ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рельефное (обронное) гравированиеВ настоящее время обронное гравирование применяется очень широко, особенно при изготовлении приспособлений, нужных для тиражирования художественных изделий. Специфика обронного гравирования. Обронное гравирование — более сложный и трудоемкий процесс по сравнению с плоскостной гравировкой. Нужно вынимать много металла, поэтому, кроме штихелей, применяются зубила, керн, сечки и чеканы. Это стержни, конец которых подобен форме штихелей. Сечки затачивают на одну сторону, а чеканы имеют на концах различную фактуру для набивки фона. При выполнении обронных работ нельзя ограничиться рисунком, нужна рельефная модель из гипса, пластилина или воска. Рисунок переводится аналогичным плоскостному гравированию способом. Затем он оконтуривается шпицштихелем. Фон выбирают фляхштихелем или фляхзубилом. Если выборка глубокая, применяется зубило. После выборки фона начинается обработка самого рельефа. При этом в зависимости от целей употребляются самые разнообразные инструменты: штихели, зубила, рифлевки, надфили, чеканы, пуансоны, зеки. Если рельеф углубленный, выбирается металл внутри рисунка. При этом нужно как можно чаще сверяться с ориги-, налом. Это делается с помощью куска пластилина или воска, которые размягчают и оттискивают в слегка увлажненном (чтобы не прилипал) углублении. Работа над углубленным оброном требует высокой квалификации: совершенные ошибки могут быть исправлены с большим трудом — приходится спиливать всю поверхность. Когда работа подходит к концу и глубина выбранного рельефа приближается к оригиналу, отделку производят только штихелями, чеканами и пуансонами. При хорошо выполненном гравировании модель плотно садится в углубление. г ЧЕРНЬ Чернение относится к древним видам художественной отделки изделий. Близ Смоленска и Чернигова, были найдены украшения и турий рог с чернью и гравировкой, изготовленные еще в X в. Но широкого расцвета эта техника достигает в XVI — XVIII вв. Московские мастера украшали чернью различные предметы светского и церковного обихода. Выдающийся образец черневого искусства — находящееся в московской Оружейной палате золотое блюдо царицы Марии Темрюковны с чеканными, слегка изогнутыми лучами, расходящимися от центра. Чернь образует узор в виде вьющегося стебля с цветами, обрамляющими надписи. В технике черни гравируют заздравные изречения, идущие по краям братин и чаш. В конце XVII в. их наносят на серебряные стопы и стаканы, почти сплошь покрывая поверхность узором трав с цветами, гирляндами, изображениями животных. В XVIII в. производством изделий с чернью начинает славиться Великий Устюг. На фабрике купцов Поповых вы-
пускаются табакерки, флаконы для духов, коробочки для румян, на которых гравируются изображения жанровых сцен, аллегорических и библейских сюжетов, сцен охоты. В годы Советской власти в перечень изделий фабрики «Северная чернь» входят туалетные и посудные наборы, декоративные вещи, ювелирные украшения. Широко используются традиции московских мастеров XVII в., сочетавших чер- невой и золотой рисунок (рис. 72). В настоящее время известны различные виды черни от серебристо-голубых до сажно-черных тонов. Много вариантов и в технологическом приготовлении черни. Способы приготовления и наложения черни. Чернь содержит в себе компоненты серебра, меди, свинца и серы. В настоящее время получили распространение несколько видов приготовления черни. В одном случае вначале плавят серебро и медь, потом добавляют свинец и немного буры. В процессе последующей плавки снимают шлак и понемногу добавляют серу. Опять добавляют буру, снимают шлак и выливают в чугунную форму. Когда чернь станет твердой, ее дробят на куски и снова плавят с добавлением серы и буры, повторяя эту операцию 2—4 раза. Перед применением чернь дробят в ступе и просеивают. В другом случае к сплаву меди с серебром добавляют свинец и выливают в расплавленную серу (1: 1,3 по объему). Серу можно и не плавить, а оставить в виде порошка. Готовую смесь измельчают и переплавляют уже без серы. Вновь истолченную чернь перемешивают с водным раствором буры до консистенции сметаны. Еще один способ предусматривает отдельное приготовление сернистого серебра, сернистой меди и сернистого свинца с последующим их сплавлением. Сернистое серебро приготовляется из расчета 97,8 г чистого серебра в стружке на 20 г серы в порошке. При нагреве до 400° серебро вбирает серу. Аналогичным способом из 800 г меди и 250 г серы получают сернистую медь, а из 400 г свинца и 75 г серы — сернистый свинец. Чтобы получить 1 кг черни этим способом, нужно смешать полученные соединения в весовых отношениях соответственно 111,2 т, 466,6 г, 422,2 г. Полученную чернь насыпают в холодный графитовый тигель, досыпают его древесным углем и ставят в муфель, нагретый до 800°. По истечении 40 минут в тигель прибавляют 284 г хлористого аммония. После окончательного расплавления чернь выливают в чугунный сосуд, нагретый до 300°, и дают остыть. Однако на этом не исчерпываются способы варки черни. В качестве флюса берут хлористый аммоний, поташ с поваренной солью и буру. Вот несколько составов черненых масс:
Способы наложения черни. Прежде чем наложить чернь, шлифуют поверхность предмета, чтобы в оставшиеся углубления и царапины не попала чернь. Смазывают огнеупорной глиной те места, где черни не будет,— это исключит выгорание припоя и ограничит распространение черни. Практикуются два способа раскладки черни. Сухой способ состоит в том, что, места для черни смачиваются водным раствором поташа, буры и поваренной соли, на которые затем насыпается порошок черни. После этого изделие просушивают и обжигают в муфеле при 400°. При мокром способе к черни добавляется крепкий раствор нашатыря или буры с поташом и накладывается на изделие. После просушки изделие обжигают и оплавляют чернь. Если чернь заполнила все углубления, обжиг считается законченным. Обработка поверхности. Оплавленная чернь очень прочно соединяется с металлом и как бы становится его частью. Излишки черни, расплавляясь, растекаются по всей поверхности сосуда. Ненужную чернь удобно соскабливать шабером или спиливать напильником. Делать это нужно осторожно, чтобы не повредить рисунок. Следующая ступень обработки — шлифовка с последующей полировкой. Во многих случаях изделие подвергается дополнительной гравировке и канфарится. Если изделие золотят, необходимо закрыть чернь лаком, иначе она покроется позолотой. Углубления под чернь не обязательно должны гравироваться. Контррельеф может быть отлит, отштампован, вытеснен, вычеканен. Важно, чтобы выемка под чернь была не менее 0,3—0,5 мм. Приемы выявления узора в изделиях с чернью различны. Иногда чернь контрастно выделяет узор, как, например, на посудных изделиях Руси X — XII вв. до монгольского нашествия. Изделир, находящиеся в Оружейной палате, свидетельствуют о том, что в XV — XVI вв. был распространен черневой узор на гладком полированном фоне. Этот же прием издавна применялся в украшении ножен оружия XVIII — XIX вв. и в посуде селений Кубачи и Гоцатль в Дагестане. Плоскостной узор черневых изделий Дагестана дополняется вторичной гравировкой, чеканкой (углублением) фона, изобилует множеством самых различных элементов растительного характера. Другой тип черневого узора еще в XVII — XVIII вв. получил распространение в Великом Устюге. Орнамент «Северной черни» трактован с передачей светотени и объема. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|