяющей людей, в наших молитвах, в наших проповедях? Откуда у верующих людей желание переложить ответственность за свою жизнь, за свои отношения с Богом на кого-то другого, вместо того, чтобы действовать в этом мире с дерзновением учеников Христовых? Как бы мне хотелось, чтобы наша Церковь имела силу в обществе для того, чтобы преображать его на основании заповедей Христовых и знании любви Бога Отца. Но для этого нам нужна духовная сила. Не сила административного влияния на власть имущих, а сила веры, веры, действующей любовью (Гал. 5, 4-6). Отметая все внешнее, все второстепенное, Апостол Павел указывает именно на этот источник духовной силы. Почему же не просто веры, а «веры, действующей любовью»? Дело в том, что религиозная вера без любви – это достаточно страшная сила, способная смести на своем пути всë. Она организовывает крестовые походы, уничтожает от имени Бога всякое инакомыслие, под предлогом борьбы за чистоту веры, убивает любой живой поиск, любое творчество. Если же вера действует любовью, то она имеет силу. При этом, как и во времена земной жизни Спасителя, может оставаться внешнее богопочитание, может существовать церковная иерархия, могут совершаться таинства и обряды, поддерживаться различные религиозные традиции. Вера, действующая любовью, понимает, что традиции сами по себе нейтральны. Они приобретают знак плюс или знак минус в зависимости от того, какими мотивами сподвигнуты. «За 2000 лет своего существования Церковь накопила огромное богатство - духовное, культурное, социальное и проч., которое облекалось в великое множество форм и явлений, затрагивающих все сферы человеческого бытия. И все эти церковные формы и явления существуют исключительно для того, чтобы тем или иным образом приобщить или способствовать приобщению человека Иисусу Христу. Если мы, в силу тех или иных причин, начинаем воспринимать эти внешние церковные формы как нечто самоценное, вне контекста Христа, то мы совершаем ошибку, подменяя главное - второстепенным, существенное - формальным, - ибо без Христа всё абсолютно бессмысленно, пусть даже и в Церкви». [10] Во времена земной жизни Иисуса Христа существовали чудесные традиции, в основании которых было почитание Господа. Но значение, которое предавалось этим традициям людьми, вошло в противоречие с Воплотившимся Словом Божиим. Верность традиции заменила для религиозных людей того времени чувство правды Божией, изливавшееся из уст Того, Который в некоторых случаях сознательно нарушал их, показывая, что один-единственный живой человек драгоценнее в очах Божиих, чем все, вместе взятые, традиции. Христос, придя на землю, показал всем, что традиция – для человека, а не человек для традиции. Два человека стоят в храме, вроде бы молятся Богу. Мотив молитвы одного – любовь к Богу, а другой стоит здесь просто потому, что все это делают… И вот, когда начинаешь говорить с этим человеком, спрашивать его, что он здесь делает, зачем он стоит здесь, он может возмутиться: – Какая разница, какие мотивы у меня в сердце? Что ты вообще хочешь от меня? Это мои внутренние, сокровенные вопросы. Хожу в церковь. Жертвую. Исповедуюсь, причащаюсь. У меня есть старец, правило читаю, в Дивеево на источник съездил, в Оптиной еще не был, поеду летом… Так вот, даже если ты имеешь веру, имеешь старца, исповедуешься, причащаешься, и душу свою можешь отдать на сожжение, но делаешь это не из любви ко Христу, если на ближних рыкаешь яко лев, тогда все это – «медь звенящая и кимвал звучащий». Но нам не надо, чтобы наша жизнь превратилась в этот пустозвон. Как важно, дорогие братья и сестры, проверять себя периодически, во имя чего мы живем, во имя чего мы жертвуем, во что (или в кого) мы верим, на основании чего решаем, что хорошо, а что – плохо. Никогда не стоит терять из виду главной цели. Берегитесь «автопилота»: по привычке молюсь Богу, прихожу в церковь, что-то делаю. А каков мотив? Религиозная традиция, обряд сам по себе, без веры, без живых личных отношений с Господом, не имеет ни силы, ни смысла. Обряд – это внешнее выражение, «обряжение» того, что есть у тебя на глубине, т.е. веры, движимой любовью. А если нечего обряжать? Свод запретов и разрешений также относится к религиозным традициям. Иногда человек может сказать: «Я не курю, не пью, потому что написано, что это грех. Я хожу в церковь, потому что написано, что надо ходить в церковь». А другой человек говорит, что он не совершает греха не потому, что это запрещает тот или иной церковный закон, а потому, что любовь к Богу диктует это изнутри, любовь к Богу, а не буква закона. Вроде бы внешне выглядит все одинаково, но, по сути, это разные вещи. Апостол Павел говорит, что тот, кто опирается на букву закона, остается без Христа и отпадает от благодати. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). И далее – «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2, 21), «оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5, 4). Давайте разбираться, это очень серьезно. Тысячи верующих людей. Но среди них одни отпали от Христа, а другие живут со Христом. Вот нам сегодня надо разобраться с собой: а как я, как у меня, к какой категории верующих я сегодня отношусь? Люблю я Господа или не люблю? На чем базируются мои критерии правильности или неправильности? Уповаю я на Спасителя или же на возможность спастись своими добрыми делами? Вы помните случай, когда к Иисусу Христу подошел один богатый юноша. Он считал себя праведным человеком, и задал Ему вопрос: – Скажи, Иисус, а что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он задал этот вопрос, понимая, что уже является претендентом на праведность. Господь спросил: – Разве ты закон не читал? – Читал. Я все это от юности делаю. Тогда Христос сказал: – Молодец. Но одного не достает тебе – жертвенной любви. Закон лишен чувств. А любовь – это сплошные чувства, за которыми следуют поступки любви. Есть, правда, люди, которые могут поспорить: мол, «духовная любовь» –это вовсе не чувства, и собственную псевдоаскетическую отстраненность от людей выдают за некое подобие «духовной любви». Холодно с ними рядом. Но сегодня мы не будем с ними спорить, не о них сегодня речь. Иисус продолжал: – Хорошо, если ты все это делаешь. А вот теперь иди, продай все, что у тебя есть. Не отдай, а продай. И приходи сюда, пойдем проповедовать Евангелие. У нас здесь, в основном, бедные люди… И юноша, смутившись от этого слова, подумал: – Не согласен, – повернулся и ушел. А Иисус обратился к Своим ученикам: «Как трудно богатому войти в Царствие Божие!» Любая заповедь, любая традиция может потерять силу, если в основе не будет главного мотива – любви. Любой обряд, любая даже очень важная часть богослужения: Литургия, всенощное бдение, проповедь, молебен, панихида, – все это потеряет силу, если в основе служения не будет главного – любви к Богу. Во Христе имеет силу только одно: вера, действующая любовью. И если веру можно уподобить «автомобилю», то любовь – «топливу». И пока автомобиль заправлен топливом, он действует, он двигается, он едет. Как только топливо заканчивается, нужно толкать автомобиль. Тогда начинается формальная религиозность – фарисейство. Не надо толкать остановившийся автомобиль! На таком автомобиле все равно далеко не уедешь. Когда любовь заканчивается, когда первая призывающая благодать теряет силу, человек пытается двигаться собственным усердием, понуждать себя. Но скорость уже другая и усилия другие. А что надо делать, когда заканчивается топливо? – На заправку ехать. Обновить свои отношения с Богом, вновь найти Его, ушедшего из твоей жизни, кричать Ему, плакать перед Ним, каяться, очищать ризу своей души, читать, перечитывать Священное Писание – Бог непременно встретит тебя на этих чудесных страницах. Бог скажет тебе с этих страниц то, что важно для тебя, и ты непременно услышишь в своем сердце, что эти строки сказаны именно тебе. «Любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5, 13-14). Любовь – это основа нашего служения. «Любовью служите друг другу». Вера движется любовью. Вера опирается на любовь. Любовь есть движущая сила нашей веры. Я не смогу служить тому, к кому у меня нет любви, тому, кого я не могу терпеть. Даже если я буду ему служить, я буду его раздражать. Вот почему сегодня так часто разваливаются семьи, в которых один из членов становится религиозным человеком: свою религиозную жизнь люди нередко основывают на правилах: надо ходить, надо «вычитывать», надо ездить к старцу, надо все делать по благословению. А муж как же? Его ты уже не слушаешь, он для тебя не авторитет? Если бы твоя религиозная жизнь основывалась на преумножении любви к твоим самым ближним людям, результаты были бы иными, не было бы этой самой религиозной нетерпимости, агрессии по поводу самых близких людей. Служение настоящего христианина основано на любви. Служение пастыря, который собирает людей для того, чтобы привести их ко Христу, основано на любви. Если его духовные дети в его глазах увидят любовь, они – его. А он – их. Если в его глазах не будет любви – все! Формализм, внешняя религиозность, фарисейство. Божья любовь – главный источник, из которого черпает силы такой пастырь. Если священник любит Бога, то он будет жаждать обращения ко Христу молодого поколения, вкладываться в спасение людей. В его жизни начнутся чудеса, в его храм придут новые люди, потому что в нем есть вера, движимая и действующая любовью. Что такое «вера, движимая и действующая любовью»? Святой Апостол Петр пишет в Послании, что Священное Писание было создано людьми, движимыми Духом Святым (2 Пет. 1, 21), т.е. без Духа Святого они ничего подобного не смогли бы написать. Дух Святой – источник вдохновения, источник знания, исходящего от Господа. Дух Святой побуждал этих людей: «Пиши: Так говорит Господь…» Дух Святой диктовал авторам Священного Писания, что есть добро, что есть зло, какие замыслы были у Бога в начале, какие планы у Него будут в конце. И без Духа Святого просто невозможно ничего подобного написать. Но и понимать Священное Писание невозможно без Духа Святого. Дух Святой – это движущая сила духовной жизни. Подобно и в вере. Вера, действующая любовью, подскажет, что нам делать, а чего не делать. Любовь к Богу, совершаемая Духом Святым, подскажет, как действовать в той или иной ситуации. Не вера управляет нашей любовью, а любовь управляет нашей верой и говорит вере нашей, сердцу нашему, помыслам нашим, творчеству нашему: «Двигайся вот сюда. Иди вот туда. Напиши вот это и это. Вот это должно появиться сейчас, а это появится позже». Верующим человеком движет любовь. И пока человек любит, он живет. Но как только любовь заходит в тупик, – всë, заканчивается жизнь. Без любви духовная жизнь прекращает свое существование. Все, что существует в мире, возникло благодаря Божьей любви. И когда ты пропитываешься любовью, этой Божьей силой, все в твоей жизни начинает оживать. Святой Апостол Иоанн пишет: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога» (1 Ин. 4, 7-8). Бог не завещал нам формальных отношений. Бог завещал нам искренность, откровенность. Чтобы наша вера стала действенной, только две вещи нужны: быть намного ближе к Богу и друг к другу. И если это произойдет, – мы, христиане, победим! Если этого не произойдет, мы проиграем. Большая дистанция между человеком и Богом ставит под угрозу всю нашу духовную жизнь. Большая дистанция между людьми ставит под угрозу все их отношения и все то, что они делают совместно. Любовь сокращает эти расстояния. И чем ближе мы будем к Богу, тем ближе мы будем друг к другу. Эту истину неоднократно озвучивали Святые отцы в своих творениях. Вспоминается назидание из одной древней книги: «Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называется центром; а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог; радиусы же, т.е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. И так, на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются к внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом» [11]. Две заповеди Иисус Христос назвал главными: «Возлюби Господа Бога и возлюби ближнего». Если я Бога люблю, я буду приближаться к Нему. И если я ближе к Богу, я буду ближе к братьям и сестрам. Мы будем ближе друг к другу, потому что «любящий рожден от Бога и знает Бога». По тому, как человек молится, можно определить, насколько он любит Бога. Мы должны быть ближе к Богу и друг к другу. Это – самое главное. И если наша религиозная жизнь зашла в тупик, если мы устали и нам ничего не хочется делать, давайте обновим наши отношения. И тогда мы сможем победить. В современном непростом мире самое главное – любовь. Если человек для Бога что-то делает, только тогда это имеет силу, когда совершается из любви к Нему. Если он для человека что-то делает, то делать это надо из любви к этому человеку. Там, где нет любви, там скучно, там серо, там тупо, там вообще делать нечего. Но там, где есть любовь, всегда есть тайна человеческой личности, есть привлекательность. Жизнь в любви Божией – интересная, духовно богатая. Как выглядит любовь к Богу? Это смелость, это дерзновение, это нестандартность решений, это желание нести Его слово туда, где оно ни разу не звучало. «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1 Ин. 4, 17). В любви есть дерзновение. В любви есть смелость. Любовь перешагивает условности, человеческий страх, боязнь быть непонятым «правильными» людьми. Священное Писание говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4, 18). В любви нет мучения. В любви – наслаждение. Мы часто говорим: там, где нет веры, там страх. Верно и обратное: там, где нет страха, там вера. Но где любовь, там также нет страха. Там, где страх, там нет любви. Настоящая любовь изгоняет страх. Страх уходит перед лицом любящих людей. Именно так случилось с Иаиром. Он сильно любил свою 12-летнюю дочь. Он ее очень любил, свою дочурку. И когда она умирала, он сам готов был умереть вместе с ней. И он знал, что есть только одно средство, которое в силах помочь ему, – это Иисус Христос. И он прибежал к Нему, и на глазах у всех, несмотря на опасность оказаться непонятым религиозными деятелями своего времени, Иаир упал к ногам Иисуса и молил: «Пожалуйста, помоги…» Вот так выглядит любовь. В любви нет страха. Иисус говорит: «Кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном и лукавом, того Я постыжусь перед Отцом Моим Небесным». Братья и сестры! Перестаньте стыдиться нашего Господа Иисуса Христа. Перестаньте стыдиться своих убеждений, своей любви к Богу и своей любви к Церкви. Тот, кто любит, – прекрасен! Тот, кто любит, всегда вызывает восхищение. У того, кто любит, всегда есть высота и победа, потому что Бог есть любовь. Знаете, почему прекрасен любящий человек? Потому что он чуть-чуть похож на Бога. И чем больше человек любит, тем больше он похож на Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь рушит все условности. Люди, у которых нет любви к Господу, боятся ходить с Иисусом Христом, потому что их могут отлучить от синагоги. «Если я пойду за Иисусом Христом, то я потеряю работу. Если я пойду за Иисусом Христом, тогда меня поднимут на смех…» Боящийся несовершен в любви. Любовь имеет разную глубину. К сожалению, фарисейство не перевелось и в современном христианстве. И вполне обоснованы опасения того, чтобы эта строчка как приговор не прозвучала однажды на чью-то голову: «Но Я знаю вас: вы не имеете в себе любви». А почему Господь упрекнул фарисеев? Да потому, что они берут тот же закон и читают: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоей», – и всех учат этому, а у самих этой любви нет. Иисус говорит им: – Вы не имеете в себе любви к Богу. Вы разрушили самую первую заповедь. Верующий в Бога и любящий Его старается всякий раз проявить по отношению к Богу свою любовь. В любви нет страха. Любящий делает что-то необычное ради любви к Господу. Что такое любить? Любить – это не только делать для любимого то, о чем он тебя попросил. Любить – это радовать любимого приятными сюрпризами. Любить – это способность угадывать желания любимого. Любить – это иметь способность делать того, кого ты любишь, счастливым. Способность делать сюрпризы. Бог нам столько сюрпризов приготовил! Столько подарков! И Он ждет в ответ того же от нас… Ведь так приятно получать подарки… Мы знаем, что Бог любит нас и поэтому мы ждем от Господа подарки каждый день. И когда это происходит, мы становимся просто счастливейшими людьми. Если верующий и любящий человек что-то необычное делает для Господа, то делает не потому, что это «положено» делать, а для того, чтобы обрадовать Его. Опыт показывает, что искренне ищущий Господа человек рано или поздно перестает действовать по закону. Любовь соделывает людей зрелыми. Зрелость – это когда наша вера будет движима не буквой закона, а когда верой нашей будет двигать любовь, в которой нет страха. Искренняя любовь, бескорыстная любовь, безоглядная любовь. Тогда мы будем Бога удивлять, тогда мы Богу будем преподносить такие сюрпризы, что Он скажет о нас: «Не ожидал Я! Во всей России не нашел Я такой веры! Не посоветовавшись со Мной, сделали Мне сюрприз!» Ты можешь сказать: «Ну, как это? Надо же советоваться…» По поводу сюрпризов никто не советуется! Неожиданно радовать – это неотъемлемая часть любви. В любви нет страха. Любовь угадывает желания. И фарисеям Христос говорит четко: «Но знаю вас, что вы не имеете любви к Богу». Можно как угодно свою лень, свою корысть, свой эгоизм и свой религиозный формализм оправдать: «не было благословения». Но никогда и ничем нельзя оправдать отсутствие любви. И еще одна классическая формула любви. Любовь – это разрушенный эгоизм, а эгоизм – это разрушенная любовь. И на эти два пласта разделяется все человечество. Существует такая жизненная философия: жить не для себя, а жить для других. Это говорит любовь. А эгоизм говорит: «Все должны жить для меня. Все обязаны мне. Все должны меня уважать». Бог есть любовь. В Боге нет ни капли эгоизма. Бог всех благословляет, посмотрите: дожди идут над добрыми и над злыми. И солнце встает над праведными и неправедными. И Бог каждое Свое творение создал для того, чтобы оно не для себя жило, а для других. Солнце сгорает не для себя. Оно сгорает для других, чтобы кому-то тепло было, чтобы кому-то светло было. Сгорает, не получая взамен абсолютно ничего. Что Земля дает Солнцу? Ничего. Но что Солнце дает Земле? Все! Вот прообраз отношений Бога и человека. Но мы, в отличие от Земли, можем воздавать Богу благодарение и славословие. Служить Ему, славить Его и исполнять волю Его. Поэтому любовь – это победа над своим эгоизмом. Это победа над своими амбициями, это решение жить не для себя, но для окружающих. Любовь рассуждает так: «если Он умер ради всех, то теперь и я должен умереть для себя и жить для Него и тех, которых Он возлюбил». В любви нет страха. Откроем Евангелие: «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром. И, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла» (Лк. 7, 36-44). Иисус никогда не брезговал никакими приглашениями. Все познается в сравнении. Он сравнил любовь этой презренной людьми женщины с тем, кто в сердце своем осудил ее. Симон, считавший себя эталоном праведности, пригласил Иисуса... «Ты Меня пригласил, но ты Мне даже воды не подал на ноги, а эта женщина слезами омывает Мои ноги и волосами своими отирает их». Чем отличается жизнь, построенная на формальностях, от настоящей веры, действующей любовью? По традиции можно пригласить Иисуса в свой дом. Иисус даже может ответить на это приглашение. Но отношения, построенные на формальностях, вряд ли будут жертвенными, вряд ли будут предугадывать все желания гостя. «Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги» (Лк. 7, 45). Официальные отношения. Насколько они холодные, насколько они казенные. Игра в вежливость: «Приветствую, очень рад видеть, проходите…» В те времена Иисусу приходилось очень много ходить пешком. Когда люди преодолевают многие километры, у них ноги устают и опухают. И омовение ног могло принести облегчение. Человек живой веры, веры, действующей любовью, пытается ухватить секрет: «Что Тебе нравится, Христос? Если я приглашу Господа домой, захочется ли мне омыть ноги Его? Захочется ли мне обнять ноги Твои, Иисус? Хочется ли мне, чтобы Тебе стало легко?» Это так приятно. Вера, действующая любовью, в отличие от формальностей и регламентированных традиций, делает для Иисуса Христа что-то приятное, предугадывая Его желания. «Ты Меня даже не поцеловал…» Поцелуй – знамение целостности с тем, кого целуешь, это проявление любви. Когда любят, то дарят друг другу поцелуи. Но вот Иисус здесь, а ты Ему даже целования не дал. А эта женщина целует ноги Христу. Любовь доказуема. Любовь очевидна. Любовь, как благоухание, как аромат дорогих духов. Его нельзя утаить, его обязательно почувствуешь. Любовь, как огонь: его нельзя спрятать. О его присутствии сразу догадаешься. «Ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги» (Лк. 7, 46). И вот это сравнение оказалось роковым. Ты, Симон, – воплощение религиозной традиции, традиции гостеприимства. Ты вроде бы все правильно делаешь: приглашаешь в дом, но в тебе нет живого поступка, нет этого нерва, который пробивает искру, чтобы человек, чувствуя твою любовь, ощутил счастье. «Ты мне помазания не дал, а она разбила этот алавастровый сосуд и драгоценное миро вылила Мне на ноги». Когда Иисус входит в твой дом, пусть твоя вера будет движима любовью. Омой Ему ноги, поцелуй Его и вылей на Него елей. Зачем? А просто потому, что любишь. Ты даришь Ему свою любовь и говоришь: «Господи, Ты – все для меня. Я люблю Тебя. Я не могу похвастаться делами закона. Может быть, я по моральным критериям и в подметки не гожусь тому фарисею, который исполняет закон. Может быть, Господи, у меня нет законных оснований, но есть что-то более глубокое. У меня есть сердце, которое трепещет, и каждая частичка моей души кричит о любви к Тебе. Ты мне нужен больше всего на свете. Как это объяснить, я не знаю. Но мне с Тобой так хорошо, как никогда и ни с кем не было. Мне так приятно быть с Тобой». Религиозная традиция спросит: «Ну, что это такое? Кто же так молится? Разве можно с Богом так запросто, фамильярно…» Что это такое? А это вера, действующая любовью. Ее трудно прогнозировать, ее трудно загнать в какой-то шаблон. Потому что любовь как костер: двух одинаковых нет! Огонь не любит штампов, огонь не любит правил. Он горит – и все. Он есть – и все! И кому-то тепло. И кому-то светло. И кому-то счастливо. Фамильярно? Да, от слова «family» – по-семейному! Фарисей подумал: «Если бы Он был пророком, Он бы знал, какая женщина прикасается к Нему…» Вера, движимая любовью, не всегда воспринимается окружающими, потому что в ней есть живое чувство. В любви всегда есть живое чувство – та область, за границу которой формализм никогда не переступает. В традиции всегда есть та грань, за которую человек, живущий по традиции, никогда не переступит: «а если нет благословения?» Боящийся несовершен в любви… И Господь смотрел на эту женщину, и от нее веяло чем-то особенным. Потрясающее смирение и потрясающая смелость! Это то, что разрушило регламент официальной встречи, это было уж слишком нетрадиционно. В этом доме собралось почтенное общество. Все были «при бабочках», на столе стояла дорогая посуда. Там, может быть, выпивали, культурно разговаривали, и вдруг… – «Что это такое?! Кто это? Откуда это? Это же нарушает все принятые в обществе нормы…» Но если человек наконец-то прорвался к Живому Богу, разве он подсуден теперь хоть кому-нибудь из людей? Если хотя бы одна душа прикасается к Иисусу Христу, если хотя бы одна душа находит спасение и счастье в Нем, пусть все человеческие нормы и традиции уходят в сторону… «А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7, 47). И далее Христос говорит женщине: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром». «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Как это понимать? Обычно благодаря покаянию мы получаем прощение грехов. А здесь Христос говорит, что прощение грехов происходит потому, что человек очень сильно любит. Нет противоречий! Вера, движимая любовью, приносит в нашу жизнь такое прощение, которое никогда никто не сможет дать нам. Любовь покрывает множество грехов! Какой вывод? Очень простой. Насколько ты осознаешь меру своего прощения, настолько ты определяешь меру своей жертвенности. Уровень жертвенности – это уровень осознания полученного прощения. Другими словами, жертвенность – это эквивалент любви к Господу. Жертвенность – это не дань букве закона. Моя жертвенность – это эквивалент моей любви. А моя любовь – это эквивалент моей веры. Любовь доказуема. И доказывается любовь жертвой, готовностью пожертвовать всем. И на основании этой готовности пожертвовать всем человек получает прощение всех своих грехов. Любовь без доказательства – это пустые слова. Бог возлюбил нас, Он возлюбил тебя и меня и доказал Свою любовь Своей жертвенностью. Пожертвовав Собою, пойдя на Крест, Иисус Христос доказал Свою любовь к каждому человеку, который рожден на земле. Он верит каждому из нас. И на основании этой любви каждый из нас строит свое желание следовать за Ним. Как много Бог сделал для каждого из нас, как много Он утешал нас, как много благодати Он пролил в нашу жизнь! Если остаться фарисеем, уповать на свою праведность, уповать на букву закона, то можно отпасть от благодати и остаться без Христа. Но верующий человек боится потерять Христа, и поэтому он каждый день проверяет свои личные отношения с Ним. И если Бог каждому из нас дает возможность прикасаться к Его добрым и сильным рукам, прикасаться к Его благодати, то мы самые счастливые люди на планете. Так хочется, чтобы однажды в нашей жизни произошел этот прорыв в любви к Богу. Так хочется, чтобы Господь наш стал еще ближе к нам, чтобы наша вера была движима любовью, чтобы, осознавая всю красоту и глубину религиозных традиций, мы все же уповали не на них, а на благодать Господа нашего Иисуса Христа, на веру, действующую любовью. Так хочется, чтобы Бог научил нас любить друг друга как никогда раньше, научил нас делать Ему приятные сюрпризы. Научил нас делать приятные сюрпризы друг другу. Так хочется, чтобы любовь Божья обнимала нас, чтобы ушел всякий страх, всякая неуверенность. Пусть в нашу жизнь придет Его сила, Его дерзновение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|