Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подготовка материала и техника просечки




Металл — железо, хотя при небольших размерах вещи мо­жет быть взята и жесть, и латунь, и красная медь. Все они обладают в достаточной степени ковкостью, растяжимостью и хорошо просекаются. Желательно, чтобы в железе содержа­лось менее 0,25% углерода, в этом случае оно будет мягко и податливо. Для усиления этого свойства металл должен быть отожжен, т. е. нагрет до малинового цвета на углях или газовой горелке. После отжига для удаления окалины пла­стину протравливают в слабом (1:1) растворе кислоты. С целью получения хорошего качества металла эта операция может быть проделана и до отжига. Каждый раз необходимо хорошо промывать пластину проточной водой.

Рисунок может быть нанесен восковым карандашом или при помощи копировальной бумаги, шаблона. Можно рисовать и мелом, но в этом случае его закрепляют лаком. Рисунок может быть самый различный и зависит от фантазии худож­ника, но при этом желательна рапортность, т. е. повтор одних и тех же элементов узора. Это дает узору ритм, движение. Узор просекается на торце плотного дерева, обрезке толстой доски или свинцовой пластине.

Для вырезания металла употребляются специальные сечки наподобие долота и мелкие зубильца с прямым и полукруглым (серповидным) рабочим концом, остро заточенные. Молоток должен весить 150—200 г, иметь широкое основание и за­кругленный шарообразный конец. Затем просечной узор вы­равнивается на плоскости, но так, чтобы слегка загнутые зубилом края не разгибались. Выпуклая поверхность узора придает ему большую пластичность.


Просечной узор может иметь и некоторый рельеф — для этого с обратной стороны его нужно простучать закругленным концом молотка. Может быть нанесен и несложный чеканный рисунок в виде пунктирных точек, крестиков и т. д.

Однако этими элементами не нужно перенасыщать просеч­ной узор — от этого значительно утрачивается его цельность. После просечки заусеницы опиливаются надфилями различ­ных профилей в зависимости от линии рисунка.

Отделка поверхности. На готовый узор необходимо нанести покрытие, предохраняющее его от ржавчины, окислов. Из многих рецептов покрытий для железа приводим три:

1. Пластина покрывается натуральной олифой и нагрева­ется в печи до 400°. Очень прочная пленка получает черно- коричневый цвет.

2. Полированная пластина погружается в расплавленную натриевую селитру при 300—350°. В течение 1—3 минут на поверхности образуется прочная пленка темно-синего цвета.

3. Поровну смешиваются азотнокислый калий и азотнокис­лый натрий. Смесь нагревают в графитовой или керамической посуде до расплавления. Пластину погружают в смесь и затем в кипящую воду. Образующаяся пленка имеет густо-черный цвет и хорошо предохраняет от ржавчины. '

Медная пластина может быть тонирована серной печенью (чайная ложка серной печени на 150 г воды). На подогретую пластину раствор можно наносить кистью до желательной интенсивности. Затем пластина споласкивается и слегка рас­чищается порошком, пемзой или какой-либо пастой для чистки металлической посуды, нанесенными на сукно, фетр или вой­лок. Для закрепления патины изделие начищается воском или стеарином, немного смоченным скипидаром. Кстати, последние являются хорошим покрытием для дерева. Любой металл мо­жет быть покрыт лаком-цапоном, хорошо препятствующим окислению воздухом. Покрывать нужно тонким слоем, чтобы сохранить красоту поверхности металла. В случае неудачи — снять лак тряпкой, смоченной в ацетоне, и повторить операцию.

Крепление пластины. Монтируется просечной узор малень­кими укороченными гвоздиками или булавками с шарообраз­ными шляпками. Чтобы не испортить плоскость металла, гвоз­ди забивают наставкой — стальным стержнем с ямкой на кон­це. Цвет гвоздиков должен соответствовать цвету пластины. Нужно иметь в виду, что выпуклая шляпка выполняет и де­коративную роль. При закреплении пластины нужно выбирать такие места, в которых шляпка плотно прижимала бы край и служила продуманным элементом композиции.

Конечно, кратко описанные основные технические приемы далеко не исчерпывают богатейшие традиции просечного ме­талла. Многие декоративные приемы, употреблявшиеся древ­ними русскими мастерами, ждут своего возрождения.


ЧЕКАНКА

Чеканка относится к одной из древнейших техник худо­жественной обработки металла. Совершенным образцом чекан­ки Древней Руси X в. служит оправа турьего рога, найденная в Чернигове.

Со второй половины XI в. наряду с плоскорельефной че­канкой появляется тиснение тонкого листа серебра на матри­цах — басма. Басменная техника открыла возможность почти неограниченного применения штампа.

Прекрасное представление о мастерстве чеканки дают се­ребряные накладки на известном шлеме Ярослава Всево­лодовича.

В технике чеканки великолепно выполнены ритуальные сосуды-кратиры новгородского Софийского собора, находящие­ся в Оружейной палате новгородского кремля. Скульптурная чеканка отличается тонкостью выполнения и легкостью линий. Движение фигур хорошо связано с силуэтом сосудов.

В XVII в. особое развитие получила чеканка по серебру и золоту. Мастера московской Оружейной палаты проявили высокое мастерство в чеканке дворцовой утвари: кубков, бра­тин, тарелок, чаш, подносов.

В этих изделиях нашли применение самые разнооб­разные виды техники чекан­ки : плоскостные, выполнен­ные расходником с лицевой стороны, просечные, с опу­щенным фоном, объемные и др. Прекрасный образец раз­нопланового мастерства чекан­ки начала XVII в.— братина Данилова. Пластичный, низ­корельефный узор ее тулова прекрасно сочетается с плос­костным, подобным гравировке орнаментом верхней части.

Более объемное выражение нашла чеканка в серебряной ендове окольничего Стрешне­ва, выполненной в первой поло­вине XVII в. Мелкому узору на матовом канфаренном фоне здесь противопоставлена круп­норельефная полированная поверхность.

Рис. 67. Кувшин. Медь, чеканка. Урал. XVIII век.

С начала XVIII в. центром художественной металлообра­ботки становится Петербург,

куда переводятся многие мастера Оружейной палаты. Прекрас­ным образцом, в котором используются все возможности чекан­ки, служит усыпальница лавры Александра Невского, находя­щаяся ныне в Государственном Эрмитаже. Крупнейшими центрами чеканного искусства в XVIII в. стали Северный Кавказ и Урал (рис. 67).

Инструменты и приемы чеканки '

В Древней Руси чеканом назывался боевой молоток. Но если боевой чекан имел острый шип, то для молотка чекан­щика характерно круглое завершение для выколотки металла. На другом конце молотка — плоская площадка для удара по прутку из стали от 12 до 15 см длины и от 0,2 до 2 см в сечеЪии. Этот пруток сейчас и называется чеканом. Чеканом «вытяги­вается» узор на пластине металла. ,

Рабочий конец чеканов, так называемый бой, закален и имеет самую разнообразную форму, необходимую для прида­ния пластине требуемой фактуры. ^

Обычно у чеканщика под рукой не менее 200 чеканов, а при сложных работах — значительно больше. Каждый чекан имеет определенное название: чекан с концом в виде слегка затупленного острия называют канфарник, в виде долота — расходник, в виде шарика — пурошник, с прямоугольной пло­щадкой — лощатник, с вогнутой сферой — трубочка, для при­дания матовой поверхности — матпуансон и др. (рис. 68, 69).

Насмолка пластины. Чеканка листового металла с древних времен производится на специально приготовленной смоле (лист кладут на смолу, залитую в плоский ящик). Этогсмесь, приготовленная из '/3 вара и 2/з мельчайшей земляной пыли или мелко просеянной кирпичной муки. Их может заменять также земляная охра или литейная земля.

Для большой упругости можно прибавлять небольшое ко­личество воска (5—10%) и канифоли (3—7%). В жаркое лет­нее время рекомендуется класть больший процент земли, в холодное — больше вару и воску.

От частых пересмолок (наложения и снятия листа со смо­лы) смола перегорает, становится пористой, неэластичной. Что­бы избежать этого, следует добавить к ней газовую масти­ку — остаточный продукт переработки газовых заводов. Если пластину предварительно смазать дегтем, ее сцепление со смо­лой будет лучше. Чтобы при чеканке края пластины не за­ворачивались кверху, их прижимают специальными гвоздя­ми — костылями. ч

Мягкой смола должна быть в продолжение всей работы, особенно при выколотке основного (глубокого) рельефа. Если смола сварена правильно, то, будучи нагрета, она густо течет и в то же время хорошо пристает к металлу. При застыванци

Рис. 68. Инструменты для чеканки: молоток и чеканы (осадочный, решетчатый, канфарник, пурошник, лощатник, расходник, трубочка).

 

смола должна сохранить эла­стичность и упругость.

Рис. 69. Набор чеканов.

Смолу заливают в ящик с невысокими бортами, сколо­ченный из толстых досок. Раз­меры дна и высота края зави­сят от величины пластины и глубины рельефа. Если чека­нят маленький предмет, смолу заливают в котелок, котелок устанавливают на кольцеоб­разную подстилку — баранку, сшитую из брезента или кожи и набитую песком.


При иасмолке (накладке листа на смолу) нужно следить, чтобы пластина плотно легла на смолу и не образовалось пустот, так как в этих местах чекан может прорвать пластину. Вычеканенный рельеф следует предварительно изнутри залить смолой, дать ей остыть и уже потом, перевернув лицевой стороной кверху, наложить на смолу в ящике.

Нанесение рисунка. Чеканка листового металла начинает­ся с нанесения намеченного рисунка. Рисунок может быть переведен различными способами. Один из способов состоит в обводке рисунка через подложенную под него переводную бу­магу. Для этого металл покрывают акварельными или гуаше- выми белилами. Чтобы предупредить стирание рисунка в про­цессе чеканки, его закрепляют прозрачным спиртовым лаком или нитролаком.

Окончательно рисунок закрепляется на пластине пункти­ром, который наносится ударами молотка по канфарнику. При определенном навыке рисунок может быть переведен с бумаги сразу же на металл. При этом лист с рисунком удобнее приклеить к металлу с изнанки в нескольких местах воском, пластилином или мыльным раствором.

Для мелкого рисунка подбирают острый канфарник, для крупного — тупой. Стремясь к точности передачи рисунка, не следует удары канфарника делать чрезмерно сильными, глу­боко вминать металл и тем более Прорывать его. При мелком рисунке удары наносят часто и слабо, при крупном — редко

ш достаточно сильно (рис. 70).

После нанесения рисунка канфарником контур обводят чеканами-расходниками. При этом контур на обратной сто­роне листа выступает на 0,5—1 мм.

Когда рисунок * нанесен, можно чеканить рельеф. Это может быть достигнуто выко­лоткой рельефа с обратной стороны или же опусканием фона осадочными чеканами с лицевой стороны.

Рис. 70. Процесс чеканки по металлу.

Чеканка рельефа. Когда рельеф достаточно выявился, нагревают лицевую сторону пластины и снимают ее со смо­лы. После чеканки пластина делается жесткой. Для прида­ния ей первоначальной мягко­сти ее следует отжечь паяль­ной лампой до красного кале­
ния. При этом сгорают и остатки прилипшей смолы. Сгоревшую смолу соскабливают мягкой металлической щеткой с водой. Щетка может быть заменена пучком тонких латунных прово­лок длиной 150—200 мм, сечением 0,1—0,5 мм. Пучок связы­вают спирально обмотанной железной проволокой, которая по мере изнашивания разматывается. Пучки «кранбюрсты» мож­но делать,\если нет латунной, из мягкой железной, медной или мельхиоровой проволоки. Обжиг пластины из легкоплавкого алюминия! нужно делать очень осторожно — его легко сжечь. Перед обжигом алюминий рекомендуется покрыть полосками мыльного раствора. Как только полоски почернеют, отжиг мож­но прекратить.

Очистка поверхности пластины. После отжига металл по­гружают р ванну отбела, где поверхность его, почерневшая при нагреве, очищается. Отбел для сплавов из меди приготов­ляется из 5—10%-ного водного раствора серной кислоты. Со­ставляя отбел, следует серную кислоту наливать в воду, иначе раствор закипит и серная кислота будет разбрызгиваться, что представляет известную опасность. Кислоту нужно наливать тонкой струей при непрерывном помешивании стеклянной палочкой.

Корпус ванны делают из красной меди или свинца. В по­следнем случае для прочности его заключают в железный кожух. При подогревании действие ванны ускоряется.

Укладывая или вынимая пластину, не следует пользоваться железными щипцами во избежание появления на пластине красных пятен от взаимодействия железа и медного купороса. После отбела пластины промывают проточной водой и сушат.

Приемы чеканки. В тех случаях, когда задуман невысокий рельеф, пластину чеканят не на смоле, а на резцне или войлоке толщиной 4—7 мм. В ходе работы для выколотки рельефа подбирают нужные по фасону чеканы (расходные и др.).

Если при чеканке на войлоке или резине переходы формы получаются плавные, то на смоле этот переход может быть более энергичен. Иногда требуется резкий спад или подъем рельефа. В этом случае форму можно уточнить на торце плотного дерева или на свинцовой пластине.

В процессе работы над рельефом постепенно деформируется фон. В этом случае его необходимо периодически выравнивать на стальной плите, пристукивая чеканами-лощатниками.

Места на пластине, приподнятые по ошибке, можно также выровнять на этой плите. После выравнивания пластину снова отжигают, отбеливают и насмаливают для продолжения ра­боты. Если предполагается, что рельеф будет очень высок, работа проводится иначе.


После отжига (нагрева до темно-малинового цвета) металл пересмаливают на лицо и идет работа по уточнению формы рельефа обжимными, расходными и другими чеканами. Обыч­но окончание работы над формой ведется с лицевой стороны. Форму заостряют, углубляют, отлащивают. /

Канфаренье, т. е. набивку фактуры, можно вести/ предва­рительно на верстаке или доске, без насмолки листа. Эта операция производится с обратной стороны листа. После на­смолки, пока смола еще не остыла, вытягивают рельеф до нужной высоты на лицевую сторону. При этом применяются крупные чеканы сферических форм. Можно использовать так­же чеканный молоток с обратной стороны, т. е.| с конца, имеющего шарообразную форму.

Самыми различными чеканами уточняют рельеф (— меняют его направление, делают его поверхность матовой и!ри, наобо­рот, блестящей, придают самую разнообразную фактуру. На этом этапе очень часто требуется пересмолка пластин^, причем богатство фактуры достигается именно сменой рабочих повер­хностей пластины, чеканкой то с лицевой, то с обратной стороны.

Иногда уже законченный рельеф нужно сделать, не меняя деталей, более высоким или более низким. В этом случае применяют деревянный чекан, выструганный из мягкого де­рева — липы, березы. Металлический молоток заменяется де­ревянным — киянкой. Киянка изготовляется из твердых пород дерева — кавказского ореха, груши, бука или текстолита.

Чеканка с просечкой. Иногда композиция предусматривает просечной, сквозной фон. Эта операция производится после окончания работы над рельефом на смоле. Инструментом слу­жат чеканы — зубила с острым прямым или полукруглым концом. Фон может быть выпилен и лобзиком. По окончании вырубки Чми пропиловки контур дорабатывают небольшими напильниками — надфилями.

Выколотка рельефа. При чеканке крупных рельефов при­меняется последовательное выколачивание — дифовка. В пред­варительно заготовленных из цемента, дерева или литого ме­талла формах выколачиваются общие объемы рельефа. По- следующар проработка чеканкой производится обычными при­емами на смоле.

В ходе чеканки глубокого рельефа металл может быть прорван. В этом случае его до окончательной отделки запа­ивают тугоплавкими припоями. Иногда пайку приходится про­изводить многократно.

Отбеленную пластину следует оксидировать и расчистить порошком пемзы, что подчеркнет выпуклые места и глубину фона.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных