Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рельефное (обронное) гравирование




В настоящее время обронное гравирование применяется очень широко, особенно при изготовлении приспособлений, нужных для тиражирования художественных изделий.


Специфика обронного гравирования. Обронное гравирова­ние — более сложный и трудоемкий процесс по сравнению с плоскостной гравировкой. Нужно вынимать много металла, поэтому, кроме штихелей, применяются зубила, керн, сечки и чеканы. Это стержни, конец которых подобен форме шти­хелей. Сечки затачивают на одну сторону, а чеканы имеют на концах различную фактуру для набивки фона.

При выполнении обронных работ нельзя ограничиться ри­сунком, нужна рельефная модель из гипса, пластилина или воска. Рисунок переводится аналогичным плоскостному гра­вированию способом. Затем он оконтуривается шпицштихелем. Фон выбирают фляхштихелем или фляхзубилом. Если выбор­ка глубокая, применяется зубило. После выборки фона начи­нается обработка самого рельефа. При этом в зависимости от целей употребляются самые разнообразные инструменты: шти­хели, зубила, рифлевки, надфили, чеканы, пуансоны, зеки.

Если рельеф углубленный, выбирается металл внутри ри­сунка. При этом нужно как можно чаще сверяться с ориги-, налом. Это делается с помощью куска пластилина или воска, которые размягчают и оттискивают в слегка увлажненном (чтобы не прилипал) углублении.

Работа над углубленным оброном требует высокой квали­фикации: совершенные ошибки могут быть исправлены с боль­шим трудом — приходится спиливать всю поверхность.

Когда работа подходит к концу и глубина выбранного рельефа приближается к оригиналу, отделку производят толь­ко штихелями, чеканами и пуансонами. При хорошо выпол­ненном гравировании модель плотно садится в углубление.

г

ЧЕРНЬ

Чернение относится к древним видам художественной от­делки изделий. Близ Смоленска и Чернигова, были найдены украшения и турий рог с чернью и гравировкой, изготовленные еще в X в. Но широкого расцвета эта техника достигает в XVI — XVIII вв.

Московские мастера украшали чернью различные предметы светского и церковного обихода.

Выдающийся образец черневого искусства — находящееся в московской Оружейной палате золотое блюдо царицы Марии Темрюковны с чеканными, слегка изогнутыми лучами, расхо­дящимися от центра. Чернь образует узор в виде вьющегося стебля с цветами, обрамляющими надписи.

В технике черни гравируют заздравные изречения, идущие по краям братин и чаш. В конце XVII в. их наносят на серебряные стопы и стаканы, почти сплошь покрывая поверх­ность узором трав с цветами, гирляндами, изображениями жи­вотных.

В XVIII в. производством изделий с чернью начинает славиться Великий Устюг. На фабрике купцов Поповых вы-

Рис. 72. УИ. А. Тоне. Набор для питья. Серебро, чернь, гравировка. Великий Устюг. 1964 год.

 

пускаются табакерки, флаконы для духов, коробочки для ру­мян, на которых гравируются изображения жанровых сцен, аллегорических и библейских сюжетов, сцен охоты.

В годы Советской власти в перечень изделий фабрики «Северная чернь» входят туалетные и посудные наборы, де­коративные вещи, ювелирные украшения. Широко использу­ются традиции московских мастеров XVII в., сочетавших чер- невой и золотой рисунок (рис. 72).

В настоящее время известны различные виды черни от серебристо-голубых до сажно-черных тонов. Много вариантов и в технологическом приготовлении черни.

Способы приготовления и наложения черни. Чернь содер­жит в себе компоненты серебра, меди, свинца и серы. В на­стоящее время получили распространение несколько видов приготовления черни.

В одном случае вначале плавят серебро и медь, потом добавляют свинец и немного буры. В процессе последующей плавки снимают шлак и понемногу добавляют серу. Опять добавляют буру, снимают шлак и выливают в чугунную фор­му. Когда чернь станет твердой, ее дробят на куски и снова плавят с добавлением серы и буры, повторяя эту операцию 2—4 раза. Перед применением чернь дробят в ступе и просеивают.

В другом случае к сплаву меди с серебром добавляют свинец и выливают в расплавленную серу (1: 1,3 по объему). Серу можно и не плавить, а оставить в виде порошка. Готовую смесь измельчают и переплавляют уже без серы. Вновь ис­толченную чернь перемешивают с водным раствором буры до консистенции сметаны.


Еще один способ предусматривает отдельное приготовление сернистого серебра, сернистой меди и сернистого свинца с последующим их сплавлением.

Сернистое серебро приготовляется из расчета 97,8 г чистого серебра в стружке на 20 г серы в порошке. При нагреве до 400° серебро вбирает серу. Аналогичным способом из 800 г меди и 250 г серы получают сернистую медь, а из 400 г свинца и 75 г серы — сернистый свинец.

Чтобы получить 1 кг черни этим способом, нужно смешать полученные соединения в весовых отношениях соответственно 111,2 т, 466,6 г, 422,2 г. Полученную чернь насыпают в хо­лодный графитовый тигель, досыпают его древесным углем и ставят в муфель, нагретый до 800°. По истечении 40 минут в тигель прибавляют 284 г хлористого аммония. После окон­чательного расплавления чернь выливают в чугунный сосуд, нагретый до 300°, и дают остыть.

Однако на этом не исчерпываются способы варки черни. В качестве флюса берут хлористый аммоний, поташ с пова­ренной солью и буру. Вот несколько составов черненых масс:


 

Способы наложения черни. Прежде чем наложить чернь, шлифуют поверхность предмета, чтобы в оставшиеся углуб­ления и царапины не попала чернь. Смазывают огнеупорной глиной те места, где черни не будет,— это исключит выгорание припоя и ограничит распространение черни.

Практикуются два способа раскладки черни. Сухой способ состоит в том, что, места для черни смачиваются водным раствором поташа, буры и поваренной соли, на которые затем насыпается порошок черни. После этого изделие просушивают и обжигают в муфеле при 400°.


При мокром способе к черни добавляется крепкий раствор нашатыря или буры с поташом и накладывается на изделие. После просушки изделие обжигают и оплавляют чернь. Если чернь заполнила все углубления, обжиг считается закон­ченным.

Обработка поверхности. Оплавленная чернь очень прочно соединяется с металлом и как бы становится его частью. Излишки черни, расплавляясь, растекаются по всей поверхно­сти сосуда. Ненужную чернь удобно соскабливать шабером или спиливать напильником. Делать это нужно осторожно, чтобы не повредить рисунок. Следующая ступень обработки — шли­фовка с последующей полировкой. Во многих случаях изделие подвергается дополнительной гравировке и канфарится. Если изделие золотят, необходимо закрыть чернь лаком, иначе она покроется позолотой.

Углубления под чернь не обязательно должны гравиро­ваться. Контррельеф может быть отлит, отштампован, вытес­нен, вычеканен. Важно, чтобы выемка под чернь была не менее 0,3—0,5 мм.

Приемы выявления узора в изделиях с чернью различны. Иногда чернь контрастно выделяет узор, как, например, на посудных изделиях Руси X — XII вв. до монгольского наше­ствия. Изделир, находящиеся в Оружейной палате, свидетель­ствуют о том, что в XV — XVI вв. был распространен черневой узор на гладком полированном фоне. Этот же прием издавна применялся в украшении ножен оружия XVIII — XIX вв. и в посуде селений Кубачи и Гоцатль в Дагестане.

Плоскостной узор черневых изделий Дагестана дополняется вторичной гравировкой, чеканкой (углублением) фона, изоби­лует множеством самых различных элементов растительного характера.

Другой тип черневого узора еще в XVII — XVIII вв. по­лучил распространение в Великом Устюге. Орнамент «Север­ной черни» трактован с передачей светотени и объема.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных