ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Подготовка материала и техника просечкиМеталл — железо, хотя при небольших размерах вещи может быть взята и жесть, и латунь, и красная медь. Все они обладают в достаточной степени ковкостью, растяжимостью и хорошо просекаются. Желательно, чтобы в железе содержалось менее 0,25% углерода, в этом случае оно будет мягко и податливо. Для усиления этого свойства металл должен быть отожжен, т. е. нагрет до малинового цвета на углях или газовой горелке. После отжига для удаления окалины пластину протравливают в слабом (1:1) растворе кислоты. С целью получения хорошего качества металла эта операция может быть проделана и до отжига. Каждый раз необходимо хорошо промывать пластину проточной водой. Рисунок может быть нанесен восковым карандашом или при помощи копировальной бумаги, шаблона. Можно рисовать и мелом, но в этом случае его закрепляют лаком. Рисунок может быть самый различный и зависит от фантазии художника, но при этом желательна рапортность, т. е. повтор одних и тех же элементов узора. Это дает узору ритм, движение. Узор просекается на торце плотного дерева, обрезке толстой доски или свинцовой пластине. Для вырезания металла употребляются специальные сечки наподобие долота и мелкие зубильца с прямым и полукруглым (серповидным) рабочим концом, остро заточенные. Молоток должен весить 150—200 г, иметь широкое основание и закругленный шарообразный конец. Затем просечной узор выравнивается на плоскости, но так, чтобы слегка загнутые зубилом края не разгибались. Выпуклая поверхность узора придает ему большую пластичность. Просечной узор может иметь и некоторый рельеф — для этого с обратной стороны его нужно простучать закругленным концом молотка. Может быть нанесен и несложный чеканный рисунок в виде пунктирных точек, крестиков и т. д. Однако этими элементами не нужно перенасыщать просечной узор — от этого значительно утрачивается его цельность. После просечки заусеницы опиливаются надфилями различных профилей в зависимости от линии рисунка. Отделка поверхности. На готовый узор необходимо нанести покрытие, предохраняющее его от ржавчины, окислов. Из многих рецептов покрытий для железа приводим три: 1. Пластина покрывается натуральной олифой и нагревается в печи до 400°. Очень прочная пленка получает черно- коричневый цвет. 2. Полированная пластина погружается в расплавленную натриевую селитру при 300—350°. В течение 1—3 минут на поверхности образуется прочная пленка темно-синего цвета. 3. Поровну смешиваются азотнокислый калий и азотнокислый натрий. Смесь нагревают в графитовой или керамической посуде до расплавления. Пластину погружают в смесь и затем в кипящую воду. Образующаяся пленка имеет густо-черный цвет и хорошо предохраняет от ржавчины. ' Медная пластина может быть тонирована серной печенью (чайная ложка серной печени на 150 г воды). На подогретую пластину раствор можно наносить кистью до желательной интенсивности. Затем пластина споласкивается и слегка расчищается порошком, пемзой или какой-либо пастой для чистки металлической посуды, нанесенными на сукно, фетр или войлок. Для закрепления патины изделие начищается воском или стеарином, немного смоченным скипидаром. Кстати, последние являются хорошим покрытием для дерева. Любой металл может быть покрыт лаком-цапоном, хорошо препятствующим окислению воздухом. Покрывать нужно тонким слоем, чтобы сохранить красоту поверхности металла. В случае неудачи — снять лак тряпкой, смоченной в ацетоне, и повторить операцию. Крепление пластины. Монтируется просечной узор маленькими укороченными гвоздиками или булавками с шарообразными шляпками. Чтобы не испортить плоскость металла, гвозди забивают наставкой — стальным стержнем с ямкой на конце. Цвет гвоздиков должен соответствовать цвету пластины. Нужно иметь в виду, что выпуклая шляпка выполняет и декоративную роль. При закреплении пластины нужно выбирать такие места, в которых шляпка плотно прижимала бы край и служила продуманным элементом композиции. Конечно, кратко описанные основные технические приемы далеко не исчерпывают богатейшие традиции просечного металла. Многие декоративные приемы, употреблявшиеся древними русскими мастерами, ждут своего возрождения. ЧЕКАНКА Чеканка относится к одной из древнейших техник художественной обработки металла. Совершенным образцом чеканки Древней Руси X в. служит оправа турьего рога, найденная в Чернигове. Со второй половины XI в. наряду с плоскорельефной чеканкой появляется тиснение тонкого листа серебра на матрицах — басма. Басменная техника открыла возможность почти неограниченного применения штампа. Прекрасное представление о мастерстве чеканки дают серебряные накладки на известном шлеме Ярослава Всеволодовича. В технике чеканки великолепно выполнены ритуальные сосуды-кратиры новгородского Софийского собора, находящиеся в Оружейной палате новгородского кремля. Скульптурная чеканка отличается тонкостью выполнения и легкостью линий. Движение фигур хорошо связано с силуэтом сосудов. В XVII в. особое развитие получила чеканка по серебру и золоту. Мастера московской Оружейной палаты проявили высокое мастерство в чеканке дворцовой утвари: кубков, братин, тарелок, чаш, подносов. В этих изделиях нашли применение самые разнообразные виды техники чеканки: плоскостные, выполненные расходником с лицевой стороны, просечные, с опущенным фоном, объемные и др. Прекрасный образец разнопланового мастерства чеканки начала XVII в.— братина Данилова. Пластичный, низкорельефный узор ее тулова прекрасно сочетается с плоскостным, подобным гравировке орнаментом верхней части. Более объемное выражение нашла чеканка в серебряной ендове окольничего Стрешнева, выполненной в первой половине XVII в. Мелкому узору на матовом канфаренном фоне здесь противопоставлена крупнорельефная полированная поверхность.
С начала XVIII в. центром художественной металлообработки становится Петербург, куда переводятся многие мастера Оружейной палаты. Прекрасным образцом, в котором используются все возможности чеканки, служит усыпальница лавры Александра Невского, находящаяся ныне в Государственном Эрмитаже. Крупнейшими центрами чеканного искусства в XVIII в. стали Северный Кавказ и Урал (рис. 67). Инструменты и приемы чеканки ' В Древней Руси чеканом назывался боевой молоток. Но если боевой чекан имел острый шип, то для молотка чеканщика характерно круглое завершение для выколотки металла. На другом конце молотка — плоская площадка для удара по прутку из стали от 12 до 15 см длины и от 0,2 до 2 см в сечеЪии. Этот пруток сейчас и называется чеканом. Чеканом «вытягивается» узор на пластине металла., Рабочий конец чеканов, так называемый бой, закален и имеет самую разнообразную форму, необходимую для придания пластине требуемой фактуры. ^ Обычно у чеканщика под рукой не менее 200 чеканов, а при сложных работах — значительно больше. Каждый чекан имеет определенное название: чекан с концом в виде слегка затупленного острия называют канфарник, в виде долота — расходник, в виде шарика — пурошник, с прямоугольной площадкой — лощатник, с вогнутой сферой — трубочка, для придания матовой поверхности — матпуансон и др. (рис. 68, 69). Насмолка пластины. Чеканка листового металла с древних времен производится на специально приготовленной смоле (лист кладут на смолу, залитую в плоский ящик). Этогсмесь, приготовленная из '/3 вара и 2/з мельчайшей земляной пыли или мелко просеянной кирпичной муки. Их может заменять также земляная охра или литейная земля. Для большой упругости можно прибавлять небольшое количество воска (5—10%) и канифоли (3—7%). В жаркое летнее время рекомендуется класть больший процент земли, в холодное — больше вару и воску. От частых пересмолок (наложения и снятия листа со смолы) смола перегорает, становится пористой, неэластичной. Чтобы избежать этого, следует добавить к ней газовую мастику — остаточный продукт переработки газовых заводов. Если пластину предварительно смазать дегтем, ее сцепление со смолой будет лучше. Чтобы при чеканке края пластины не заворачивались кверху, их прижимают специальными гвоздями — костылями. ч Мягкой смола должна быть в продолжение всей работы, особенно при выколотке основного (глубокого) рельефа. Если смола сварена правильно, то, будучи нагрета, она густо течет и в то же время хорошо пристает к металлу. При застыванци
смола должна сохранить эластичность и упругость.
Смолу заливают в ящик с невысокими бортами, сколоченный из толстых досок. Размеры дна и высота края зависят от величины пластины и глубины рельефа. Если чеканят маленький предмет, смолу заливают в котелок, котелок устанавливают на кольцеобразную подстилку — баранку, сшитую из брезента или кожи и набитую песком. При иасмолке (накладке листа на смолу) нужно следить, чтобы пластина плотно легла на смолу и не образовалось пустот, так как в этих местах чекан может прорвать пластину. Вычеканенный рельеф следует предварительно изнутри залить смолой, дать ей остыть и уже потом, перевернув лицевой стороной кверху, наложить на смолу в ящике. Нанесение рисунка. Чеканка листового металла начинается с нанесения намеченного рисунка. Рисунок может быть переведен различными способами. Один из способов состоит в обводке рисунка через подложенную под него переводную бумагу. Для этого металл покрывают акварельными или гуаше- выми белилами. Чтобы предупредить стирание рисунка в процессе чеканки, его закрепляют прозрачным спиртовым лаком или нитролаком. Окончательно рисунок закрепляется на пластине пунктиром, который наносится ударами молотка по канфарнику. При определенном навыке рисунок может быть переведен с бумаги сразу же на металл. При этом лист с рисунком удобнее приклеить к металлу с изнанки в нескольких местах воском, пластилином или мыльным раствором. Для мелкого рисунка подбирают острый канфарник, для крупного — тупой. Стремясь к точности передачи рисунка, не следует удары канфарника делать чрезмерно сильными, глубоко вминать металл и тем более Прорывать его. При мелком рисунке удары наносят часто и слабо, при крупном — редко ш достаточно сильно (рис. 70). После нанесения рисунка канфарником контур обводят чеканами-расходниками. При этом контур на обратной стороне листа выступает на 0,5—1 мм. Когда рисунок * нанесен, можно чеканить рельеф. Это может быть достигнуто выколоткой рельефа с обратной стороны или же опусканием фона осадочными чеканами с лицевой стороны.
Чеканка рельефа. Когда рельеф достаточно выявился, нагревают лицевую сторону пластины и снимают ее со смолы. После чеканки пластина делается жесткой. Для придания ей первоначальной мягкости ее следует отжечь паяльной лампой до красного кале Очистка поверхности пластины. После отжига металл погружают р ванну отбела, где поверхность его, почерневшая при нагреве, очищается. Отбел для сплавов из меди приготовляется из 5—10%-ного водного раствора серной кислоты. Составляя отбел, следует серную кислоту наливать в воду, иначе раствор закипит и серная кислота будет разбрызгиваться, что представляет известную опасность. Кислоту нужно наливать тонкой струей при непрерывном помешивании стеклянной палочкой. Корпус ванны делают из красной меди или свинца. В последнем случае для прочности его заключают в железный кожух. При подогревании действие ванны ускоряется. Укладывая или вынимая пластину, не следует пользоваться железными щипцами во избежание появления на пластине красных пятен от взаимодействия железа и медного купороса. После отбела пластины промывают проточной водой и сушат. Приемы чеканки. В тех случаях, когда задуман невысокий рельеф, пластину чеканят не на смоле, а на резцне или войлоке толщиной 4—7 мм. В ходе работы для выколотки рельефа подбирают нужные по фасону чеканы (расходные и др.). Если при чеканке на войлоке или резине переходы формы получаются плавные, то на смоле этот переход может быть более энергичен. Иногда требуется резкий спад или подъем рельефа. В этом случае форму можно уточнить на торце плотного дерева или на свинцовой пластине. В процессе работы над рельефом постепенно деформируется фон. В этом случае его необходимо периодически выравнивать на стальной плите, пристукивая чеканами-лощатниками. Места на пластине, приподнятые по ошибке, можно также выровнять на этой плите. После выравнивания пластину снова отжигают, отбеливают и насмаливают для продолжения работы. Если предполагается, что рельеф будет очень высок, работа проводится иначе. После отжига (нагрева до темно-малинового цвета) металл пересмаливают на лицо и идет работа по уточнению формы рельефа обжимными, расходными и другими чеканами. Обычно окончание работы над формой ведется с лицевой стороны. Форму заостряют, углубляют, отлащивают. / Канфаренье, т. е. набивку фактуры, можно вести/ предварительно на верстаке или доске, без насмолки листа. Эта операция производится с обратной стороны листа. После насмолки, пока смола еще не остыла, вытягивают рельеф до нужной высоты на лицевую сторону. При этом применяются крупные чеканы сферических форм. Можно использовать также чеканный молоток с обратной стороны, т. е.| с конца, имеющего шарообразную форму. Самыми различными чеканами уточняют рельеф (— меняют его направление, делают его поверхность матовой и!ри, наоборот, блестящей, придают самую разнообразную фактуру. На этом этапе очень часто требуется пересмолка пластин^, причем богатство фактуры достигается именно сменой рабочих поверхностей пластины, чеканкой то с лицевой, то с обратной стороны. Иногда уже законченный рельеф нужно сделать, не меняя деталей, более высоким или более низким. В этом случае применяют деревянный чекан, выструганный из мягкого дерева — липы, березы. Металлический молоток заменяется деревянным — киянкой. Киянка изготовляется из твердых пород дерева — кавказского ореха, груши, бука или текстолита. Чеканка с просечкой. Иногда композиция предусматривает просечной, сквозной фон. Эта операция производится после окончания работы над рельефом на смоле. Инструментом служат чеканы — зубила с острым прямым или полукруглым концом. Фон может быть выпилен и лобзиком. По окончании вырубки Чми пропиловки контур дорабатывают небольшими напильниками — надфилями. Выколотка рельефа. При чеканке крупных рельефов применяется последовательное выколачивание — дифовка. В предварительно заготовленных из цемента, дерева или литого металла формах выколачиваются общие объемы рельефа. По- следующар проработка чеканкой производится обычными приемами на смоле. В ходе чеканки глубокого рельефа металл может быть прорван. В этом случае его до окончательной отделки запаивают тугоплавкими припоями. Иногда пайку приходится производить многократно. Отбеленную пластину следует оксидировать и расчистить порошком пемзы, что подчеркнет выпуклые места и глубину фона. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|